Библия » Библия говорит Библия говорит сегодня

Откровение 13 Откровение 13 глава

5. ПЕPBOE ВИДЕНИЕ. ЗВЕРЬ ИЗ МОРЯ (13:1−10)

Когда на сцене появляются невообразимые звери, то реагируем мы на это явление в зависимости от нашего подхода к толкованию этих стихов. Но в данном случае нужно постараться понять, что все это означало для первых читателей Иоанна? Во всяком случае, их положение было намного выгоднее нашего — они хорошо знали апокалиптический стиль. Для них разговор о зверях и рогах не казался таким странным, как для нас. Более того, если предположить, что они хорошо знали Писание, то можно быть уверенным — их мысли немедленно обратились к великому апокалиптическому произведению Ветхого Завета — Книге Пророка Даниила. Как только зверь вышел из моря, они, без сомнения, стали говорить друг другу, во-первых: «Он похож на дракона, о котором мы сейчас слушали»; но, во-вторых: «Это еще напоминает одно из видений Даниила» (ст. 1−2).

Итак, семь голов и десять рогов дракона показали, что власть была присуща самому его естеству. Из всех свойств, присущих Богу, всемогущество является самым желанным для сатаны. И в Книге Пророка Даниила (гл. 7) объясняется, что звери — это четыре великих царя, или четыре великих империи: им власть и сила также присущи по самой их природе. Фактически, именно таким словом мы их и называем — «власти». Таким образом, когда мы видим зверя, чья власть обусловлена не богатством или влиянием, а формой правления («диадемы» и «престол»), объединяющей в себе все власти, о которых говорится в седьмой главе Книги Пророка Даниила, и чье влияние распространяется на весь мир (ст. 7), то в нем мы усматриваем принцип силовой политики, одним словом, — государство. Для Иоанна это означало, конечно. Римскую империю; но каждое последующее поколение христиан знакомо с каким-то ее эквивалентом. Прибегая к фразе, которая благодаря Авторизованной Версии вошла в английский разговорный язык, зверь из моря выступает в качестве «существующих властей» (Рим 13:1, АВ).

Но разве Павел не говорит нам, что власти установлены от Бога? Каким образом тогда они могут исходить от дьявола и быть настолько дьявольскими, что даже и по внешнему облику напоминать его (cт 1−2; 12:3)?

Павел, конечно, прав. «Ибо нет власти не от Бога» (Рим 13:1); именно Бог сотворил человеческий институт управления. Дьявол никогда ничего не творил. Он мог только извратить уже существующее. Будучи князем этого мира, он брал то, что Бог предназначил для благополучия человечества, и превращал его в орудие подавления. По Божьей воле должен быть закон и порядок. Дьявол делает так, что закон зачастую плох, а порядок становится тираническим. Он вкладывает в уста государства богохульство, оно провозглашает: «Я Бог» и требует от своих подданных полной и безусловной верности. Такой верности те, чьи имена записаны в книге Агнца, никогда не отдадут никому, кроме Христа. Они будут держаться принципа закона и порядка любой ценой, до какой бы степени его ни извращали, и они не поднимут меча, чтобы сбросить власть. «Кого возьмут в плен, тот пойдет в плен»; они не поднимут меча, чтобы свергнуть (угнетателя); в этом выражается «терпение и вера святых» (ст. 10). Но также не станут они поклоняться и государственным «святыням», их не введут в заблуждение разговоры о «патриотизме». Они не дадут государству «духовного благословения, которого оно столь сильно желает». Они сохраняют за собой право критиковать и постоянно проводить разграничительную линию между государством, должным образом функционирующим под властью Бога, и государством, незаконно присваивающим себе божественную власть.

Теперь поговорим о смертельной ране и ее исцелении (ст. 3). Это нам тоже знакомо. Для читателей того времени богохульства зверя означали претензии императоров на божественность, и в любую другую эпоху означали нечто подобное. С его «смертью и воскресением» ситуация аналогична. В те времена было широко распространено убеждение, что император Нерон после смерти возвратится (если не в своем собственном облике, то в облике кого-то из своих наследников).

