Ст. 1−3 Приветствие
Вступление традиционно для письма первого века. Ст. 1, 2 Автор называет себя старец, что может говорить о его возрасте или, возможно, о положении, занимаемом в церкви. Он обращается к избранной госпоже, что также может означать «выбранная госпожа». Оба греческих слова могут быть именами собственными, дающими несколько вариантов: «Святая госпожа», «избранная Госпожа» или «Святая Госпожа». Но, пожалуй, «избранная госпожа» — наиболее верно. Спорным остается вопрос, имеется ли здесь в виду отдельная личность или церковь (см.: Введение). Старец утверждает, что он (я — усиление) любит госпожу и ее детей по истине. Оба слова: истина и любовь — являются самыми важными в этом вступлении (любовь, и существительное и глагол, встречается четыре раза в первых шести стихах, а истина — пять раз в первых четырех стихах). Обратите внимание на последовательность: которых я люблю по истине... ради истины. В понимании Иоанна истина ведет к любви. Истину можно узнать; она пребывает в верующих и будет с ними в век. Трудно представить, что описанная здесь истина может существовать отдельно от нашего Господа Иисуса Христа, Который сказал: «Я есмь... истина» (Ин 14:6). Нельзя упустить связь между христианской любовью и христианской истиной. Некто сказал, что сообщество любви столь же обширно, как и сообщество истины, что является весьма значительным замечанием.
Ст. 3 Добавление в приветствии слова милость, к благодати и миру необычно для Нового Завета (встречается только в 1 и 2 Тим.). Это усиливает мысль о благодати, которая является Божьим даром во Христе. Необычно и утверждение, что все эти качества будут с нами; для приветствия, казалось бы, лучше сказать — «с вами». Все это делает такое приветствие уникальным в Новом Завете. Оно выражает солидарность автора и читателей. Всем в равной степени необходимы благодать, милость и мир. Иисус здесь назван Сыном Отчим (это единственный случай, когда это выражение используется в Новом Завете). Его нельзя отделять от Отца.
Ст. 4−6 Заповедь любви
Ст. 4 Для автора великой радостью является сознание того, что дети избранной госпожи ходят в истине (фраза, близкая по значению к выражению «живут по-христиански»). Как мы уже говорили, это указывает на то, какое большое значение автор уделяет истине. Следовать истине — это не просто сделать выбор наиболее приемлемого для себя варианта, это ответственность перед заповедями Отца. В этих трех стихах мы четырежды встречаем слово «заповедь». Это повторение все так же служит для усиления, как и в 1 Ин.
Ст. 5 Иоанн не приказывает, но говорит: я прошу, это звучит в форме вежливой просьбы. Он не пишет новую заповедь..., но ту, которую имеем от начала (см.: 1Ин 2:7). Заповедь любви, которую называет здесь автор, очень древняя; от начала христианства скрепляющим звеном его последователей была любовь. Он не говорит о ней как о чем-то новом (как и в 1 Ин.). Ему достаточно сделать акцент на обязанностях христиан, т. е. чтобы мы любили друг друга. Это основа всего, и эта мысль наиболее часто подчеркиваеется во всех писаниях Иоанна. Мы привыкли считать, что «любовь» — это чувство, которым нельзя управлять. Но для Иоанна наша любовь, хотя она действительно достаточно эмоциональна, — это в основном ответная реакция на Божью любовь к нам. Любовь проявляет себя в действии, в заботливом и неэгоистичном служении.
Ст. 6 Фраза любовь же предваряет некоторое уточнение: состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. В наше время послушание заповедям расценивается часто как дух законничества, т. е. противоположность любви. Но это ложное противоречие. Истинная любовь рада исполнять волю своего возлюбленного (см.: Ин 15:10; 1Ин 5:3). Тем, кто действительно познал, что такое любовь в христианском понимании, легко повиноваться Божьим заповедям. Снова Иоанн говорит о том, что в его словах нет ничего нового, он лишь повторяет заповедь, которую мы слышали от начала. Нам не стоит пропускать также мысль о постоянном развитии, которая усиливается повторением слова поступали.
