Библия » Еврейский НЗ Комментарии Давида Стерна

Откровение 19 Откровение Йоханана 19 глава

1 После всего этого я услышал в небесах некий звук, напоминающий шум огромной толпы, который воскликнул: "Алелуйя! Победа, слава, сила нашего Бога! 2 Ибо суды Его истинны и справедливы. Он судил великую блудницу, которая растлила землю своим блудом. Он отомстил той, руки которой в крови Его слуг". 3 И во второй раз они сказали: "Алелуйя! Дым её восходит вовеки веков!" 4 Двадцать четыре старца и четыре живых существа пали ниц и поклонились Богу, восседающему на троне, и сказали: "Амен! Алелуйя! 5 И голос раздался от трона, говоривший: "Прославьте нашего Бога, все слуги Его, боящиеся Его, малые и великие!" 6 3атем я услышал звук, напоминающий шум огромной толпы, подобный звуку несущихся [потоков] вод, подобный раскатам грома, говоривший: "Алелуйя! Воцарился Адонай, Бог небесных воинств!

Стихи 1−6. Алелуйя! (произносится как галелуя первый звук как г' украинская). На иврите — «восхвалите Господа!», на греческий было передано как аллилуйя. Это слово встречается в Библии 22 раза в книге Псалмов, со 103-го по 150-ый, и четыре раза в этих шести стихах. Огромное множество людей и ангелов в небесах прославляет Бога за суд над Великим Вавилоном и за то, что Он начал Свое правление на земле (ст. 6).

Алелуйя! Воцарился (или: «начал Своё правление») Адонай, Бог небесных воинств (см ком. к 1:8). Божье правление всей вселенной является основной темой Танаха (Псалмы 102:19, 144:13; Исайя 2:2−4, 9:6−7, 11:6−9; Михей 4:1−4; Захария 14:9). С одной стороны, Новый Завет говорит о том, что «Царство» или «правление» Бога (см. ком. к Мат. 3:2 о «Царстве Небес») становится реальностью в том момент, когда человек обретает веру в Мессию Йешуа (Мат.5:3, 10; 11:11; 12:28, 25:34, 26:29; Лук. 17:21; Рим 14:17; 1 Кор. 4:20; Кол. 1:13).

С другой стороны, он описывает Царство как обещание, которое осуществится в будущем (Мат. 6:10, 7:21; Лук 22:30, 23:42, 1 Кор. 6:9−10; Гал. 5:21; 2 Кеф. 1:11). Настоящий стих показывает, как устанавливается Божье правление, и это происходит в несколько стадий: первой является бракосочетание Ягнёнка (ст. 7−9), кульминацией которого становится возвращение Мессии (ст. 11−15); затем Сатан должен быть скован цепью (20:1−3, 7−10), произойдёт суд, и только после этого Йешуа начнёт своё действительное правление (21:3−4, 22:3−5); сравните 1 Кор. 15:23−28.

Хорал «Аллилуйя» в оратории Дж.Ф. Генделя «Мессия» включает в себя данный стих и фразы из 11:15 и 19:16 в переводе Библии короля Иакова. Полностью же либретто состоит из мессианских пророчеств Танаха и других библейских стихов, говорящих о Йешуа.

7 Возрадуемся и возвеселимся!
Воздадим Ему славу!
Ибо пришло время для бракосочетания Ягнёнка,
И Невеста его приготовила себя —

Время для бракосочетания Ягнёнка (Мессии Йешуа). Невеста его, или «жена» (Тело Мессии, состоящее из всех верующих всех эпох, Мессианская Община). Хотя в олам габа воскресшие верующие по отдельности не будут жениться и выходить замуж (Мат. 22:30), Мессианская Община как единое целое является невестой Мессии. Похожие сравнения, описывающие Мессию как жениха, а установление Царства — как бракосочетание можно найти также в Мат. 22:1−14, 25:1−13; Map. 2:18−20; Йн. 3:28−30; Рим. 7:1−4; 1 Кор. 6:13−20; 2 Кор. 11:2 и Еф. 5:25−33.

В Танахе подобным же образом Израиль описывается как жена ЙГВГ; см. Исайя 54:1−8, 62:4−5; Иеремия 31:31(32); Иезекииль 16; вся Книга Осии, особенно главы 1−3. Мидраш Рабба на Песнь Песней 4:10 перечисляет десять мест Танаха, в которых Израиль прямо или аллегорически назван невестой.

Арнольд Фрухтенбаум, еврейский учёный, верящий в Йешуа, чью теологию можно назвать видоизмененной теорией диспенсационализма, проводит категорическое разграничение между «женой ЙГВГ» и «невестой Мессии», Мессианской Общиной; см. его комментарий к Книге Откровения под названием «Поступь Мессии», приложение III («Жена Иеговы и невеста Христа»).

