1:1−2 Приветствия Павла
Послание к Колоссянам начинается, как это было принято в древних письмах, с указания имени автора письма, имен тех, к кому оно обращено, и приветствия (см. также статью «Читая послания»). Однако письмо-послание Павла по своей форме значительно отличается от типичных писем древности. Во-первых, апостол называет себя и представляет свои полномочия в связи с конкретными обстоятельствами; во-вторых, он обращается к своим читателям, используя характерный для христиан язык, и, в-третьих, приводимые в начале письма приветствия — не просто благочестивые пожелания, но выражение глубокой заботы Павла о тех, кому даруется благодать и мир Божий.
Как Апостол Иисуса Христа, Павел был призван и непосредственно послан воскресшим Господом Иисусом быть Его полномочным представителем с миссией распространения Евангелия и учреждения церквей. Он принадлежит Христу Иисусу и упоминает здесь о своем апостольстве не потому, что был неодобрительно встречен в Колоссах (как это было в Галатии и Коринфе; Гал 1:1, 10−12; 1Кор 9:1−3; 2Кор 11:10−13), но из желания в самом начале подчеркнуть свою высокую миссию и тем самым привлечь внимание к официальному характеру своего послания христианскому сообществу. Как апостол, он обладал властью учить (ср.: 1Тим 2:7) и оказывать пасторское влияние и заботу на христианскую общину (2Кор 13:10). И призвание, и служение его были волею Божией (выражение, которое подчеркивает, что заслуга принадлежит только благодати Божьей и что он, Павел, выполняет лишь особое поручение в Божественном промышлении о язычниках; ср.: Еф 3:1−13). Тимофей, о котором Павел упоминает, не является соавтором послания. Он был сотрудником и помощником Павла во время его служения в Ефесе и в момент написания данного послания находился с ним. К колоссянам Павел обращается возвышенным языком как к святым и верным братиям во Христе Иисусе. Подобно народу Божьему Израилю, который был избран Богом и предназначен для служения (Исх 19:6), они «святые», поскольку отделены Богом от остальных для служения Ему. Это обязывает их (и нас) вести жизнь благочестивую. Они названы верными братиями и сестрами, поскольку как верующие они призваны жить вместе во Христе (тема пребывания во Христе рассматривается в 2:6−15). Обращение к братиям (понятие, которое включает и братьев и сестер, собратьев) подчеркивает тесные взаимоотношения, которые существуют между христианами как членами единой семьи Божьей. Как усыновленные вследствие Христовой любви к ним, колоссяне должны проявлять братскую и сестринскую любовь друг к другу. Пожелание благодати и мира от Бога и Отца и Господа Иисуса Христа демонстрирует искреннюю заботу Павла о колоссянах, его стремление помочь им глубже понять и оценить благодать Божью, которую они уже получили, а также свидетельствует о взаимоотношениях, основанных на дарованном им Богом мире (ср.: Рим 5:1, 2).
1:3−8 Благодарность за веру, любовь, надежду и Евангелия
Апостол следует установленному обычаю выражать благодарность Богу за своих читателей. Он использует самые разнообразные способы выражения благодарности, более характерные для личных писем греческого образца. Этот отрывок задает тон всему посланию и вводит ряд важных тем. Павел благодарит Бога за то, что Он сделал в жизни других. Он выражает свою благодарность Богу за колоссян, за то, что они духовно возрастают во Христе; он благодарит Бога за углубление их знаний и за благочестивую жизнь (1:9−14). Упоминание о своей молитве за них, несомненно, призвано укрепить братское единство между колоссянами и христианами, проживающими в долине Лика, с которыми ему не довелось встретиться (2:1).
Ст. 3 Благодарим Бога... всегда молясь о вас. Мы — это не просто формальное выражение, относящееся только к Павлу или даже предполагающее, что он несколько дистанцируется от колоссян. Скорее здесь подразумевается и Тимофей, а возможно, и другие (в 1:23, когда речь идет о миссионерском служении самого Павла, употребляется личное местоимение единственного числа — «я»). Это может также указывать на регулярные встречи апостола со своими коллегами, когда они молились за этих христиан. Всегда указывает на то, что они непрестанно воздают такие благодарения. Это не означает, что ежеминутно, но подразумевает, что во время молитвы, то есть постоянно, возможно, утром, днем и вечером (обычное время для ежедневных молитв), а также и в другое удобное время. (Близкие выражения: постоянно, непрестанно, всегда, денно и нощно — являются синонимами.)
