Библия » МакАртур2 Серия комментариев МакАртура

2 Иоанна 1 2 послание Иоанна 1 глава

Жизнь в истине
(2 Иоанна 1:1−4)

Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину, ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви. Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца (2Ин 1:1−4).

Когда Пилат цинично спросил: «Что есть истина?» (Ин 18:38) — он выразил мнение многих современных нам людей. Постмодернизм относится к истине со скептицизмом. Многие верят, что не существует такого явления, как абсолютная истина, или, если она есть, то не может быть познана. Конечно, утверждают они, религиозной истины не существует; религия — это всего лишь личные предпочтения, как наши вкусы в области искусства, музыки или литературы.

Но истина — абсолютная, Божественная истина — существует, и это самая важная реальность во вселенной. Когда Марфа жаловалась, что ее сестра не помогает ей прислуживать гостям, Иисус ответил: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк 10:41−42). Не существует более высокого приоритета, чем тот, который выбрала Мария, «которая села у ног Иисуса и слушала слово Его» (Лк 10:39). Истина — драгоценность, более ценная, чем все земные сокровища (см. Пс 18:8−11; Пс 118:72, 127); единожды найдя ее, следует удерживать ее любой ценой. Так в Притчах 23:23а нас призывают: «Купи истину и не продавай мудрости».

Библия, Слово истины (Пс 118:160; Ин 17:17; 2Кор 6:7; 2Тим 2:15; Иак 1:18), много говорит на эту тему. Бог есть Бог истины (Пс 30:6; Ис 65:16), Который изобилует в истине (Исх 34:6) и всегда говорит истину (2Цар 7:28; см. также Чис 23:19; Тит 1:2); Христос есть истина (Ин 14:6; Еф 4:21), Он полон истины (Ин 1:14), явил истину (Ин 1:17), говорил истину (Ин 8:45−46) и свидетельствовал об истине (Ин 18:37); Святой Дух есть Дух истины (Ин 14:17; Ин 15:26; Ин 16:13; 1Ин 5:6). Божья истина вечна (Пс 116:2), безгранична (Пс 56:11; Пс 85:15; Пс 107:5) и спасительна (Пс 68:14). Спасение приходит от веры в истину (2Фес 2:13; см. также 1Тим 2:4; 2Тим 2:25); верующие освящены истиной (Ин 17:17), любят истину (см. 2Фес 2:10), освобождены истиной (Ин 8:32), поклоняются в истине (Ин 4:23−24), радуются в истине (1Кор 13:6), говорят истину (Еф 4:15, 25), размышляют над истиной (Флп 4:8), являют истину (2Кор 4:2), повинуются истине (1Пет 1:22), руководствуются истиной (Пс 24:5; Пс 42:3) и, в более общем плане, ходят в истине (3Цар 2:4; 3Цар 3:6; 4Цар 20:3; Пс 25:3; Пс 85:11).

Верующие должны быть преданны истине, потому что мы существуем в мире, который есть царство сатаны (1Ин 5:19), отца лжи (Ин 8:44). Он старается помешать грешникам понять истину и поверить в нее; он — «бог века сего, [который] ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2Кор 4:4). В результате «каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» (Иер 9:5). Неверующие — «люди поврежденного ума, чуждые истины» (1Тим 6:5), они «противятся истине» (2Тим 3:8) и «от истины отвратят слух» (2Тим 4:4), потому что «они заменили истину Божию ложью» (Рим 1:25).

В мире лжи церковь призвана быть «столпом и утверждением истины» (1Тим 3:15). Метафора Павла должна была быть понятна для Тимофея и его общины в Ефесе. В этом городе находился храм Дианы (Артемиды; Деян 19:23−28), одно из семи чудес античного мира. Громадную кровлю храма поддерживало 127 колонн, которые стояли на массивном фундаменте. Как этот храм был памятником сатанинской лжи, так церковь должна была быть памятником Божьей истины. Миссия церкви — быть непоколебимой, несокрушимо жить, хранить, оберегать и провозглашать истину Божьего Слова. Она должна провозглашать «всю волю Божию» (Деян 20:27), а не только ту часть Божественной истины, которая не задевает окружающей культуры. Мартин Лютер говорил, что церковь должна быть несокрушимым защитником Слова в неизбежных противоречиях.

Если я исповедую самым громким голосом и самым ясным образом разъясняю все части Божьей истины, кроме именно того маленького момента, который мир и дьявол в это время атакуют, я не исповедую Христа, как смело бы я ни выступал на стороне Христа. Там, где идет битва, проверяется верность воина, и быть твердым на поле битвы необходимо, иначе воин бежит и его постигает несчастье (D. Martin Luthers Werke, Kritische Gesamtausgabe. Briefwechsel, 18 vols. [Weimar: Verlag Hermann Bohlaus Nachfolger, 1930−1985], 3:81, курсив мой).

Любая так называемая церковь, которая не хранит Божью истину, сталкивается с Божьим судом, как стало с иудеями, которые не смогли исполнять вверенную им ветхозаветную истину (см. Рим 2:23−24). Но на протяжении истории истинная церковь упорно держалась истины, несмотря на бури гонений, жало отвержения и нападения врагов как внутренних, так и внешних (см. Деян 20:29−30). Бесчисленное количество людей предпочли понести мученичество, чем пойти на компромисс и оставить истину.

В стратегическом плане в заключительных посланиях Нового Завета подчеркивается приоритет истины (2 и 3 Иоанна) и необходимость бороться за нее перед лицом отступников-лжецов (Иуды).

Иоанн написал свои два кратких послания — скорее открытки, чем письма, — чтобы подчеркнуть важность истины. Alētheia («истина») упоминается пять раз в этом первом разделе 2 Иоанна и шесть раз — в более кратком 3 Иоанна. Хотя оба они — личные послания к конкретным людям, Иоанн писал богодухновенное откровение Бога, адресованное Божьим людям всех времен. Понимая, что все читатели данного послания столкнулись и всегда будут сталкиваться с миром лжи и обмана, он написал им, чтобы призвать их жить в Божьей истине, любить в границах истины, быть верными истине и искать ее. В первых стихах Иоанн называет четыре особенности жизни в истине: истина объединяет, пребывает в верующих, благословляет их и управляет ими.

Истина объединяет верующих

Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину (2Ин 1:1).

