Библия » Еврейский НЗ Комментарии Давида Стерна

Откровение 20 Откровение Йоханана 20 глава

1 Затем я увидел ангела, сходящего с небес, у которого был ключ от Бездны и огромная цепь в руке. 2 Он схватил дракона, этого древнего змея. Дьявола и Сатана (Противника) и сковал его цепью на тысячу лет,

Ангел схватил дракона, этого древнего змея (см. ком. к 12:9−10), и сковал цепью, серьёзно ограничив его силу на определённый срок, после чего дракон «должен быть освобождён на некоторое время» (ст. 3, 7), чтобы вновь обманывать народы (ст. 3, 8) и Израиль (ст. 9) перед окончательным поражением и вечным наказанием (ст. 9−10). Идею о том, что бесовские существа будут связаны и наказаны вечным огнём, можно обнаружить также в еврейских апокрифах (Товит 8:3) и псевдоэпиграфах (1 Еноха 10:4−17, 18:12 — 19:2, 21:1−6, 54:4−6; Завет Левия 18:12; Книга Юбилеев 48:15−16), а также в христианских апокрифах (Деяния Пилата 22:2). См. также 2 Keф. 2:4 и ком., где цитируется 1 Еноха 10:4−6.

3 низверг его в Бездну, запер и наложил печать над ним, чтобы он больше не мог обманывать народы, пока не окончится тысяча лет. После этого он должен быть освобождён на некоторое время. 4 3атем я увидел троны, и сидящие на них получили власть судить. И я увидел души обезглавленных за свидетельство о Йешуа и за провозглашение Божьего Слова, а также тех, кто не поклонился зверю или его образу и не принял знак на лоб и на руку. Они ожили и царствовали с Мессией тысячу лет.

Затем я увидел троны, и сидящие на них получили власть судить. — Они ожили и царствовали с Мессией тысячу лет. Сравните пророчество Даниила:

'Видел я, наконец, что поставлены были престолы... тьмы тем... судьи сели... И наступило время, чтобы царством овладели святые.' (Даниил 7:9−10.22)

Согласно Дж.Э. Лэдду,

'Это [Откровение 20:4−6] единственный отрывок во всей Библии, который говорит о временном тысячелетнем царстве, и есть также ещё один отрывок в Новом Завете, который, возможно, предвидит временное правление Христа в промежутке между парусия [приходом] и телос [достижением окончательной цели]. Это 1 Кор. 15:23−24.' («Откровение», с. 267)

В других местах Йешуа обещает, что верующие будут править вместе с ним (2:26−28, 3:21, 5:9−10; Мат. 19:28; 1 Кор. 6:2).

А также тех, кто не поклонился зверю... Греческое кай может означать не только «а также», но и «другими словами», и в таком случае есть только одна группа людей, которая будет править с Мессией, а не две.

5 (Остальные из умерших не ожили, пока не окончилась тысяча лет.) Это первое воскресение. 6 Благословен и свят всякий, кто имеет долю в первом воскресении; над ним не властна вторая смерть. Напротив, они станут коганим Бога и Мессии и будут править с Ним тысячу лет.

Стихи 5−6. Первое воскресение — это возвращение к жизни Божьих святых, как описывается в ст. 4 и 6 Второе воскресение не упоминается как таковое, но подразумевается в предложении, заключенном в скобки: остальные из умерших не ожили, пока не окончилась тысяча лет (см. ст. 12). Они оживут только для того, чтобы пережить вторую смерть (см. ком. к ст. 14, 2:11), которая не властна над верующими.

Они станут коганим, «священниками» Бога и Мессии. «А вы [народ Израиля] будете у Меня [Бога] царством Священников и народом святым» (Исход 19:6). «Но вы [верующие в Йешуа]... коганим царя» (1 Кеф. 2:9, ссылка на Исход 19:6, кн. Исайи 61:6). Именно здесь и сбываются эти обещания.

7 По прошествии тысячи лет Противник будет освобождён из своего заточения

Стихи 2−7. Тысяча лет, тысячелетнее царство, миллениум. В зависимости от общего подхода к Книге Откровения (см. ком. к 1:1), комментаторы разделяются на тех, кто толкует этот период как символический (амиллениалисты) и на тех, кто рассматривает его как исторический, который в свою очередь может иметь место в настоящем (постмиллениалисты) или относится к будущему (премиллениалисты). В том случае, если он относится к будущему, это может быть либо буквально тысяча лет (диспенсационализм), либо нет.

Амиллениатисты рассматривают двадцатую главу как резюме событий, описанных в предыдущих главах, а не как изображение более позднего периода истории. Постмиллениалисты понимают тысячу лет как нынешнюю эпоху, когда Тело Мессии устанавливает праведность на земле с неуклонно возрастающим успехом (в таком случае глава 19 говорит не о победоносном возвращении Мессии, а о триумфе добра над злом в конце времён).

