Жертвенная любовь к верным истине
(3 Иоанна 1:1−8)
Старец — возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя. Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине. Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. Итак, мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине (3Ин 1:1−8).
Истина — тема этого послания, особенно в первом его разделе, где это слово встречается пять раз. Это призыв к гостеприимству, особенно в отношении преданных Богу учителей евангельской истины (см. 2Ин 1:10−11).
Когда апостол Павел описывал подробности своих страданий за дело Христово (2Кор 11:22−33), некоторые из них включали в себя путешествия, которые были далеки от комфорта и безопасности современных. Но опыт апостола отражал распространенную реальность жизни в Древнем мире: «Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море» (2Кор 11:26); «…три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской» (2Кор 11:25). Как видно из этого списка, путешествия были трудными, неприятными и часто опасными. Немногочисленные постоялые дворы (см. Лк 2:7; Лк 10:34) часто представляли собой полные скверны бордели, а их владельцы были нечестными и пользовались дурной репутацией. В результате безопасность путешественников в значительной степени зависела от людей, которые открывали для них двери своих домов.
Таким образом, гостеприимство было необходимостью и долгом. Даже в языческом обществе оно считалось одной из высших добродетелей. Некоторые из богов, изобретенных хананеями, были защитниками странников и путешественников. Греки также считали, что путников защищают божества, поэтому надо быть гостеприимным. Уильям Баркли отмечал:
В Древнем мире гостеприимство было священной обязанностью. Странники находились под защитой Зевса Ксения, бога странников (Xenos — греческое слово для обозначения странника)… В Древнем мире существовала система гостевой дружбы: семьи из разных частей страны оказывали гостеприимство друг другу, когда возникала необходимость. Эта связь между семьями продолжалась не одно поколение, и, когда кто-то претендовал на такое гостеприимство, он брал с собой sumbolon, то есть знак, по которому его узнавали хозяева дома. В некоторых больших городах была должность так называемого Proxenos, к которому обращались путешественники, ищущие крова и помощи (William Barclay, The Letters of John and Jude [rev. ed.; Philadelphia: Westminster, 1976], 149).
В Библии, конечно же, подчеркивается важность гостеприимства. То, что якобы делал ложный бог Зевс Ксений, на самом деле делал истинный Бог. В Псалме 145:9а сказано: «Господь хранит пришельцев» (см. Втор 10:18). Бог призывал Израиль: «Пришельца не обижай: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх 23:9; см. также Исх 22:21; Лев 19:33−34; Лев 25:35; Втор 10:19). Среди тех, кого Бог осуждал в Малахии 3:5, были отвернувшиеся от пришельцев.
В Ветхом Завете рассказывается о многих примерах гостеприимства. Мелхиседек снабдил Авраама хлебом и вином, когда тот вернулся после спасения Лота (Быт 14:18). Авраам дал пищу Господу и двум ангелам (Быт 18:1−8), а вскоре после этого Лот принял двух ангелов в своем доме (Быт 19:1−3). Лаван предложил гостеприимство слуге Авраама (Быт 24:31−33), Иофор — Моисею (Исх 2:20), родители Самсона — ангелу Господню (Суд 13:15), старик из Гивы — левиту (Суд 19:15, 20−21), а сонамитянка — Елисею (4Цар 4:8). Защищая себя от ложных обвинений своих друзей, Иов заявлял: «Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему» (Иов 31:32).
О гостеприимстве много говорится и в Новом Завете. Отношение иудейского общества к гостеприимству лежит в основе призыва Иисуса к семидесяти ученикам в Луки 10:4−7:
Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему»; и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.
Закхей оказал гостеприимство Иисусу (Лк 19:5−7), как и жители самарянского селения Сихарь (Ин 4:40), фарисей Симон (Лк 7:36), другой безымянный фарисей (Лк 14:1), Мария, Марфа и Лазарь (Лк 10:38), Симон прокаженный (Мф 26:6) и два ученика на дороге в Еммаус (Лк 24:29−30).
Апостолов также принимали в своих домах как иудеи, так и язычники. Петр останавливался в доме Симона кожевника (Деян 9:43; Деян 10:5−6) и Корнилия (Деян 10:24−33, 48). Павел и его соратники приняли гостеприимство от Лидии (Деян 16:14−15), тюремщика в Филиппах (Деян 16:34), Иасона (Деян 17:5−7), Акилы и Прискиллы (Деян 18:1−3), Иуста (Деян 18:7), Филиппа благовестника (Деян 21:8), Мнасона (Деян 21:16) и Публия (Деян 28:7).
Гостеприимство было не только общественной обязанностью, но и христианским долгом. Это было очень необходимое и практичное проявление любви, которое должно было характеризовать общение верующих (см. Ин 13:34−35). В Римлянам 12:13 Павел писал, что верующие должны «ревновать о странноприимстве», в то время как Петр призывал: «Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота» (1Пет 4:9). Автор Послания к евреям велел своим читателям: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр 13:2). В 1 Тимофею 5:10 Павел упоминает гостеприимство как одну из добродетелей благочестивой христианки. Старейшины в особенности должны были оказывать гостеприимство, это было одним из требований к занимающим этот пост (1Тим 3:2; Тит 1:8).