Ст. 4 В основе благодарений Павла была их вера и любовь, о которых он слышал от Епафраса (ст. 8). Вера упоминается впервые и действует во Христе Иисусе, поскольку христиане находятся в союзе с Ним, и это истинная «вера, действующая любовью» (Гал 5:6). Эта любовь обычно проявляется всеми христианами, особенно христианами в Колоссах и других церквах долины Лика. Именно эта любовь побуждает христиан служить друг другу, и они кое-что знают об этом служении.
Ст. 5 И любовь, и вера зиждутся на надежде (эти три категории благодати увязываются между собой в Рим 5:1−5; 1Кор 13:13; Гал 5:5, 6; 1Фес 1:3; 1Фес 5:8), которая здесь означает упование, уверенность в уготованном на небесах, где для них гарантирован покой и защита, кои разрушить не дано ни человеческим, ни иным силам. Через сокрытое от их взора эта надежда сосредоточена во Христе (1:27) и будет явлена им по Его пришествии (3:4). Именно поэтому мысли христиан должны быть устремлены к небесам, а их помышления о Христе должны управлять их жизнью (3:1−4). Павел не сказал колоссянам ничего нового, чего бы они не узнали из Евангелия, когда были обращены. В истинном слове благовествования сокрыта реальность. Это слово Божье, и как таковое оно противостоит по своей сути «благой вести» лжеучителей.
Ст. 6 Павел отклоняется от основной линии, чтобы подчеркнуть мощный и почти личный характер Евангелия: оно продолжает свое триумфальное шествие, пришло к колоссянам, заняв прочное место в их жизни. Которое пребывает... во всем мире (впрочем, достигает не каждого, но только живущих в крупных населенных пунктах и городах, таких, как Дамаск, Тарс, Антиохия, Коринф и Ефес, которые были центрами евангелизации), приносит плод и возрастает. Последняя часть фразы напоминает использовавшиеся в Ветхом Завете формулы благословения человеческой семьи («плодитесь и размножайтесь», Быт 1:22, 28; Быт 8:17; Быт 9:1, 7) и Израиля (Иер 3:16; Иер 23:3); в Новом Завете о распространении благой вести иносказательно говорится в притче о сеятеле (Мк 4). Подобно тому семени, которое разбрасывал сеятель, Евангелие несет семя (слово), которое производит урожай добрых дел (т. е. угодных Богу благочестивых дел) в жизни верующих (ср.: Флп 1:11) и «возрастает» по мере увеличения числа обращенных. Колоссяне услышали это послание о благодати Божьей во Христе и познали ее на практике, когда были обращены.
Ст. 7, 8 Епафрас был евангелистом, который принес благую весть колоссянам. Он преподал им основы Евангелия, они же приняли его и посвятили себя этому учению (2:6, 7). Павел тепло отзывается о Епафрасе, который был избран Богом и назначен на это служение. Как возлюбленный сотрудник Павла, его верный помощник Епафрас был гарантом того, что колоссяне получили истинное апостольское Евангелие. Он был уполномочен Павлом быть его представителем и проповедовать в Колоссах. Исходное значение слова служитель — излюбленного термина Павла — тот, кто верно и смиренно несет свою службу. Христос тоже был причислен к служителям (Рим 15:8), а также Павел (2Кор 11:23; Еф 3:7) и его сподвижники по миссионерскому служению (1Кор 3:5; 1Тим 4:6), в том числе и Епафрас, верный служитель Христов (ст. 7). Он до посещения Колосс был у Павла в Риме и рассказал ему о положении дел в церквах, расположенных в долине Лика. Там под действием Святого Духа царила любовь, которая вдохновляла их помогать всем святым (верующим во Христа).