К тому времени, когда Иоанн писал свое Второе послание, он был уже очень стар — последний оставшийся в живых апостол. Но все равно его ссылка на себя как на старца (presbuteros с определенным артиклем) подчеркивает не столько его возраст, сколько его положение духовного блюстителя церкви. В Новом Завете этот термин, вслед за его привычным ветхозаветным употреблением (см. Лев 4:15; Чис 11:25; Втор 25:7−8 и т. д.), обычно обозначает должность старейшины (исключение — 1Тим 5:1, где речь идет просто о пожилом человеке); родственный термин presbutēs (который переводится как «стар» в Луки 1:18 и как «старец» в Филимону 1:9) описывает пожилого человека без указания на его роль руководителя. Описывая себя как старца, Иоанн подкрепляет истинность того, что именно он был автором послания: кто-то, кто хотел бы выдать себя за него, скорее всего, выбрал бы титул «апостол», в то время как автор, не пытающийся выдать себя за него, скорее всего, не стал бы называть себя «старцем» с определенным артиклем (см. Alfred Plummer, The Epistles of St. John, The Cambridge Bible for Schools and Colleges [Cambridge: Cambridge Univ., 1911], 175). Иоанну не было необходимости называть себя апостолом, потому что его читатели знали об этом и принимали его как такового, в то время как в опыте церкви он служил им как их пастырь.

В Новом Завете церкви всегда получали учение и руководство от многих старейшин (Деян 11:30; Деян 14:23; Деян 15:2, 4, 6, 22, 23; Деян 16:4; Деян 20:17; Деян 21:18; 1Тим 5:17; Тит 1:5; Иак 5:14; 1Пет 5:1, 5). Но хотя другие старейшины несли служение с Иоанном в Ефесе (см. Деян 20:17; см. введение в 1 Иоанна в данном труде, где приведены свидетельства того, что Иоанн писал свои послания в этом городе), он был старшим, патриархом, чья власть распространялась за пределы Ефеса. Подобно Петру (1Пет 5:1), Иоанн был и старейшиной, и апостолом; как последний из апостолов, он был определенным старейшиной, самым выдающимся из старейшин; единственным живущим старейшиной, которого избрал апостолом Господь Иисус Христос и который был членом внутреннего круга двенадцати апостолов; он сам называл себя «учеником, которого любил Иисус» (Ин 20:2; см. также Ин 13:23; Ин 19:26; Ин 21:7, 20). В отличие от лжеучителей, Иоанн был носителем апостольской традиции.

Как мы отмечали во введении ко 2 Иоанна, избранной госпожой, к которой Иоанн обращался в этом послании, была конкретная женщина, а не церковь. Госпожа — перевод формы женского рода от существительного kurios («господин»). Муж — «господин» дома как назначенный Богом глава (см. 1Кор 11:3; Еф 5:23), но госпожа имеет свою сферу власти и ответственности (см. Тит 2:3−5 и 1Тим 5:14, где «попечение о доме» — перевод греческого глагола, буквально означающего «вести хозяйство в доме»). То, что муж этой госпожи не упоминается, может указывать на ее вдовство. В любом случае она принимала гостей в своем доме, что ясно из 1Тим 5:9−10. Так как Иоанн упомянул и ее детей, они, должно быть, продолжали жить в ее доме вместе с нею. Семьи обычно жили в одном доме, даже если дети уже вступили в брак.

Избранная — перевод греческого слова eklektos. Этот термин описывает избранных Богом к вечной славе, будь то Христос (Лк 23:35; 1Пет 2:4, 6), святые ангелы (1Тим 5:21) или искупленные (Мф 22:14; Мф 24:22, 24, 31; Мк 13:20, 22, 27; Лк 18:7; Рим 8:33; Кол 3:12; 2Тим 2:10; Тит 1:1; 1Пет 1:1; 1Пет 2:9; 2Ин 1:13; Откр 17:14). Помимо данного послания это слово относится к конкретному человеку еще лишь один раз — в Римлянам 16:13, где Павел описывал Руфа как «избранного [от eklektos] в Господе».

Описание Иоанном этой женщины (и ее сестры, 2Ин 1:13) как избранной отражает библейский взгляд, что Бог в Своей всевышней воле избирает верующих к спасению (помимо стихов, упомянутых выше, см. Мк 13:20; Деян 13:48; Рим 8:28−30; Еф 1:4−5, 11; 2Фес 2:13; 2Тим 1:9; Иак 2:5). В отличие от тех, кто не верит в Божью всевышнюю волю, авторы Нового Завета без колебаний называют верующих избранными. Сам Господь Иисус Христос сделал так в Матфея 24:22: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни». Этот термин не менее уместен, чем более популярные «дети Божьи», «спасенные», «рожденные свыше», «верующие» или «христиане».

Высказывание Иоанна которых я люблю по истине указывает на его личную связь с этой семьей (относительное местоимение hous [которых] имеет форму множественного числа и включает в себя как госпожу, так и ее детей). Слово egō (я) — эмфатическое, подчеркивает личную продолжающуюся (глагол в настоящем времени) любовь к ним. Любовь, которая тут упоминается, — волевая, духовная привязанность и служение, передаваемые знакомым нам глаголом agapaō. Выражение по истине объясняет и уточняет сферу любви Иоанна к адресатам. Это не относится к его искренности; он не просто утверждает, что «воистину» любит их, хотя, очевидно, так и было. Напротив, истина здесь относится к воплощению истины в Евангелии. Это параллель частому новозаветному слову «вера» (Деян 6:7; Деян 13:8; Деян 14:22; Деян 16:5; 1Кор 16:13; 2Кор 13:5; Гал 1:23; Еф 4:13; Флп 1:27; Кол 1:23; 1Тим 1:2; 1Тим 3:9; 1Тим 4:1; 1Тим 5:8; 1Тим 6:10, 21; 2Тим 3:8; Тит 1:13; Иуд 1:3). Выражение Иоанна похоже на слова Павла, обращенные к Титу: «Приветствуй любящих нас в вере» (Тит 3:15б); то есть в объективной истине Евангелия. Эта истина связывала с данной госпожой и ее детьми не только Иоанна, но и всех, кто знал истину. Общая вера в евангельскую истину объединяет всех верующих.

В словах Иоанна заключена основная тема этого краткого послания — что истина должна всегда управлять проявлением любви. Глубокая взаимная привязанность христиан проистекает из их разделенной преданности истине. В своем Первом послании Иоанн писал: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него» (1Ин 5:1). У нас нет реального общения с теми, кто отвергает истину Евангелия, так как мы не разделяем общей духовной жизни с ними. Такие люди — вне общения верующих, потому что только «послушанием истине чрез Духа» можно «постоянно любить друг друга от чистого сердца» (1Пет 1:22).