Богохульства связаны с подобными убеждениями, но они также являются образцом чего-то, что можно усмотреть в области политики в любой исторический момент. Коммунист видит, что в одной стране его политическое кредо терпит провал или поражение, а в другой — воскресает. И он укрепляется в убеждении, что дело коммунизма бессмертно, что коммунизм — это правда: «Да здравствует истина, и она победит!» Одновременно с этим его крайне правый политический оппонент наблюдает, как то же самое происходит с фашизмом. Даже либеральные демократы (возможно, они в большей степени, чем кто-либо) убеждают людей возлагать свои упования на зверя. Их доводы основываются на чуде «воскресения» зверя. Каждый подлинный либерал знает, что тело Джона Брауна лежит, разлагаясь, в могиле, но его душа продолжает свой победный путь. Не бойтесь явной смертельной раны, ибо здравый смысл, демократия и человеческий дух не могут потерпеть поражения. Вот так и получается, что вся земля, дивясь, следует за зверем (ст. 3). Ведь каждый имел возможность убедиться, что ставшая для него идолом голова может умереть, но потом обязательно воскреснет. И всем тем, кто возлагает упование не на кровь Агнца, в итоге не на что надеяться, кроме как на какую-то человеческую систему. Именно ей либо прямо, либо косвенно, действиями, они святотатственно дают имя Бога; да, так происходит даже на традиционно христианском Западе. Там люди поклоняются, доверяют и отдают свое восхищение качествам человеческого духа, а не сотворившему его Богу.

Церкви не следует удивляться, если она страдает, когда начинает сомневаться в этих «основополагающих» допущениях и критиковать идеалы общества, в котором живет. Пророки Ваала говорили все «правильно» и ели за столом царицы; Илия говорил все «неправильно» и был изгнан в пустыню. Но именно Илия, а не представители официальной религии, стоял за истинную Церковь.

И сколько времени это будет продолжаться? Зверю позволено властвовать в течение сорока двух месяцев. Это те же «три с половиной года», в течение которых Божий город и внутренние дворы Его храма попираются ногами народов, а Церковь, тем не менее, выживает и продолжает проповедовать, несмотря на нападения (ст. 7). Таким образом, зверь из моря будет активно действовать на протяжении всей истории Церкви. Христианам в своих ежедневных столкновениях со злом всегда придется принимать во внимание состояние многих людей, которыми манипулирует дракон.

6. ВТОРОЕ ВИДЕНИЕ: ЗВЕРЬ, ВЫШЕДШИЙ ИЗ ЗЕМЛИ (13:11−17)

В стихах с 11 по 13 разъясняется, что собой представляет этот зверь, вышедший из земли. Он похож на агнца, но голос у него драконий. Он стоит перед первым зверем, ожидая его приказаний, готовый действовать по его приказу и говорить от его имени, — и это вновь напоминает нам Илию, который стоял перед Богом (3Цар 17:1). Деятельность этого зверя направлена на поклонение Богу, на религиозный аспект человеческой жизни; и он творит чудеса, например, низводит с неба огонь (снова подобно Илии, 3Цар 18). Внешнее сходство с Христом и сатанинское поведение, статус пророка, стремление нанести вред поклонению Богу, обращение к магическому — все это вместе взятое дает возможность сделать единственный вывод: речь идет о лжерелигии. Взаимоотношения между людьми и между человеком и Богом существуют по Божьему замыслу. Зверь из моря — это сатанински извращенное общество; а зверь из земли — это сатанински извращенное христианство.

На что из имевшего место в истории в течение последующих веков Иоанн мог бы указать, сказав при этом: «Да, это зверь из земли»? На какую-нибудь религию, которая тем или иным способом поощряла бы приверженность государству вместо приверженности Богу и добивалась бы этого сверхъестественными способами (ст. 12−14). Думается, что эти свойства характерны для двух различных, даже противоположных типов религии. С одной стороны, это церкви, работающие рука об руку с государством; они проповедуют политику сильных мира сего и возносят хвалу их «патриотическим» затеям. С другой стороны, это секты, которые доказывают свою «истинность» с помощью знамений. Это не только монтанисты, трясуны и заклинатели змей, но и мормоны, и свидетели Иеговы со своим поразительным усердием. Они привлекают к себе неверующих, потому что те начинают задаваться вопросом: «Так может, за всем этим в конце концов что-нибудь стоит?»

Но где зверь из земли, который соединяет в себе все эти свойства? Ведь «государственные» церкви, как правило, чудес не творят, а секты редко питают почтение к государству — некоторые вообще отказываются признавать его власть. Однако по зрелом размышлении обнаруживается, что любая церковь, которая не является церковью истинной, обладает определенными «сигнальными» характеристиками, выдающими ее истинную суть. Она способствует поклонению зверю из моря. И для этого ей совсем не обязательно выкрикивать националистические лозунги. Она тем или иным способом поощряет людей искать спасения не в благодати Христовой, а в какой-либо человеческой системе; и свидетели Иеговы, при всей своей независимости от формальной системы, известной как «государство», способствует ложной приверженности с ничуть не меньшим успехом, чем когда-то это делала церковь в Константине. С другой стороны, способы извращения, к которым прибегают государственные церкви и различные секты, в одинаковой мере сверхъестественны. В сектах — чудесные исцеления и поражающая воображение фанатичность, а в церквях — магия ритуала и эмоции. Другими словами, когда зверь говорит, то он заставляет людей произносить: «Эта религия настолько впечатляюща, что мы готовы доверить свое спасение любой системе, на которую она нам укажет».