Гостеприимство было также важной обязанностью, потому что дом занимал центральное место в жизни ранней церкви (см. Деян 2:46; 21. Жертвенная любовь к верным истине (3Ин 1:1−8) Деян 5:42; Деян 12:12; Деян 16:40; Деян 18:7; Деян 20:20; Рим 16:4; 1Кор 16:19; Кол 4:15; Флм 1:2). Верующие собирались в своих домах для поклонения Богу (самые древние здания церкви относятся к началу III века), молитвы, общения, обучения, проповеди и ученичества. Таким образом, христиане часто открывали двери своих домов для странников, посещавших церкви, особенно верных учителей истины (3Ин 1:6−8).
В то время как тема проявления любви посредством гостеприимства явно прослеживается как во Втором, так и в Третьем посланиях Иоанна, в основе этого лежит обязанность любить истину и повиноваться ей. Иоанн возвеличивает истину в своем Втором послании, устанавливая границу: гостеприимство следует проявлять только к тем, кто придерживается истины. В Третьем послании он подтверждает такое исключение: всех тех, кто поддерживает истину, следует любить, заботясь о них. Этот акцент очевиден из приветствия Иоанна от старца к возлюбленному Гаию.
В отличие от современных писем, в древности было принято, чтобы автор называл себя в начале послания. Как мы отмечали в обсуждении 2 Иоанна 1 в главе 19 данного труда, слово старец указывает не только на возраст Иоанна (он был уже очень стар, когда писал это послание), но и, что более важно, на его положение духовного блюстителя. Как последний оставшийся в живых апостол Христа, Иоанн был не просто одним из старцев, но определенным старцем, самой почитаемой и уважаемой фигурой в церкви.
Подробности насчет личности Гаия неизвестны. В Новом Завете упоминается еще несколько человек с этим именем (Деян 19:29; Деян 20:4; Рим 16:23; 1Кор 1:14). Но так как имя Гаий было одним из самых распространенных в римском обществе, невозможно отождествить этого человека с кем-либо из них. Очевидно, он был выдающимся членом поместной церкви, вероятно, где-то в Малой Азии, и апостол Иоанн знал его лично.
Хотя жизнь Гаия остается для нас неизвестной, его безупречный характер виден из того, что пишет благородный апостол. Богатый значением термин agapētos (возлюбленный) может указывать не только на то, что Гаий был любим христианской общиной (см. его использование в Деян 15:25; Еф 6:21; Кол 1:7; 2Пет 3:15), но и на то, что он был любим Богом (см. Рим 1:7; Еф 5:1). Иоанн обратился к госпоже, которой он писал свое Второе послание, как к «избранной» (2Ин 1:1); здесь он обращается к Гаию как к возлюбленному. Все, кто любит Господа Иисуса Христа, избраны Богом и любимы Им. В Колоссянам 3:12 Павел говорил о христианах как об «избранных Божиих, святых и возлюбленных». В Библии неоднократно говорится о любви Бога к Его избранным (Соф 3:17; Ин 13:1, 34; Ин 14:21, 23; Ин 15:9, 12−13; Ин 16:27; Ин 17:23, 26; Рим 5:5, 8; Рим 8:35−39; 2Кор 13:13; Гал 2:20; Еф 1:4−5; Еф 2:4; Еф 5:2, 25; 2Фес 2:16; Евр 12:6; 1Ин 3:1; 1Ин 4:9−11, 16, 19; Откр 1:5; Откр 3:9, 19).
Иоанн тоже любил этого человека (см. 3Ин 1:2, 5, 11) и признавался в этом, говоря, что Гаий — человек, которого он любит по истине (см. 2Ин 1:1). Истина, как обычно, — это общая сфера, в которой верующие разделяют истинную библейскую любовь; опять же, любовь и истина неразрывно связаны (см. 3Ин 1:3-4, 8, 12). Некоторым образом христиане должны любить всех людей (см. Гал 6:10), как Бог любит мир (Мф 5:44−45; см. также Ин 3:16; Мк 10:21). Но любовь, о которой Иоанн говорил здесь, — это особая любовь верующих к тем, кто во Христе и верен истине (Ин 13:34−35; Ин 15:12, 17; Рим 12:10; Рим 13:8; 1Фес 3:12; 1Фес 4:9; 2Фес 1:3; 1Пет 1:22; 1Пет 4:8; 1Ин 3:11, 23; 1Ин 4:7, 11-12; 2Ин 1:5).
Это послание вращается вокруг трех человек и их отношений с истиной и любовью. Это Гаий, который ходил по истине и любил жертвенно (3Ин 1:1−8); Диотреф, который отвергал истину и препятствовал жертвенной любви (3Ин 1:9−11), и Димитрий, который должен был принять жертвенную любовь за свою верность истине (3Ин 1:12). Иоанн начинает с того, что выражает Гаию свою заботу, хвалит его и дает ему совет.
Забота Иоанна о Гаие
Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя (3Ин 1:2).