Церкви критически важно провозглашать правильное послание, поскольку для спасения требуется вера в истину. Простого и точного представления Евангелия достаточно, чтобы через преображающую силу Святого Духа принести спасение. В то же самое время даже самое тщательно продуманное и отточенное представление чего-либо, кроме Евангелия, не спасет.

То, что Иоанн связывает любовь и истину, показывает, что они вовсе не являются несовместимыми, как заявляют некоторые. Верующие должны говорить в любви, но они также должны говорить истину (Еф 4:15). Сводить истину к минимуму во имя любви — значит отрекаться от библейской любви, основанной на истине. Божьи замыслы никогда не совершились бы, если бы мы шли на компромисс с Его истиной; любовь к душам никогда не проявляется через принижение истины.

Истина пребывает в верующих

…Ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек (2Ин 1:2).

Следуя своей страстной преданностью истине, Иоанн написал свое Второе послание ради истины. Он беспокоился о том, что госпожа-христианка, к которой он обращался, пойдет на компромисс в области истины во имя гостеприимства. Христианские любовь, общение и гостеприимство жизненно важны, так как они демонстрируют преображающую силу Евангелия (см. Рим 12:13; 1Тим 3:2; Тит 1:8; 1Пет 4:9). Верующие разделяют духовную любовь, которая проистекает из их общей вечной жизни во Христе. Но они не могут воистину являть эту любовь без непоколебимой верности истине Слова Божьего. Эта истина пронизывает все аспекты индивидуальной и общественной жизни христиан, лежит в основе всех проповедей, благовестия и общения.

В выражениях, напоминающих обещание Иисуса о Святом Духе (Ин 14:17), Иоанн писал, что истина… пребывает в нас и будет с нами вовек. Эта параллель уместна, так как Святой Дух есть Дух истины (Ин 14:17; Ин 15:26; Ин 16:13; 1Ин 5:6). Хотя при жизни мы не можем постичь всю обширную глубину библейской истины, все настоящие христиане знают истину Писания, которая спасает. Они знают, что они грешники, их ждет Божий справедливый суд и что прощение приходит только Божественной благодатью, вне дел, через веру в Господа Иисуса Христа и Его искупительную жертву и воскресение. Если бы они не понимали этих фактов, они не могли бы быть христианами, ибо, как мы уже отмечали выше, понимание истины необходимо для спасения.

В своем Первом послании Иоанн учил, что все верующие способны отличать истину от заблуждения:

Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины… Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте (1Ин 2:20−21, 27).

Menō (пребывает) — один из любимых терминов Иоанна, он встречается более шестидесяти раз в его произведениях. Он используется в богословском смысле по отношению к истине, которая пребывает в верующих (1Ин 2:14, 24−27; см. также Ин 5:38, где Иисус упрекает неверующих иудеев в том, что Слово не пребывает в них), к истинным верующим, которые пребывают в Слове (Ин 8:31), то есть не находятся в духовной тьме (Ин 12:46), к Духу, Который пребывает в верующих (Ин 14:17; см. также 1Ин 4:12, 15-16), и, что важнее всего, к пребывающим во Христе верующим (Ин 6:56; Ин 14:10; Ин 15:4−7, 9−10; 1Ин 2:6, 10, 28; 1Ин 3:6, 24; 1Ин 4:13). Истина Слова, которая пребывает в верующих вовек, дает им «ум Господень» (1Кор 2:16).

Истина благословляет верующих

Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви (2Ин 1:3).

Хотя благодать, милость и мир упоминаются вместе только здесь и в посланиях Павла к Тимофею (1Тим 1:2; 2Тим 1:2), это знакомые нам новозаветные термины. Они часто использовались в приветствиях к посланиям. Благодать сочетается с миром в Рим 1:7; 1Кор 1:3; 2Кор 1:2; Гал 1:3; Еф 1:2; Флп 1:2; Кол 1:2; 1Фесс 1:1; 2Фес 1:2; Титу 1:4; Филимону 1:3; 1Пет 1:2; 2Пет 1:2 и Откр 1:4; милость с миром — в Иуды 1:2. Все три термина говорят о развитии замысла спасения: Божья благодать побуждает Его даровать милость, результат которой — мир. Благодать рассматривает грешников как виновных и не заслуживающих прощения (Рим 5:20; Еф 1:7); милость рассматривает их как нуждающихся и беспомощных (Мф 5:3; Рим 11:30−32; Еф 2:4−5; Тит 3:5; 1Пет 1:3); мир — результат дарования Богом и благодати, и милости (Деян 10:36; Рим 5:1; Еф 2:14; Кол 1:20). Эти Божественные благословения, как и все в христианской жизни, приходят только от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего. От Бога, «от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены», исходит «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный» (Иак 1:17). В том, что касается Сына, то «все обетования Божии в Нем „да”» (2Кор 1:20). Они присутствуют, когда Божественная истина доминирует в уме и сердце, что ведет к истинной любви. Двукратное повторение para (от) подчеркивает равенство Иисуса и Отца. Иоанн подчеркивает сущность Христа как Божьего Сына, потому что лжеучителя отрицали эту истину (см. обсуждение лжеучителей и их еретических учений во введении к 1 Иоанна).

Истина управляет верующими

Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца (2Ин 1:4).

В свете верности Иоанна истине, неудивительно, что он весьма обрадовался, что нашел… детей этой госпожи-христианки ходящих в истине. Конечно, апостол ликовал при новости об их повиновении Божественному откровению, о чем он мог услышать от сестры этой госпожи или детей этой сестры (см. 2Ин 1:13). То, что он упоминает только кого-либо из детей, не обязательно значит, что остальные не были спасены; Иоанн упоминал только тех, кого он знал лично.

По истине Слова Божьего надо жить, а не только верить в нее (см. Мф 7:21; Мф 12:50; Лк 6:46−49; Лк 11:28; Ин 13:17; Рим 2:13; Иак 1:22; 1Ин 2:3). Выражение ходящие в истине обозначает жизнь, управляемую истиной; это эквивалент хождения во свете (1Ин 1:7). Хождение — частая новозаветная метафора для указания на христианский образ жизни. Верующие «ходят в обновленной жизни» (Рим 6:4), «ходят верою, а не видением» (2Кор 5:7), «поступают по духу» (Гал 5:16, 25), «исполняют добрые дела» (Еф 2:10), «поступают достойно звания, в которое… призваны» (Еф 4:1), «живут в любви» (Еф 5:2), «поступают, как чада света» (Еф 5:8), «поступают осторожно» (Еф 5:15), «поступают достойно Бога, во всем угождая Ему» (Кол 1:10), «поступают достойно Бога, призвавшего… в Свое Царство и славу» (1Фес 2:12), «поступают так, как Он поступал» (1Ин 2:6) и «поступают по заповедям Его» (2Ин 1:6).

