Библия » Комментарии Давида Стерна

1-е письмо Йоханана 1 глава

1 Слово, дарующее жизнь!
Он существовал от начала.
Мы слышали его,
Мы видели его
собственными глазами,
Мы созерцали его,
И руки наши касались его! 2 Явилась жизнь, и мы видели её.
Об этом мы свидетельствуем.
И возвещаем вам — о вечной жизни!
Он находился с Отцом,И явил себя нам. 3 Увиденное и услышанное
мы возвещаем вам;
чтобы и вы имели общение с нами.
Общение же наше c Отцом,
И с Сыном, Мессией Йешуа. 4 Мы пишем вам обо всём этом,чтобы радость ваша была совершенной.

Стихи 1−4. Судя по всему, пролог данного послания, как и тот, что мы находим в начале Евангелия, написанного тем же автором, был составлен в стихотворной форме; см. Йн. 1:1−18 и ком.

Слово, существовавшее от начала, — это Мессия Йешуа (Йн. 1:1−18 и ком.). Верующие (мы... вам) имеют общение (греч. койнониа «общность», «общение», «община») с Богом (с Отцом... Сыном); ср. Йн. 17).

5 И вот послание, услышанное нами от него и провозглашаемое вам:
Бог — это свет,
и нет в Нём никакой тьмы -
никакой! 6 Если же мы говорим, что имеем общение с Ним, тогда как сами ходим во тьме, то мы лжём, и не поступаем по истине. 7 Если же мы ходим в свете, как и Он в свете, тогда имеем общение друг с другом, и кровь Его Сына Йешуа очищает нас от всякого греха. 8 Если мы утверждаем, что в нас нет греха, мы обманываем самих себя, и истины нет в нас. 9 Если же признаём свои грехи, тогда Он, будучи верен и справедлив, простит их и очистит нас от всех злых дел. 10 Если мы утверждаем, что не согрешили, то представляем Его лживым, и Его Слова нет в нас.

Стихи 5−10. Поскольку в Боге нет никакой тьмы, тогда, если мы говорим, что имеем общение с Ним (ст. 3). тогда как сами ходим во тьме, то мы лжём как словами, так и делами (не поступаем по истине). Только когда мы позволяем Божьему свету полностью освещать нашу жизнь и судить наши тайные помыслы, тогда только мы можем очиститься от своих греховных склонностей и приближаться к святости.

Как правило, люди не хотят впускать Божий свет (Йн. 3:19−21), и вместо того, чтобы признать это, они заявляют о том, что этот свет им не нужен. Йоханан приводит два примера: Если мы утверждаем, что в нас нет греха, то есть что мы не имеем природы, склонной к греху, ецер ра («злого начала, побуждения»: см. ком. к Рим. 5:12−21), постоянно пытающегося взять верх над нами, мы обманываем самих себя, и истины нет в нас. Подобно этому, если мы утверждаем, что не согрешили, что наши поступки безупречны, что мы не совершали никаких фактических грехов, мы представляем Его лживым, и Его Слова нет в нас. Любое из этих заявлений может послужить отговоркой для того, чтобы не позволить Богу судить сокровенные мысли наших сердец, о чём говорят молитвы в Псалмах 18:13−15, 138:23−24.

Во времена Йоханана такой подход обличал гностиков, которые неверно интерпретируя Послание к Римлянам 6 и 8, утверждали, что, поскольку мессианский верующий имеет в себе Дух Мессии, он не может больше грешить. Йоханан соглашается с тем, что Дух Мессии очищает нас и даёт нам силы преодолевать грех в соответствии с тем, что говорит Иезекииль в 36:27: «И дух Мой Я вложу в вас; и сделаю, что законам Моим следовать будете и уставы Мои соблюдать будете и поступать по ним». Тем не менее, мы всё ещё грешим, о чём напоминает нам ст. 10; это согласуется с тем, что сказано о днях Мессии в Книге Иеремии 31:29(30): «Каждый будет умирать за своё собственное беззаконие». В Книге Исайи 65:20 также говорится об участи, ожидающей грешников в Мессианскую эру, а в Господней молитве верующим сказано молиться так: «Прости нам наши проступки» (Мат. 6:12).

Здесь мы также находим ответ на возражение, выдвинутое раби Йицхаком из Троки в его книге «Хизук-Эмуна» (XVI век). Цитируя Книги Второзакония 30:6, Софонии 3:13, Иеремии 3:17, Иезекииля 36:25−27, он заявил, что Йешуа не может быть Мессией, так как во дни Мессии наступит время вечной праведности, и беззаконие прекратится. В конечном счёте так оно и будет (Откровение 21−22): но в настоящем промежутке времени, являющемся частью дней Мессии, всё ещё есть грешники. Тем не менее, Мессия «оправдает многих» (Исайя 53:12), и его смерть станет умилостивлением за грех (ст. 7, 2:2).

Что касается замечаний о том, что здесь Йоханан якобы противоречит написанному им в 3:6, 9 («Потому никто, находясь в союзе с Ним, не может по-прежнему грешить... Никто из тех, чьим Отцом является Бог, не грешит»), см. объяснения в комментариях к названным стихам.