1:9−14 Молитва о познании воли Божьей и о благочестивой жизни
В ходе молитвы за колоссян Павел упоминает многие важные темы, которых он касается в своем послании. Из этого фрагмента видно, что считал важным сам Павел и к чему призывал колоссян. Короче говоря, молитва Павла за них представляла собой просьбу о том, чтобы им дано было узнать волю Божью о самих себе и получить силу для ее исполнения. Тесная связь между благодарением в ст. 3−8 и ходатайственной молитвой в ст. 9−14 показывает, что Павел обладал настоящим пастырским даром. Он благодарил Бога за духовный рост колоссян, но стремился также побудить их возрастать в понимании воли Божьей и вести благочестивую жизнь, а также надлежащим образом реагировать на ложные учения, которые могли проникнуть в церковь. Возможно, он хотел также, чтобы его читатели использовали его молитву в качестве образца для своих молитв Богу. Это, конечно, одна из самых прекрасных молитв в его посланиях (ср.: Еф 1:17−19; Еф 3:14−19), которая была и остается образцом для многих поколений христиан.
Ст. 9 С того момента, как он узнал об углублении их веры, апостол не только воздавал постоянные благодарения Богу Отцу, но и молился за них. Зная, что Бог обильно восполнит все их нужды (Флп 4:19; ср.: Рим 15:13; Иак 1:5), Павел и его сотрудники постоянно молились о том, чтобы колоссяне могли получить «полноту» (термин, который, очевидно, использовался лжеучителями) благословения Бога из Его милосердной руки: не перестаем... просить, чтобы вы исполнились познанием воли Его. Ничто не удовлетворит апостола, только одного желает он — видеть их зрелыми христианами. «Познание», о котором он молится, отличается от другого знания, поскольку заключает в себе всякую премудрость и разумение духовное. Воля Божья, которая обычно превосходит все личные устремления отдельного христианина, заключает в себе подчас и раскрытие Его промышления об избрании и спасении (Еф 1:5, 9). Здесь же речь идет о том, что читатели должны проявить полное послушание, которое явит себя в их делах (ср.: Рим 12:1, 2).
Ст. 10 Хотя основное внимание было сосредоточено на познании и премудрости (которая включает в себя и разум, позволяющий колоссянам разобраться в заблуждениях), это познание, за которое молился Павел, должно было вести к правильному образу жизни: чтобы поступали достойно Бога. Поступать буквально означает «ходить, идти», и Павел часто использует это слово для характеристики христианской жизни (Рим 6:4; Гал 5:16; Еф 4:1; Флп 3:17). Колоссяне должны жить достойно Того, Кого они исповедуют Господом. К этому Павел добавляет фразу: во всем угождая Ему— выражение, которое отражает не состояние страха по отношению к господину, но благоговение, потому что в основе почитания Господа лежит радостное повиновение Ему. В других случаях Павел отмечает, что христианин стремится угождать Богу, а не потворствовать собственным прихотям (Рим 8:8; Рим 15:1−3; 1Кор 7:32). Так должно быть во всяком деле, во всех сферах деятельности. Далее Павел более полно раскрывает, что означает фраза чтобы поступали достойно Бога (букв. «ходили достойно Бога»). Верующие должны приносить плод во всяком деле. Евангелие приносит плоды через добрые дела в жизни колоссян (ст. 6), и Павел теперь молится, чтобы плоды их деятельности были видны во всем. Верующие также должны возрастать в познании Бога. Поскольку они откликнулись на призыв Бога и установили с Ним личные взаимоотношения, они должны укреплять их и стремиться познать Его глубже.
Ст. 11 Укрепляясь всякою силою — это выражение показывает, что они должны вести образ жизни, достойный Господа. Перед колоссянами стоят высокие идеалы, гораздо более возвышенные, чем идеалы ложных учителей, а потому кажется, что их достигнуть практически невозможно. Но это не так. Павел использует емкие термины, чтобы подчеркнуть, что могуществу Бога все подвластно, и если они укрепятся Его силою, то смогут жить в соответствии с Его принципами; по могуществу славы Его они смогут получить гораздо больше, чем необходимо для удовлетворения потребностей; и этой силой они будут наделяться день за днем, когда на пути их будут возникать различные трудности и препятствия (деепричастиее укрепляясь подразумевает постоянное укрепление Богом). Эта Божественная сила даруется не для совершения всякого рода чудес, но для укрепления в терпении, поддержания твердости духа, особенно перед лицом противников. Смиренно вынося страдания, христиане показывают, что возлагают свои упования на Бога.