Ссылка Иоанна на заповедь ходить в истине, которую верующие получили от Отца, — не указание на какую-то конкретную заповедь, но на общее и очевидное требование Писания повиноваться. Писание даже названо «заповедью Господа» (Пс 18:9; см. похожее использование слова «заповедь» в 1Тим 6:14). Повиновение Божьей истине — не добровольное дело. «Бог не явил Свою истину так, чтобы мы в собственное удовольствие верили или не верили в нее, повиновались ей или нет. Откровение несет с собой ответственность, и чем яснее откровение, тем больше обязанность верить в него и повиноваться ему» (John R. W. Stott, The Epistles of John, The Tyndale New Testament Commentaries [Grand Rapids: Eerdmans, 1964], 206).

Это краткое послание открывается призывом к христианам жить в соответствии с истиной, в которую они верят. Единственное истинное основание для единства церкви — это истина Слова Божьего, которая пребывает в отдельных верующих, благословляет их и управляет их жизнью. И только эти христиане и церкви, твердо основанные на прочном фундаменте истины, смогут устоять перед постоянно обрушивающейся на них бурей гонений, искушений и лжеучений.

Границы любви
(2 Иоанна 1:5−13)

И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней. Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна. Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь (2Ин 1:5−13).

Стих 9 выделяется из всего рассматриваемого раздела: Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Здесь опять (как на протяжении всего 1 Иоанна) представлена проверка на истинность христианской веры и правдивость проповедника — чистота учения о Христе.

Истинная церковь Иисуса Христа всегда понимала этот факт. На протяжении столетий, даже в самые мрачные часы церкви, всегда были те, кто преданно благовествовал заблудшим, неся им чистое Евангелие Иисуса Христа. Люди исследовали Писание, без всех тех орудий изучения, которые доступны сегодня, чтобы понять Евангелие и подготовиться к распространению вести спасения. Многие невоспетые герои веры трудились десятилетиями, переводя Слово, чтобы люди могли прочесть его на своем собственном языке. Миссионеры трудились в тяжелых и угрожающих обстоятельствах, чтобы донести в труднодоступные места истину о Христе. Они ради Евангелия долгое время были вдали от своих семей, друзей и стран, страдали от утраты соратников и любимых, боролись с болезнью, опасностью и сатанинской оппозицией (см. Еф 6:12). Десятки тысяч преданных благовестников стали мучениками из-за своей верности заповеди Господней провозглашать спасительную истину.

Но есть те, кто выступает за радикальный и тревожащий отход от этого поручения, утверждая, что проповедь Евангелия заблудшим может быть ненужной, как и безграничные жертвы, которые ради этого были принесены. Выходя за пределы библейского учения об общем откровении о Боге в природе (см. обсуждение Римлянам 1:18−32 ниже), некоторые считают, что естественное богословие («попытка обрести понимание Бога и Его отношений со вселенной посредством разумного рассуждения, без особого откровения, такого, как откровение Бога о Себе во Христе и в Писании» [Colin Brown,“Natural Theology,” в Sinclair B. Ferguson, David F. Wright, and J. I. Packer, eds., New Dictionary of Theology (Downers Grove, Ill.: InterVarsity, 1988), 452]) само по себе достаточно, чтобы спасать — без какого бы то ни было знания об истинном Боге, или об Иисусе Христе, или об Евангелии. Некоторые воображают, что Бог спасает людей вне Евангелия, относясь к ним так, как к тем, кто жил до времен Нового Завета (взгляд, называемый трансдиспенсационализмом). Но, как подчеркивает автор Евреям, «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр 1:1−2). Дав Свое окончательное откровение в Сыне, Бог не повернет назад историю в прежнюю эпоху. В Иоанна 1:12 говорится о необходимости веры во Христа: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими».

Другие лжеучителя, сторонники так называемого широкого взгляда на милосердие, предлагают нечто еще более радикальное. Они тоже верят, что заблудшие грешники могут быть спасены вне Евангелия. Но они идут дальше и утверждают, что сторонники нехристианских религий могут прийти к Богу через эти религии. Кларк Пиннок пишет:

Когда мы приближаемся к человеку другой, не нашей, веры, мы делаем это с ожиданием, что Бог заговорит с ним и что при этой встрече мы можем обнаружить новое понимание благодати и любви. Наша первая задача при приближении к другому народу, другой культуре, другой религии — это снять обувь, потому что место, к которому мы приближаемся, свято… Мы можем забыть о том, что Бог был там до нашего прихода (цитируется в Erwin Lutzer, Christ Among Other gods [Chicago: Moody, 1994], 185).

Затем он добавляет шокирующие слова:

Бог… зашел по пути искупления намного дальше, чем Он сделал в Палестине I века (ibid., p. 185).

Универсализм Пиннока отвергает учение апостолов, которые без колебаний заявляли: «Ибо нет другого имени (кроме имени Иисуса Христа. — Авт.) под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4:12; см. также 1Кор 3:11; 1Тим 2:5). Он также отвергает учение Господа Иисуса Христа, Который заявил недвусмысленно: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6).

В Римлянам 10:9−10 Павел объясняет суть спасения: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению». Затем в стихах 13−15 апостол, явно противореча взгляду о «более широком милосердии», подчеркивает абсолютную необходимость того, чтобы церковь выполняла великое поручение:

Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!»

Ход мысли Павла кристально ясен: только те, кто призывает имя Господа, могут спастись (см. Деян 16:31). Но никто не может призывать Господа, не поверив в Него прежде. И никто не может поверить в Него, не услышав Евангелие. Следовательно, церковь должна посылать проповедников провозглашать евангельское послание заблудшим грешникам, потому что, как Павел подводит итоги в Римлянам 10:17: «Итак, вера — от слышания, а слышание — от слова Божия». Во 2 Коринфянам 5:18−21 ясно сказано, что послание и служение примирения — это проповедь Христа, так как мы — «посланники от имени Христова», через которых Бог делает Свой призыв к примирению (2Кор 5:20).