Верующие совершают грехи. Однако они дадут ответ не перед осуждающими их самодовольными и уверенными в собственной праведности братьями, которые тоже грешат (Мат. 7:1−5, Рим. 2:1−4), а перед Словом Самого Бога, которое устанавливает стандарт святости. Тогда они не допустят ошибку молодого богатого управителя, который утверждал, что ещё с юности соблюдал Десять заповедей (Мат. 19:20). Вместо того, чтобы обманывать самих себя при помощи различных отговорок, мы должны ходить в свете (ст. 7), стараясь угодить Богу своими поступками. Мы должны признавать свои грехи, когда совершаем их, даже если совершаем их в неведении (ст. 9). Греческое слово омологео («признаваться», «исповедовать») буквально означает «говорить то же самое». Если мы говорим о своих грехах то же самое, что и Бог, а именно что они действительно беззаконны, если мы искренне сожалеем и наша скорбь ведёт к покаянию (2 Кор. 7:10−11), тогда кровь Йешуа, имеется в виду его жертвенная смерть (Рим. 3:25 и ком.), постоянно очищает нас от всякого греха. Если мы отождествляем себя с его искупительной жертвой (Рим. 6:3, Гал. 2:20), она снова и снова умерщвляет наше ецер ра (Рим. 6:16−23, 8:12−13, а также см. раздел Г в ком. к Рим. 5:12−21), позволяя нам вести жизнь, подобную жизни Йешуа (2:6). Он же, будучи верен и справедлив (Рим. 3:25−26), простит их и очистит нас от всех злых дел. Ср. Йн. 13:1−17.

Признание греха, учитывая то, как Йоханан использует этот термин, — это не просто произнесение каких-то слов. Оно в любом отношении должно быть равнозначно покаянию (тшува, см. ком. к Мат. 3:1). В этих стихах совершенно точно указывается связь между покаянием и жертвоприношением. Покаяние — это sine qua non (лат. «обязательное условие») прощения; с этим соглашается и традиционный иудаизм, как это видно из Мишны:

`Приношение за грех и приношение за нарушение закона искупают грехи, совершённые преднамеренно. Смерть или праздник Йом-Кипур заглаживают грехи человека в том случае, если он раскаивается в содеянном. Покаяние заглаживает как незначительные нарушения предписывающих заповедей, данных в Торе, так и любые нарушения запрещающих заповедей; покаяние в более серьёзных прегрешениях приостанавливает приход возмездия до тех пор, пока не наступит Йом-Кипур и не принесёт умилостивление.

Если человек говорит: «Я согрешу и покаюсь, согрешу и покаюсь», то Бог не даст ему возможности покаяться! Если он говорит: «Я согрешу, а Йом-Кипур искупит», тогда Йом-Кипур не принесёт искупления! Йом-Кипур заглаживает грехи, совершённые человеком против Бога, но не заглаживает то, что он совершил против брата, до тех пор пока человек не примирится со своим братом... Раби Акива говорил: «Кто очищает вас [от ваших прегрешений]? Ваш Отец небесный, как сказано: „Окроплю вас чистой водой, и вы очиститесь" (Иезекииль 36:25). И также сказано: "Миквэ-Исраэль", [можно перевести как «надежда Израиля», подразумевая Бога, либо как «ритуальное омовение Израиля»] (Иеремия 17:13).

Подобно тому, как ритуальное омовение очищает от нечистоты, так Святой, да будет Он благословен, очищает Израиль».' (Мишна, Йома 8:8−9)

В то же самое время как Тора (главным образом, Книга Левит, но также Книги Исайи 1:16−17, Малахии 3:2−4), так и Новый Завет см. письмо Мессианским евреям), соглашаются в том, что покаяние является такой же необходимостью в получении прощения от Бога, как и жертвоприношение с пролитием крови.

Стихи 1:5 — 2:2. В данном отрывке рассматривается отношение верующего человека к греху в целом (то есть к тому, что теологи называют «греховной природой человека»), а также к отдельным грехам. Эти стихи несут тройной смысл:

1) Бог бескомпромиссно призывает оставить грех.

2) Невозможно жить, не согрешая.

3) Тем не менее, никто не имеет права перестать бороться с грехом.

Следующий отрывок из Мишны перекликается со многими местами Нового Завета, однако я приберёг его именно для этого случая:

'Он [раби Тарфон. II век н.э.] говорил: «Не обязан ты окончить работу, но и не волен бросить её».' (Авот 2:16)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Первое соборное послание апостола Иоанна, 1 глава. Комментарии Давида Стерна.

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

1 Иоанна 1 глава в переводах:
1 Иоанна 1 глава, комментарии:
  1. Комментарии Баркли
  2. Новой Женевской Библии
  3. Учебной Библии МакАртура
  4. Комментарии Жана Кальвина
  5. Комментарии МакДональда
  6. Толкование Мэтью Генри
  7. Толковая Библия Лопухина
  8. Толкование Далласской семинарии
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Толкования Августина
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.