Ст. 7−11 Надежное учение
Ст. 7 Словом «ибо» начинается предложение, в котором Иоанн раскрывает причину только что сказанного, — многие обольстители (люди, которые умышленно обучают неверному взгляду на христианство) вошли в мир. Это означает, что в то же самое время они являются членами церкви (см.: 1Ин 2:19). Их заблуждение заключается в том, что они не исповедают Христа, пришедшего во плоти (см.: 1Ин 4:2, 3). Как и в 1 Ин., он указывает на основное разногласие по вопросу о важности воплощения. Иисус действительно был тем Христом, в котором, воплотившись, явился Бог. Не видеть этого означает впасть в самое серьезное заблуждение, и таковых Иоанн называет обольстителями и антихристами. Он уже говорил о том, что кто учит этой ереси, тот — «антихрист» (1Ин 4:3), но обольститель — новое понятие. Такой учитель не только сам находится в заблуждении, но и ведет за собой других.
Ст. 8 Существуют разные мнения о том, как следует читать: «вы» или «мы» перед словом трудились. Те, кто считает правильным «мы» (как, напр., NRSV, REB), видят в этом стихе предупреждение автора, что труд хороших учителей будет напрасным, если верующие отпадут. Те же, кто полагает верным «вы» (также в NIV), подчеркивают, что старец предостерегает читателей от опасности следовать за лжеучителями, так как они могут потерять небесную награду, которая ожидает всех верных служителей Божьих. Речь, конечно же, идет не о спасении, которое является Божьим даром. Это награда для всех трудящихся, которые верно служили, которую, по мысли Иоанна, можно потерять, если следовать лжеучению. Это предупреждение для читателей.
Ст. 9 Очевидно, лжеучителя почитали себя «продвинутыми» мыслителям. Иоанн же считает, что всякий, преступающий учение, движется в противоположную сторону от христианства! Цель верующего должна состоять не в том, чтобы стать «продвинутым», а в том, чтобы держаться истины, т. е. быть пребывающим в учении Христовом (эту фразу можно рассматривать как «учение о Христе», как в REB, но, скорее всего, учение Христово — более точное выражение). Необходимо правильно относиться к Сыну, если мы хотим верно относиться к Отцу (см.: 1Ин 2:23).
Ст. 10 Верующие не должны поддерживать никакое иное учение. Иоанн, конечно же, не призывает верующего отказаться от вежливого обращения с оппонентом в спорах об учении. Но в то время принять учителя в свой дом означало принятие и его учения. И поскольку, пользуясь гостеприимством, проповедники получали возможность переезжать с места на место, это могло послужить к распространению их учения. Итак, если кто не приносит сего учения (т. е. учения о Божьем воплощении в Иисусе Христе), того не следует принимать.
Ст. 11 Иоанн называет причину: оказывать гостеприимство такому учителю означает участие в злых делах его. Христиане не должны поощрять зло в любых его проявлениях.
Ст. 12−13 Заключение
Ст. 12 Старец разъясняет, что он завершает данное письмо не потому, что эта тема уже исчерпана. Напротив, он говорит: многое имею писать вам. Но он предпочитает лучше говорить, чем писать. Итак, написав самое важное, он откладывает перо и сберегает остальные новости до того момента, когда он сможет лично встретиться с друзьями. Не хочу на бумаге чернилами — необычное выражение, но его значение вполне понятно. «Лицом к лицу», буквально — устами к устам. В выражении ваша радость объединяются интересы и автора, и читателей. 13 Традиционно письмо заканчивается приветствиями. Обращение дети в послании предназначается церкви, т. е. может означать «члены церкви». Но вполне возможно, что здесь имеются в виду «члены семьи», в конце концов, это слово можно принять и в обычном его значении.
Leon Morris
Новый Библейский Комментарий на 2 послание Иоанна, 1 глава. Новый Библейский Комментарий.