Библия » Еврейский НЗ Комментарии Давида Стерна

Откровение 13 Откровение Йоханана 13 глава

1 и я увидел зверя, поднимающегося из моря, имевшего десять рогов и семь голов. На рогах его были десять царских корон, а на головах — богохульные имена. 2 3верь, которого я увидел, был похож на леопарда, лапы его — как у медведя, а пасть — как у льва. Ему отдал дракон свою силу, свой трон и великую власть. 3 Казалось, что одна из голов зверя была смертельно ранена, но его смертельная рана зажила, и вся земля в изумлении последовала за зверем. 4 Они поклонялись дракону, так как он передал свою власть зверю, и поклонялись зверю, говоря:"Кто подобен зверю? Кто может сразиться с ним?"

Кто подобен зверю? Эта литания, прославляющая зверя, является пародией на имя Михаэль (ивр: «Кто подобен Богу?»), который поразил дракона (12:7−9), и на песнь Моисея (см. 15:3 и ком.):

Кто подобен Тебе. Адонай, среди богов?
Кто подобен Тебе, великому в святости.

Вызывающему трепет в хвале, совершающему чудеса? (Исход 15:11)

Дракон передаёт свою власть зверю, но изначальный источник всякой власти — Бог (Исайя 45:6−7; Иов 1:12, 2:6).

Стихи 3−4. Вся земля в изумлении последовала за зверем. Они поклонялись ему, все, кроме верующих в Йешуа, чьи имена записаны в Книге Жизни (см. ком. к 20:12), принадлежащей Ягнёнку, Йешуа, закланному прежде сотворения мира (Бог запланировал его искупительную смерть до того, как создал мир; 5:6 и ком., Еф.1:3−12, Кол. 1:14−23).

5 Ему даны были уста, заносчиво произносящие богохульства, и дана была ему власть действовать сорок два месяца. 6 И он раскрыл уста для хулы на Бога, чтобы хулить Его имя и Его Шхину, и живущих на небесах;

И Его Шхину, и живущих на небесах, буквально "живущих в шатре на небе". См. ком. к 7:15.

7 ему было позволено вести войну со святым Божьим народом и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом, племенем, языком и народом. 8 Все живущие на земле поклонятся ему, кроме тех, чьи имена записаны в Книге Жизни, принадлежащей Ягнёнку, закланному прежде сотворения мира.

Все живущие на земле. См. ком. к 3:10. В Книге Жизни. См. ком. к 20:12.

Стихи 1−8. Данные стихи, а также 11:7 и 17:24 позволяют толковать эту главу в контексте Книги Даниила 7. Зверь, описанный здесь, объединяет в себе четырёх зверей Книги Даниила. Как и у дракона (12:3−4 и ком.), у него десять рогов и семь голов «четвёртого зверя» (ст. 1. Даниил 7:7). Однако, в отличие от дракона, этот зверь напоминает также льва, медведя и леопарда (ст. 2, Даниил 7:4−6). Он выходит из моря (ст. 1. Даниил 7:3), заносчиво произносит богохульства (ст. 5−6; Даниил 7:8, 20, 25), и у него есть власть действовать сорок два месяца (ст. 5. Даниил 7:25). Сам Даниил объясняет:

'Зверь четвёртый — четвёртое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать её. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трёх царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времён и полувремени. Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему. Здесь конец слова. (Даниил 7:23−27)

Многие учёные полагают, что это пророчество Даниила исполнилось в 168−164 гг. до н.э., когда царь Селевкидов Антиох IV действительно отменил «времена и закон», велел приносить свиней в жертву идолам на месте ежедневных жертвоприношений, и это было «мерзостью запустения» в Храме (Даниил 9:27, 11:31, 12:11), продолжавшейся три с половиной года (в течение «времени, времён и полу времени»), пока Маккавеи не отвоевали и не перепосвятили Храм. Память об этом событии увековечена в празднике Ханука (см. ком. к Йн. 10:22). Тем не менее, поскольку Йешуа повторил это пророчество два века спустя, вероятно, что последует и повторное его исполнение. См. 17:8 и ком.

В Танахе «рог» часто означает «царь». Многие отождествляют «иного царя», восставшего после десяти, со вторым зверем (ст. 11−12 и ком.).

