Библия » Библия говорит сегодня

Откровение 22 глава

4. ТРЕТЬЕ ОТКРОВЕНИЕ: ОБНОВЛЕННЫЙ БОЖИЙ МИР (22:1-5)

Теперь одна за другой пошли реминисценции из всей Библии. Появление источника воды жизни предвидели три израильских пророка: Иоиль, пророчествовавший до изгнания (3:18), Иезекииль – во время изгнания (47:1-9) и Захария – после него (14:8). Эта дивная река течет, по сути, сквозь все Писание. Она питает набожную жизнь ветхозаветных святых (Пс 1:1-3; Иер 17:7,8). Наш Господь говорит о ней, как о дарующем жизнь Духе, Который можно получить только у Него (Ин 4:14; 7:37-39). Видение Иезекииля действительно в некоторых своих деталях напоминает видение Иоанна, В нем он также видит и дерево, и реку: «У потока по берегам его с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание» (47:12).

Но наиболее существенна параллель с первыми главами Бытия. Через все шестьдесят шесть книг Библии красной нитью проходят одни и те же основные идеи. Поэтому третье небесное откровение здесь, в сцене 8, представляет собой резюме библейского учения о сотворении. Заглавие, данно& ему в конце сцены 7, таково: «Ибо прежнее прошло... се, творю все новое» (21:4,5). Это относится к тому, что Иисус назвал «пакибытием» (Мф 19:28). Буквально фраза переводится как «новое бытие». В первой главе Библии описано, как Бог творил мир; последняя показывает, как Он переделает его. Все творение и в своем нынешнем, и в будущем состоянии представляет собой огромный организм, жизнь которому дает Бог, ибо поток течет «от престола Бога и Агнца» и далее – «среди улицы его (города)». Обратите внимание, что Дух исходит от Отца и Сына, и Сын Своей властью не только создает все, но также и поддерживает существование всего: «И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол 1:17). Таким образом реки и деревья Бытия появляются вновь в виде живой воды и вечно плодоносящих деревьев (ст. 1,2).

Опыт человеческой истории добавил к изначальной простоте картины, нарисованной в Бытии, два элемента. Вместо просто сада теперь мы видим сложную структуру города-сада: Ева, «мать всех живущих» (Быт 3:20), стала, по Божьему замыслу, прародительницей великого сообщества народов. И второе различие состоит в том, что замыслы сатаны также усложнились. Человеческий род проклят и теперь нуждается в исцелении. Вот почему возникла необходимость переделывать изначальное творение.

Но теперь, когда Христос устранил проклятие, новое творение в конце концов станет таким, каким оно задумано: престол в центре всего и люди Божьи видят Его и служат Ему. Они запечатлены Его именем и будут царствовать вместе с Ним весь непреходящий день.

5. ЧЕТВЕРТОЕ ОТКРОВЕНИЕ: БОЖЬЕ СЛОВО ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ (22:6-10)

Заглавие всей книги в целом – «Откровение»; мы с помощью этого слова описываем каждый из семи разделов ее последней сцены; а темой данного отрывка, то есть четвертого раздела, становится само «откровение». В нем развивается учение о том, как Бог открывает Себя людям. Кратко это учение было сформулировано в конце сцены 7: «Напиши; ибо слова сии истинны и верны» (21: вторая часть стиха 5). Здесь ее смысл раскрывается. Из нее мы можем многое узнать о методе, с помощью которого Бог дает людям возможность узнать Его, о сущности такого откровения и о способе подтверждения его.

Его метод всегда заключался в том, что Он выбирал определенных людей и через них передавал сообщения о Себе. Главным образом, конечно, Он открывался через Своего Сына (Евр 1:2). Но до кратких лет Воплощения Его посланниками были «святые пророки», а после них – «славные апостолы». Открывающий Себя Господь является (стих 6 не оставляет никаких сомнений по этому поводу) «Богом духов» этих людей. Божественная сила владела их умами и сердцами. Мы ни в коей мере не отрицаем момент импровизации, который вносили в пророческие произведения литературное мастерство и человеческий темперамент. Однако мы стоим на том, что их «сообщения» в точности соответствовали^ божественным истинам, которые Бог передавал через них.

