Библия » Библия говорит сегодня

Откровение 7 глава

8. И ВСЕ ЖЕ ЦЕРКОВЬ УНИЧТОЖИТЬ НЕВОЗМОЖНО! (7:1-17)

а. Запечатление: когда? (ст. 1-3)

«И после сего», после событий главы 6, следуют события главы 7. Так ли это? Опасно предполагать, что порядок, в котором Иоанн их описывает, соответствует порядку, в котором они будут происходить; и здесь мы имеем примечательный пример такой опасности. Ибо глава 6, без сомнения, описывает то, что «вредит земле», в то время как «после сего» перед нами предстоит видение еще не поврежденной земли (7:3). Глава 7 может следовать за главой 6 в видениях Иоанна, но не похоже, чтобы таков был и фактический порядок событий. Не потребуется много усилий, чтобы найти тонкие различия между главами и прийти к следующему выводу: в согласии с неким таинственным порядком событий, сначала человечество будет страдать (глава 6), затем Церковь будет запечатлена, и затем уже последует «вред», наносимый неодушевленному творению, -земле, и морю, и деревьям. Ибо печать 6, которой завершается глава 6, – наиболее примечательная деталь этой сцены. За ее снятием следуют события, сопровождающие приход Христа; с Его Вторым пришествием история мира заканчивается; после этого земле уже не будет наноситься никакого вреда – поскольку не будет земли, которой можно вредить.

Таким образом, нам вновь приходится вернуться к простым словам, сказанным в 7:1. Иоанн не говорит: «После снятия шести печатей с книги следует запечат-ление рабов Божьих, а после этого наносится вред земле». Он говорит: «После снятия шести печатей я видел...» Мы уже достаточно часто встречались с тем, как Иоанн заново наводит «резкость своего бинокля», то же самое происходит и сейчас – резкость снова меняется. Что открыли нам шесть печатей? Фактически, они явили пугающую картину всеохватывающего вреда, нанесенного земле, символом которого является ужасный всадник. В главе 7 резкость увеличивается, видимая нами плоскость приближается к Богу. Там, где раньше мы видели четырех всадников, слыша при этом туманный намек на полученное ими от Бога позволение выехать, теперь мы видим четыре ветра, имеющих власть вредить земле, но удерживаемых четырьмя ангелами Божьими. Это новый взгляд на уже известное, и аналогичные видения из пророчества Исайи подкрепляют такую точку зрения. В этих видениях четыре влекомые конями колесницы связываются с четырьмя ветрами Божьими (Зах 6:1-5). Но затем в наше сознание входит следующая истина: благодаря Божьему контролю над всадниками/ветрами Его Церковь была запечатлена и обезопасена еще до их появления.

В Ветхом Завете, в Книге пророка Иезекииля, имеется параллельное этому место. Там человеку, «одетому в льняную одежду», сказано «сделать знак на челах» людей, сохранивших верность, прежде чем шесть «карателей города» поразят их «губительным орудием» Его гнева (9:1-4). В Новом Завете объяснение этому дает Павел в своем Послании к Ефесянам 1:13 и далее. Мы были запечатлены обещанным Святым Духом, когда впервые возложили свое упование на Христа. С этого момента и далее, наша окончательная сохранность гарантирована. Поэтому, когда начинают дуть иссушающие ветры, то раб Божий оказывается неподвластным их губительному влиянию, поскольку уже заранее был запечатлен. Всадники выезжают, чтобы творить разрушения; но Церковь уничтожить невозможно.

б. Запечатление: кто будет запечатлен? (ст. 4-12)

По поводу этих стихов было много споров. Кто эти 144.000 из стиха 4, кто эти бесчисленные толпы из стиха 9, и как они между собой связаны? Но эта головоломка менее трудна, чем может показаться. В стихе 3 нам говорится, кто подлежит запечатлению: Божьи рабы. У нас нет никаких оснований, чтобы каким-то образом ограничивать их круг. Все рабы Божьи, как ветхозаветные, так и новозаветные, все верующие люди, запечатлены (Рим 4:11; Еф 1:13 и далее). Если мы -Его рабы, то к нам это относится в той же мере, что и ко всем остальным (1:1). Мы тоже запечатлены.

