Библия » Новый Библейский Комментарий

Филимону 1 глава

← 3 Флм 1 NBC 1

Ст. 1-3 Приветствие Павла

Ст. 1-2 Как и во многих других посланиях (см.: Кол 1:1), Павел следует образцу писем, включающих упоминание автора (и его сотрудника), получателя (–ей) и приветствие. Выражение узник Иисуса Христа указывает не на некую символическую зависимость, а на то, что Павел действительно находится в заключении, из которого надеется вскоре освободиться (22). Таким образом, уже в самом начале апостол обрисовывает свое положение: он пребывает в узах за благовествование (13). Иисуса Христа означает «во имя Христа». Тимофея Павел упоминает в обращении не как соавтора, а в связи с тем, что тот активно помогал апостолу в его служении в Эфесе и, возможно, встречался там с Филимоном. Последний назван возлюбленным братом и сотрудником нашим, из чего явствует, что он был особенно ценным помощником апостола в христианском служении. Послание адресовано именно ему. То, что приветствие включает Апфию, Архиппа и домашнюю церковь, объясняется только вежливостью Павла, ибо основная часть письма обращена к одному человеку, Филимону (в ст. 4-22 использованы местоимения единственного числа). Апфия, вероятно, была супругой Филимона. Архипп, будучи сподвижником, играл важную роль в миссионерской деятельности Павла и хранил преданность апостолу во всех испытаниях – возможно, даже в заключении. Он был жителем Колосс и, возможно, сыном Филимона и Апфии (хотя мы не располагаем достоверными сведениями). В Кол 4:17 ему дано особое повеление исполнить служение, которое он принял в Господе.

Ст. 3 Приветствие Павла указывает на искреннюю заинтересованность в том, чтобы Филимон и близкие ему христиане смогли понять и оценить Божью благодать, в которой они стоят, и мир, который Он утвердил с ними (ср.: Рим 5:1-2).

Ст. 4-7 Благодарение и молитва о Филимоне

Фрагмент, посвященный благодарениям (4-6) – самый краткий в посланиях Павла, – имеет более определенное сходство с обычными частными письмами того времени. В ст. 4-7 Павел готовит почву для изложения главного вопроса, которому посвящено послание, а именно – ходатайству за Онисима.

Ст. 4 Павел целиком поглощен тем, чтобы как можно более полно выразить свою благодарность. Он благодарит единственного истинного Бога и, подчеркивая личный характер своих отношений с Ним, добавляет местоимение моего (ср.: Рим 1:8; Флп 1:3). Тот, Кого Павел благодарит за успехи Филимона, – это Бог Псалмопевца, известный Павлу как «Отец» благодаря Иисусу Христу (3). Под выражением всегда подразумевается не непрерывное, а регулярное вознесение благодарности, что подтверждается словами вспоминая о тебе в молитвах моих.

Ст. 5 Павел получил добрые известия о любви и вере Филимона, и это побудило его возблагодарить Бога. Эти сведения он мог получить от Епафраса (Кол 1:4,7-8) или от Онисима. Иногда веру и любовь истолковывают как направленные и на Господа Иисуса, и на всех христиан (святых). Пожалуй, правильнее рассматривать это как «хиазм» (обратный параллелизм, построенный по схеме а б б а), в котором любовь Филимона обращена ко всем святым, а вера – к Господу Иисусу. Обычно Павел ставит на первое место веру, а затем любовь. Но ситуация, послужившая причиной написания этого послания, заставляет Павла сосредоточить внимание на любви Филимона (ср.: ст. 7,9). Она приводит его собратьев к вере (которую они видят в том, кто уже во Христе Иисусе), направляющей, в свою очередь, мысли к полноте и всеобъемлющему характеру любви, то есть к тому, что в прошлом она была обращена на всех христиан.

Ст. 6 Благодарение Павла перетекает в просьбу – ходатайство, затрагивающее великодушие Филимона. Создается впечатление, что Павел не может благодарить Бога за своего сотрудника, не вступаясь за него. Толкование этого стиха вызывает трудности, поэтому предлагаемые соображения гипотетичны. Общение (греч. koinonia), если понимать это слово в самом широком смысле, означает «щедрость» или «великодушие». Выражение веры твоей указывает на источник, из которого проистекает доброта, тогда как слово деятельное лучше перевести как «действенное». Вера Филимона уже была деятельной, но Павел хочет, чтобы она стала «действенной» по отношению к Онисиму. Под всяким добром подразумеваются все блага, принадлежащие Филимону как христианину, а выражение в познании означает здесь не только постижение учения, но и религиозный опыт. Павел от всей души желал, чтобы Филимон познал и воспользовался сокровищами, которые принадлежали ему как верующему. Поэтому его просьба заключается в том, чтобы великодушие Филимона оказалось действенным (т. е. выразилось в каком-то поступке по отношению к Онисиму). Это, в свою очередь, должно привести Филимона к более глубокому пониманию всех благ, принадлежащих ему (и всем его единомышленникам) во Христе.