Однако религия — это слишком узкое определение второго зверя. Выражаясь современным языком, он — идеология, будь это идеология религиозная, философская или политическая. Именно идеология «вдыхает жизнь» в любую человеческую общественную структуру, организованную независимо от Бога. Он есть призыв, «лозунг», знамя. Когда в 19:20 о нем говорится как о лжепророке, необходимо обратиться к отрывку о лжепророчестве во Второзаконии, там мы найдем предостережение. Оно, несмотря на религиозный язык, применимо к идеологии любого рода: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им»: То не слушай слов пророка сего» (Втор 13:1−3).

Но благодаря таким обманчивым призывам «образ зверя» (к примеру, первого зверя — «системы») обретает кажущуюся самостоятельную жизнь, вне которой человек, якобы, не может выжить. И подобно тому, как принадлежность Божьих людей Богу подтверждается невидимой печатью Духа (7:3), так и мистическая отметина зверя стоит на тех, кто продался системе.

Истинный Агнец также дает знамение, чтобы привести людей к принятию спасения. Именно по этой причине сатанинские призывы ложного агнца обольщают с таким успехом. Но истинное знамение — это Он Сам, собственная жизнь Христа, ныне воплощающаяся в Его Церкви. И истинное спасение, на которое оно указывает — также Он Сам, живой Христос. Все другие знамения и системы — от зверя.

7. ЧИСЛО ЗВЕРЯ (13:18)

Что означает число зверя? Масса чернил истрачена теми, кто пытался разрешить этот захватывающий, и все же зачастую уводящий в сторону вопрос. Говорят, что это число обозначает Нерона, Калигулу, или Домициана, или всех кесарей в целом, или Римскую империю. Все вышеприведенные варианты основаны на факте, что в греческом и еврейском языках, так же, как и на латыни, числительные обозначались буквами алфавита. Поэтому имена можно было выразить в цифрах. В результате числовые значения различных имен можно было сложить и получить в сумме 666 Ч К примеру, qsr пгдп (еврейское написание «Кесарь Нерон») укладывается в это число — 100 + 60 + 200 и 50 + + 200 + 6 + 50.

Мы считаем, что все эти ответы неправильны, потому что сам вопрос поставлен неверно. Число не имеет отношения ни к конкретной личности, ни к системе. Оно просто символизирует зверя.

Километры комментариев, посвященные попыткам разобраться в значении числа, сильно отдают, как мы уже сказали, библиотечной затхлостью. Мы имели возможность ощутить этот запах, разбирая 8:1−2, два стиха, которые даже в самом точном из всех английских переводов, Пересмотренной Версии, объединены в один абзац, что искажает смысл и вводит читателя в заблуждение. Наш друг, комментатор, сидит за своим столом, загипнотизированный видом печатной страницы, и размышляет: «Когда Агнец снял седьмую печать, на небесах царило безмолвие на протяжении примерно получаса. Затем я увидел семерых ангелов, стоящих перед Богом, и им было дано семь труб». Далее он начинает объяснять, каким образом трубы следуют непосредственно за снятием седьмой печати или даже каким образом трубы издают свои предостерегающие звуки одновременно с этим событием. Далее он объясняет, что ангелы, вероятно, собираются во время этого безмолвного получаса, и так далее, и тому подобное. Попытайся он взглянуть на события глазами Иоанна или воспринять повествование так, как его воспринимали христиане семи церквей, — и результат был бы несколько иным. Шесть печатей были сняты; затем, с седьмой печатью, следует получасовой интервал. В течение этого интервала Иоанн, безусловно, размышлял о том, что он видел и слышал до этого момента. Вполне вероятно, что то же самое происходило и во время чтения его послания на собрании церкви в Асии. Вот зачитывается отрывок, описывающий снятие седьмой печати, — и среди слушателей также воцаряется молчание. Община очарована славными чудесами главы 7, а описание труб откладывается до следующего воскресного чтения. Но наш библиотечный комментатор продолжает укрепляться в своем ложном убеждении (в котором его необъяснимым образом поддерживают переводы), в то время как полчаса молчаливых раздумий между 8:1 и 8:2 были бы несравненно полезнее как для него, так и для читателей его комментариев.