Но если это так, то почему в стихе 4 запечатленные описываются как 144.000 израильтян! Это описание породило массу теорий, столь же диких, сколь и ненужных. Простой факт состоит в том, что если мы Божьи рабы, то мы были запечатлены. Если далее сказано, что нас 144.000, хотя мы прекрасно знаем, что нас миллионы, то следует предположить, что это число является еще одним символическим числом Откровения. И действительно, оно выглядит слишком стилизованным, подозрительно ровным и «причесанным», чтобы являться чем-нибудь еще. Гораздо вероятнее, что значение такого числа символическое, а не статистическое. Если далее мы обнаруживаем, что о нас говорится как о 144.000 израильтян, в то время как большинство из нас – язычники, то это звучит в унисон с характерным для Нового Завета учением. Согласно ему к христианской Церкви применимы все звания и привилегии Израиля. Отголоски этого учения мы уже заметили в 3:9. Если мы видим, что число нас, запечатленных, определено столь строго, и странным образом каждое из двенадцати колен, независимо от того, большое оно или малое, составляет 12.000; если колена перечисляются в порядке, который нигде больше в Библии не встречается; и если одно из них (Даново) просто пропущено, а пробел компенсируется включением потомков одного из сыновей Иосифа, также как и сам Иосиф; то остается сделать вывод, что описание действительно очень стилизовано. Но такого рода описания следует ожидать, если мы имеем дело с «диаграммой»

Стоит полностью процитировать обзор библейских свидетельств в пользу этого, сделанный Моррисом в его комментарии к 7:4: «О церкви можно говорить как о «двенадцати коленах» (Иак 1:1: ср. Мф 19:28; Лк 22:30). Вероятно, с этой же мыслью писалось 1 Послание Петра (см. 1:1 – обращение к «рассеянию»). Христиане становятся истинными иудеями (Рим 11:29), а Церковь – «Израилем Божиим» (Гал 6:16). Описания ветхозаветного Израиля собраны вместе и применены к Церкви (1Пет 2:9 и далее; ср. Еф 1:11,14). Именно Церковь представляет собой «род особенный» (Тит 2:14), принадлежащий Христу. Христиане есть «семя Авраамово» (Гал 3:29) и «обрезание» (Флп 3:3). Многие придерживаются мнения, что под «Израилем по плоти» (1Кор 10:18) подразумевается «Израиль по духу». В Откровении Иоанн также говорит о тех, «которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но -сборище сатанинское» (2:9; ср. 3:9). Он рассматривает Новый Иерусалим как духовный дом христиан (21:2 и подобные места), на воротах которого написаны имена двенадцати колен (21:12)» (Моррис, с. 114).

Церкви. Как и в любой диаграмме, в ней ясность одного рода достигается за счет пренебрежения точностью в каком-то другом аспекте; также как проекция на карте не отражает реального расстояния – оно приносится в жертву действительному изображению местности в целом, или наоборот.

Что же можно сказать о бесчисленном множестве людей в стихе 9? Какая взаимосвязь существует между ними и 144.000? Это одни и те же люди. Ибо кем бы еще ни являлись эти облаченные в белые одежды люди, они, безусловно, есть рабы Божьи; а если это так, то они запечатлены (ст. 3); а если они запечатлены, то они и есть эти 144.000. Но как такое возможно – как может ограниченное число людей, причем израильтян, быть тем же самым, что и бесчисленное множество, собранное из всех народов? Чтобы понять это, нам нужно вновь встать на место Иоанна. То, что он услышал, было голосом с неба, провозглашающим результаты «переписи» Божьего народа, произведенной Самим Богом. Не однажды в ветхозаветные времена и, что примечательно, когда Христос пришел в мир (Лк 2:1-7), Божьи люди должны были подвергнуться переписи. А здесь мы видим подсчет Самого Бога. Итоговое число может быть символическим, но это по-прежнему число. Если Бог может сосчитать волосы у нас на головах (Мф 10:30), то вряд ли Ему не под силу сосчитать сами головы! «Познал Господь Своих» (2Тим 2:19), а то, что услышал Иоанн, было провозглашенное Богом их общее количество, символически выраженное как «144.000». А видел он, с другой стороны, их фактическое общее количество. Бог его знает определенно, а для человека оно – бесчисленное множество. Аналогично и следующее: с точки зрения Бога, они все «Израиль», Его народ; с нашей точки зрения, они пришли отовсюду, от всякого народа под небесами.

Теперь в третий раз происходит смена ведущих актеров. Мы видели, как ангелы, старцы и животные из глав 4 и 5 уступают место всадникам главы 6; тем, в свою очередь, приходят на смену удерживающие четыре ветра ангелы из 7:1-10; и теперь, в 7:11,12, мы вновь возвращаемся к действующим лицам, с которых сцена началась. Божьи люди, чье окончательное искупление гарантировано тем, что они запечатлены, сейчас символизируются не святыми, находящимися под жертвенником (6:9 и далее), и не бесчисленными «144.000» (7:4,9), а вновь двадцатью четырьмя старцами, которые впервые появились в 4:4. Божий мир, которому не может быть причинено вреда до тех пор, пока и он не будет так же запечатлен (это гарантирует искупление и ему, а его искупление зависит от искупления людей), символизируется четырьмя животными, которые впервые появляются в 4:6. И сейчас в поле нашего зрения вновь попадают также и мириады ангельских существ – зрителей. «Великое собрание станет воспевать Его победу, благодаря за спасение Иисуса – нашего Царя»1 – так звучала песня искупленных в стихе 10; здесь перед нами открывается еще более гигантская панорама, и мы видим, как все творение поклоняется Богу и хвалит Его за все, что Он сделал на протяжении всех веков.