Выражение: молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем — было стандартным приветствием в древние времена, так что это не значит, что Гаий был болен. Преуспевал — перевод формы глагола euodoō. Этот термин, используемый только здесь, в Римлянам 1:10 и 1 Коринфянам 16:2 (в NAS: «откладывать, чтобы преуспевать». — Ред.), означает «быть успешным», «жить хорошо» или «наслаждаться благоприятными обстоятельствами». Первое использование слова преуспевать в стихе 2 относится к физическому здоровью Гаия, как видно из противопоставления во второй части стиха. Апостол хотел, чтобы его физическое здоровье было таким же хорошим, как духовное.
Забота Иоанна о Гаие — пастырское желание, чтобы он был свободен от беспокойства, боли и слабости, связанных с болезнью, и беспрепятственно служил Господу и Его Церкви. Это отношение демонстрирует заботу Бога о физическом здоровье Его народа. Законы питания Ветхого Завета и его правила гигиены (см. Втор 23:13), даже обрезание, были задуманы, чтобы защитить здоровье израильтян ради их полезности, как и их сохранения. В Новом Завете Павел советовал Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим 5:23). Вино в библейские времена обычно смешивалось с водой, которую алкоголь, содержащийся в вине, дезинфицировал. Тимофей должен был пить эту относительно очищенную воду, чтобы не болеть. Забота Павла о физическом здоровье Тимофея была характерна для апостолов, которые беспокоились о своих детях в вере (см. Тит 1:4). То же самое, конечно, справедливо в отношении любви Иоанна к Гаию.
Но здоровая душа Гаия радовала Иоанна намного больше. Он знал, что Гаий ведет яркую духовную жизнь. Научившись у некоторых других апостолов, Гаий был среди тех, кто «здрав в вере» (Тит 1:13); постоянно «возрастал в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет 3:18); «поступал достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол 1:10). Иоанн знал, что это так, из свидетельства тех, кто лично знал Гаия, как он сообщает в следующем стихе.
Похвала Иоанна в адрес Гаия
Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине. Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви (3Ин 1:3−6а).
Иоанн весьма обрадовался, когда некие братия, вероятно, странствующие проповедники, которым Гаий оказал гостеприимство, пришли и засвидетельствовали перед апостолом об истине, которая действовала и была очевидна в жизни Гаия. Неоднократно повторяющийся образ хождения метафорически относится в Новом Завете к каждодневному поведению (например, Мк 7:5; Лк 1:6; Ин 8:12; Ин 11:9−10; Ин 12:35; Деян 21:21, 24; Рим 6:4; Рим 8:4; Рим 14:15; 1Кор 3:3; 1Кор 7:17; 2Кор 4:2; 2Кор 5:7; 2Кор 10:2−3; Гал 5:16, 25; Гал 6:16; Еф 2:2, 10; Еф 4:1, 17; Еф 5:2, 8, 15; Флп 3:17−18; Кол 1:10; Кол 2:6; Кол 3:7; 1Фес 2:12; 1Фес 4:1; 1Ин 1:6−7; 1Ин 2:6, 11; 2Ин 1:4, 6).
Гостеприимство было проявлением любви, еще более примечательным в сравнении с некрасивым отказом от гостеприимства Диотрефа (3Ин 1:10). Однако Иоанн хвалил Гаия не за его любовь, но более фундаментально — за его верность истине. Как всегда случается с верующими, истинная любовь Гаия вытекала из его повиновения истине. Иоанн хвалил его, потому что он не только знал истину, но и жил по ней.
Такие похвалы обычны в Новом Завете. Фиву похвалили за то, что она преданно служила и помогала в своей церкви (Рим 16:1−2). Прискиллу и Акилу, команду супругов, столь дорогих Павлу, хвалили за великие жертвы, которые они принесли ради него (Рим 16:3−4). Стефана и его семью, вместе с Фортунатом и Ахаиком, хвалили за их служение святым (1Кор 16:15−18). Епафродита хвалили за служение Павлу — он делал это, рискуя жизнью (Флп 2:25−30). Епафраса хвалили дважды за его верное служение Христу, особенно за его усердную молитву о святых (Кол 1:7; Кол 4:12). Несмотря на неудачи в жизни у Иоанна Марка (Деян 13:13; см. также Деян 15:37−39), Павел хвалил его за его полезное служение себе (2Тим 4:11). Петр хвалил Силуана как «брата» (1Пет 5:12). Но нет более высокой похвалы для христианина, чем та, с которой Иоанн обратился к Гаию: он не только знал истину, явленную Богом, но и жил в соответствии с нею (см. Лк 6:46−49; Лк 11:28; Ин 13:17; Иак 1:22−23).
Общее замечание Иоанна: Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине (см. 2Ин 1:4), — выражает конечную цель каждого истинного служителя. Эта задача — не только научить истине, или даже знать, что люди ее понимают, но знать, что люди верят истине, любят ее и повинуются ей (см. 1Кор 4:14−16; 1Фес 2:11, 19−20; 1Фес 3:1−10). Автор Евреям призывал своих читателей: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр 13:17). Великое горе служителя — люди, которые равнодушны к Слову Божьему или бунтуют против него.