В соответствии с библейским поручением, ранняя церковь несла Евангелие в самые дальние края римского мира и за его пределы, платя великую цену и ясно понимая, что люди не могут быть спасены без веры во Христа. Если бы это было возможно, страдания, которые вынесли проповедники Евангелия (см. 2Кор 11:22−33), были, конечно же, бессмысленными. Если бы заблудшие могли бы быть спасены через природное богословие или языческие религии, христианские миссионеры могли бы оставаться дома, в безопасности. Проповедь Евангелия язычникам могла даже навлечь на них проклятие, так как они могли не поверить в него. Было бы лучше, в таком случае, если бы они никогда не слышали его.

Встреча Павла с язычниками-афинянами на Марсовом холме — пример того, как ранняя церковь обращалась с приверженцами других религий. Апостол начал с того, что похвалил афинян за религиозное рвение (Деян 17:22−23), как он делал и с неверующими иудеями (Рим 10:2). Затем, как он обычно делал при благовестии язычникам (см. Деян 14:15−17), апостол обратился к общему откровению Бога в природе. Он отметил, что «нашел и жертвенник, на котором написано: „неведомому Богу”» (Деян 17:23). Несмотря на наличие пантеона богов, которому поклонялись афиняне, они беспокоились о том, что могли чего-то не знать. Чтобы не оскорбить неведомого Бога, они воздвигли нечто вроде общего жертвенника для ублаготворения любого бога, какого они по незнанию упустили.

Поведение апостола помогает нам кое-что понять. Он не пришел к язычникам, ожидая обнаружить, как Бог обращался к ним. Он не стал также искать новое понимание Божьей благодати и любви во время своей встречи с ними. Вместо этого он представил им тот факт, что они поклонялись в невежестве (Деян 17:23), объясняя им, Кто есть на самом деле Бог (Деян 17:24−29). И вместо того, чтобы утверждать, что они могут знать Его и быть спасены от ада через свою ложную религию, Павел завершил свое послание призывом покаяться и обратиться к Иисусу Христу, единственному пути к Богу: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян 17:30−31).

Встреча Павла с афинянами показывает невозможность того, чтобы кто-либо спасся через одно лишь общее откровение. Общее откровение демонстрирует, что всемогущий Творец существует. Но оно не являет пути спасения, так как «мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией» (1Кор 1:21а). Человеческий разум, даже с помощью общего откровения, не может породить спасительное знание о Боге. Следовательно, дальше Павел писал: «…благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор 1:21б). Только те, кто верит в послание «Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор 1:23−24; см. также 1Кор 2:1−5), будут спасены (см. 2Фес 1:8, где Павел определяет тех, кто не знает Бога, как «не покоряющихся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа»).

Ни один человек не имеет силы самостоятельно прийти к Богу, даже через Евангелие. В Писании ясно сказано, что человечество мертво и не может во плоти быть угодным Богу (Рим 8:7−8). Ни один человек не может своими собственными силами, делами или верой стать угодным Богу вообще, особенно заслужить спасение, даже услышав Евангелие, не говоря уже о том, чтобы спастись без него. Один лишь Бог спасает в Своей высшей власти и всегда через Евангелие. Только Он может даровать жизнь и свет, породить покаяние и веру — всегда направленную на Иисуса Христа.

Когда мы говорим, что все люди полностью грешны, мы не имеем в виду, что все они одинаково плохи или так злы, как это только возможно. Это не может быть правдой, потому что сказано, что некоторые «злые люди… будут преуспевать во зле» (2Тим 3:13). Но все люди одинаково «отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества» (Еф 4:18), не способны сделать ничего, чтобы угодить Богу, — особенно совершить самое благое дело: покаяться и уверовать. Если бы нерожденный свыше грешник, сам по себе, свободным актом своей воли, мог поверить в Бога или Христа, тогда он мог бы совершить величайшее из дел. Но в Писании сказано, что он не может угодить Богу. Библия не стала бы обманывать, если бы он мог, и не говорила бы, что грешники мертвы, бессильны, отчуждены, омрачены и лишены надежды. Но нерожденные свыше грешники не способны уверовать во спасение. Если бы у них была сила делать то, что угодно Богу, они были бы прославлены за это — и, может быть, им даже поклонялись бы. Но никто не может спастись без Божественной, всевышней, возрождающей благодати — и Бог дарует ее без каких-либо праведных действий со стороны грешника, но только в связи с его слушанием и верой в Евангелие Господа Иисуса Христа.

Если бы спасение того, кто услышал Евангелие, зависело от его способности верить, не было бы необходимости в эффективной благодати. И Бог приписывал бы Себе слишком много заслуг за Свое участие в спасении, говоря, что оно дается только через Его благодать. Но это неразумное, если не богохульное, представление. Ни один грешник не может сделать ничего угодного Богу, только Бог может в Своей всевышней власти даровать спасительную веру одной лишь благодатью, и Он делает это только через Христа. Павел пишет об этом:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф 1:3−7).

Если спасение совершается по воле человека, что означает избрание Богом людей? Но все искупленные избраны во Христе, Возлюбленном, и спасены через Божественный дар веры в Него и Его деяния (Еф 2:8−9; см. также Рим 1:16).

Бог не спасает всевышней благодатью через общее откровение; напротив, без помощи Бога это откровение делает грешника подсудимым без оправдания. У всех людей есть достаточно свидетельств существования Бога, «ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим 1:19−20). Это знание, тем не менее, не ведет их к Богу. Напротив, оно только оставляет их без оправдания, когда Он судит их, потому что «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим 1:18). Общего откровения недостаточно для спасения, но достаточно для осуждения. Человеческий разум сам по себе никогда не приведет грешников к спасительному знанию о Боге, потому что они подавляют знание о Нем, доступное через общее откровение (см. Рим 3:9−18). Без Божьего особого откровения в Его Сыне и в Писании люди остаются нечестивыми, недостойными, заблудшими грешниками, безнадежно погибшими во мраке идолопоклоннической ложной религии (Рим 1:22−32). Бог далек от того, чтобы принять их, Он окончательно их покинул (Рим 1:24−32).

Апостол Иоанн знал, что нет никакой замены учению об «истине во Иисусе» (Еф 4:21), и подчеркивал ее важность в этом кратком послании. Иоанн призвал своих читателей жить по истине Христовой, которая объединяет их, пребывает в них, благословляет их и управляет ими (см. разъяснение стихов 1−4 в предыдущей главе данного труда). Он собирался увещевать их, чтобы они оставались верными истине, хранили и изучали ее. Но прежде чем сделать это, апостол вставил важное замечание: истина и любовь неразрывно связаны. Любовь — неотъемлемая часть послушания истине, она неоднократно заповедана в Писании (см. обсуждение ниже); следовательно, те, кто не любит, не практикуют истину. И те, кто придерживается истины, делают это в любви (Еф 4:15).