Ст. 7 Обращаясь непосредственно к Филимону, Павел объясняет, почему он был обрадован и утешен. Филимон проявлял любовь к христианам Колосс, и Павел отождествляет себя с верующими этого города (в том числе с незнакомыми; ср.: Кол 2:1), утверждая, что он тоже получил доставленные им радость и утешение. Когда христиане сходят с проторенной дороги, чтобы проявить любовь и заботу об окружающих, это вызывает умиротворение и благодарность.

Ст. 8-20 Ходатайство за Онисима

Павел излагает свое ходатайство за Онисима, беглого раба Филимона, в тщательно продуманной форме, взвешивая каждое слово. Он начинает с краткого описания сложившейся ситуации (8-12).

Ст. 8 Христианское добронравие Филимона, подробно освещенное в предыдущих стихах (посему служит связующим звеном), означало, что Павел мог говорить с ним открыто и по-дружески. Вероятно, их дружба зародилась в период обращения Филимона, когда Павел выступил в роли орудия Бога (19). Кроме того, дерзновенно приказывать во Христе Павлу позволяло его положение апостола в языческом мире. Что должно указывает на то, что надлежит сделать христианину Филимону в обстоятельствах, связанных с Онисимом. Павел не углубляется в подробное описание этих обстоятельств. Он отмечает только, что мог бы решить этот вопрос приказанием.

Ст. 9 Вместо этого он находит для своей просьбы (греч. parakalo) другое основание, а именно – любовь Филимона. Это понятие в предыдущем фрагменте дважды использовалось для обозначения любви Филимона по отношению к святым, поэтому здесь наиболее естественно понимать его в таком же смысле, а не считать, что речь идет о любви как принципе или даже о любви Павла. Именно потому, что Павел знает о великодушии Филимона, он может не приказывать, а умолять, предвидя, что любовь его друга проявится снова, на этот раз – по отношению к Онисиму. За этой просьбой стоит тот, кто является «посланцем» (перевод, представляющийся более точным, чем старец) и узником Иисуса Христа, то есть тот, кто уже ныне разделяет Христовы страдания.

Ст. 10 Только теперь Павел излагает свою просьбу, а значит, и причину, побудившую его написать это послание. Просьба обращена к Филимону, а не к общине (местоимение в единственном числе) и касается Онисима – человека, обращенного Павлом во время заключения и ставшего ему очень дорогим. Представление о духовном отцовстве использовалось также в отношении коринфян (1Кор 4:15), Тимофея (1Кор 4:17) и Тита (Тит 1:4), которые были обращены посредством благовестия.

Ст. 11 Как фригиец – а их ненадежность и вероломство вошли в поговорку, – Онисим был прежде негоден для Филимона. Но произошли великие изменения, представленные противопоставлением. Это чудесное превращение произошло при обращении Онисима к Христу, и теперь его можно назвать годным – определение, точно соответствующее его имени, ибо «Онисим» означает «полезный», «пригодный».

Ст. 12 С сопроводительным письмом Павел посылает к Филимону того, кто стал ему очень дорог. Действительно, Павел настолько привязался к Онисиму, что говорит о нем как о своем сердце. Кажется, что апостол совершает акт самопожертвования, возвращая Онисима его господину. Некоторые считают, что выражение «прими его» означает, что Павел посылает Онисима за «решением», в надежде, что ему будет позволено вернуться к Павлу.

Ст. 13 Павел кратко излагает, что произошло до того, как он написал это послание и отправил Онисима обратно. Я хотел отражает желание Павла оставить Онисима при себе. Апостол был доволен его служением и хотел, чтобы Онисим продолжал исполнять его вместо отсутствующего Филимона. Выражение вместо тебя – тактичный намек на то, что Филимон хотел бы послужить Павлу (особенно в благовествовании), если бы имел такую возможность.

Ст. 14 Но как бы ни хотел Павел удержать Онисима, он ничего не мог сделать без согласия Филимона, поскольку это привело бы к размолвке между христианами. Павел не хотел принуждать своего собрата и вмешиваться в его решение. Наречие добровольно относится к свободно принятому решению, тогда как не вынужденно свидетельствует о том, что Павел не оказывал никакого давления, чтобы заставить Филимона поступить определенным образом. Предупредительность и тактичность Павла могут послужить уроком для всех тех, кому приходится решать затруднительные вопросы взаимоотношений. Решение остается за Филимоном.