С моей точки зрения, разграничение между Церковью и еврейским народом менее очевидное, чем то, как это обычно представляется в теории диспенсационализма (см. Рим. 11:23−24 и ком.), а Мессия Йешуа играет роль представителя еврейского народа и может также тесно отождествляться с ним (см. Мат. 2:15 и ком.). По этим причинам я не вижу чёткого существенного разграничения между невестой Мессии и женой ЙГВГ. Скорее, Библия использует разнообразные метафоры, чтобы с их помощью выразить будущую тесную связь между Богом и Его народом; другие подобные метафоры можно обнаружить в 21:2−3, 22:3−5.

8 ей дали облачиться в тонкие льняные одежды, светлые и чистые". ("Тонкие льняные одежды" означают праведные дела Божьего народа.)

Тонкие льняные одежды, светлые и чистые противопоставляются кричащей одежде блудницы (17:4). «Тонкие льняные одежды» означают праведные дела Божьего народа (или «являются результатом праведных дел...»).

9 И ангел сказал мне: "Запиши: 'Благословенны приглашённые на свадебный пир Ягнёнка!'" Затем он добавил: "Это истинные слова Бога". 10 Я пал к его ногам, чтобы поклониться ему, но он сказал: "Не делай этого! Я такой же слуга, как ты и твои братья, имеющие свидетельство о Йешуа. Поклонись Богу! Ибо свидетельство о Йешуа — это Дух пророчества".

Я пал к его ногам, чтобы поклониться ему, и т.д. Сравни Деят. 10:25−26 и ком. Ранние верующие иногда по неведению своему поклонялись ангелам, но это строго возбранялось (Кол. 2:18). Возможно, Йоханан в смятении, вызванном страхом, принял голос ангела за голос Мессии и сообщил далее о своей ошибке.

Свидетельство о Йешуа — это дух пророчества. Сложный стих. Я полагаю, что автор объясняет, почему ему было велено не поклоняться ангелу; сравните схожее замечание Кефы, обращённое к Корнилию (Деят. 10:25−26 и ком.). Йоханан и, его братья имеют внутри себя свидетельство Йешуа, то есть то, что Йешуа говорит о самом себе и о Мессианской Общине (подобно этому в 1:26, 22:16). Это свидетельство, которое верующие имеют в себе — Дух пророчества (греч. профетея, «произнесение слов» от лица Бога), то есть Святой Дух, который говорит Божью истину, если эти верующие ведут богобоязненный, мессианский образ жизни и передают Добрую Весть окружающим.

11 После этого я увидел раскрытые небеса, и вот, передо мной был белый конь. Сидящий на нём звался Верным и Истинным, и в праведности он производит суды и идёт на битву.

Белый конь, не тот, что в 6:2 и ком., и с другим всадником.

Верным и Истинным. Эти слова также употреблены по отношению к Мессии в 3:14. Два этих слова означают практически то же самое, поскольку еврейская идея истины — это не соответствие действительности (как в греческой мысли), а надёжность, то, чему можно довериться. «Бог истины» (Элогим, Иеремия 10:10) — это не только и не столько Бог, Который открывает вечные истины, но Бог, Которому можно доверять в том, что Он останется верным Своему договору. Когда Йоханан в своём Евангелии писал, что «благодать и истина пришли через Мессию Йешуа» (Йн. 1:17), он имел в виду, что в жизни, смерти и воскресении Мессии Божья истина открылась через исполнения обещаний договора. Подобным же образом, возвращение Йешуа станет проявлением верности со стороны того, кто уже был однажды среди людей. На этот раз он придёт для того, чтобы окончательно и во всей полноте осуществить все договорные обещания Бога. (Адаптировано из: Дж.Э. Лэдд, Откровение)

12 Глаза его подобны пылающему огню, а на голове его множество царских корон. И было у него написанное имя, которого никто, кроме него, не знал.

Имя, которое никто кроме него не знал. Три имени Йешуа, под которыми он известен, перечислены в ст. 11−16; каждое из них открывает один из аспектов его природы (см. ком. к Йн. 1:12 о том, как понимались имена людей в древности). И все же, даже в день эсхатологической битвы некоторые атрибуты Мессии будут всё ещё сокрыты.

13 Он был облачён в мантию, обагрённую кровью, и имя, которым его называют — "СЛОВО БОЖЬЕ".