Ст. 12−14 В завершение молитвы Павел просит, чтобы колоссяне благодарили Бога и Отца, поскольку это тоже благоугодно Ему. Благодарение в посланиях Павла означает благодарное состояние ума, которое находит свое внешнее и часто публичное исповедание. Напоминание о том, что Бог милосердно совершил в Своем Сыне, может благотворно воздействовать и на других христиан и побудить их воздать хвалу и благодарность Богу; по мере возрастания благодарности Бог прославляется все больше и больше (2Кор 1:11; 2Кор 4:15). Радостное благодарение — это состояние непрестанной хвалы Богу, в котором должны пребывать христиане. Фактически, это признак истинного христианина.
Ст. 12 Всемогущий Бог вершил Свои деяния во имя их и уже призвал их к вечному наследию в грядущем. Этот язык перекликается с языком Ветхого Завета и напоминает об обетовании, впервые данном Аврааму (Быт 13:14−17), которое затем было заповедовано вновь Израилю (Чис 26:52−56). Наследие, о котором говорит Павел, более высокой категории и превосходит обещание земли Ханаанской, поскольку оно находится в царстве света, то есть в сфере грядущего века, в небесной сфере. Это духовное измерение, оно не подвержено тлению, разрушению войнами, или голодом, или иными преходящими силами на земле. Это — надежда на уготованное... на небесах (1:5; ср.: 3:1−4) и это не кто иной, как Сам Господь Иисус. В ст. 13, 14 разъясняется смысл ст. 12, подчеркивается замечательная перемена, которая произошла с колоссянами, когда они обратились к Богу. Как и все другие, они находились во власти тьмы, под контролем злых сил. Эта их ситуация описана в 1:21: они некогда были отчуждены от Бога, были его врагами, совершая злые дела. Но Бог избавил нас (Павел включает себя и других верующих) от власти тьмы. Он избавил тех, кто находился в рабстве (как при исходе), и ввел их в Царство возлюбленного Сына Своего. Это изменение положения, подчинение другой власти живописуют контрасты — свет и тьма; колоссяне теперь «сыны света» (см.: 1Фес 5:5) и должны жить в гармонии с ним. Царство возлюбленного Сына — так Павел представляет нам Царство Божье, или Божественное управление до второго пришествия Господа Иисуса. 14 В этом царстве — наше искупление, то есть свобода для тех, кто пока находится в духовном рабстве (свобода ценой смерти Иисуса; Еф 1:7; 1Пет 1:18). Это искупление, которое ныне обрели колоссяне, тесно связано с прошением грехов. «Искупление освобождает от греха и чувства вины» (D. Guthrie).
1:15−20 Иисус Христос, Господь, сотворивший все сущее и примиривший нас с Богом
В конце ст. 14, где говорится о прощении грехов, язык молитвы и благодарения сменяется величественной песней хвалы (иногда этот отрывок называют гимном), прославлением Христа как Господа, сотворившего все сущее и примирившего нас с Богом. Это центральная часть послания; темы, намеченные в ней, рассматриваются далее по всей книге (ср.: 1:19с 2:9, а 1:20 с 2:15). Хотя в этом фрагменте прославляется Христос, удивительно, что имена «Иисус», «Христос» и «Господь» здесь не появляются; отрывок начинается со слов Который есть. Однако совершенно ясно, что хвала и прославление относятся к Господу Иисусу Христу; они не могут относиться ни к кому другому. Ведутся споры о том, не включил ли Павел в свое послание уже существовавший «гимн». Это не исключено, но если он сделал это, то, конечно, надлежащим образом скомпоновал остальные тексты вокруг него и намеренно сосредоточил внимание читателя на верховном владычестве Христа, подчеркнув тем самым ошибочность положений лжеучителей. Кто бы ни написал этот отрывок, он прекрасно отвечает целям, которые преследовал апостол в своем обращении к колоссянам.