Четыре зверя Книги Даниила — это четыре царства. Большинство учёных считают, что это Вавилон, Персия, Греция и Рим. Поскольку все эти царства относятся к античной истории, футуристы (см. ком. к 1:1) ожидают, что зверь из ст 1−8 будет либо возрождённой римской империей, либо нацией, заселяющей ту же территорию, либо нацией, в которой найдёт выражение жестокий и развращённый дух римской империи. К.И. Скоуфилд, придерживавшийся теории диспенсационализма, полагает, что голова со смертельной раной (ст. 3) — это возрождённая римская империя, которая сейчас «мертва», но которая оживёт ко всеобщему изумлению. Несколько лет назад «газетные толкователи» (ком. к 1:1) увидели исполнение пророчества в появлении десяти членов Европейского Экономического Сообщества. Тот факт, что ЕЭС теперь включает в себя более десяти стран-участниц, необязательно опровергает сам подход футуристов.

Нефутуристы иногда считают, что зверь — это иносказательное описание всей сатанинской мощи, направленной против Божьего народа на земле, особенно что касается правительственной власти (в отличие от власти религиозной).

9 Имеющие уши да услышат!

См. комментарий в начале второй главы.

10 "Кто обречён на плен, идёт в плен!
Кто [обречён] на смерть от меча, будет поражён мечом!" Именно тогда святой народ Божий должен будет проявить стойкость и доверие! 11 Затем я увидел другого зверя, выходящего из земли. У него было два рога, подобные рогам ягнёнка, но говорил он, как дракон. 12 Он действует перед ним со всей властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, тому, чья смертельная рана зажила.

Стихи 11−12. Другого зверя. Этот второй зверь — «лжепророк» (16:13, 19:20, 20:10) и «Анти-Мессия» (1 Йн 2:18). Поскольку он — пародия на истинного Мессию, у него два рога, подобные рогам ягнёнка (5:6 и ком). Это тот самый «человек, отступающий от Торы» (2 Фес. 2:3−10 и ком). Он исполнит пророчество Йешуа о том, что мерзость, порождающая опустошение, о которой сказано у пророка Даниэля, однажды будет стоять на месте Святилища восстановленного храма (Мат. 24:15, цитата из Книги Даниила 9:27, 11:31, 12:11). Это также «иной царь», который восстанет после десяти (Даниил 7:23−27, процитировано в ком. к ст. 1). Нефутуристы считают, что этот зверь символизирует организованную религию, поощряющую поклонение первому зверю.

13 Он совершает великие чудеса, и даже заставляет огонь сходить с небес на землю на глазах у народа. 14 Он вводит в заблуждение людей, живущих на земле, при помощи чудес, которые ему позволено совершать перед зверем, и говорит им, чтобы они сделали образ, чтящий зверя, который был поражён мечом, но ожил.

Стихи 13−14. В связи с чудесами, возникают два вопроса:

1) Бывают ли они вообще?

2) Если да, являются ли они знамениями от Бога?

Есть чудеса или нет, зависит от того, какое определение вы даёте чуду. Не входя в тонкости, я бы определил чудо как событие, выходящее за рамки обыденного, подразумевающее сверхъестественное вмешательство. Хотя это всего лишь перемещает неопределённость в область того, что означает «сверхъестественное вмешательство». Библия, большинство религий и многие нерелигиозные источники признают, что чудеса, определяемые подобным образом, действительно случаются.

Библия действительно рассматривает некоторые чудеса как знамения от Бога, но есть и такие, за которыми стоит демоническая сила. Таким образом, второй зверь вводит в заблуждение людей, живущих на земле, подобно тому, как придворные колдуны фараона обманом заставили его усомниться в силе Бога Израиля (Исход 7:11, 22; 8:7; в Новом Завете сравните Деят. 13:66−9, 16:16−18, 19:13−16). Тем не менее, Бог ограничивает Сатана и его бесов в их способности совершать чудеса (Иов 1:12, 2:6; Мат. 24:24), как и во дни Моисея (Исход 8:18−19, 9:11; см. также Второзаконие 18:9 и далее).

Огонь... с небес. Это подражание чуду, сотворённому Илией (4 Царств 1:10−13); сравните Лук. 9:54. Слово «огонь» появляется в Книге Откровения более двадцати раз, и почти всегда означает суд. Таким образом, зверь пародирует даже Божий суд.