Обагрённую кровью. Это может быть кровь вражеских армий (ст. 19, 21), либо кровь самого Йешуа, пролитая им на стойке казни, либо кровь верующих, погибших мученической смертью (6:9−10 и ком., 12:11 и ком.). Большинство толкователей склоняется к первому варианту.

14 Небесные воинства, одетые в льняные одежды, белые и чистые, следовали за ним на белых конях.

Небесные воинства, ангелы. В Книге Откровения Бог часто зовётся «Адонай, Бог небесных воинств» (см. 1:8 и ком.). «И придёт Адонай, Бог мой, и все святые с Ним» (Захария 14:5). Йешуа возвратится вместе с ангелами (Map. 8:38, Лук. 9:26, 1 Фес. 3:13, 2 Фес. 1:7). Верующие также будут сопровождать его после того, как он нанесёт поражение своим врагам (17:14 выше, также Мат. 24:31, 1 Фес. 4:15−17 и ком.).

15 Из уст его исходит острый меч, которым он повергает народы — "он будет править ими железным жезлом". Он тот, кто попирает давильню, из которой течёт вино яростного гнева Адоная, Бога небесных воинств.

Он будет править ими железным жезлом. См. ком. к 2:26−27, 11:18 и ком., 12:5.

Давильню и т.д. См. ком. к 14:14−20.

Стихи 12−15. Глаза его подобны пылающему огню (1:14)... имя, которым его называют — «СЛОВО БОЖЬЕ» (1:2, 6:9, 20:4)... Из уст его исходит острый меч (1:16; 2:12, 16). Меч здесь и в ст. 21 является Божьим Словом (см. ком. к 1:2 и к 1:16). См. в Евр. 4:12−13 и ком., те же три метафоры (Слово Божье, меч, глаза).

16 На его мантии и бедре написано имя: "ЦАРЬ ЦАРЕЙ И ГОСПОДЬ ГОСПОД".

ЦАРЬ ЦАРЕЙ И ГОСПОДЬ ГОСПОД (в обратном порядке см. в 17:14). Титул Йешуа, отражающий его правление всем творением (1 Кор. 15:25−28 и ком., Фил. 2:9−11 и ком., Евр. 2:8 и ком.). Он является эквивалентом выражения «Царь царей над царями», которое в Сидуре (еврейском молитвеннике) употребляется по отношению к ЙГВГ, в песне, с которой начинается Шаббат во многих еврейских домах:

Шалом алейхем, малахей-гашарет, малахей-Эльон, миМелех-малхей-гамлахим, ГаКадош, барух у. Боахем лешалом... бархуни лешалом... цеэтхем лешалом...

Добро пожаловать, ангелы-служители, посланники Всевышнего, Царя царей над царями. Святого, да будет благословен Он. Придите с миром... благословите меня миром... уйдите с миром...

Дополнительное «царь» в титуле Йешуа необходимо, так как правитель Персии также называл себя «царём царей», наверное, по праву, поскольку в Книге Есфири 1:1 говорится, что Ахашверош (Артаксеркс) правил 127 странами (а следовательно, и их царями). См. также цитату из книги Авот 3:1 в ком. к 20:11−15 ниже.

Стихи 11−16. В Тит. 2:13 и ком. автор призывает нас «ожидать благословенного исполнения нашей непоколебимой надежды, то есть появления Шхины нашего великого Бога и появления нашего избавителя Мессии Йешуа». Настоящий стих описывает это долгожданное Второе пришествие.

В Танахе ЙГВГ одерживает славные победы над Своими врагами (Исайя 13, 31, 63:1−6. Иезекииль 38−39; Иоиль 3:9−21; Захария 14); здесь мы видим, что Он осуществляет это через Мессию Йешуа. Более того, в задачу Йешуа по его возвращении входит не только вознаграждение праведных (ст. 6−10), но и покорение нечестивых и суд над ними, как видно из Мат. 13:41−42, 25:41−46; Рим. 2:5−6, 8−9, 16; 1 Фес. 1:7−9, 2:8. В первый раз Бог не посылал Сына в мир, чтобы судить, но только чтобы спасать (Йн. 3:17); тем не менее, Бог доверит весь суд Сыну (Йн. 5:22), и произойдёт этот суд во время второго появления Мессии на земле.

17 3атем я увидел ангела, стоящего под солнцем, и он воскликнул громким голосом всем птицам, летающим посреди небес: "Летите, собирайтесь на великий пир, устраиваемый Богом, 18 чтобы есть плоть царей, плоть военачальников, плоть великих мира сего, плоть коней и их всадников, плоть всякого рода людей, свободных и рабов, малых и великих!"

Стихи 17−18. Птицам... есть плоть. Образ взят из Книги Иезекииля 39:17−20, хотя Иезекииль говорит там о битве Гога и Магога, которая в Книге Откровения упоминается только в 20:8 и ком.