Одни лишь премиллениалисты ожидают наступления тысячелетнего царства в будущем, когда сам Мессия будет править на земле. Лично я разделяю именно эту точку зрения. Но я также согласен с Лэнсом Лэмбертом, мессианским евреем, живущим в Иерусалиме, который пишет:

'Я действительно считаю, что в будущем наступит тысячелетнее царство. Если бы подобного периода не было, это всё равно не смогло бы поколебать мою веру или радость в Господе. Я не категоричен в своём подходе и не способен аргументировать его. Если мы будем честными до конца, то увидим, что оба подхода таят в себе немало проблем, которые не так просто решить. Жизненно важным для нас является быть готовыми к приходу Господа и ко всему тому, что он за собой повлечёт.' («Пока не рассветёт день» (Eastbourne: Kiiigsway Publications, 1982, p. 160)).

Больше о различных эсхатологических теориях, в том числе о разновидностях премиллениализма см. ком. к 4:1 и к 1 Фес. 4:15−17.

Упоминание о тысячелетнем периоде встречается в обширном перечне различных точек зрения по поводу мессианской эпохи в одиннадцатой главе Вавилонского Талмуда, трактат Сангедрин:

'Рав Каттина сказал: «Мир будет существовать шесть тысяч лет, затем одну тысячу лет он будет находится в запустении...».' (Сангедрин 97а)

Данный отрывок и другой связанный с ним, процитированы полностью и рассмотрены в комментарии к 2 Кеф 3:3−9.

Несмотря на то, что события, ведущие к Мессианской Эпохе, по-иному описаны в Зогаре (центральный текст еврейского мистицизма, составленный в 13-ом веке), там сказано:

'Счастливы оставленные в живых в конце шестого тысячелетия, чтобы войти в Шабат [тысячелетнее царство]. (Зогар 1:119а)

Ср. Евр. 4:1−11 и ком.

В традиционном иудаизме есть и другие точки зрения по поводу того, сколько продлятся «Дни Мессии». В приведённом ниже отрывке многоточия заменяют стихи Писания, которые раввины цитируют в поддержку своих подсчетов:

'Нас учили: раби Элиэзер сказал: «Дней Мессии будет сорок лет...» Раби Эльазар бен-Азарья сказал: «Семьдесят лет...» Раби [Принц Йегуда] сказал: «Три поколения...»

Другие учили: раби Элиэзср сказал «Дней Мессии будет сорок лет...» Раби Доса сказал: «Четыреста лет...» Раби сказал: «Триста шестьдесят пять лет, столько же, сколько дней в солнечном году...» Абими бен-раби Абагу учил: «Дней Мессии Израиля будет семь тысяч лет...» Рав Йегуда сказал во имя Шмуэля: «Дни Мессии будут продолжаться столько же, сколько прошло от Сотворения до сегодняшнего дня...» Рав Нахман бен-Йицхак сказал: «Столько же, сколько от дней Ноаха до наших дней...».' (Сангедрин 99а)

Данная глава Книги Откровения показывает, что тысячелетнее царство и события, связанные с ним, отличны от следующего описанного периода, когда появятся «новые небеса и новая земля» (главы 21−22); подобное разграничение присутствует и в Танахе, Иезекииль 36−48 (см. ком. к ст. 8 ниже). Подобно этому, традиционный иудаизм иногда проводит разграничение между Днями Мессии и олам габа («грядущим миром»):

'Раби Хия бен-Аба сказал во имя раби Йоханана: «Все пророки пророчествовали [доброе] только в отношении Дней Мессии; но что касается олам габа: "никакой глаз не видел другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него" (Исайя 64:4)».' (Сангедрин 99а; также Брахот 346)

Тем не менее, в следующем отрывке, конкретно устанавливающем продолжительность Мессианской Эпохи, эсхатологические события, которые Новый Завет относит к различным периодам, объединены в одном тексте. Данный отрывок из еврейского псевдоэпиграфа, составленного в первом веке нашей эры и приписываемого книжнику Ездре (Эзре) примечателен самим количеством идей похожих на те, что были выработаны в Новом Завете.

Отрывок раби Йоханана говорит о Мессии как о Сыне Божьем (Мат 3:17), упоминает о его смерти (Мат. 27:50) и о тех, «которые с ним» (ангелы или святые, возвращающиеся с ним, чтобы править, ст. 6 ниже: см. также ком. к 19:14), в нём есть ссылки на Новый Иерусалим (21:1−2), воскресение (ст. 4−6. 12 ниже), уничтожение всего тленного (1 Кор. 15:42−54), трон суда (ст. 11−15), суд на основании дел (ст. 14−15; Мат. 25:34−46), Бездна (9:1, 2, 11; 11:7; 17:8; ст. 1−3 выше), мучения и Гей-Гином (14:10, 19:20, ст. 9−15 ниже, 21:8; Мат. 5:22, 5:29−30, 10:28, 18:9, 23:15, 23:33; Map. 9:44−47), рай (21:1 — 22:9), семилетний период (Даниил 9:24−27; сравни также 12:14 выше с Книгой Даниила 7:25, 12:7).