1:15−17 Творец всего сущего. Ст. 15 Выражение Образ Бога невидимого показывает, что в Иисусе Христе воплотились сама суть и характер Бога; в Нем невидимое стало зримым. Никто никогда не видел Бога, но Его открыл нам единородный Сын Божий (Ин 1:18). Человек — венец творения был создан по образу Божию (Быт 1:26, 27). От предвечных времен Иисус по самой Своей природе есть образ Бога. Слово образ в определенной мере обозначает копию, которая всегда не так совершенна, как оригинал; однако в греческом языке это слово принадлежит языку откровения и не допускает такого толкования. Иисус, равный в Своем совершенстве Отцу, раскрывает во всей полноте характер Отца (ср.: 8:22). Если кто-то хочет узнать, каков Бог, он должен обратиться к Священному Писанию и найти все, что написано об Иисусе, потому что Он совершенным образом раскрывает нам, каков Бог Отец.
Рожденный прежде всякой твари, или первенец. В Ветхом Завете (в оригинале) слово «первенец» встречается 130 раз для указания на кого-то или что-то уникальное, высшее или первоначальное. Это слово (первенец) также относится к тому, кто занимает особое место в любви Божьей, напр.: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исх 4:22). Хотя «первенец, первый» может означать «первый среди других» (ср.: ст. 18; Рим 8:29), здесь это значение совершенно не подходит; из контекста абсолютно ясно, что Иисус не был сотворенным существом, потому что Он Сам создал все сущее (ст. 16). К сожалению, слово «рожденный» не передает (если не запутывает) понятия верховного владычества, абсолютного превосходства или высшего начала. Как «первородный», Христос уникален, выше всего тварного (ср.: Евр 1:6). Он одновременно и предшествует, и превосходит сотворенное, потому что Он его Господь.
Ст. 16 Абсолютное превосходство Христа над всем творением теперь раскрывается полностью: Ибо Им создано все. Он, естественно, не может быть частью сотворенного, поскольку все сущее было создано Им. Создано — слово страдательного залога, чем подчеркивается, что Бог есть Творец; Им позволяет полагать, что все было создано через Него. (Вариант перевода «в Нем» позволяет рассматривать Его в качестве среды, в которой имело место сотворение, и тогда эта среда полностью зависит только от Него). Язык Павла заимствован из Быт 1 и ветхозаветной литературы мудрости, где Премудрость названа «художницей» (Прит 8:30). Для Павла понятие «художница» не просто образное выражение, но обозначает Личность, небесного Христа, с Которым он встретился по дороге в Дамаск. Все разъясняется в придаточном предложении: все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое. Далее, специально обращаясь к теме лжеучительства в Колоссах, Павел подчеркивает, что даже духовные силы и власти любого рода — все подчиняется Христу как Творцу всего сущего. Здесь перечислены четыре категории сил: престолы, господства, начальства и власти; в нисходящем порядке от высших к низшим — все создано Им и для Него. Учение о том, что Христос есть высшая цель всего сущего (все... для Него создано), не находит параллелей ни в еврейской литературе мудрости, ни в каких-либо других еврейских литературных источниках. И при этом необходимо помнить, что распятый как обычный преступник, то есть Иисус Христос и есть та самая Личность, к Которой все сущее, а потому вся история также, стремится.
Ст. 17 Поскольку Иисус существовал прежде всякой твари, абсолютно неверно утверждать, как это делал еретик II в. Арий: «Было время, когда он не существовал». Как существовавший прежде времен (Ин 8:58), Иисус является Властелином, Господином всей вселенной. Выразительное «Он» соответствует величественному «Я» в Ветхом Завете, которое относится к Яхве, Самому Всевышнему, Господу. Все стоит Им. Все сущее — в неразрывном единстве с Ним. Он — Вседержитель, управляет и поддерживает всю вселенную и жизнь в ней. Без Его постоянно действующей силы Вседержителя все сотворенное не могло бы существовать (ср.: Евр 1:2, 3). Хотя здесь чувствуется сходство с терминологией стоиков, мысль Павла отличается от представления о универсальной мировой душе у стоиков. Каждый человек на земле, независимо от того, признает он это или нет, всецело обязан своей жизнью Господу Иисусу как Творцу и Вседержителю, потому что Он не только создал каждого человека в этом мире, но и поддерживает каждое его мгновение, даруя ему дыхание жизни. Находящиеся во Христе знают Его лично, а потому должны воздавать Ему славу и хвалу как Создателю и Вседержителю своей благочестивой жизнью. Павел призывает тех, кто не прославил Иисуса своей жизнью и не возблагодарил Его (Рим 1:21), незамедлительно покаяться и обратиться к Нему в вере.