«Поэтому вместе с Ангелами и Архангелами и со всеми, живущими на небесах, мы хвалим и возвеличиваем Твое славное Имя, вечно превознося Тебя и говоря: Свят, свят, свят Господь Саваоф, небо и земля исполнены Твоей славы; слава Тебе, о Боже Всевышний. Аминь»2.

в. Запечатление: почему? (ст. 13-17)

Один из старцев спрашивает Иоанна, кто такие эти люди, облаченные в белые одежды. Затем он сам дает ответ на свой вопрос. Он объясняет, что привело их туда, где они находятся. «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца... За это они пребывают ныне пред престолом Бога» (14,15).

Некоторые на этом основании делают вывод, что люди в белых одеждах – только те, кто умерли, или по крайней мере пострадали от физических преследований за свою веру. Другие полагают, что «скорбь» означает конкретное событие, которому еще предстоит совершиться в будущем. Тем самым они еще более сужают круг тех, кто через него пройдет'. В согласии с обеими этими точками зрения фраза «это те, которые пришли от великой скорби» противоречит выдвинутому ранее предположению, что бесчисленная толпа целиком состоит из рабов Божьих.

Однако эта фраза в большей степени разъясняет вопрос, чем усложняет его. Почему они стоят перед престолом Божьим? Что дает им право там находиться? Два факта: первый – что они омыли свои одежды, и второй – что прошли через великую скорбь. К этому множеству людей причисляется тот, кто был очищен от своей прежней греховной жизни (событие прошлого) и получил неотторжимый дар новой жизни, которую ничто не в состоянии угасить (происходит в настоящем).

Ибо видение, описанное в стихах 13-17, «относится не только к блаженным, находящимся на небесах, но и к жизни христианской души в мире, здесь и сейчас.

В греческом тексте Иоанна перед словом «скорбь» употреблен определенный артикль. Но считать на этом основании, что Иоанн имеет в виду конкретное событие, а не просто «скорбь», которая является уделом многих христиан, – значит слишком вольно обращаться с текстом и приписывать ему то, что в нем не содержится; ср,» 1:9; Деян 14:22.

И кто из тех, кому в его земном странствии была дарована возможность увидеть хотя бы отблеск «неисследимых богатств Христовых», сможет назвать язык провидца вычурным?»1. Главный смысл этой сцены заключается в том, что Божьи люди пребывают в безопасности среди бед и треволнений этой жизни. «Больше счастья, но не больше безопасности у прославленных 'духов на небесах»2. Именно здесь и сейчас, в этой жизни, они служат в Божьем храме – и не в hieron – внешнем дворе, а в naos, находящемся в самом сердце святилища. Именно в этой жизни Он простирает над ними Свою скинию, Свой шатер (ст. 15). Скиния и храм, которые в Ветхом Завете были местом обитания исключительно Самого Бога, ныне являются местом обитания Его людей, и им принадлежат обещания девяностого Псалма:

«Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится... Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень» (Пс 90:1,5,6).

Конечно, ни в Псалме 90, ни в Откровении 7 не подразумевается, что христиане находятся в особого рода изоляции и их поэтому не может коснуться никакая беда. За печатями 1-4, показавшими нам страдания мира, последовала печать 5, которая напомнила нам, что Церковь тоже должна страдать. Невозможно будет избежать страданий, пока не настанет конец этого мира, показанный нам печатью 6. Но христианин имеет внутреннюю безопасность, которую не могут поколебать внешние испытания. «Никакое зло не может произойти с человеком, возлюбленным Господом, – писал Сперджен. – Несчастье для него не несчастье, а только принявшее загадочную форму добро. Утраты обогащают его, болезнь становится его лекарством, поношения и упреки делают ему честь, смерть для него – приобретение» '. Руперт Брук, поэт совершенно другого рода, нежели псалмопевец, тем не менее идеально, подобно чистому эху, передает значение Псалма:

Безопасен будет мой путь,

У меня есть тайная броня, ее не пробьет никакая стрела смерти;

Я в безопасности, когда кругом тревога; в безопасности, когда люди оступаются;

И если это бедное тело умрет, моя безопасность достигнет зенита.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Баркли на Откровение Иоанна, 7 глава

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.


2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.