В данном отрывке речь идет о том, «чему надлежит быть вскоре». Здесь мы видим еще одно звено, связывающее его с началом книги. Разбирая его, мы убедились, что слово «вскоре» употреблялось по отношению к тем событиям, которые во времена Даниила были вопросом далекого будущего, а там они «приближались» к нам, попадая непосредственно в поле нашего зрения. Но на протяжении всего Писания, это также относится и к пророчествам Даниила, в Божьей вести всегда говорилось о том, что должно иметь место вскоре, а по сути – сейчас. Ведь и слово, которое переводится как «вскоре» в первоисточнике может означать или «через короткое время», или «быстро, сразу, без отсрочек» (АГ). Пророчество обращено ко мне, оно говорит мне о том, что я должен делать сегодня, о чем я должен думать и какие планы я должен строить на завтра. «Во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе» (2Кор 6:2). Центром этой божественной «безотлагательности» вновь является Христос: Он был чистейшим образцом Божьего метода передачи откровений через избранных посланников, и Он же является самой сутью этих откровений. Вскоре случится то, что вскоре придет Сын. В 1 Послании Коринфянам 16:22 мы находим одну из самых старых молитв христианской церкви. Она называется «Маран-афа» (АВ), что переводится как «Господь наш грядет». Произносящий молитву ждет телесного возвращения Христа на эту землю и хочет также, чтобы Он пришел в нашу теперешнюю жизнь как Спаситель и Господь; чтобы Он пришел «вскоре» – сегодня, в этот самый час.

Это само по себе подтверждает ценность самораскрытия Бога. Знание Его, которое приходит к нам через «пророчества книги сей», а также через всю Библию в целом, не может не стать для нас благословением. И благословение это – знание Бога во Христе, которое дается «соблюдающим» слова пророчества. Слово, переведенное здесь как «соблюдающий», часто встречается в Евангелии от Иоанна. Оно означает «исполнять закон, следовать учению» (АГ). Следовательно, внимательное и смиренное изучение Писания, а также его последней книги, суммирующей изложенное в нем, поражает не ум, набитый знаниями, а дух, пробужденный к жизни.

О ценности этой вести свидетельствует особенность повествования. Давайте вновь постараемся поставить себя на место Иоанна. Мы слышим голос – очевидно, это тот же самый голос, который раздавался все время. Он говорит: «Се, гряду скоро... Смотри, не делай сего (не поклоняйся мне); ибо я – сослужитель тебе... Се, гряду скоро... Я Иисус» (ст. 7,9,12,16). Раз он отказывается принимать поклонение Иоанна, значит, он – ангел? Или это божественный Иисус, принимающий подобное поклонение? В сцене 8 содержится один из самых поразительных случаев «сдвигов фокуса», которые мы уже наблюдали в повествовании Иоанна. Мы сталкивались с аналогичными случаями в целом ряде мест ранее. Но здесь, как и следует ожидать от сцены, в которой Божий свет светит ярче всего, действительно очень трудно разобрать, которое из ослепительных действующих лиц говорит в каждый данный конкретный момент. В отношении Слова Божьего это значит, что хотя ангел и Христос являются разными личностями, но несут они нам одну и ту же весть. Благодаря очень образному, данному в первых стихах книги объяснению, мы ясно понимаем это. Там сказано, что откровение было дано Богом Христу, затем Христом – ангелу, ангелом – Иоанну, а Иоанном – нам. Причем ни на одном из этапов оно не утратило своего божественного авторитета. Так что сказанное Иоанном есть сказанное Богом. Таково классическое учение о богодухновеннос-ти всего Писания в целом. Это еще раз подтверждает, что книга Иоанна задумана как итог всего остального, а не как дополнение к нему.

6. ПЯТОЕ ОТКРОВЕНИЕ: БОЖЬЯ РАБОТА ЗАВЕРШЕНА (22:11-15)

Заглавие, данное этому разделу в сцене 7, является узелком, завязанным на дальнем конце еще одной нити, которая проходит через все Писание. В Эдеме была завершена работа творения (Быт 2:1,2); на Голгофе был завершен подвиг искупления (Ин 19:30); в Раю Божий голос наконец скажет о труде Бога в целом: «Совершилось!» (21:6). В рассматриваемом нами отрывке содержится резюме библейской эсхатологической доктрины – учения о конечных судьбах мира и человека; в нем говорится о состоянии Божьего творения в финале. В это состояние его приведет Христос, Который еще раз подтверждает Свою божественность, называя Себя «Алфой и Омегой», началом и концом; а в 21:6 мы видим, что эти титулы принадлежат Богу.