Любовь в истине

И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней (2Ин 1:5−6).

Греческое выражение kai nun («и ныне»), с которого начинается стих 5, — логическая связь со стихом 4. Иоанн без колебаний просил эту госпожу-христианку любить; его просьба в совершенстве соответствует жизни в евангельской истине. Замечание не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга, вторит 1 Иоанна 2:7−11 (см. разъяснение этого отрывка в главе 6 данного труда). Иоанн не писал новую заповедь, никогда не явленную ранее, но повторял ту, которую она имела от начала своей христианской жизни. Все верующие призваны в общение, для которого характерна любовь друг к другу. Божественное откровение ясно гласит, что эта любовь — отличительный признак истинного верующего, и ее отсутствие характерно для неверующих. В 1 Иоанна 2:9−11 Иоанн заявил:

Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (см. также 1Ин 4:20−21).

То, что написал Иоанн, не было новой заповедью. Новая — перевод kainos, которое обозначает нечто новое не по времени, но по сущности. Заповедь любить встречается не только в Новом Завете. В ветхозаветном законе подводились итоги того, как следует любить. Во Второзаконии 6:5 велено: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими», — в то время как в Левите 19:18 добавляется: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя». Когда Иисуса попросили назвать величайшую заповедь закона, Он процитировал эти две заповеди: «„Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим” — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: „возлюби ближнего твоего, как самого себя”; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22:37−40). Десять заповедей, квинтэссенция закона, разделены на две части. Первые четыре заповеди описывают, как любить Бога; последние шесть — как любить ближнего. Таким образом, Павел мог писать, что «любовь есть исполнение закона» (Рим 13:10).

Но, хотя с одной точки зрения заповедь, о которой говорил Иоанн, была старой, с другой она была новой. В 1 Иоанна 2:8 Иоанн писал: «Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит». Можно отметить три момента, почему данная заповедь была новой. Во-первых, любовь «истинна в Нем»; то есть ее совершенный образец — человеческая жизнь Господа Иисуса Христа. В своем Евангелии Иоанн писал о любви Христа: «Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (буквально «совершенно», «полностью» или «в полной мере»; Ин 13:1). Иисус привел Себя в пример того, как следует любить, когда сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:34−35; см. также Ин 15:13; Флп 2:5−9). Павел призывал верующих: «Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф 5:2).

Во-вторых, христиане также имеют новое понимание любви, благодаря пребыванию в них Святого Духа. Иоанн указывал в своем Первом послании, что для нас возможно любить, «потому что Он прежде возлюбил нас» (1Ин 4:19; см. также Еф 3:16−19). Павел писал в Римлянам 5:5, что «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Эта сверхъестественная любовь — один из аспектов плода Духа (Гал 5:22); таким образом, Павел мог писать, что верующие «сами научены Богом любить друг друга» (1Фес 4:9).

В-третьих, заповедь любить нова в том, что она принадлежит новому веку, который начался с пришествия Христа. Мы живем теперь в духовном царстве (Лк 17:20−21), которое перейдет (Лк 13:18−20) в славное тысячелетнее царство, что будет учреждено, когда Христос вернется, и потом — в вечное царство. Во время текущего духовного царства «тьма проходит и истинный свет уже светит» (1Ин 2:8). «Истинный свет» — это Иисус Христос (см. Ин 8:12; Ин 9:5; Ин 12:35), через Которого Бог «избавил нас от настоящего лукавого века» (Гал 1:4) и «избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол 1:13). Мы благословлены «во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф 1:3), в том числе Божественной, сверхъестественной любовью, которая есть образ жизни тех, кто принадлежит Царству Иисуса Христа.

Определяющая характеристика любви — в том, что мы поступаем по заповедям Его. Любовь и повиновение неразрывно связаны, как Иисус объяснил в Иоанна 14:15: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (см. также Ин 14:23−24; Ин 15:10). Верующие являют свою любовь к Богу своим повиновением Ему. В своем Первом послании Иоанн писал: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1Ин 5:3). В Ветхом Завете повиновение Богу также рассматривается как высшее проявление любви к Нему. Во Второзаконии 11:1 Моисей велел Израилю: «Итак, люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать, и постановления Его, и законы Его, и заповеди Его во все дни». Преемник Моисея, Иисус Навин, дал Израилю похожее поручение: «Только старайтесь тщательно исполнять заповеди и закон, который завещал вам Моисей, раб Господень: любить Господа, Бога вашего, ходить всеми путями Его, хранить заповеди Его, прилепляться к Нему и служить Ему всем сердцем вашим и всею душою вашею» (Нав 22:5). Любовь и повиновение связаны также в таких ветхозаветных отрывках, как Исход 20:6; Втор 5:10; Втор 7:9; Втор 30:16; Неем 1:5 и Дан 9:4.

Повторяясь, чтобы подчеркнуть важность этой истины, Иоанн писал: Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней. Истинно любящие будут поступать в повиновении библейской истине, и наоборот.

Верность истине

Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду (2Ин 1:7−8).

Библейская любовь не предполагает наивного, некритичного, непроницательного принятия всякого, кто утверждает, что представляет Иисуса Христа. Таким образом, подчеркнув важность любви, Иоанн тут же устанавливает ее границы. Верующие не могут, во имя любви, принимать кого-либо из многих обольстителей, которые пришли в мир. Последователи истинного Христа не могут любить антихристов; те, кто верен библейской истине, не могут общаться с теми, кто извращает ее (см. 2Кор 6:14−15). Обольстители — перевод множественного числа от planos, что буквально значит «блуждающий» (отсюда происходит наше слово «планета»). В данном случае это слово относится к тем, кто отходит от истины Писания; кто извращает его; кто уводит других от него; кто является обманщиками (Павел называл таких людей «лжебратиями» во 2 Коринфянам 11:26 и Галатам 2:4; см. описание их в Иуды как «звезд блуждающих», направляющихся в «мрак тьмы» вечного суда [Иуд 1:13]).

