* комментарии на стихи 1−2 находятся в конце предыдущей, 21-й главы.
Привилегии обитателей
И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков (22:3−5)
Попав в Новый Иерусалим, Иоанн не мог не заметить, как отличается жизнь его обитателей. Самым важным изменением в сравнении с современной землей будет следующее: ничего уже не будет проклятого. Как мы отмечали, говоря об Откр 21:4 в главе 18 этой книги, устранение проклятия положит конец скорби, боли и особенно смерти — самой ужасной части проклятия (Быт 2:17).
Хотя, как мы уже отмечали, в Новом Иерусалиме не будет храма, престол Бога и Агнца будет в нем (см. подробное описание престола в Откр 4:2−11). Бог Отец и Агнец, Господь Иисус Христос, будут править вечно. Так как Бог вечно будет правителем на небесах, рабы Его будут служить Ему вечно (см. Откр 7:15). Они проведут вечность, выполняя бесконечные задания, которые сможет придумать ничем не ограниченный разум Бога. Невероятно, но, как видно из притчи в Лк 12:35−40, Господь будет также служить им.
Святые Нового Иерусалима узрят лицо Бога (см. Мф 5:8). Будучи совершенно святыми и праведными, они смогут вынести зрелище ослепительного света Божией славы — что было невозможно для смертных (Исх 33:20; Ин 1:18; Ин 6:46; 1Тим 6:16; 1Ин 4:12).
Искупленные также будут принадлежать лично Богу; имя Его будет на челах их (см. Откр 3:12; Откр 14:1). Не будет никаких сомнений в том, кому они навеки принадлежат. Иоанн повторяет более раннее описание великолепия небес: И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их (см. Откр 21:22−26). Далее он добавляет последнюю ноту в описание небесной жизни святых: она никогда не закончится, потому что будут царствовать во веки веков. Так исполнится обещание Христа, данное в Откр 3:21: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его». Павел писал Тимофею: «Если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2Тим 2:12).
Вечная небесная столица, Новый Иерусалим, будет невероятно, невообразимо красивым местом. Из его центра сияющая слава Божия будет светить через все его золото и драгоценные камни, озаряя новое небо и новую землю. Но самым замечательным будет то, что грешные и непокорные люди станут праведниками, будут наслаждаться близким общением с Богом и Агнцем, служить Им и править с Ними в чистой радости и непрекращающейся хвале.
Отклик верующих на близкое возвращение Христа
И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре.
Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей.
Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я — сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.
И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще.
Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (22:6−12)
Откр 22:6−21 образуют эпилог Книги Откровение. Описав своим читателям поразительные события будущего, вплоть до вечности, Иоанну остается написать только это Божие послесловие. К данному моменту Апокалипсиса все славные и благодатные замыслы Бога, составленные до основания мира, исполнены. Ужасные суды великой скорби совершились, память о них сохранится только в мучениях проклятых. Господь Иисус Христос вернулся в сияющей славе, совершил суд над Своими врагами и правил на земле тысячу лет. Все бунтовщики, ангелы и люди, были приговорены к окончательному и вечному наказанию в огненном озере. Эта вселенная была уничтожена, и были созданы вечные новое небо и новая земля, где Царь царей будет править со Своим Отцом. Святые ангелы и искупленные всех веков будут жить с Ним в вечном блаженстве нового творения, в небесной столице, Новом Иерусалиме. От Божиего престола в центре этого величественного города сверкающая, яркая Божия слава будет сиять по всей обновленной вселенной. Те, кто будет жить во всеобщем и вечном Божием царстве, будут абсолютно и неизменно святы. Они будут постоянно поклоняться, восхвалять Бога и служить Ему в вечности, среди совершенного мира, радости и удовлетворенности.
Прежде чем поговорить об эпилоге Книги Откровение, вспомним ее пролог, Откр 1:1−3:
Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.
В прологе представлена тема Откровения — второе пришествие Иисуса Христа. Эпилог — это завершение Апокалипсиса, в котором говорится, какой должна быть реакция верующего на второе пришествие (Откр 22:6−12). Кроме того, в последний раз в Писании неверующих призывают прийти к спасительной вере во Христа, пока не поздно (Откр 22:13−21).
В Откр 22:6−12 делается ряд быстрых и кратких замечаний, с резкими переходами от одной темы к другой, чтобы показать, каким должен быть отклик каждого верующего на неизбежное пришествие Господа Иисуса Христа. Эти стихи полны энергии, это яростная последняя попытка вызвать реакцию на жизненно важную истину. Каждый читатель должен срочно сделать выбор на основании представленных истин.
Ярче всего срочность этого выбора передают слова: «Се, гряду скоро» (Откр 22:7, 12; см. также Откр 22:20). Это припев данного отрывка. Выражение встречается в Откровении и в трех других местах: в Откр 3:11 это обещание благословения, как и в трех случаях ее упоминания в Откр 22. В Откр 2:5 и Откр 2:16 это, напротив, предостережение о суде. В Откр 3:3; Откр 16:15 Иисус сравнивает Свое пришествие с неожиданным приходом вора. (Конечно, в отличие от вора, Иисус придет не для того, чтобы воровать, но чтобы вернуть Себе принадлежащее Ему по праву.) Так как Иисус может забрать к Себе Свою церковь в любой момент, с чего начнутся все события последних времен, кульминацией которых будет Его возвращение, верующие (и неверующие) должны быть готовы.
Читая Новый Завет, мы обращаем внимание, что ранняя церковь ждала возвращения Иисуса как скорого события; она верила, что это может случиться в любое время. Христиане верили, что Иисус еще при их жизни придет за ними. Для ранней церкви в этой неизбежности были элементы как уверенности, так и неуверенности. Они были уверены, что Иисус однажды вернется, но (в отличие от многочисленных наших современников, подсчитывающих дату) не были уверены, когда это случится. Не зная, когда Он может вернуться, они мудро готовились к Его возвращению и надеялись, что оно может случиться в любой момент.