1:18−20 Господь, примиряющий нас с Богом. Центр внимания теперь смещается от сотворения к вопросам взаимоотношений Христа с Церковью и Его ходатайственному служению перед Богом. В других своих посланиях Павел широко использует метафору «Церковь как тело», указывая на двусторонние отношения и обязанности членов церкви (Рим 12:4, 5; 1Кор 12:12−27), при этом «глава» тела не упоминается особо и ему не воздается особая честь; он рассматривается как обычный член церкви (1Кор 12:21). В посланиях к колоссянам и ефесянам, напротив, подчеркиваются взаимоотношения между Церковью как Телом Христовым и Христом как ее главой.
Ст. 18 Слова: Он есть глава тела Церкви указывают на христоцентричность, главенство Христа по отношению к Своему народу. Его главенство указывает на тесные личные, полные жизни взаимоотношения с ними, в которых Он управляет Своим народом — по аналогии с тем, как голова осуществляет контроль над всем телом. Главенство подразумевает также, что они всецело зависят от Него в своей жизни, получая от Него силу. «Церковь» здесь означает не какую-то универсальную конгрегацию или общину, объединяющую разбросанные по всему миру поместные церкви, членами которых и являются все верующие, но небесное собрание, объединенное вокруг Христа. Даже когда каждый христианин просто выполняет своей ежедневный христианский долг, все вместе они — члены небесного братства и едины во Христе. Христос — начаток, первенец в том смысле, что Он первый из мертвых, то есть основоположник, создатель нового человечества. Его воскресение из мертвых открыло новую эру. Он был первый из них воскресший (первенец из мертвых); Он — «первенец из умерших» и Своим воскресением гарантировал грядущее воскресение других (1Кор 15:20, 23). Ранее гимн хвалы Павел возносил Христу как Творцу всего сущего, здесь он говорит о Его первенстве в воскресении мертвых. Ему во всем первенство, оно принадлежит Ему по праву.
Ст. 19 Причина этого первенства разъясняется далее: Богу было благоугодно, чтобы во Христе обитала вся Божественная полнота. Все Божественные атрибуты и свершения: Дух Бога, слово, премудрость и слава — все совершенно сочеталось во Христе. Эта полнота Божества, пребывающая во Христе телесно (ср.: 2:9), — вечный Его атрибут. В силу того, что Христос — посредник между Богом и человечеством и привел колоссян к взаимоотношениям со Своим Отцом, они не должны бояться этих высших сил, которые предназначены отныне управлять ими в повседневной жизни. И нам нечего бояться ныне тех же сил.