См. ком. к ст. 21.

19 Я увидел зверя и земных царей с их войсками, собравшихся, чтобы вести битву против всадника и его войска.

Сравните Псалом 2:2, Книгу Иоиля 3:9−17; см. ком. к 14:14−20 и к 16:16.

20 Однако зверь был взят в плен, и вместе с ним лжепророк, который творил чудеса в его присутствии, при помощи которых обманывал тех, кто принял знак зверя и кто поклонялся его образу. Зверь и лжепророк были брошены заживо в огненное озеро, горящее серой.

Здесь представлен ответ Бога на логическую задачу: «Как можно избавиться от мусорного ящика?»

Зверь... и вместе с ним лжепророк (см. 13:1−18 и ком., 14:8−11 и ком.) брошены заживо в огненное озеро, горящее серой (сравните кн. Иезекииля 38:22), «приготовленное для Противника и его ангелов» (Мат. 25:41). В 20:10 сам Сатан присоединяется к своим ангелам, чтобы вместе с ними «мучиться вовеки веков»; сравните кн. Даниила 7:11, см. также ком. к 12:12 и к 14:10.

Смерть и Шеол также выброшены в огненное озеро, так как в них нет больше нужды (20:13−14 и ком.). А во время окончательного суда над человечеством «всякий, чьего имени не оказалось в Книге Жизни, был ввергнут в огненное озеро» (20:15 и ком.).

Сравните Мат. 3:10−12; 5:22, 29−30; 10:28 («"Не бойтесь тех, кто убивает тело, но бессилен убить душу. Скорее, бойтесь Того, Кто может погубить и душу, и тело в Гей-Гиноме»: см. также Лук. 12:4−5), 13:40−43; 18;8−9; 23:15, 33, 25:46. Также обратите внимание на Map. 9:43, 48 («Если твоя рука заставляет тебя грешить, отсеки её! Лучше тебе быть калекой и приобрести вечную жизнь, чем сохранить обе руки и попасть в Гей-Гином, в неугасимый огонь... где червь иx не умирает, и не угасает огонь». Марк цитирует в данном месте Книгу Исайи 66:24, наиболее важное упоминание Танаха о вечном огненном наказании (цитируется ниже в ком. к 21:1−8). В Лук. 16:23−24 через огненное мучение мёртвые проходят уже в Шеоле, ещё не попав в огненное озеро. В Лук. 17:29−30 огонь и сера упоминаются как Божье средство наказания и уничтожение во дни Содома (Бытие 19). См. также 2 Фес. 1:8, Евр. 12:29, 2 Кеф. 3:7, Йег. 7.

21 Остальные были убиты мечом, исходящим из уст сидящего на коне, и все птицы с жадностью поглощали их плоть.

И все птицы с жадностью поглощали их плоть. В иудаизме умершие знатные люди погребаются в землю, согласно библейскому обычаю. Не быть похороненным — позор (см. 4 Царств 9:34), а быть разорванным на части псами — высшая степень позора (отметьте, как Йешуа образно использовал этот факт в Мат. 24:28 и ком.).

Илия пророчествовал об Ахаве, царе северного царства (Израиля), и о его жене Изевели (Иезавели): Также и о Иезавели сказал Адонай: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля. Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрёт на поле, того расклюют птицы небесные. (3 Царств 21:23−24)

Позже Элиша (Елисей) подтвердил, что Иезавель съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит её. (4 Царств 9:10)

Бог исполнил пророчество о Иезавели, приведенное в 4 Царств 9:32−37. Ииуй, ставший впоследствии царём, приказал выбросить Иезавель из окна её дворца. Но даже он не хотел лишать её чести быть погребенной:

'Отыщите эту проклятую и похороните её, так как царская дочь она. И пошли хоронить её, и не нашли от неё ничего, кроме черепа, и ног, и кистей рук.

Ииуй признал затем, что пророчества Илии и Елисея об Иезавели осуществились. См. также выше. 11:8−10 и ком.

Стихи 17−21. Это Битва при Армагеддоне (см. 16:16 и ком.): Мессия наносит поражение силам, противящимся Богу, как мятежникам в духовных сферах (ст. 20), так и их земным последователям (ст. 21).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Откровение Иоанна Богослова, 19 глава. Комментарии Давида Стерна.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

Откровение 19 глава в переводах:
Откровение 19 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Толкования Августина
  7. Новый Библейский Комментарий
  8. Лингвистический. Роджерс
  9. Комментарии Давида Стерна
  10. Библия говорит сегодня
  11. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.