В Новом Завете есть ряд мест, из которых видно, что церковь верила в близость данного события. Павел хвалит коринфян за то, что они «ожидают явления Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор 1:7). Далее он советует им: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор 4:5). Апостол включает арамейское слово maranatha («О Господи, приди») в письмо к говорящим по-гречески коринфянам без перевода (1Кор 16:22). Очевидно, это выражение было знакомо им и выражало нетерпеливое ожидание возвращения Христа верующими. Филиппийцам Павел писал: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа» (Флп 3:20). Он хвалит фессалоникийцев за то, что они «обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его» (1Фес 1:9−10). Далее в том же послании Павел выражает надежду на то, что возвращение Господа произойдет еще при его жизни: «Сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших» (1Фес 4:15). Апостол упрекает тех фессалоникийских верующих, которые так ждали второго пришествия, что перестали работать:
Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб (2Фес 3:10−12).
Хотя эти люди сделали неверный вывод из информации о возвращении Христа, они явно верили, что оно произойдет вскоре. Павел напоминает Титу, что христиане должны «ожидать блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит 2:13). Иаков призывает своих читателей «быть долготерпеливыми до пришествия Господня» (Иак 5:7). В своем Первом послании апостол Иоанн призывает читателей: «Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его... Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин 2:28; 1Ин 3:2). Эти отрывки показывают, что ранние верующие ожидали нового пришествия Спасителя.
Троекратное повторение фразы: «Се, гряду скоро» (Откр 22:7, 12, 20) подчеркивает реальность скорого возвращения. Наречие tachu («скоро») обозначает не скорость, с которой Христос совершит путешествие с небес на землю, когда вернется; оно означает, что это произойдет вскоре. «Судия стоит у дверей» (Иак 5:9), Он может вернуться в любой момент.
Эпилог начинается. Иоанн сообщает, что ангел, который показывал ему Новый Иерусалим (Откр 21:9; Откр 22:1), сказал ему: сии слова верны и истинны. Слова ангела подтверждают ценность всего, что видел и слышал Иоанн на протяжении Апокалипсиса. Ангел повторяет то, что ранее говорил Иоанну Сам Бог: «И сказал Сидящий на престоле... напиши; ибо слова сии истинны и верны» (Откр 21:5). Выражение верный и истинный в Откровении дважды используется также как титул Господа Иисуса Христа (Откр 3:14; Откр 19:11). Слова Апокалипсиса истинны и верны, как Тот, Кто явил их Иоанну.
Слова ангела подтверждают важную истину: все, что Иоанн видел в Откровении, будет. Апостол писал богодухновенную истину, это не вымысел; Апокалипсис — не запись странных снов и не плод чрезмерно богатого воображения. Это не аллегория, в которой читатели должны искать скрытый смысл, кто как умеет. В Откр 22:18−19 есть отрезвляющее предостережение для тех, кто станет искажать смысл Откровения: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей».
Ангел подчеркивает еще раз верность и истинность всего, что Иоанн видел и слышал, и Иоанн пишет, что Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. Бог, говоривший через святых пророков и вдохновивший на создание Ветхого и Нового Завета, теперь послал Ангела Своего показать рабам Своим (верующим; см. Откр 22:3; Откр 1:1; Откр 2:20; Откр 7:3; Откр 11:18; Откр 15:3; Откр 19:2, 5; Лк 2:29; Деян 4:29; Деян 16:17; Рим 1:1; Гал 1:10; Флп 1:1; Кол 1:7; Кол 4:7; Иак 1:1; 2Пет 1:1; Иуд 1:1) то, чему надлежит быть вскоре (см. Лк 1:70; 2Пет 3:2). Иоанн заявляет о полной богодухновенности Откровения. Пророчества, записанные библейскими пророками прошлых лет, исполнились буквально, и пророчества Откровения исполнятся буквально (см. обсуждение темы в главе 16 этой книги).
Точность, подробность и четкость, с которой уже исполнились более ранние пророчества, позволяют нам верить, что и последующие исполнятся с такой же точностью. Божии пророчества совершенны. Он предсказал, что Израиль попадет в плен, и так случилось (Лев 26:33−39). Он предсказал гибель Вавилона (Ис 13:1 — 14:27; Иер 50 — 51) и Тира (Ис 23:1 и далее), и эти города были разрушены. Он предсказал, что Мессия родится в Вифлееме (Мих 5:2), от Девы (Ис 7:14) и будет убит грешниками (Ис 53:7−10), и так случилось. Таким образом, когда Бог предсказывает будущие события, такие как восхищение церкви, возвышение антихриста, суды печатей, труб и чаш, битву при Армагеддоне, возвращение Иисуса Христа и Его тысячелетнее царство на земле, это точно будет. Бог выполнит Свои предсказания, как Он Сам обещал в Ис 46:9−11:
Вспомните прежде бывшее, от начала века,
ибо Я Бог, и нет иного Бога,
и нет подобного Мне.
Я возвещаю от начала, что будет в конце,
и от древних времен то, что еще не сделалось,
говорю: Мой совет состоится,
и все, что Мне угодно, Я сделаю...
Я сказал, и приведу это в исполнение;
предначертал, и сделаю.
Реальность неизбежного возвращения нашего Господа требует четырех вариантов отклика от каждого верующего: немедленного повиновения, поклонения, провозглашения и служения.
Немедленное повиновение
Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей (22:7)
Kai («и») указывает на то, что здесь говорит уже другое лицо (см. Откр 22:89). Говорит здесь уже не ангел, как в Откр 22:6, а Господь Иисус Христос, Который грядет скоро. Он провозглашает шестую из семи заповедей блаженства в Откровении (см. Откр 22:14; Откр 1:3; Откр 14:13; Откр 16:15; Откр 19:9; Откр 20:6). Блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. Слова... книги сей (Откровения) еще трижды названы словами пророчества (Откр 22:10, 18−19). Хотя пророчеством по определению может называться любое сообщение о прошлом, настоящем или будущем, Апокалипсис — это книга, в основном посвященная пророчествам о будущем и обещаниям. Соблюдающий — от глагола tēreō, который означает «держаться», «хранить». Этот же термин используется в Откр 14:12 для описания «терпения святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса».