Ст. 20 Кульминация этого фрагмента наступает теперь, когда речь заходит о примирении и умиротворении, которые пришли со смертью Христа. В начале раздела говорилось о том, что все сущее было сотворено Христом и для Него. Он — Господь творения. Однако еще не было сказано, что произошло со всем сущим с момента сотворения: единству и гармонии космоса нанесен мощный удар, и требуется снова восстановить эту гармонию (ср.: Быт 3). Богу было благоугодно примирить с Собою все через Христа (2Кор 5:19). Все небесное и земное должно быть восстановлено в первоначальном виде, в котором все находилось в момент сотворения. Вселенная управляется своим Господом, и вселенский мир восстанавливается Им. Понятия примирения и умиротворения (которые включают в себя уничтожение зла) рассматриваются как синонимы, описывающие могущественные деяния Христа в истории, совершенные Им через Свою жертвенную смерть на кресте (Рим 3:25; 1Кор 11:25; Еф 1:7). Мир, который принес Христос, может быть «принят добровольно или... навязан принудительно» (F. F. Bruce). Начальства и власти, которые одолел Бог (2:15), не с радостью подчинились Божьей благодати. Они были «умиротворены». Они продолжают существовать, ополчаясь на людей (ср.: Рим 8:38−39), но они не могут окончательно повлиять на судьбу человека, который во Христе, и их уничтожение в грядущем гарантировано (1Кор 15:24−28; см. коммент. к 2:15). Далее, на основании этих стихов нельзя предположить, что все грешники добровольно приняли мир, достигнутый посредством смерти Христа. Хотя все сущее в конечном итоге преклонится пред именем Иисуса и признает Его своим Господом (Флп 2:10, 11), это не означает, что все совершат это с радостью. Ошибочно думать, что ст. 20 указывает на вселенское примирение, при котором каждая личность в результате будет радоваться благословению спасения.
1:21 — 23 Примирение: деяния Божьи и их принятие
Обращаясь непосредственно к читателям (вы, вас), Павел указывает, что миротворческое служение Христа, которое включает примирение всего сущего во вселенной, имеет прямое отношение и к ним.
Ст. 21 Вас... некогда... ныне (ст. 22). Какой разительный контраст между их дохристианским прошлым и нынешним пребыванием во Христе. Их прежнее состояние только подчеркивает чудо Божественной благодати, могущественных деяний по их примирению, то есть деяний, в результате которых они стали Его друзьями. До своего обращения они были отчуждены от Бога, лишены гармоничных отношений с Ним и были Его врагами и идолопоклонниками, находились в рабстве греха. Они противостояли Богу в мыслях, что нашло естественное выражение в их расположении к злым делам (ст. 21).
Ст. 22 Ныне. Это как трубный звук. Бог свершил могущественые деяния во имя их: Он установил новые отношения с ними и произвел перемены в их отношениях к Нему. Все это было достигнуто смертью Христа, в теле плоти Его — выражение, которое разъясняет, что Иисус обрел подлинную человеческую природу (в противовес ложному учению о том, что Он принял только внешний человеческий облик, казался человеком) и действительно умер. На кресте была заплачена великая цена, цена жизни Христа, Сына Божьего. Примирение с Богом для колоссян имело своей целью приготовление к последнему дню, когда они должны предстать перед Ним (чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою). Как прощенные и примиренные с Богом мужчины и женщины, они должны быть объявлены в этот последний день невиновными (ср.: Рим 8:33, 34), без пятна и порока (ср.: Еф 1:4; Еф 5:27; Флп 2:15).
Ст. 23 Их непрестанное пребывание в вере показывает, насколько реальна эта вера; таким образом, этот фрагмент завершается описанием определенного условия. Если верно то, что святые претерпят до конца, то они и должны быть верными до конца. Читатели должны оставаться верными и неколебимыми в своей вере в Евангелие, не отклоняясь от твердых устоев своей христианской надежды, наподобие зданию, построенному на прочном основании и с твердыми опорами. Суть благой вести Павла (которая опирается на эту надежду) — быть истинным посланием Бога — выражена в ее универсальном призыве. Она уже была проповедована в деревнях и городах Римской империи, но Павел далек от мысли, что это Евангелие услышал каждый человек.
1:24 - 2:5 Служение Павла и его пасторская забота
Назвав себя служителем Евангелия (ст. 23), Павел описывает свою миссию по отношению к язычникам, в том числе колоссянам, на конкретных примерах (ст. 24−29). Хотя с большинством читателей Павел не встречался (2:1), он отождествляет себя с ними через общие страдания во Христе за церковь (ст. 24), а потому обращается к ним соответствующим образом.