В случае с Гаием не было противоречия между верой и поведением, исповеданием и практикой. Эмфатическое положение для меня в греческом тексте может означать, что Гаий был обращен вследствие служения Иоанна.
Апостол описывает повиновение Гаия истине так: ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев. Гаий, без сомнения, предлагал проповедникам Евангелия кров, пищу и, возможно, деньги, удовлетворяя их потребности, хотя они были странниками для него. Истинная спасительная вера, какой обладал Гаий, всегда ведет к добрым делам (Еф 2:8−10; 1Тим 2:10; 1Тим 5:10; 1Тим 6:18; Иак 2:14−26). На миссионеров произвело такое впечатление смиренное служение Гаия им, что, вернувшись в Ефес, они засвидетельствовали перед церковью о его любви. В соответствии с преданностью истине, Гаий был образцом для всех, кто «в нуждах святых принимал участие; ревновал о странноприимстве» (Рим 12:13).
Совет Иоанна Гаию
Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. Итак, мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине (3Ин 1:6б-8).
Иоанн призвал этого благочестивого человека продолжать проявлять его щедрую любовь к другим проповедникам истины, которые придут к нему в будущем. Апостол советовал Гаию: Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога. Ты хорошо поступишь — идиоматическое греческое выражение, эквивалент нашего «пожалуйста». Иоанн призывал его отпустить миссионеров, которые придут к нему, отдохнувшими и полностью снабженными всем необходимым для следующего этапа их путешествия. Увещевание Иоанна напоминает нам повеление Павла к Титу: «Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка» (Тит 3:13).
Стандарты высоки; Гаий должен обращаться с ними как должно ради Бога (в NAS: ради имени Бога. — Пер.). Имя Бога представляет все, чем Он является. Их работа — работа Самого Бога ради Его собственной славы (1Кор 10:31; Кол 3:17); имя Бога — это мотив, который лежит в основе благовестнических усилий церкви (см. Мф 6:9; Лк 24:47; Деян 5:41; Деян 9:15−16; Деян 15:26; Деян 21:13; Рим 1:5). Когда люди не верят в имя Сына Божьего, Который достоин быть любимым, восхваляемым, чтимым и исповедуемым как Господь, это оскорбление для Бога. Когда верующие провозглашают Благую Весть Иисуса Христа, люди спасаются, и в результате «обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию» (2Кор 4:15).
Во-вторых, проповедники истины не могут ждать ничего от язычников. Не стоит и упоминать, что неверующие не станут делать ничего для поддержки тех, кто проповедует истинное Евангелие. Если христиане не поддержат их, никто этого не сделает. А те, кто преданно провозглашает Слово Божье, достойны финансовой поддержки, как Павел объяснял Тимофею (1Тим 5:17−20).
Конечно, хотя справедливо платить истинным посланникам Евангелия за их труды, они никогда не несут служение ради денег. По сути, именно вопрос денег отличает истинных проповедников от ложных. В Писании ясно сказано, что последние неизменно работают ради денег, а не ради честного стремления к истине. Это дельцы, духовно виновные в «повреждении слова Божия» (2Кор 2:17), которые «развращают целые дома, уча, чему не должно, из постыдной корысти» (Тит 1:11). «Горе им, — восклицал Иуда, — потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей» (Иуд 1:11). В Дидахе, раннем христианском произведении, дается мудрый совет, как отличить лжепророка:
Приветствуйте всякого апостола [учителя, благовестника] по прибытии, как если бы это был Господь. Но он не должен оставаться дольше одного дня. В случае необходимости, однако, он может пробыть еще один день. Если он остается три дня, это лжепророк. При отбытии апостол должен не принимать ничего, кроме достаточного количества пищи, чтобы ему хватило до следующего приюта. Если он просит денег, это лжепророк (11:4−6; цитируется в Cyril C. Richardson, ed., Early Christian Fathers [New York: Macmillan, 1978], 176).
Чтобы избежать подозрений в шарлатанстве, Павел работал для поддержания себя и своих сотрудников (Деян 20:34; 1Кор 4:12; 1Кор 9:18; 1Фес 2:9; 2Фес 3:7−9; см. также 1Пет 5:1−2).
Наконец, мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине. Во 2 Иоанна 1:10−11 Иоанн предостерегал против участия в злых делах лжеучителей и даже их словесной поддержки. Но помогая тем, кто представляет истину, христиане сотрудничают с ними. Иисус сказал в Матфея 10:41: «Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника». Таким образом, Господь обещал вечную награду, как если бы заботящийся о пророке был сам пророком. И в Своей безграничной благодати Бог награждает не только истинного пророка, проповедника или миссионера за его верность, но и всякого, кто принимает его. Принять пророка — значит поддержать его служение, подтвердить его призыв и помочь в его работе. При принятии праведника действует тот же принцип: Бог распространяет благословения на каждого верующего, который принимает других ради Христа. Непостижимым образом делясь благословениями, Бог награждает всякого, кто принимает людей, потому что они — Его посланники.