Эти волки в овечьей шкуре (Мф 7:15) становятся особенно опасны, когда проникают в церковь; поэтому Новый Завет полон предупреждений против них. В речи на Елеонской горе Иисус предсказывал, что в последние времена «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф 24:24). Павел называл их «лютыми волками» (Деян 20:29); «лжеапостолами, лукавыми делателями», которые «принимают вид Апостолов Христовых» (2Кор 11:13); служителями сатаны, которые, подобно своему греховному господину (2Кор 11:14), «принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2Кор 11:15). Апостол писал Тимофею, что «в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским» (1Тим 4:1). В своем Первом послании Иоанн молил своих читателей:

Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1Ин 4:1−3).

Иуда живо и подробно осуждает этих обманщиков:

Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа… Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы навеки. О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд 1:4, 11−15; см. похожее осуждение их Петром во 2 Петра 2:1−21).

Везде, куда бы ни пошло истинное Евангелие, посланники сатаны последуют за ним. Они проповедуют ложное, сатанинское евангелие и тем самым извращают истинное евангельское послание и оскверняют церковь. Павел предостерегал галатов против таких лжеучителей самыми выразительными словами:

Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал 1:6−9).

Иоанн описал конкретных лжеучителей, которых он имел в виду, как не исповедующих Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Существует много способов подорвать Евангелие, например, отрицая божественность Иисуса Христа или спасение одной лишь благодатью через веру. Но эти еретики отрицали подлинную человечность Иисуса Христа, отказываясь исповедовать, что Он был Богом, Который стал полностью Человеком. Они были предтечами опасной ереси II века, известной как гностицизм, которая представляла одну из серьезнейших угроз для ранней церкви. (Более подробно об этой ереси, о которой писал Иоанн, см. во введении в 1 Иоанна в данном труде.)

Отрицать библейскую истину о том, что Иисус Христос, обещанный Мессия, стал полностью Человеком, — значит распространять бесовское учение. Любой, кто поступает так, есть обольститель и антихрист (см. 1Ин 2:18, 22; 1Ин 4:3). Учить, как делали эти еретики, что человечность Иисуса была всего лишь иллюзией, — значит наносить удар в самое сердце Евангелия. Если Иисус не был Богочеловеком, полностью человеческим, как и полностью Божественным, Он не смог бы умереть как заместительная жертва за людей.

Зная о серьезной угрозе, которую представляли собой лжеучителя, Иоанн предостерегал своих читателей: Наблюдайте за собою. Церковь должна быть бдительной, проницательной, даже подозрительной, потому что на кону жизненно важные вещи. Иоанн, который трудился над жизнью этой госпожи и ее детей, хотел увидеть полный плод своих усилий; он не хотел потерять того, над чем они вместе трудились. Павел выражал похожее беспокойство, обращаясь к коринфянам:

О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, — то вы были бы очень снисходительны к тому (2Кор 11:1−4).

Как все верные пастыри, Иоанн и Павел беспокоились о том, чтобы вверенные их заботе не утратили духовного фундамента. Эта забота побудила Павла резко упрекнуть галатов за их заигрывание с ложным учением:

О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? (Гал 3:1−3).

Церковь сегодня имеет наследство, которое было ей передано, наследство, которое следует сохранить любой ценой. Люди Божьи на протяжении истории проповедовали, учили и защищали истинное Евангелие, часто великой ценой времени, усилий и гонений — вплоть до смерти. Когда жизнь Павла приближалась к концу, он неоднократно увещевал Тимофея, чтобы тот защищал истину, переданную ему: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1Тим 6:20); «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2Тим 1:13−14); «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» (2Тим 3:14; см. также 2Фес 2:15).

Но те, кто, под влиянием лжеучителей, откатывается назад, рискует не просто пренебречь трудами верных пастырей. Трагические последствия их духовного отпадения включают то, что они не получат полную награду. Библия учит, что верующие будут вознаграждены на небесах за их служение в этой жизни (например, Мф 5:12; Мф 10:41−42; Лк 6:35; 1Кор 3:10−15; 1Кор 4:3−5; 2Кор 5:10; Кол 3:24; Откр 22:12). Хотя спасение не может быть утрачено (см. Ин 6:37−40; Рим 5:1; Рим 8:1, 28−39; Евр 7:25; 1Пет 1:4), неверные верующие могут утратить часть награды, которую получают за верность истине. Иоанн не хотел, чтобы такое случилось с теми, кого он любил и ради кого он трудился. Павел имел в виду то же самое, когда предупреждал колоссян: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом» (Кол 2:18).

Верующие должны быть проницательны и решительно отвергать обманщиков-лжеучителей, как громко бы они ни заявляли о своей любви и терпимости. Верность истине, написанной и воплощенной, требует этого, и последствия несоблюдения этого сейчас и в вечности — достаточная причина, чтобы быть верным.

Сохранение истины

Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2Ин 1:9−11).

Те, кто верен Писанию, будет естественным образом стараться защитить и сохранить его. Однако всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога, что бы он ни утверждал. Proagō (преступающий) значит в том контексте «выходящий за установленные границы учения или наставления, что предполагает отсутствие подобающего повиновения» (“proagō,” Louw-Nida Greek-English Lexicon of the New Testament Based on Semantic Domains, 2nd Edition, Edited by J. P. Louw and E. A. Nida. Copyright © 1988 by the United Bible Societies, NewYork, NY10023. Electronic edition, BibleWorks 7). В Писании явлены установленные границы учения или наставления. В 1 Коринфянам 4:6 Павел писал: «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим» (курсив автора). Любое учение, не соответствующее Писанию, должно быть отвергнуто (Откр 22:18−19).

Пребывающий — перевод причастия настоящего времени от глагола menō, который значит «оставаться», «продолжать» или «упорствовать в чем-то». Учение Христово может относиться либо к Его учению, либо к учению Библии о Нем, так как то и другое находятся в полном согласии. Лжеучителя не удовлетворяются пребыванием в границах Писания, но неизбежно добавляют ошибочные толкования, откровения, видения, слова якобы от Господа или эзотерические искажения библейского текста, претендуя на более обширное знание, новую истину или скрытую мудрость, доступную только им и их последователям.

Но такие заявления лживы. Иоанн ясно утверждает, что всякий, кто изменяет, добавляет что-то, отрицает или неверно истолковывает то, что в Библии говорится об Иисусе Христе, не имеет Бога (см. Мф 11:27; Ин 5:23; Ин 15:23; 1Ин 2:23; Откр 22:18−19). Напротив, пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Это язык спасения; иметь Бога и Христа — значит обладать их пребывающим присутствием. Иисус заявлял в Иоанна 14:23: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». Нет способов познать Бога, кроме веры во Христа Писания (Ин 14:6; Деян 4:12; 1Тим 2:5).