В стихе 11 подводится итог участи человечества. Английский перевод не передает в полной мере силу этих слов. Стих производит впечатление наставления («Будь плохим», «Будь хорошим») или разрешения («Тебе позволено быть плохим (или хорошим)»; но мы ближе всего к греческому тексту Иоанна, когда воспринимаем его как заявление или декларацию. Здесь Отк 22 вновь перекликается с первой главой Бытия, которая проясняет для нас смысл этого отрывка, поскольку в обоих местах Бог прибегает к одной и той же форме глагола1.

Подобно тому, как в начале божественное Слово сказало: «Да будет свет», и стал свет, так же и в конце то же самое Слово произнесет властно и определенно: «Да будет этот человек зол, а этот свят»; и будет так, отныне и навеки. Эти слова означают «статичность, неизменяемость состояния», в котором окажутся как добрые, так и злые. Настанет «время, когда изменение станет невозможным – когда больше не предоставится возможности для покаяния, с одной стороны, или для отступничества – с другой».

Если, следовательно, «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр 9:27) и если суд – это конец, который вводит в это перманентное состояние праведности или неправедности, то это значит, что у нас не будет никаких оснований надеяться на какой-либо «второй шанc или перевоплощение, и мы должны всерьез относиться к этой жизни как к единственной возможности изменить сердце; а с другой стороны, нам не надо бояться, что небеса, однажды полученные, когда-либо будут вновь утрачены.

Стих 12 подчеркивает эти моменты и показывает, от чего зависит исход. Окончательное состояние напрямую связано с нынешней жизнью: оно станет для каждого человека воздаянием за все, совершенное им здесь. И это воздаяние принадлежит Христу, поскольку «все, сделанное им», означает на деле «все, что он сделал вместе с Христом», и «все, что он позволил Христу сделать через него». Этот критерий, который миллионы людей забывают или игнорируют, будет ьосстановлен в день суда, ибо он есть последний и первый – конец и начало.

Стихи 14 и 15 ясно показывают, кто будет внутри города, а кто останется снаружи. Тем, чей характер и поведение злы («псы» – парии трущоб восточного города – символизируют всех нечистых), на этом основании доступ в город закрыт. Но допущенные в него были допущены не на основании собственных хороших качеств. Благословение принадлежит им единственно потому, что они омыли свои одежды – «убелили их», как было сказано Иоанну в 7:14, «кровию Агнца». Зная, что они были очищены распятым Христом, они «имеют право на дерево жизни». То, что было запрещено первому человеку, теперь находится в распоряжении человека нового. Это подводит итог под всем сказанным о стихе 11: все сделано, чтобы человек «взял от дерева жизни, и вкусил, и жил вечно» (Быт 3:22).

7. ШЕСТОЕ ОТКРОВЕНИЕ: ПОСЛЕДНЕЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ БОГА (22:16,17)

В первых пять разделах этой сцены подводятся итоги учений о Церкви, Евангелии, сотворении, откровении и конце света. Конец книги представляет собой, по меткому выражению Глэссона, «победоносный финал Библии; словно бы композитор соединил все темы своей симфонии в последнем восхитительном аккорде»'. И теперь, в шестом разделе, вся явленная Богом истина кристаллизуется в двух стихах. Давид, величайший из израильских царей, символизирует славу Израиля; но в гораздо большей степени символизирует ее Иисус. Он не только «еще более великий сын великого Давида», но также и Господь и Царь нового Израиля. И для Давида Он тоже Господь; Он «Отец вечности» Исайи; прежде чем Авраам был, Он есть; Он действительно прежде всего (Мф 22:41 и далее; Ис 9:6; Ин 8:58; Кол 1:17). В двух словах, Он есть «корень и потомок Давида», одновременно и его предок, и потомок, если добавить еще одну пару всеобъемлющих титулов к тем, которые приведены в стихе 13. Он охватывает Собой всю историю.

Затем, как «звезда светлая и утренняя», Он возвещает рассвет вечности. Он говорит нам, что эта жизнь только прелюдия к реальной жизни в грядущем мире; и посылая Своего ангела с этим свидетельством, Он показывает любовь, могущество и мудрость Бога, Который хочет открыть его Своим творениям.