Ст. 15 Павел приводит дополнительное основание для своего решения не удерживать Онисима: это может противоречить тайным замыслам Бога. Таким образом, внимание Филимона переключается с проступков, которые, возможно, совершил Онисим, к Божественному провидению, обращающему эти проступки во благо (ср.: Быт 45:4-8). Если (обратите внимание на может быть) за этим событием стояли тайные замыслы Бога, то Филимону следовало принять Онисима в новом качестве (как брата-христианина) навсегда.

Ст. 16 Впервые в этом послании Онисим назван рабом. Но это незамедлительно уточняется: не раба, а брата возлюбленного. Павел тщательно выбирает слова; он не утверждает, что Филимон должен принять Онисима как освобожденного человека, уже не являющегося рабом, или немедленно освободить Онисима по возвращении. Но независимо от того, останется Онисим рабом или нет, к нему больше нельзя относиться как к рабу. Он стал братом возлюбленным, и к нему следует обращаться точно так же, как к Филимону (7,20), ибо он тоже является членом братства Христова. Отношения между рабом и рабовладельцем должны определяться их принадлежностью единому Господу.

Фактически Павел не пытается решить проблему рабства как такового или вынести окончательное суждение по конкретному примеру рабства. Вместо этого он рассматривает вопрос о братской любви. Хотя земная свобода и обладала для Онисима какой-то ценностью, в конечном счете она не имела для него как христианина решающего значения. Что действительно важно, так это принять призвание Бога и следовать за Ним (1Кор 7:21-24).

Ст. 17 Хотя Павел уже упоминал о своей просьбе в ст. 10, только теперь он действительно излагает ее суть и приступает к главному. Он обосновывает свою просьбу существующей между ним и Филимоном тесной связью – общением. Очевидно, он имеет в виду общение с Сыном Божьим, Иисусом Христом, к которому они оба призваны (1Кор 1:9). Павел не только ходатайствует за Онисима, но и отождествляет себя с ним: прими его, как меня.

Ст. 18 Затем апостол пытается устранить любые препятствия, которые могут помешать Филимону благосклонно принять Онисима. Он не хочет, чтобы примирение сорвалось из-за требования компенсации. Павел просит записать на свой счет любые неуплаченные долги, образовавшиеся вследствие побега или долгого отсутствия Онисима. «Считай это на мне», – говорит он. Как отец своего сына (ср.: ст. 10), Павел готов возместить любые убытки.

Ст. 19 В дополнение к сказанному он прилагает долговую расписку: я заплачу. Затем, продолжая мысль ст. 18, Павел напоминает, что и Филимон должен апостолу, ибо был обращен им в христианство. Следовательно, своим духовным существованием Филимон обязан Павлу, а это куда более значительный долг, чем долг Онисима, за который поручился Павел. Идея проста. Филимон поймет, что при обращении Онисим испытал такую же Божью благодать. Он примет Онисима как брата и не будет гневаться на него, даже если на то есть причины.

Ст. 20 Павел заканчивает основную часть послания подкреплением своей просьбы и выражением надежды, что Филимон успокоит его сердце в Господе.

Ст. 21-25 Заключительные замечания и приветствия

В заключение Павел выражает уверенность, что Филимон поступит правильно, а затем объявляет о своем намерении посетить его (21-22). Послание завершается кратким перечнем приветствий (23-24) и пожеланием благодати (25).

Ст. 21 Павел уверен в послушании Филимона – но послушании не апостольскому авторитету, что можно предположить за его просьбой, а Божьей воле. Он уже молился (6) о том, чтобы Филимон глубже постиг Божью волю и ее исполнение в любви. В прошлом это послушание проявлялось в великодушии Филимона, которым он успокаивал сердца святых (7). Теперь Павел надеется, что оно проявится снова. В сущности, он убежден, что Филимон сделает даже больше, чем он просит, – намек (но не более того) на то, что Онисим может быть возвращен ему для служения благовестию.

Ст. 22 Просьба приготовить помещение свидетельствует о том, что Павел считал свое заключение временным. Он надеется посетить Филимона, и если этому суждено произойти, то лишь благодаря тому, что Бог ответит на молитвы тамошних христиан. Оповещение об этом намерении некоторым образом связано с ходатайством за Онисима, так как это позволит Павлу посмотреть, как идут дела.

Ст. 23-24 Те, кто посылает приветствия, упоминаются и в Кол 4:10-17, а заключение (25) совпадает с концовкой Послания к Галатам.

Peter Т. O'Brien


Новый Библейский Комментарий на послание к Филимону, 1 глава


← 3 Флм 1 NBC 1

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

2007-2019, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.