Ст. 24 Как апостол, Павел радуется своим страданиям за колоссян: за тело Его, которое есть Церковь. Этим он сопричастен страданиям Христовым. Не смерти на кресте и скорбям во имя искупления, которые завершились, но страданиям Его народа, которые испытывает и Он. Выражение скорбей Христовых следует понимать не так, как в ветхозаветной и иудейской традиции понимались страдания. Там говорилось о «родовых схватках Мессии», тех страданиях и скорбях, которые будут иметь место накануне пришествия Божьего Помазанника, Мессии. В Новом Завете это происходит между первым и вторым пришествиями Иисуса. Возвеличенный Христос восседает на небе и до Своего возвращения страдает через членов Своей Церкви. Эти скорби, страдания были ограничены Богом; они будут завершены, когда наступит конец. Все христиане участвуют в этих страданиях; именно через них мы войдем в царство Божье (Деян 14:22; 1Фес 3:3, 7). Страдания с Христом играют важную роль, если мы должны прославиться с Ним (Рим 8:17). Павел, подвергая свою плоть страданиям, вносит свой вклад (восполняю недостаток) в общие страдания, скорби Христовы. Чем больше страдает он, тем меньше должны страдать колоссяне.
Ст. 25−27 Служение Павла, его миссия — это поручение (по домостроительству) ему от Бога по Его замыслу проповеди Евангелия. Он — домостроитель (1Кор 4:1), который был облечен этими полномочиями (1Кор 9:17). Он не может отказаться от этой священной обязанности, но должен послушно выполнять ее. Как причастный к тайне, к исполнению замысла Божьего, он должен быть верным служителем (1Кор 4:2). Ему поручено донести до людей слово Божие. Он должен донести его во всей полноте. Это подразумевает, что проповедь Евангелия, особенно язычникам, должна быть определенным вкладом в окончательное исполнение замысла Божьего о спасении, открытого в Его слове (ср.: Ис 55:11). Весть сама по себе содержала тайну, сокрытую от веков, ныне же открытую: раскрытую в свете судьбоносной деятельности во Христе (Рим 16:25; Еф 3:3). Богатство славы указывает на то, что эта тайна величественна во всех отношениях: она причастна к самораскрытию Бога, откровению Его характера (а следовательно, «славы»), и этим Бог показал Свое благословение, дарованное мужчинам и женщинам, всем людям, и, особенно, язычникам. Суть этой тайны — Христос в вас, колоссянах. Епафрас проповедовал им Христа как язычникам. Они обрели Его как Господа, и теперь Он живет в них. Как члены единого организма, Его тела, они ныне имеют эту жизнь внутри себя и с ней уверенность и надежду (3:4).
Ст. 28 Павел и его сотрудники работали ревностно, проповедуя (букв. чтобы возвестить; проповедь — важное слово, использующееся в тех случаях, когда речь идет о провозвестии Евангелия или отдельных его аспектов; 1Кор 9:14; Флп 1:17, 18) Христа как Господа. Их евангельское служение не ограничивалось поверхностным благовествованием, проповедью о спасительной миссии Христа на земле; апостол и его командала проповедовали, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости (эти формы глагола, так же, как и проповедуем, употреблены в настоящем времени), стремясь сделать каждого последователем Христа, опекая их в разных ситуациях. Три раза Павел использует слово «всякий» (каждый), подчеркивая тем самым, что христианское учение существует для всех (а не для избранных, не для элиты и что в задачу апостола входит индивидуальное душепопечение, забота о душах; ср.: 1Фес 2:11, 12). Обращением этих мужчин и женщин их работа не завершилась; они стремились к тому, чтобы в тот последний день, когда будет оцениваться их труд, представить всякого человека совершенным во Христе. Они должны были организовать и обустроить новые общины, члены которых были бы тверды в вере. Евангельская и пастырская деятельность Павла служит образцом для тех, кто в наши дни посвятил себя истинно апостольскому служению. 29 Ввиду этой цели (для чего) Павел направляет всю свою энергию на ее достижение. Тружусь и подвизаюсь; в оригинале первое слово подразумевает приложение интенсивных усилий, а второе, еще более сильное, — из словаря спортсменов-борцов (букв. «борясь»). Павел с радостью осознает, что получает эту силу свыше. Бог, проявивший Свое всемогущество, воскресив Христа из мертвых, наделяет его могущественной силой, которая действует в нем.
Новый Библейский Комментарий на послание к Колоссянам, 1 глава. Новый Библейский Комментарий.