Верующие должны хранить или защищать Книгу Откровение. Они должны оберегать ее от желающих исказить ее значение, от критиков, сомневающихся в ее истинности и авторитетности, и от толкователей-путаников, которые затемняют ее значение. Фактически от этого следует оберегать все Писание. Павел велел Тимофею: «Храни преданное тебе... Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (1Тим 6:20; 2Тим 1:13−14).
Но верующие призваны не только хранить Писание, но и повиноваться ему. Иисус сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди... Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин 14:15; Ин 15:10; см. также Ин 14:21, 23). Повиновение Писанию — основная тема Первого послания Иоанна: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1Ин 2:3−4). «Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1Ин 5:2−3). Те, кто живет так, словно Иисус в любой момент может вернуться, повинуется Писанию.
Возникает вопрос, какие именно слова Откровения надо соблюдать верующим. Помимо этой заповеди в разделе Апокалипсиса, посвященном будущим событиям (Откр 4 — 22), нет никаких заповедей, хотя кое-какие наставления обращены к семи церквам (Откр 2 — 3). Что же в таком случае значит соблюдать Откровение? Откровение — это призыв ждать возвращения Христа и нашего вечного общения с Ним. Эта книга призывает верующих желать неба, желать святости, желать видеть Христа отмщенным и победившим врагов, желать конца проклятия, желать славы земного царства Христа и нового неба и новой земли. Прочитав Откровение, христианин должен сильнее любить Христа, сильнее жаждать, чтобы Он явился отмщенным и в славе, жить в свете знания о том, что однажды он увидит Его, не отождествлять себя с бренным миром, искать небесной реальности, стараться быть подобным Христу, надеяться на воскресение на небесную награду. Верующие должны также понимать, какой ужасный суд ждет неверующих, и призывать грешников к раскаянию и спасительной вере в Господа Иисуса.
Бог не велит верующим читать Откровение только для удовлетворения любопытства. Он дал его не для составления подробных хронологических таблиц событий последних времен. Сейчас появляется бесконечное количество книг о пророчестве, в которых вымышленные схемы составляются ad infinitum, ad nauseam. Но Бог не собирался давать христианам подробный (да и вообще никакой) анализ пророческого значения современных культурных, политических, военных и общественных событий или направлений. Бог дал откровение с одной целью: явить славу Своего Сына и призвать верующих жить благочестиво, повиноваться в свете Его скорого возвращения. Задача Откровения — не развлечь, но побудить к благочестивой жизни.
Апостол Петр также учил верующих, что знание о последних временах должно побуждать их жить в святости. Описывая будущий день Господень, разрушение этой вселенной и наступление нового неба новой земли, Петр заявляет: «Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?.. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» (2Пет 3:11−12, 14). Славное будущее, описанное в Откровении, требует от верующих старания жить свято. Скорое возвращение Христа требует немедленного повиновения.
Немедленное поклонение
Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я — сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись (Откр 22:8−9)
Откр 22:8 начинается с формы kai (kagō; от kai, «и», и egō, «я»). Как и в Откр 22:7 имеется указание на изменение говорящего; теперь говорит не Христос, а Иоанн, который впервые называет свое имя в Откр 1:9. Апостол продолжает рассказ о событиях дополнительным подтверждением их реальности: Я, Иоанн, видел и слышал сие. Потом, потрясенный услышанным и увиденным, он пал к ногам Ангела, показывающего сие. Это правильная реакция, поклонение, но, в изумлении, Иоанн направляет свое поклонение не на тот объект. Апостол знал, что ангелам не следует поклоняться; фактически его уже раньше упрекали за подобную попытку (Откр 19:10). Но, как Иезекииль (Иез 1:28), Даниил (Дан 8:17; Дан 10:9), а также Петр, Иаков и он сам в момент преображения (Мф 17:6), Иоанн просто был в полнейшей растерянности.
Так как поклоняться следует только одному Богу (Иез 34:14; Мф 4:10), ангел сказал Иоанну: смотри, не делай сего. Он напомнил апостолу, что также является сотворенным созданием: я — сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей. Ангел — не объект поклонения, он сотворен сослужителем Иоанна, его братьев пророков и всех верующих, соблюдающих слова книги сей. По всему Писанию ангелы служат Божиему народу. Они принимали участие в процессе вручения закона Израилю (Деян 7:53; Гал 3:19; Евр 2:2) и часто защищали верующих (см. Исх 23:20; 2Пар 32:21; Пс 90:11; Дан 3:28; Дан 6:22; Деян 5:19; Деян 12:7−11). Подводя итоги темы служения ангелов верующим, автор Послания к евреям задает риторический вопрос: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр 1:14).
Указывая апостолу на единственный объект поклонения, ангел велит ему Богу поклониться. Правильное восприятие Откровения побуждает к поклонению; поклонение — одна из важнейших тем Апокалипсиса (см. Откр 4:8−11; Откр 5:8−14; Откр 7:9−12; Откр 15:2−4; Откр 19:1−6). Как мы уже отмечали выше, только Богу подобает поклоняться. Библия запрещает поклонение кому бы то ни было еще, будь то ангелы, святые, Дева Мария или другое сотворенное создание (см. Кол 2:18).
Немедленное провозглашение
И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще (22:10−11)
Продолжая обращаться к Иоанну, ангел говорит ему: не запечатывай слов пророчества книги сей. Послание Апокалипсиса — не тайное (см. Откр 10:11), его следует распространять, призывая к повиновению и поклонению. Таким образом, в отличие от Даниила (Дан 8:26; Дан 12:4−10), Иоанну было приказано не запечатывать слов Откровения. Эту книгу следовало немедленно провозглашать, потому что пришествие Христа должно быть неизбежной и скорой реальностью для всех поколений, со дней Иоанна и до сих пор.