Когда мы становимся источником благословения для других, мы благословенны; и когда другие верующие становятся источником благословения для нас, они благословенны. В чудесной экономии Божьей благодати меньший из верующих может поделиться благословениями с большим, и ни одно доброе дело не останется без награды.
Человек, который любил первенствовать
(3 Иоанна 1:9−15)
Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно. Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам. Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь (3Ин 1:9−14).
Одна из определяющих характеристик каждого грешного человеческого сердца — гордость (Притч 21:4). Гордость побуждает людей забывать о Боге (Втор 8:14; Ос 13:6), быть неверными Ему (2Пар 26:16), быть неблагодарными Ему (2Пар 32:24−25) и стать мерзостью для Него (Притч 16:5). Из-за гордости грех вошел во вселенную, когда сатана попытался возвыситься над Богом (Ис 14:12−14; см. также 1Тим 3:6).
Как было в случае с дьяволом, гордость побуждает людей к попыткам возвыситься. Всегда существовали гордые, эгоистичные, самовлюбленные люди, которые стараются захватить власть, занять первое место и возвыситься над другими, даже над Богом. Они идут на разные манипуляции, чтобы добиться власти, влияния и первенства. В Писании рассказывается о многих таких людях; они составляют нечто вроде «зала позора», в отличие от героев веры, перечисленных в Евреям 11.
История человеческой гордости берет начало в Едемском саду. Как и в случае грехопадения сатаны, гордость была основным компонентом в акте неповиновения, который низверг человечество в пучину греха. Ева ела запретный плод отчасти потому, что поверила в ложь сатаны, сказавшего, что это сделает ее мудрой, как Бог (Быт 3:5−6). Более того, предпочтя съесть плод, не посоветовавшись с Адамом, она возвысила себя над своим мужем, узурпировав его роль в установленном Богом порядке (1Тим 2:13; см. также 1Кор 11:3−10). Таким образом, гордость действовала с того момента, когда грех вошел в мир.
В следующей главе Бытия мы знакомимся с Ламехом, потомком первого убийцы, Каина. Как и его предок, Ламех тоже был убийцей (как и первым многоженцем, о котором нам рассказывается). Убийство, совершенное Каином, было мотивировано гордой завистью, убийство, совершенное Ламехом, было результатом гордости. В первом записанном стихотворении в истории человечества Ламех высокомерно хвалился перед своими женами:
Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро (Быт 4:23−24).
Возможно, Енох имел в виду Ламеха, когда пророчествовал: «Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд 1:14−15).
В Бытии 10 и 11 рассказывается история Нимрода, еще одного гордеца. В Бытии 10:8 он описывается как «сильный на земле». Его имя, вероятно, родственно еврейскому слову со значением «бунтовать», в то время как слово, переведенное как «силен», относится к тому, кто превозносит себя, ведет себя гордо или является тираном. Описание Нимрода как знаменитого охотника (Быт 10:9) может указывать на его умение охотиться на животных — или охотиться на людей, чтобы поработить их. Под его руководством возводилась Вавилонская башня, памятник человеческой гордости и бунту против Бога (Быт 11:1−9). Нимрод был также основателем стран, которые позже стали Вавилонской и Ассирийской империями (см. Быт 10:10−12). Дерек Киднер пишет о характере Нимрода: «Нимрод смотрит на нас из древности как первый из „сильных на земле”, мы помним его за две вещи, которыми восхищается мир: личную силу и политическую власть» (Derek Kidner, Genesis, The Tyndale Old Testament Commentaries [Downers Grove, Ill.: InterVarsity, 1979], 107).
Во время блужданий Израиля по пустыне «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они пред лицом Господним» (Лев 10:1−2). Эти два священника, сыновья Аарона, в своем первом священническом акте каким-то неизвестным нам образом нарушили Божьи предписания принесения воскурений. Их поведение, при том что, возможно, они были пьяны (см. Лев 10:8−10), выдало их бунтовскую беспечность, неуважение и предпочтение своей собственной воли очень конкретным заповедям Бога. Эти двое решили сделать все по-своему и заплатили высшую цену за такую гордую независимость. Также во время блужданий по пустыне собственные брат и сестра Моисея, Аарон и Мариамь, попытались возвыситься до его положения (Чис 12:1−3). Господь сурово судил их обоих за их высокомерие и самомнение (Чис 12:4−15).
В дни беззакония в эпоху судей Авимелех, сын Гедеона, захотел стать царем. Его жажда власти была так сильна, что в попытке устранить возможных соперников он убил семьдесят братьев (Суд 9:1−6). Но царству Авимелеха пришел унизительный для него конец. Во время осады города Тевец «одна женщина бросила обломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп» (Суд 9:53). Перед лицом смерти он совершил отчаянную гордую попытку избежать позора быть убитым женщиной. Он «тотчас призвал отрока, оруженосца своего, и сказал ему: обнажи меч твой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне: „женщина убила его”. И пронзил его отрок его, и он умер» (Суд 9:54). Несмотря на попытку Авимелеха скрыть свой настоящий конец, история его постыдной смерти была на все века запечатлена в Писании.