Этот замысел божественной истины, охватывающий время и вечность и возвещающий себя людям, обязательно будет осуществлен. Ибо все, чей слух открыт для него, откликаются и приветствуют пришествие Христа. То есть невеста – Церковь – приветствует своего Жениха, потому что Дух, помогающий ей молиться (Рим 8:26 и далее), молится о том же.

Жаждет ли читатель получить эт> благословение? Желает ли он быть включенным в этот славный замысел спасения? Это вода жизни, и ее можно брать даром, если только он, со своей стороны, готов встретить Христа, прийти к Нему и принять благословение.

8. СЕДЬМОЕ ОТКРОВЕНИЕ: ПОСЛЕДНЕЕ ПРОКЛЯТИЕ БОГА (22:18,19)

Если человек, читая Откровение, напрягает все силы ума и сердца и при этом молится, то тогда он не воспримет эти стихи поверхностно. Внесение изменений в текст последней книги Библии – несущественный вопрос в сравнении с грехом, который она осуждает. Ибо если (а это, по всей видимости, так) все библейское откровение суммировано в этой книге, и в особенности в последней сцене, а в особо концентрированной форме – в стихах 16 и 17, то, конечно, мы не смеем ни добавлять что-то к этому, ни отнимать. В таком случае мы искажали бы или скрывали само Евангелие. И добавляемся угроза язв, и отнимается жизнь так реагирует Бог на подобное бесцеремонное обращение с Его вестью. Все это не напыщенные слова, а спокойная и рассудительная констатация факта. Ибо если мы считаем, что сказанного Богом в Его книге недостаточно для спасения и что нам надо внести от себя некоторые добавления, что некоторые из предъявляемых к нам Божьих требований чрезмерны и их можно не соблюдать, – тогда мы не только заявляем, что знаем лучше, чем Он, мы (и это несравненно хуже) поступаем так, словно это соответствует действительности. Грубость Он может простить; но слепое своеволие есть грех против Святого Духа. О тех, кто пытается подогнать Евангелие под себя и которых за это постигает проклятие, будет сказано, что они сами навлекли на себя беду. И это станет ужасающей правдой.

22:20-21 Эпилог. КНИГА, БЕЗ КОТОРОЙ МОЖНО ОБОЙТИСЬ

«До самого конца мы должны всегда помнить превосходящую разумение великую любовь нашего Господа и единственного Спасителя, умершего за нас, Иисуса Христа, и бесчисленные благословения, которые благодаря пролитию Его драгоценной крови мы получили; Он установил и учредил святые таинства как залог Своей любви и для того, чтобы мы снова и снова вспоминали Его смерть для своего великого и бесконечного утешения».

Так сказано в молитвеннике о причастии; Христос также установил крещение. Крещение – это тоже залог, знамение и печать, которое свидетельствует о начале христианской жизни и ее продолжении.

Мы совершаем оба этих таинства, исполняя повеление Христа, ибо церковь должна соблюдать то, что говорит ее Господь. В Евангелии от Ин 3:7 используется похожее слово, здесь сказано: «Должно вам родиться свыше», но мы отдаем себе отчет в том, что в это слово вкладывается иное значение. Новое рождение – это непременное условие', без него мы погибаем. Нигде не говорится, что что-то подобное может произойти при несоблюдении таинств. Христос ясно дает понять, что вечная жизнь зависит от прихода к Нему, не к Его таинствам. Надо прийти, услышать, покаяться, уверовать. Но хотя участь человека и зависит от внутреннего состояния его души, все же Бог заповедовал и соблюдение внешних обрядов. Мы «должны» покаяться и уверовать, потому что это необходимо. Мы «должны» креститься и причащаться, потому что это наша обязанность.