То, что слова Откровения не должны быть запечатаны, значит, что в тексте нет никакого тайного, секретного значения. Если бы из этих слов не была ясно видна истина, это повеление не имело бы смысла. Если бы эти слова нельзя было воспринимать в их обычном и буквальном значении, получилось бы, что слова запечатаны.
В начале Откровения Иоанну велят: «То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам» (Откр 1:11). Послание Апокалипсиса о том, что Иисус вернется, неся благословение Своим верующим и ужасный суд нечестивым, слишком важно, чтобы не распространять его. Так что не проповедовать об Откровении не просто неразумно (Откр 1:3), но и греховно. Любой христианин, не усвоивший истину этой книги, пренебрегает благословением; любой проповедник, не провозглашающий ее, неверен своему служению. Не проповедовать Откровение, значит, не славить Господа Иисуса Христа так, как Он того заслуживает. Это не просто пренебрежение заповедью учить всему Божиему промыслу (Деян 20:27), это прямое ослушание повелению не запечатывать слова Апокалипсиса. Верующие лишаются тогда конца Божией истории, со всей его чудесностью и полнотой. Человек, который не провозглашает эту книгу, не может считаться проповедником.
Следующее заявление ангела кажется вырванным из контекста: Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще. Некоторые исследователи не видят в нем связи с предыдущей заповедью. Но дело в том, что отклик людей на провозглашение истины определит их вечную судьбу. Тот, кто услышит истину, но продолжит делать неправду и скверниться, окажется осужден на вечные муки в аду. С другой стороны, тот, кто продолжит творить правду и освящаться, докажет, что его спасительная вера истинна. Наречие eti (еще) может иметь значение «еще не». В таком случае, тот, кто делает неправду и сквернится в этой жизни, будет еще больше делать это в аду, где совершенно не будет благого влияния, смягчавшего бы его поведение. Напротив, тот, кто /b>творит правду и освящается в этой жизни, будет совершенно свят в славе на небесах.
Очень важно понимать, что вечная судьба людей зависит от их отклика на Божие Евангелие в этой жизни. Когда они умрут или когда Господь вернется, ничего нельзя будет изменить. Те, кто откликнется на предупреждения Откровения, будет вечно жить на небе. Но те, кто не прислушается к предупреждениям и не раскается, навеки останутся грешниками. Божий Дух не всегда будет призывать грешников к покаянию, и Писание призывает грешников не ожесточать свои сердца до такой степени, чтобы Бог отказался от них (Пс 94:7−8; Евр 3:15; Евр 4:7). Однако, как это ни печально, но такие предупреждения часто остаются неуслышанными, и люди теряют возможность покаяться и поверить в Евангелие (см. Мф 25:1−13; Лк 13:24−25). Бог объявил, говоря о заблудших грешниках Северного Царства (Израиля): «Привязался к идолам Ефрем; оставь его!» (Ос 4:17). Иисус говорил о не менее ожесточившихся фарисеях: «Оставьте их: они — слепые вожди слепых» (Мф 15:14; см. также Мф 23:16, 24; Лк 6:39). В обоих случаях имеется в виду ситуация, когда Бог оставляет ожесточенных, нераскаявшихся грешников пожинать плоды собственного выбора (Рим 1:18−32).
Проповедь Откровения проводит разграничение. Ее истины смягчают слова раскаявшихся и ожесточают сердца нераскаявшихся. Одни и те же истины могут стать либо орудием спасения, либо орудием осуждения (см. 1Кор 1:18; 2Кор 2:15−16). Они должны провозглашаться так, чтобы люди услышали их, пока не поздно.
Немедленное служение
Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (22:12)
Теперь говорит не ангел, а Господь Иисус Христос, Который повторяет Свое заявление, сделанное в Откр 22:7: Се, гряду скоро. Как мы отмечали во вступлении к этой главе, заявление Иисуса значит, что Его пришествие неизбежно. Он учит той же истине, которая выражена в Мк 13:33−37:
Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.
Когда Иисус придет, Он принесет с Собой возмездие, чтобы воздать каждому по делам его. Вечная награда верующих будет основана на их верном служении Христу при жизни. Их дела будут испытаны, и только те, чьи дела имеют вечную ценность, останутся живы (1Кор 3:9−15; 2Кор 5:9−10). Наградой, которой верующие будут наслаждаться на небесах, станет способность к служению Богу; чем больше была их верность при жизни, тем больше будет возможность служить на небесах (см. Мф 25:14−30). Зная об этом, Иоанн призывает верующих: «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду» (2Ин 1:8).
Знание того, что Иисус может вернуться в любой момент, должно побуждать христиан не дожидаться Его возвращения праздно (см. 2Фес 3:10−12). Оно должно побуждать к усердному, послушному служению и срочному провозглашению Евангелия неверующим.
Последнее приглашение Бога
Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, первый и последний.
Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду.
Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.