Жажда власти и первенства Авессалома побудили его взбунтоваться против собственного отца, царя Давида. Но его жизнь под солнцем оказалась недолгой, и он принял бесславный конец. Когда Авессалом бежал от людей Давида через густой лес, его мул вбежал под ветви дуба. Развевающиеся волосы Авессалома запутались в прочных ветвях, и он беспомощно повис в воздухе. Вскоре он был казнен военачальником Давида, Иоавом (2Цар 18:9−15).
Другой сын Давида, Адония, тоже пытался узурпировать престол отца. В конце его жизни «Адония, сын Аггифы, возгордившись, говорил: я буду царем. И завел себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов» (подобно тому, как сделал его брат Авессалом, см. 2Цар 15:1; 3Цар 1:5). Его попытка захватить престол не увенчалась успехом, так как была предотвращена быстрыми действиями пророка Нафана (3Цар 1:11−48). Царь Соломон даровал Адонии милость (3Цар 1:50−53), на что Адония ответил попыткой свергнуть его (3Цар 2:13−21). Соломон, однако, предвидел заговор и велел казнить Адонию (3Цар 2:22−25).
Недовольный своим положением царя, Озия попытался узурпировать функции священников. Согласно 2 Паралипоменон 26:16, «когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом, Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном». Озии смело противостояли Азария и восемьдесят священников, которые предупредили его, что он переходит границы дозволенного (2Пар 26:17−18). Гордый и самоуверенный Озия яростно угрожал священникам, и Бог немедленно поразил его проказой (2Пар 26:19). Остаток жизни Озия провел как изгой, жил в отдельном доме, а царем стал его сын Иоафам (2Пар 26:21).
В Книге Есфири рассказывается история великого врага иудейского народа Амана. Поглощенный собственной значимостью после получения высокой должности в Персидской империи, Аман разгневался на Мардохея, который отказался кланяться ему (Есф 3:5). Он задумал уничтожить народ Мардохея, иудеев (Есф 3:6). Но в итоге погиб сам Аман, будучи повешен на той самой виселице, на которой он планировал повесить Мардохея (Есф 7:10).
Навуходоносор был царем могущественной Вавилонской империи. Однажды, прогуливаясь по кровле своего дворца, «царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан 4:27). Но его гордость была быстро и унизительным образом сокрушена:
Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет!» Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы (Дан 4:28−30).
В Новом Завете напыщенный царь Ирод Агриппа I решил устроить праздник. Когда он произносил речь, его восхищенные подданные, будучи не способными сдержаться, восклицали: «Это голос Бога, а не человека» (Деян 12:22). Так как Ирод не воздал славу Богу, ангел Господень поразил его и он умер (Деян 12:23), тем самым положив резкий и неожиданный конец празднику.
В четырех Евангелиях описана целая группа хвастливых людей, которые искали первенства, а именно: книжники и фарисеи. Иисус сказал о них:
Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!» (Мф 23:5−7)
Эти люди оправдывали себя перед народом (Лк 16:15), «лицемерно долго молились» (Лк 20:47), «друг от друга принимали славу» (Ин 5:44) и «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Ин 12:43).
Гордые амбиции имели уродливое присутствие даже в среде учеников Иисуса. В Матфея 20:20−21 рассказана история: «Приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем». Иаков и Иоанн использовали предполагаемое влияние своей матери, чтобы просить Иисуса о первых местах в царстве. Но вместо того чтобы выполнить их просьбу, Иисус воспользовался возможностью и наставил Своих учеников в том, что касается важности смирения:
Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:25−28).
В Третьем послании апостол Иоанн знакомит нас с Диотрефом, еще одним человеком из длинного списка искавших первенства. В стихе 9 тон послания резко меняется. В первых восьми стихах Иоанн хвалит Гаия за проявление жертвенной любви к миссионерам, которые пришли к его церкви. Но в начале стиха 9 тон становится противоположным, Иоанн резко упрекает человека по имени Диотреф за то, что он отказался проявить гостеприимство к слугам Евангелия и не позволял другим сделать это. Апостол разоблачил личные амбиции Диотрефа и его извращенные поступки и привел в пример другого человека, Димитрия, как похвальное противопоставление первому.
Личные амбиции Диотрефа
Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас (3Ин 1:9).
Контраст между праведным Гаием и неправедным Диотрефом поразителен; эти два человека находятся на противоположных полюсах. Гаий был благодатно гостеприимным, Диотреф — неблагодатно негостеприимным. Гаий любил истину и смиренно любил ближнего (3Ин 1:3−6); Диотреф отрекся от истины и любил себя, угрожая всем со своей позиции самопровозглашенного авторитета. Один подчинялся словам истины; другой произносил презрительные слова. Разница между этими двумя людьми в первую очередь касается не учения, а поведения; Иоанн упрекает Диотрефа не в ереси, а в высокомерии.
Послание, которое Иоанн писал церкви Гаия, утрачено, возможно, потому, что Диотреф перехватил и уничтожил его. Это не может быть 2 Иоанна, потому что это послание было написано не к церкви, а к конкретному человеку. Не могло это быть и 1 Иоанна, в котором не говорится о проявлении гостеприимства к миссионерам.