Через некоторое время мы попытаемся таким же образом подойти к 13:18. Прежде чем сделать это, мы рассмотрим фразу: «Это число человеческое» или «Это число человека» (ПВ). Павел использует аналогичный оборот несколько раз (Рим 3:5; 1Кор 9:8; 1Кор 15:32; Гал 3:15), иллюстрируя очередную духовную истину с помощью аналогии из человеческого опыта. Мы уже заметили, что и Иоанн делает то же самое в отношении времен и чисел. Один пример — это продолжительность эпохи Церкви. Иисус уже говорил, что только один Бог знает, сколько времени пройдет между Его Первым и Вторым пришествиями; «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф 24:36). «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян 1:7). Фактическое количество лет известно Богу, но это не должен знать человек. Тем не менее людям — читателям Откровения, число дано, будучи своего рода кодом: три с половиной года = 42 месяцам = 1260 дням = продолжительности церковной эпохи. Возможно, это число сочли подходящим «человеческим» числом, потому что оно соответствовало времени служения Христа. Если считать, что между Его крещением и вознесением прошло немногим более трех лет, тогда «три с лишком года», или три с половиной года, — отличный символ для обозначения периода между «крещением» Церкви в день Пятидесятницы и ее вознесением при возвращении Господа.

Другой пример — число Божьих людей. Фактическое количество остается тайной, «божественной» тайной: ибо только Господь «познал Своих» (2Тим 2:19), а когда была показана вся Церковь, то это была буквально не поддающаяся исчислению толпа (7:9). Но для удобства читателей — людей — дано кодовое число: 144 000.

Третий пример можно найти в 21:17. Там измеряются стены небесного города (вероятно, толщина, а не высота). Эта мера равняется 144 локтям. Это может быть только тем, чем оно и названо — «мерой человеческой». Ибо если продолжительность существования Церкви и число ее членов еще можно выразить в человеческих терминах, то измерения небесного Иерусалима настолько «неземные», что просто не поддаются нашим измерениям или вычислениям. Так что человеческая мера приводится исключительно для того, чтобы помочь нам вообразить нечто абсолютно невообразимое.

Подходить к числу зверя с каких-либо других позиций — абсолютно неверно. Символами Церкви являются образы (старцы, жена, свидетели), а также число (144 000). Символами церковной эпохи тоже являются образы (жена спасается, свидетели проповедуют, народы заполняют собой Иерусалим) и число (три с половиной года). Лжерелигия символизируется образом зверя из земли и числом 666. Число 666 не означает Нерона, Калигулу или Рим. Оно обозначает просто зверя — лжерелигию.

Именно это и говорит Иоанн. А наш комментатор одним махом прочитывает 13:18 — разве это не один стих? — и истолковывает весь стих целиком как постановку проблемы: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (даже точка с запятой стоят перед последней частью предложения, там, где в греческом первоисточнике стоит точка). Он предполагает, что весь стих это задачка, исходный пункт которой — число 666. Требуется решить, какой смысл вкладывается в число 666. И он пускается в торжественную дискуссию по поводу Нерона и прочих. Но Иоанн не говорит: «Определи значение числа», он говорит: «Сочти число». Его вопрос полностью формулируется и заканчивается словами «число человеческое». Все остальное — ответ. Задача: какое число, по нашему мнению, может символизировать лжерелигию? Ответ: 666.

Итак, давайте перефразируем этот стих, попробуем воспринять его так, как его, возможно, воспринимали первые слушатели. «Пусть тот, кто имеет мудрость, сочтет число зверя — «человеческое» число. Это число — символ, подобный тем, которые обозначают Церковь и церковную эпоху. Что мы могли бы предположить? «Может быть, это должно быть нечто, что пытается выглядеть подобно истине, при этом истиной не являясь?» «Число, больше всего приближающееся к совершенству, но не достигающее его?» «И если символом основной истины является семерка, то, возможно, самым подходящим символом для лжерелигии будет число шесть?» Это было бы очень уместно. Возможно, поскольку зверь в своей деятельности постоянно не достигает успеха, то Иоанн записывает не просто 6, а 666. Может быть, это и не вполне так. Но думается, что такой подход больше соответствует общей символике Откровения, чем смелые полеты фантазии нашего комментатора.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Майкла Уилкока на Откровение Иоанна, 13 глава. Библия говорит сегодня.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

Откровение 13 глава в переводах:
Откровение 13 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Толкования Августина
  7. Новый Библейский Комментарий
  8. Лингвистический. Роджерс
  9. Комментарии Давида Стерна
  10. Библия говорит сегодня
  11. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.