И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь (22:13−21)
Этими заключительными стихами круг замыкается. Библия началась с обещания о грядущем Спасителе, Который искупит Свой народ от их грехов. Это обещание, данное непосредственно после грехопадения, зафиксировано в Быт 3:15: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Библия открывается обещанием о первом пришествии Христа и завершается обещанием о Его втором пришествии. Автор разъяснительных проповедей из Южной баптистской церкви У. Э. Крисуэлл пишет:
Сначала Спаситель должен был прийти, чтобы Его сокрушили, избили, распяли и сделали жертвой за грех. Он пришел, чтобы умереть как Искупитель человеческих душ. После того как Бог обещал это в Едеме, прошли сотни лет, прошли тысячелетия, а Господь не пришел. Когда наконец Он пришел к Своим, Свои Его не приняли. Он был в мире, сотворенном Им, но мир Его не узнал. Тысячи людей забыли об обещании и насмехались над Его исполнением. Когда наконец было объявлено о том, что Он прибыл, ученые книжники указали место, где Он был рожден, но так и не совершили путешествия в 8 км от Иерусалима до Вифлеема, чтобы приветствовать Спасителя мира. Но как долго бы Он ни медлил, сколько бы людей ни забыло об этом и ни насмехалось над Ним, немногие верные ждали утешения Израиля, как старый Симеон. Господь Иисус пришел в соответствии со святым и верным обещанием Бога. Здесь же, в завершении Библии, Бог говорит: «Се, гряду скоро». Сколько неверные ни насмехалось бы, сколько людей ни отвергло бы Его, сколько столетий или тысячелетий ни прошло бы, Слово и обещание Господа неизменно: «Се, гряду скоро!» (Criswell, W. A. Expository Sermons on Revelation [Grand Rapids: Zondervan, 1969], 5:176−77).
Второе пришествие Господа Иисуса Христа — важная тема как Ветхого, так и Нового Заветов (например, Зах 14:4; Мал 3:2; Мал 4:5; Мф 16:28; Мф 24:27; 1Кор 1:7; 1Кор 15:23; 1Фес 2:19; 1Фес 3:13; 1Фес 4:15; 1Фес 5:23; 2Фес 2:1; Иак 5:8; Иуд 1:14). Но нигде она не подчеркивается больше, чем в Апокалипсисе, «Откровении Иисуса Христа» (Откр 1:1). Не случайно эта книга, в которой речь идет о втором пришествии, завершается последним приглашением, в свете этой славной реальности. Откр 22:6−12 обращены к верующим, они требуют правильного отклика на скорое возвращение Христа (см. об этом в главе 20 этой книги). Откр 22:13−21 призывают неверующих к покаянию. Богодухновенный канон Писания завершается срочным призывом к грешникам прийти к Иисусу Христу и принять безвозмездный дар вечной жизни, пока не поздно.
Последний призыв Бога к грешникам начинается в Откр 22:17. Для того чтобы люди вняли этому призыву, есть несколько мотиваций.
Призыв
И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром ( 22:17)
В этом стихе звучат два разных приглашения, два призыва: прииди! Первая часть стиха — это молитва, обращенная ко Христу; вторая часть — приглашение к грешникам. Первая часть — это призыв ко Христу; вторая часть — последний призыв к грешникам прийти к вере во Христа.
На обещание Иисуса о Его скором возвращении (см. Откр 22:7, 12, 20) Святой Дух, третья ипостась Троицы, отвечает: прииди! В тексте не сказано, почему именно Дух так желает возвращения Иисуса, но, судя по остальному Писанию, на то есть как позитивная, так и негативная причины.
В негативном плане люди на протяжении истории все время отвергали, игнорировали и отрицали Христа. Они насмехались и богохульствовали, говоря о работе Духа (Мф 12:31), Чье служение заключалось в том, чтобы вести их ко Христу (Ин 15:26; Ин 16:8). Говоря о грешниках, живших до потопа, Бог сказал: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт 6:3). Упрямые, жестоковыйные, нечувствительные израильтяне неоднократно провоцировали Духа во время сорока лет блужданий по пустыне (Евр 3:7−8) — и продолжали делать это на протяжении всей своей истории (см. Неем 9:30; Ис 63:10; Деян 7:51). Грешный мир, богохульно отвергающий Иисуса Христа, достигнет пика греховности в период великой скорби. В эти семь лет сатана возвысит двух самых подлых и злых богохульников, когда-либо живших на земле: зверя (антихриста) и лжепророка. Этим двум грешникам, одержимым бесами, будет оказана сомнительная честь быть первыми людьми, попавшими в окончательный ад, огненное озеро (Откр 19:20).
На протяжении мрачных столетий греха и бунта человечества Дух действовал, стараясь привести его к осознанию греховности и покаянию (см. Ин 16:8−11). Так что, когда Господь Иисус Христос заявляет, что идет, долготерпеливый, опечаленный, пренебрегаемый людьми Святой Дух восклицает: прииди! Он молит Христа, чтобы Тот вернулся, подчинил Себе врагов, судил грешников и положил конец долгой битве Духа за обращение упрямых, жестокосердных грешников.
В положительном плане Дух жаждет прославить Господа Иисуса Христа, и в этом — Его служение (Ин 16:14). В последний раз мир видел Иисуса на кресте между двумя преступниками, отвергнутым, презираемым и подвергаемым насмешкам. Дух желает видеть вторую ипостась Троицы возвышенной, в великолепии, красоте, силе и величии. Это произойдет, когда Христос вернется с триумфом в момент второго пришествия.
Святой Дух не единственный жаждет возвращения Христа. Его мольбе, обращенной ко Христу, вторит невеста (церковь; см. об этом в обсуждении Откр 19:7 в главе 14 этой книги). На протяжении столетий Божий народ ждал, молился, надеялся на возвращение Христа. Они устали сражаться с грехом, жаждут видеть Иисуса Христа возвышенным, прославленным и почитаемым. Они жаждут Его возвращения, чтобы Он забрал их на небеса, где они будут жить с Ним вечно (Ин 14:3; 1Фес 4:17). Они ждут того дня, когда их смертные, тленные тела преобразятся в нетленные, бессмертные тела воскресения (1Кор 15:53−54). Они знают, что в этот славный день больше не будет скорби, не будет слез, вопля, боли и смерти. Бунт будет быстро подавлен; Бог и Агнец будут прославлены и будут вечно править новым небом и новой землей.
Верующие, по словам Павла, — это «возлюбившие явление Его» (2Тим 4:8). Человек не может любить Иисуса Христа и не жаждать Его возвращения. Верующие ждут вечного общения с Ним, и предвосхищение этого общения должно быть их основной радостью. Церковь никогда не будет довольна, пока не предстанет перед Богом, «не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф 5:27).