Описание Иоанном Диотрефа как любящего первенствовать у них обращается к самому центру проблемы. Любящий первенствовать — перевод причастной формы греческого глагола philoprōteuō, составного слова от philos («любовь») и prōtos («первый»). Оно описывает человека, который эгоистичен, эгоцентричен и ищет собственной выгоды. Форма настоящего времени причастия указывает на то, что таким было привычное поведение Диотрефа. Prōteuō встречается в Новом Завете только в Колоссянам 1:18, где оно указывает на первенство Господа Иисуса Христа. Отвергая представителей Христа, Диотреф на самом деле узурпировал Его роль главы церкви. Имя Диотреф (буквально «питаемый Зевсом» или «приемный сын Зевса») было настолько же редким, насколько распространенным было имя Гаий. Есть мнение, что оно использовалось только в знатных семействах. Если Диотреф был из знатной семьи, его высокомерное поведение, вероятно, развилось в этой среде.
Диотреф не принимал того, что говорил Иоанн, и это показывает, как далеко он зашел по пути высокомерия. Поразительно, но жажда власти и собственной славы побудили его отвергнуть авторитет Христа, передаваемый апостолом Иоанном. Диотреф был виновен в духовной гордости худшего вида. Он был самовозвеличивающимся демагогом, который отказывался служить кому-либо, но хотел, чтобы все служили ему. Такое отношение предельно оскверняет учение Нового Завета о смиренном руководстве (см. Мф 20:25−28; 1Кор 3:5; 2Кор 4:5; Флп 2:5−11; 1Пет 5:3).
Извращенные поступки Диотрефа
Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви (3Ин 1:10).
Посему (так как Диотреф гордо отвергал апостольский авторитет Иоанна) апостол заявлял: если я приду, то напомню о делах, которые он делает. Иоанн не собирался мириться с вызовом в адрес своего апостольского авторитета и правления Христа в церкви. Он собирался изобличить Диотрефа перед всей общиной, обратившись к его поведению как к проблеме церковной дисциплины (1Тим 5:19−20), и, если понадобится, использовать свой авторитет апостола, чтобы разобраться с нею. Павел бросил похожий вызов бунтовщикам Коринфа, когда писал: «Но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу» (1Кор 4:19), — и опять, во 2 Коринфянам, где он заявил:
В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово. Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу (2Кор 13:1−2).
Иоанн выдвинул против Диотрефа четыре обвинения. В каждом случае настоящее время глагола показывает: таким было постоянное, привычное поведение Диотрефа.
Во-первых, он был виновен в том, что поносил Иоанна злыми словами. Нападки личного характера — распространенное оружие тех, кто пытается возвыситься. Они приобретают доверие людей не в позитивном плане, демонстрируя благочестивое поведение, но в негативном, разрушая веру людей в их руководителей. Глагол, переведенный как поносить, встречается в Новом Завете только здесь, но родственное ему слово переведено как «говорят, чего не должно» в 1 Тимофею 5:13. Писание неоднократно осуждает сплетни (Притч 20:19; Рим 1:29; 2Кор 12:20; 1Тим 3:11; 1Тим 5:13; 2Тим 3:3; Тит 2:3) и хулу (Лев 19:16; Пс 14:3; Пс 100:5; Пс 139:12; Притч 10:18; Притч 16:28; Мф 15:19; Рим 1:30; 2Кор 12:20; Еф 4:31; Кол 3:8; 1Пет 2:1). Прилагательное, переведенное как злые, используется пять раз в 1 Иоанна для описания дьявола (1Ин 2:13-14; 1Ин 3:12; 1Ин 5:18-19) и один раз — для описания злых дел Каина (1Ин 3:12). Во 2Ин 1:11 оно описывает злые дела лжеучителей. Коварные обвинения Диотрефа были злом, ложью и хулой. Он считал Иоанна угрозой своей власти и престижу в церкви и яростно нападал на него. Это похоже на то, как лжеучителя в Коринфе нападали на Павла (2Кор 7:2−3; 2Кор 10:10; 2Кор 11:5−7; 2Кор 12:15; 2Кор 13:3).
Во-вторых, не довольствуясь нападками на Иоанна, Диотреф вызывающе не принимал братьев, странствующих проповедников, которые провозглашали апостольское послание Евангелия. Считая этих проповедников угрозой для своей собственной власти над церковью, Диотреф отказывался проявлять к ним гостеприимство. Так как Писание заповедует такое гостеприимство (Рим 12:13; Евр 13:2; 1Пет 4:9), Диотреф был также виновен в отвержении Слова Божьего. Один из комментаторов объясняет:
Не только слова Диотрефа порочны; его дела также достойны обвинения. Он сознательно нарушает правила христианского гостеприимства, отказываясь принимать миссионеров, посланных провозглашать Евангелие. Отказывая им в крове и пище, он препятствует распространению Слова Божьего. Короче говоря, Диотреф мешает замыслам Бога и Его планам, и, следовательно, его постигнет Божий гнев (Simon J. Kistemaker, III John, New Testament Commentary [Grand Rapids: Baker, 1986], 9−10).