Эти прекрасные слова – залог Его любви мы можем отнести и к Книге Откровения. В процессе анализа мы неоднократно подчеркивали, что в этой книге не содержится ничего принципиально нового, нет никакой истины, которую невозможно было бы найти где-то еще в Библии. Это подтверждается одной фразой, содержащейся в предпоследнем стихе последней главы: «Свидетельствующий сие». Из контекста ясно, что речь идет об Иисусе Христе. С этой фразой перекликается другая, она находится во втором стихе первой главы. Там речь идет о «свидетельстве Иисуса». Здесь использован родительный падеж: то есть, Сам Иисус несет свидетельство, а не кто-то другой свидетельствует. Иисус свидетельствует об истинах Откровения. Нам было дано понять, что вся книга есть весть, данная Отцом Сыну, чтобы Он, через Ангела, сообщил ее Иоанну и чтобы Иоанн, в свою очередь, передал ее Церкви (1:1,2; 22:6). Но как мы убедились, изучая пролог, слово Божье и свидетельство Иисуса были не только великой драмой, которую Иоанну предстояло увидеть на Патмосе (1:2). Собственно говоря, причиной его пребывания на острове послужила его верность слову и свидетельству, ибо он уже принял их. И действительно, уже во время страстей Господних Иисус мог, обращаясь в молитве к Отцу, сказать о Своих Апостолах: «Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им» (Ин 17:8). И все, что они узнали от Него после Его воскресения и от Святого Духа после Пятидесятницы, было не более чем объяснением того, что уже было передано им (Лк 24:44-48; Ин 14:26). Нигде в Новом Завете нельзя найти какие-либо намеки на то, что Евангелие, к середине первого века проповеданное по всему римскому миру, было неполным, – что слово и свидетельство, известные Иоанну еще до того, как он попал на Патмос, имели какие-то пробелы, которые Откровение должно было заполнить.

Нет; с этой точки зрения Откровение излишне. Шестьдесят пять книг от Бытия до Послания к Евреям содержат в себе Евангелие, достаточное, чтобы спасти мир. Для чего тогда нужна шестьдесят шестая?

Ответ содержится в той же самой фразе: слово и свидетельство. Ибо это Иоанн уже знал; но это же самое ему вновь и вновь показывалось на Патмосе. Его великое видение стало последним и величайшим повторением образцов. И когда мы спрашиваем, почему уже завершенное Божье откровение нуждается в этой последней переформулировке, то ответ на этот вопрос можно найти в сравнении, которое мы уже начали проводить. Мы знаем, что были омыты от своих грехов, мы знаем, что благодаря кресту можем получать очищение ежедневно; мы должны знать эти вещи, если хотим иметь вечную жизнь. Мы не «должны» соблюдать таинства – мы можем быть спасены без них. Но кто захочет относиться с неуважением к этим «залогам Его любви», ведь посредством их Он в живой и драматической форме делает для нас реальными те истины, которые мы уже знаем.

Откровение также есть «залог Его любви». Мы можем обойтись без него; оно не говорит нам ничего такого, чего нельзя найти в каком-нибудь другом месте Писания. Но Иисус дал нам его в качестве таинства воображения, чтобы ускорить сердцебиение нашей души и заставить ее гореть истинами Евангелия, которое мы слишком часто принимаем как нечто само собой разумеющееся.

ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА (22:20-21).

Это завершающее приветствие обращено ко всем Божьим людям по всему лицу земли. И когда мы закрываем книгу (не только Откровение, но все Писание), то перед нашим внутренним взором предстает сияющий образ Господа Иисуса. Этот образ имеет тройной смысл, напоминая нам, что Он «вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр 13:8). Во-первых, Он «свидетель верный» (1:5; 3:14). Он свидетельствует об истине, которая была явлена Иоанну, и тем самым подтверждает подлинность всего послания. Фундаментом этого послания является Ветхий Завет, а увенчивается оно Новым. Его начало находится в тени Закона, а конец ярко озарен светом Евангелия. Все «это» Он засвидетельствовал. Таким образом, Откровение Иоанна завершает собой канон Писания. Отныне он завершен, завершено Писание, слово Божье и свидетельство Иисуса.

Он также Грядущий; Он обещает это, и Церковь радуется Его обещанию. Тот, Кто в те далекие дни провозгласил весть о спасении, скоро вернется, чтобы завершить работу и забрать Своих искупленных святых в небесный дом.

А пока этого не произошло, Он дарует благодать, которая вселяет новые силы и радость в Его исполненных ожидания людей. Благодать напоминает им и о действенной силе вести, которую они услышали, и о надеждах, исполнения которых они с нетерпением ожидают. Эта благодать, освежающий напиток в тяжкие времена, доступна каждому человеку, который готов принять в сердце не только эти двадцать две главы, но также и все «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим... Блажен читающий» (1:1,3).

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Баркли на Откровение Иоанна, 22 глава

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.


2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.