В стихе 10 Иоанн приводит практическое применение того, как следует защищать истину: кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом. Гостеприимство к странствующим учителям было обычным делом в том обществе (см. Лк 9:1−6; Лк 10:1−12). Это не запрет на общение с невеждами; это не значит, что верующие не должны приглашать неверующих — даже принадлежащих к культу или ложной религии — в свою среду. Такое поведение сделало бы донесение истины до них трудным, если не невозможным. Здесь говорится, что верующие не должны заботиться о странствующих лжеучителях, которые пытались останавливаться в их домах, чтобы подтвердить то, чему они учили, и вызвать больше доверия к себе.

Использование Иоанном союза ei («если») с глаголом в индикативе указывает на условие, которое, скорее всего, реально. Очевидно, что госпожа, которой он писал, по какой-либо причине, во имя христианского общения, уже принимала лжеучителей в своем доме. Лжеучителя искали именно таких сострадательных людей, старавшихся поступать как можно лучше (см. 2Тим 3:6); церкви, находящиеся под защитой старейшин, которые были умелыми учителями Слова (1Тим 3:2; Тит 1:9), были менее уязвимыми для лжи, распространяемой обманщиками. Поселившись в домах верующих, лжеучителя надеялись со временем проложить свой путь в церкви. Сегодня они поступают похоже: лжеучителя коварно проникают в христианские дома через телевидение, радио, интернет и литературу.

Эти посланцы сатаны несли такую угрозу, что Иоанн запретил даже приветствовать их: ибо приветствующий его участвует в злых делах его. Ириней рассказывает, что отец церкви Поликарп, когда знаменитый еретик Маркион спросил его: «Знаешь ли ты меня?» — ответил: «Я знаю тебя: ты — первенец сатаны» (Ириней Лионский, Против ересей, 3.3.4). Сам Иоанн однажды встретил Керинфа (другого известного еретика) в публичных банях в Ефесе. Вместо того чтобы приветствовать его, Иоанн повернулся и бежал, восклицая для тех, кто был с ним: «Бегите, бани обрушатся, потому что внутри них — Керинф, враг истины» (Ириней Лионский, Против ересей, 3.3.4).

Chairein (приветствовать) означает «радоваться». Это было обычное христианское приветствие, сообщающее, что верующие радовались присутствию друг друга. Но такое выражение солидарности было совершенно неуместно по отношению к лжеучителям, которые не были участниками истины и подлинного христианского общения. Таких посланников сатаны нужно было разоблачить и изгнать, а не приветствовать.

Лжеучителям нравится жаловаться на такое отношение как на резкое, нетерпимое и нелюбящее. Но любовь запрещает допускать опасный духовный обман в среду христиан. Пастырское увещевание Иоанна в совершенстве соответствует осуждению лжеучителей Иисусом как «волков хищных» (Мф 7:15; см. также Деян 20:29); воров и разбойников (Ин 10:1), чья единственная задача — «украсть, убить и погубить» (Ин 10:10). Церковь не может помогать таким духовным разбойникам или оставлять их безнаказанными, признавая их христианами. Тот, кто так поступает, даже если делает нечто настолько невинное, как приветствие их, — участвует в злых делах их, помогая им распространять обман.

Изучение истины

Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна. Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь (2Ин 1:12−13).

В заключение этого чудесного небольшого послания явлена еще одна обязанность верующих по отношению к истине. Если они должны жить в ней, любить ее, быть верными ей и хранить ее, они должны постоянно изучать ее. Несмотря на все, что эта женщина узнала от Иоанна и других пастырей и учителей, было все же многое, о котором он должен был писать ей. Апостолу еще многому надо было ее научить, но он не хотел делать этого на бумаге (папирусе) чернилами (буквально «черным», чернила делали из смеси воды, угля и смолы). Он надеялся прийти к ней и говорить устами к устам. «Устами к устам» — идиоматическое выражение, сопоставимое с нашим «с глазу на глаз». В Числах 12:8 Бог заявил, что Он говорил с Моисеем «устами к устам». Это выражение отражает пастырское сердце Иоанна; он жаждал поговорить лично с этой влиятельной госпожой-христианкой, чтобы еще более наставить ее в истине.

Госпожа должна была узнать истину, чтобы радость ее была полна (см. 1Ин 1:4). Чем глубже знание истины, тем больше радость верующего. Иеремия сказал: «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф» (Иер 15:16). Иисус также связывал знание истины и послушание ей с чувством радости (Ин 15:11; Ин 17:13).

Заключительные слова Иоанна — приветствуют тебя дети сестры твоей избранной — были личным приветствием, которое он передал от племянников и племянниц этой госпожи. Как мы уже отмечали в обсуждении стиха 1 в предыдущей главе данного труда, Иоанн без колебаний называл верующих избранными. Приветствуют — перевод формы глагола aspazomai, который часто использовался в завершении новозаветных посланий (Рим 16:22−23; 1Кор 16:19−20; 2Кор 13:12−13; Флп 4:21−22; Кол 4:10, 12, 14−15; 1Фес 5:26; 2Тим 4:19, 21; Тит 3:15; Флм 1:23; Евр 13:24; 1Пет 5:13−14; 3Ин 1:14). Иоанн завершал свое послание из своего дома в Ефесе, призывая дорогую ему госпожу и, следовательно, всех христиан, к истине.

В наш век релятивизма и скептицизма церковь должна прочно стоять на твердом основании Божественной истины. Нет места для бесцветных, пустых, богословски бессодержательных проповедей; поклонения, основанного на эмоции, лишенной истины; или терпимости к ложному учению. В невежестве нет добродетели; ничто не может заменить обучение истине, любовь к ней и сохранение ее. Только так церковь сможет исполнить свой Божественный призыв быть «столпом и утверждением истины» (1Тим 3:15), сияя светом Божьей истины в мире тьмы.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона МакАртура на 2 послание Иоанна, 1 глава. Серия комментариев МакАртура.


«Благая весть»

© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание комментария на сайте legere.ru.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

2 Иоанна 1 глава в переводах:
2 Иоанна 1 глава, комментарии:
  1. Новая Женевская Библия
  2. Учебной Библии МакАртура
  3. Толкование Мэтью Генри
  4. Комментарии МакДональда
  5. Толковая Библия Лопухина
  6. Комментарии Баркли
  7. Серия комментариев МакАртура
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда
  15. Ветхий Завет в Новом


2007–2025. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.