Второй призыв прииди! имеет уже другое значение. Это уже призыв не ко Христу, но к грешникам, прийти к спасительной вере в Него. Выражение слышавший да скажет: прииди! — это приглашение к тем, кто услышит Духа и невесту, присоединиться к ним и призвать Христа. Очевидно, они могут сделать это, только придя к вере в Него; только искупленные могут действительно жаждать Его явления. Те, кто не поступит так, окажутся «имеющими уши, но не слышащими» (Мк 8:18; см. также Втор 29:4; Иер 5:21; Иер 6:10; Иез 12:2). Слышавший и уверовавший спасется, потому что «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим 10:17). Слышание часто ассоциируется с повиновением Писанию (например, Мф 7:24; Лк 6:47; Лк 8:21; Лк 11:28; Ин 5:24; Ин 18:37). Те, кто слышит Благую Весть и исполняет ее, вместе с Духом и невестой, призывают возвращение Иисуса Христа, потому что жаждут Его славы — и избавления от присутствия греха — в царстве совершенной святости.
Слышавший далее определен как жаждущий. Это знакомая библейская метафора, указывающая на острую духовную жажду, необходимую для покаяния. В Книге Исаии Бог призывает: «Жаждущие! идите все к водам» спасения (Ис 55:1). Иисус говорил: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6). В Ин 7:37 звучит приглашение: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей»; а в Откровении, ранее, Иисус обещал: «Жаждущему дам даром от источника воды живой» (Откр 21:6; см. также Пс 106:9; Ин 4:14; Ин 6:35).
Иоанн добавляет еще одну деталь к этому приглашению: желающий пусть берет воду жизни даром. Это всеохватное, всеобъемлющее, благодатное предложение спасения, которое не раз делается в Писании (см. Ис 45:22; Ис 55:1; Мф 11:28; Ин 3:15−16). Это также иллюстрация библейской истины о том, что спасение предполагает как высший выбор Бога (см. Ин 6:44), так и волевое желание человека. Бог спасает грешников, но только тех, кто сознает свою потребность в спасении и кается. Вода жизни (или омовения, или рождения свыше, Тит 3:5) предлагается грешнику даром (см. Ис 55:1), потому что Иисус заплатил за нее Своей жертвенной смертью на кресте (Рим 3:24). Бог даром предлагает воду жизни тем, чьи сердца жаждут прощения, чьи умы жаждут истины, чьи души жаждут Его.
Мотивы, по которым следует принять предложение
Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, первый и последний.
Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи и убийцы и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду.
Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя...
И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь (22:13−16, 18−21)
Призыв в Откр 22:17 сопровождается четырьмя причинами, по которым грешникам следует отозваться на него: из-за Личности Самого Господа, из-за исключительности дара небес, из-за истинности Писания и из-за несомненности возвращения Спасителя.
Личность Христа
Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, первый и последний...
Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя (22:13, 16)
Первая причина, по которой грешникам следует принять последнее приглашение Бога, в том, что оно исходит лично от возвышенного, величественного, прославленного Господа Иисуса Христа. Тройное определение, которое Господь дает Себе, подчеркивает эту истину. Так как первые читатели Откровения говорили по-гречески, Иисус называет Себя Алфа и Омега (см. Откр 1:8; Откр 21:6). Алфа и Омега — это, соответственно, первая и последняя буквы греческого алфавита. Вместе с параллельными выражениями первый и последний (см. также Откр 1:17), начало (источник всего) и конец (цель всего), этот титул обозначает безграничность и вечность Христа, Его жизнь, не ограниченную ничем. Это тройное описание указывает на полноту, безвременность и высшую власть Господа Иисуса Христа.
Это описание Иисуса Христа также утверждает Его Божественность. Очевидно, может быть только один Алфа и Омега, начало и конец, первый и последний — Бог. В Откр 1:8 Бог говорит: «Я есмь Алфа и Омега», а в Откр 21:6 называет Себя «началом и концом». В Ис 44:6 Бог объявляет: «Я первый, и Я последний» (см. также. Ис 41:4; Ис 48:12). Эти три титула, которые могут относиться только к Богу, здесь используются Иисусом Христом как убедительное свидетельство Его Божественности. Он не сотворен; Он не просто великий пророк или великий учитель морали; Он не мученик, сбившийся с пути. Он — Бог Сын, вторая ипостась вечной Троицы.
Спасение в Иисусе Христе — тема Писания. В Ветхом Завете ковчег, в котором спаслись Ной с семьей, пасхальный агнец и родственник, плативший выкуп, предвещали Христа. Кроме того, в первое пришествие Христос исполнил более 300 ветхозаветных пророчеств. Он — тема Нового Завета. В евангелиях рассказывается о Его жизни и служении, а в остальном Новом Завете разъясняются их доктринальные и практические следствия. Быть спасенным, значит, быть спасенным Христом; быть христианином, значит, быть во Христе; иметь прощение, значит, быть прощенным Христом; иметь надежду, значит, меть надежду во Христе; короче говоря, для христианина «жизнь — Христос» (Флп 1:21).
Дальше, в Откр 22:16, Христос определяет Себя Своими собственными словами. Но перед этим Он сообщает Иоанну: Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие. Хотя Апокалипсис передали Иоанну ангелы (Откр 22:6; Откр 1:1; Откр 17:1, 7; Откр 21:9), он исходит от Иисуса. Выражение Я, Иисус встречается в Библии только здесь. Оно вводит последнее в Писании приглашение к грешникам, не от людей, но от Бога, лично от Господа Иисуса Христа. Апокалипсис адресован церквам (Откр 1:11), но, хотя он и написан для верующих (Откр 1:1), его следует провозгласить всему миру (Откр 22:10).
Далее, в поразительном и парадоксальном заявлении, Иисус объявляет Себя корнем (предком) и потомком Давида. В этой фразе подводятся итоги библейского учения о двух природах Христа; только Богочеловек может быть одновременно предком и потомком Давида. Как Бог, Христос — корень Давида (см. Мк 12:35−37); как человек — потомок Давида (2Цар 7:12−16; Пс 131:11−12; Мф 1:1; Рим 1:3; 2Тим 2:8).