Диотреф не только отказывал в гостеприимстве братьям сам; он также запрещал делать это желающим. Он злоупотреблял своей властью, мешая другим членам церкви принимать странствующих проповедников.
Тех, кто не слушался и проявлял гостеприимство, Диотреф изгонял из церкви. Он был таким властным, что имел возможность отлучать от церкви всякого, кого он воспринимал как очевидную угрозу. Возможно, так случилось и с Гаием, и это объясняет, почему Иоанну пришлось рассказывать ему, что происходит в церкви. Если Гаий был все еще членом церкви, он сталкивался с враждебностью и оппозицией Диотрефа, поэтому Иоанн призывал его не сдаваться, но продолжать быть гостеприимным в будущем (см. обсуждение 3 Иоанна 1:5−8 в предыдущей главе данного труда).
Как большинство конфликтов в церкви, этот проистекал из гордости. Именно гордость побудила Диотрефа хулить Иоанна, игнорировать миссионеров и изгонять тех, кто не слушался его. Его высокомерие порождало амбиции, которые вели к ложным, оскорбительным обвинениям, пренебрежению апостольской властью и сокрушению какой бы то ни было оппозиции его власти. Печально, но люди, подобные Диотрефу, всегда были в церкви. Еще более трагично, что многие церкви либо из страха, либо во имя терпимости, отказываются разбираться со своими Диотрефами. Но апостол Иоанн без колебаний выступил против такого грешника ради блага церкви и чести Христа.
Похвальный контраст с Димитрием
Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно. Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам. Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь (3Ин 1:11−14).
На первый взгляд кажется, что стих 11 прерывает поток мысли Иоанна. Но это обязательное введение в раздел похвалы Димитрия. Иоанн призвал Гаия не подражать злому поведению Диотрефа, отказываясь принять Димитрия. Вместо этого апостол призвал Гаия строить свою жизнь, делая добро, как поступал Димитрий. Напоминание Иоанна о том, что, кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога, — практическое применение моральной проверки на истинную веру, о которой он говорил в своем Первом послании (см. разъяснение 1 Иоанна 2:3−6 и 1 Иоанна 5:2−3 в главах 5 и 16 данного труда). В Библии ясно сказано, что добрые дела не спасают; «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа… ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал 2:16; см. также Рим 3:20). Повиновение, однако, — внешнее, видимое доказательство спасения (Ин 14:15, 21). Отказ Диотрефа повиноваться Божьим заповедям показывает, что он не был спасен.
В противопоставление суровому осуждению Диотрефа, Иоанн тепло хвалит Димитрия. Подобно имени Гаия, имя Димитрия («принадлежащий Деметре», греческой богине зерна и урожая) было распространенным. Серебряник из Ефеса с таким именем поднял бунт против учения Павла, потому что Евангелие создавало финансовые проблемы для него и других изготовителей идолов (Деян 19:23−41). Имя Димас (Кол 4:14; 2Тим 4:10; Флм 1:24) было сокращенной формой от имени Димитрий.
О Димитрии, которого хвалил Иоанн, неизвестно ничего, кроме этого стиха. Возможно, он доставил послание от Иоанна Гаию. То, что это был человек с благородным христианским характером, очевидно из трех источников. Во-первых, это было засвидетельствовано всеми. Его репутация была широко известна среди христианских общин того региона. Во-вторых, Димитрий был верен жизни по истине (3Ин 1:3). Наконец, Иоанн добавил свое собственное свидетельство — которое, как знал Гаий, было истинно, — хваля характер Димитрия. Пример Димитрия показывает, что ценность человека может быть измерена его репутацией в общине, его верностью истине Писания и мнением о нем благочестивых христианских руководителей. Димитрий получил высокие оценки всех этих трех инстанций.
Заключение этого послания параллельно заключению 2 Иоанна. Иоанн писал: Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам. В обоих посланиях Иоанн имел, что сказать тем, кому он писал, но предпочитал сделать это не чернилами и тростью, а устами к устам.
Прощальное пожелание апостола — мир тебе — было подходящим для этой терзаемой раздорами общины. Гаий и Иоанн, очевидно, имели общих друзей, которые просили Иоанна приветствовать Гаия от их имени. Иоанн также просил Гаия приветствовать других общих друзей, которые были с ними. Слово поименно добавляет личный, интимный оттенок. Хотя Иоанну было уже за девяносто лет, он все еще дорожил теми, кому он нес служение на протяжении своей жизни.
Без сомнений, понятие истины выделяется в этом кратком послании. Во-первых, верующие должны знать истину и повиноваться ей (3Ин 1:3). Во-вторых, они должны быть гостеприимны к другим верным верующим, которые проповедуют истину (3Ин 1:6−8). Наконец, они должны строить свою жизнь по благочестивому примеру тех, кто поступает по истине (3Ин 1:11; см. также Евр 13:7). Там, где преобладает истина, Господь прославлен в Своей Церкви.
Комментарии Джона МакАртура на 3 послание Иоанна, 1 глава. Серия комментариев МакАртура.
© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание комментария на сайте legere.ru.