15 Ему было позволено вложить дыхание в образ зверя, так, чтобы образ зверя мог говорить; он мог также велеть предавать смерти всякого, кто отказывался поклоняться образу зверя. 16 Кроме того, он силой принуждает всех — малых и великих, богатых и бедных, свободных и рабов — принимать знак на правую руку или на лоб, 17 так чтобы никто не мог покупать или продавать что-либо, если у него не было этого знака, то есть имени зверя или числа его имени.

Стихи 16−17. Знак на правую руку или на лоб. Сравните 20:4, где говорится «и», а не «или»: «тех, кто не поклонился зверю или его образу и не принял знак на лоб и на руку». Это выглядит как пародия на тфилин (см. ком. к Мат.23:5), который ортодоксальные и консервативные евреи надевают на руку и на лоб во время синагогального служения в послушание заповеди Книги Второзакония 6:8: «И навяжи их [Божьи мицвот] в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими».

Этот «знак зверя» (16:2, 19:20; также 14:9−11) также пародирует печать на лбах у ста сорока четырёх тысяч (7:2−3 и ком). Некоторые предполагают, что «знак» имеет отношение к компьютеризированной системе кредитных карточек или к опознавательным передатчикам, которые будут имплантированы в руку или лоб человека, или же к какому-нибудь другому изобретению эпохи высоких технологий. Независимо от того, истинны подобные предположения или относятся к области фантастики, знак этот указывает на время, когда религиозные элементы будут полностью контролировать экономическую сферу.

18 3десь и нужна мудрость; тот, кто понимает, должен сосчитать число зверя, ибо это число человека, и число это — 666.

Стихи 17−18. Число его имени. Как в иврите, так и в греческом языке каждая буква алфавита имеет числовое значение. Первые девять букв соответствуют цифрам от 1 до 9, следующие девять — десяткам, последние несколько букв — сотням. Число слова или имени является суммой числовых значений его букв.

В еврейской традиции гематрия (слово на иврите, образованное от греческого геометрия) — это система извлечения сод («скрытого смысла»; см. ком. к Мат. 2:15) из текста путём установления возможной связи между словами с одинаковыми числовыми значениями или словами, связанными друг с другом арифметически. Пример: в раввинской литературе Бог иногда называется словом «Место» (Маком). Почему это так, не ясно, поэтому гематрия объясняет это следующим образом: буквы имени ЙГВГ- йуд, гей, вав и гей — эквивалентны числам 10, 5, 6 и 5. Сумма квадратов этих четырех чисел равна 186. Она идентична числовому значению слова Маком — мем, куф, вав, нем (40+100+6+40).

Тот, кто понимает, должен сосчитать число зверя, ибо это число человека» и число это — 666. Эта фраза тревожила умы толкователей ещё больше, чем знак зверя. Кто этот зверь? Имя римского императора Нерона в некоторых своих формах имеет такое числовое значение; более того, в культе первого века ожидалось, что он воскреснет после смерти в 68 году н.э. Наполеон и другие исторические личности также выдвигались как кандидаты. Кроме того, если использовать другие языки и манипулировать числовыми соответствиями, тогда, как пишет Дж.Э. Лэдд: «С этими цифрами можно делать всё что угодно... Если А = 100, В = 101, С = 102, и т.д., имя Гитлер равно 666». Потому и нужна мудрость, чтобы оставаться бдительными, но не быть введёнными в заблуждение.

Число может быть символическим. Имя Мессии, по-гречески — Иесус, равно 888; 7 считается числом совершенства; тройное повторение символизирует абсолют (как в Книге Исайи 6:3: «Свят, свят, свят Адонай воинств»). Следовательно, 888 означает, что Йешуа абсолютно превосходит совершенство, а 666 означает, что зверь во всех аспектах ниже совершенства и потому является абсолютным воплощением несовершенства и зла.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Откровение Иоанна Богослова, 13 глава. Комментарии Давида Стерна.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

Откровение 13 глава в переводах:
Откровение 13 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Толкования Августина
  7. Новый Библейский Комментарий
  8. Лингвистический. Роджерс
  9. Комментарии Давида Стерна
  10. Библия говорит сегодня
  11. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.