Наконец, Иисус описывает Себя как звезду светлую, утреннюю. Назвать кого-то звездой в библейские времена (как и сегодня) — значило возвысить Его (см. Дан 12:3). Во внебиблейских иудейских писаниях грядущий Мессия назван звездой (Mounce, Robert H. The Book of Revelation. The New International Commentary on the New Testament [Grand Rapids: Eerdmans, 1977], 395). Хотя Валаам был жадным наемным пророком, Бог сделал через Него очень точное предсказание о грядущем Мессии: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис 24:17). Петр писал о времени, когда «начнет рассветать день и... взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2Пет 1:19). Иисус обещал дать Своим последователям в Фиатире «утреннюю звезду» (Откр 2:28) — то есть Себя. Как утренняя звезда возвещает о наступлении дня, так и пришествие Иисуса провозгласит конец тьмы человеческой ночи и славный рассвет Его царства. Христос — «свет миру» (Ин 8:12), который призывает грешников испить воду жизни. Всем, кто прислушается к Его призыву, Он обещает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11:28); «И приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин 6:37).
Избирательный доступ на небеса
Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи и убийцы и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду (22:14−15)
Этот фрагмент начинается с последней из семи заповедей блаженства в Откровении (Откр 22:7; Откр 1:3; Откр 14:13; Откр 16:15; Откр 19:9; Откр 20:6), каждая из которых начинается со слова блажен. Это благословение Господь Иисус Христос адресует тем, которые соблюдают заповеди. Это верующие, которые приняли участие в смерти Христа. В Откр 7:14 один из двадцати четырех старцев говорит Иоанну: «Это те [мученики великой скорби, Откр 7:9], которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». Грязные одежды символизируют греховность в Ис 64:6 и Зах 3:3, а в Пс 50:9; Ис 1:18 и Тит 3:5 говорится об очищении от греха, сопровождающем спасение. Это очищение происходит Кровью Христа (Откр 1:5; Откр 5:9; Откр 7:14; Мф 26:28; Деян 20:28; Рим 3:24−25; Рим 5:9; Еф 1:7; Еф 2:13; Кол 1:20; Евр 9:12, 14; Евр 10:19; Евр 13:12; 1Пет 1:2, 18−19; 1Ин 1:7).
Те, кто очистился от греха и спасся, навеки имеют право на древо жизни. Как мы отмечали, говоря об Откр 22:2 в главе 19 этой книги, древо жизни находится в небесной столице, Новом Иерусалиме. Оно будет исполнением обещания Иисуса: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр 2:7). Тем, кому гарантирован доступ к древу жизни, разрешается войти в город воротами (см. обсуждение Откр 21:21 в главе 19 этой книги).
Небеса доступны только тем, кто очистился от греха верой и Кровью Христовой и чьи имена «написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр 13:8). Напротив, все остальные останутся вне Нового Иерусалима, в огненном озере (Откр 20:15; Откр 21:8), потому что «не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр 21:27). Как и в Откр 21:8, здесь приводится список некоторых из грехов (не всех), препятствующих людям попасть на небеса.
Включение в этот список псов на первый взгляд может показаться странным. Но в древние времена псы не были домашними любимцами, как сегодня. Это были презренные пожиратели падали, которые бродили по городским мусорным свалкам (см. Исх 22:31; 3Цар 14:11; 3Цар 16:4; 3Цар 21:19, 23−24; 3Цар 22:38). Таким образом, псами называли людей подлых (см. 1Цар 17:43; 1Цар 24:14; 2Цар 3:8; 2Цар 9:8; 2Цар 16:9; 4Цар 8:13; Флп 3:2); в первый раз вопиюще нечистые грешники названы псами во Втор 23:18, там имеются в виду мужчины-гомосексуалисты, занимающиеся проституцией. Чародеи (от pharmakos, откуда происходит слово «фармакология») — это те, кто занимался оккультизмом и злоупотреблял наркотиками (см. Откр 9:21; Откр 21:8; Гал 5:20). Любодеи (от pornos, откуда происходит слово «порнография») — те, кто вступает в незаконные сексуальные связи. Убийцы тоже не имеют доступа на небо, как видно из списка в Откр 21:8 (см. также Откр 9:21; Рим 1:29). Идолослужители — те, кто поклоняется ложным богам, или же поклоняется истинному Богу в неприемлемой манере (см. Откр 21:8). Последняя группа, которая не попадет на небеса, — всякий любящий и делающий неправду. Это не значит, что любой, когда-либо совершивший один из этих грехов, не попадет на небеса (см. 1Кор 6:11). Имеются в виду люди, которые любят и регулярно практикуют такие вещи, держатся за них и отказываются от предложения спасения. Они окажутся в огненном озере.
Истинность Писания
И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей (22:18−19)
Очень важно, что Библия завершается утверждением о ее истинности. Так как слова Писания «верны и истинны» (Откр 22:6), их следует не запечатывать, но провозглашать (Откр 22:10). Грешников надо призывать прислушаться к предупреждениям Слова живого Бога, потому что в противном случае они пострадают. Все пророчества Откровения о погибели грешников сбудутся. Эта ужасная реальность должна побуждать людей приходить к Иисусу Христу, чтобы избежать грядущего гнева (1Фес 1:10).
Здесь подтверждается авторитетность и конечность слов пророчества книги сей, и подтверждает это Господь Иисус Христос (см. Откр 22:20). Его торжественное предупреждение против искажения Писания прежде всего относится к пророчествам Книги Откровение (см. Откр 22:13). Он строго упрекал Иезавель и ее последователей (Откр 2:20−23), которые проникли в «глубины сатанинские» (Откр 2:24), и представителей «сатанинского собрания» (Откр 3:9), которые побуждали их к этому. На протяжении столетий многие люди критиковали Книгу Откровение и неправильно истолковывали ее. Но, в свете неоднократных предостережений против искажения Слова Божиего, предупреждение Христа можно отнести и ко всему Писанию. Во Втор 4:2 Моисей предупреждал: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую». Во Втор 12:32 он добавил: «Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того». В Притч 30:5−6 говорится: «Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтоб Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом». Таким образом, запрет на искажение смысла Апокалипсиса относится и ко всему Писанию. Так как в Откровении описывается развитие истории от завершения апостольского века до вечности, любое изменение будет изменением Писания, как отмечает Роберт Л. Томас:
Пророчества охватывают весь промежуток времени от эпохи Иоанна до вечности. Любые пророческие измышления о будущем становятся, таким образом, либо добавлениями к Откровению, либо искажением его содержания. Поэтому последняя книга Библии — это также последнее новозаветное пророчество. Она завершает новозаветный канон, так как пророческий дар был средством передачи людям богодухновенных книг канона (Thomas, Robert L. Revelation 8 — 22: An Exegetical Commentary [Chicago: Moody, 1995], 517).
Канон Писания был завершен в конце I века, когда была написана Книга Откровение. Таким образом, любой лжепророк, обманщик или шарлатан, желающий приложить к нему новые откровения (как в ранней церкви делали монтанисты, а в недавнее время — Джозеф Смит, Мэри Бейкер Эдди и другие лжепророки), познает Божий гнев. Бог наложит на таких людей язвы, о которых написано в книге Откровения. Не менее суровым будет Божий суд над каждым, кто отнимет что от слов Писания (как делал в ранней церкви еретик Маркион, а в современную эпоху — либеральные критики), — у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде. Оба предостережения содержат игру слов. На тех, кто приложит что-то к Писанию, будут наложены язвы; у тех, кто отнимет что-то от Писания, будет отнято небесное благословение.
Ни один истинный верующий не станет сознательно искажать Писание. Те, кто знает и любит Бога, относятся к Его слову с величайшим уважением. Они скажут вместе с автором псалма: «Как люблю я закон Твой!» (Пс 118:97; см. также Пс 118:113, 163, 167; Ин 14:23); «законом Твоим утешаюсь» (Пс 118:70; см. также Пс 1:2; Пс 118:77, 92, 174). Конечно, это не значит, что верующие не могут ошибаться или неправильно истолковывать Писание. Предупреждение Господа здесь относится к тем, кто сознательно искажает Писание, и Павел также осуждает таких людей (2Кор 2:17).
Завершая свой комментарий к Откровению, Дж. Э. Сейсс говорит о том, что смиренное почтение к Писанию — признак истинного верующего:
Друзья мои, это ужасная вещь — искажать или извращать слово Божие, и прежде всего — «слова пророчества книги сей». Называть истиной то, что не истинно; осуждать как заблуждение, отвергать, не принимать или вычеркивать то, что Сам Бог определил как Свой замысел и цель, — одно из тягчайших преступлений, не только против Бога, но и против душ человеческих, которые не могут не подвергнуться наказанию. Искренне и с молитвой в сердце, имея перед глазами эти торжественные ужасные предупреждения, я постарался утверждать и защищать в этих лекциях то, что сообщил нам в благодати наш Господь и Учитель. Если окажется, что я прочел в этой книге что-то, чего Он не вкладывал в нее, или прочел ее не так, как Он предполагал, я раскаюсь в этом с величайшей печалью и охотно сожгу книги, в которых распространяется такое заблуждение. Если я как-то вышел за должные рамки написанного или в какой-то мере лишил глубины и размаха то, что Иисус через ангела Своего передал для обучения церквей, мне не нужно осуждения людей, чтобы чувствовать бремя заслуженной вины. Если я что-то исказил из слабости, или поспешности, или чрезмерной уверенности в себе, могу лишь оплакивать свой промах и молить Бога о том, чтобы Он послал более компетентного человека, который разъяснил бы нам эти могущественные истины. Я выступил по мере дарованных мне света и благодати... Если я заблуждаюсь, Боже, прости меня! Если я прав, Боже, благослови мое слабое свидетельство! В любом случае, да распространяется вечная Божия правда! (Seiss, Joseph A. The Apocalypse [Reprint, Grand Rapids: Kregel, 1987], 527).
Откровение и остальное Писание истинны, и искупленные будут верить в Библию, хранить Библию, любить Библию и повиноваться Библии. То, что в Писании правдиво описаны небесные радости и ужасы ада, должно побуждать грешников прислушаться к благодатному Божиему призыву к спасению.
Несомненность возвращения Христа
Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь (22:20−21)
Книга Откровение и Библия завершаются последним напоминанием и благословением. В последних строках Писания Господь Иисус Христос, свидетельствующий сие, утверждает: Ей, гряду скоро! Его приход неизбежен, как учит Откровение (и остальной Новый Завет). Иоанн отвечает от лица всех истинных верующих: Ей, гряди, Господи Иисусе! Ведь христиане — «возлюбившие явление Его» (2Тим 4:8). Насмешники могут спрашивать: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2Пет 3:4). Но так будет не вечно. Иисус вернется, как предсказано в Откровении. Если неизбежность возвращения Христа и суд над грешниками не приведут людей к покаянию, то ничто не сделает этого.
Славная и утешительная истина заключается в том, что смирившиеся и принявшие Божие предложение спасения пребудут в Его благодати. В соответствии с последними словами Библии благодать Господа Иисуса Христа со всеми. Аминь. Бог дарует Свою благодать грешному человечеству. Господь славы, как Он обещал в Писании, дарит небеса исключительно тем, кто, в свете Его несомненного возвращения, принимает Его благодатное предложение и обращается к Нему.
Комментарии Джона МакАртура на Откровение Иоанна, 22 глава. Серия комментариев МакАртура.
© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание комментария на сайте legere.ru.