...И потому, Ездра... придёт время, когда придут знамения, которые Я предсказал тебе, и явится город, невидимый ныне, и покажется земля, скрываемая ныне. И всякий, кто избавится от предсказанных зол сам увидит чудеса Мои. Ибо откроется Сын Мой Мессия с теми, которые с ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет (другие возможные прочтения: тысяча лет или тридцать лет (близко к продолжительности жизни Йешуа)). А после этих лет умрёт Сын Мой Мессия и все люди, имеющие дыхание. И обратится мир в древнее молчание на семь дней, подобно тому, как было прежде, так что не останется никого.

После же семи дней восстанет век усыпленный, и погибнет тленное. И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые в нём обитают. Тогда явится Всевышний на престоле суда, и настанет Конец. Сострадание уйдёт, жалость отдалится, окончится долготерпение. Останется один лишь суд, истина утвердится, верность восторжествует. Затем последует вознаграждение, откроется воздаяние. Восстанут дела праведности, и дела беззакония не будут почивать. Тогда явится Бездна мучения, а в противовес ей — место отдохновения; откроется печь Гей-Гинома, а в противовес ей — рай наслаждения.

Затем Всевышний скажет народам, которые восстали [из мёртвых]: «Взгляните же на того, которого вы отвергли, которому вы не служили, чьи заповеди презрели! Теперь взгляните перед собой: здесь — наслаждение и отдохновение, там — огонь и мучения»! Так Он будет говорить с ними в День Суда. Ибо таким будет День Суда: день, в который не будет ни солнца, ни луны, ни звезд; ни облаков, ни грома, ни молнии, ни ветра, ни бури, ни несущихся туч; ни тьмы, ни вечера, ни утра, ни лета, ни осени, ни зимы; ни жары, ни мороза, ни холода, ни града, ни росы; ни полудня, ни ночи, ни рассвета, ни сияния, ни света — кроме величественного сияния Всевышнего, вследствие чего все неминуемо увидят, что предназначено им. И всё это будет продолжаться одну неделю лет. Таков Мой Суд и его установленный порядок; Я показал всё это тебе одному». (3 Ездры 7:25−44)

8 и выйдет обманывать народы в четырёх концах земли, Гога и Магоra, чтобы собрать их на битву. Число их несметно, как песок морской,

Обманывать народы в четырёх концах земли, Гога и Магога, чтобы собрать их на битву. Сравни построение Книги Иезекииля 36−48 с книгой Откровения 20−22. В главах 36−37 Книги Иезекииля говорится о спасении Израиля и царствовании Давида над народом (сравни данную главу, ст. 1−6). В главах 38−39 Гог из земли Магог прерывает своё правление ради эсхатологической битвы, в которой народы объединяются и выступают против Царства (сравни данную главу, ст. 7−10). Наступление окончательного порядка описывается в главах 40−48, где говорится о восстаноатенном Храме в новом Иерусалиме (сравни Откровение 21−22). В обоих местах временное царство после окончательного сражения сменяется вечным царством.

Иезекииль пишет, что Гог из земли Магог, князь Мешеха и Фувала (Туваля), придёт с войсками других земель воевать с еврейским народом, собранным из многих народов в земле Израиля и мирно живущим в городах без стен. Эти народы в главе 38 те же, что и в 27-й главе Книги Иезекииля, где оплакивается царь Тира, который, как становится ясно из Книги Иезекииля 28:11−19, является изображением Сатана.

9 и они вышли на широту Страны и окружили лагерь Божьего народа и город, который Он любит. Но сошёл огонь с небес и пожрал их.

Сошёл огонь с небес. Ср. Книгу Иезекииля 38:22, 39:6.

10 Противник, который ввёл их в обман, был ввергнут в озеро огня и серы, где зверь и лжепророк будут мучиться день и ночь во веки веков.

Стихи 1−10. После того, как Мессия позаботился обо всех подставных фигурах (19:21), он принимается за самого Сатана

... у которого был ключ от Бездны! См. ком. к 9:1.

Это последнее событие в длительной и нечестивой жизни того, кто вдохновил мятеж против Бога. Уже в самом начале, после того, как Сатан обманом заставил Адама и Еву совершить первый человеческий грех, Бог знал о том, каков будет его конец. И сказал об этом:

И вражду положу между тобою [змеем] и между женою [Евой], и между семенем твоим [всеми теми, кто грешит и одобряет грехи других, будь то грехи ангелов (Еф. 6:10−13) или людей (Рим. 1:32)] и между семенем её [её потомками, т.е. человечеством конкретнее, речь идёт об одном, уникальном «семени», Йешуа, Гал. 3:16 и ком.]: оно [ед. число в иврите, а не множественное, ссылка на Йешуа] будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту [в иврите — их; можно поранить человечество, но не Йешуа]. (Бытие 3:15)

Это предсказание об окончательном низвержении Сатана осуществляется в несколько этапов. Таким образом, когда Йешуа сказал: «Настало время суда над этим миром, и теперь правитель этого мира будет изгнан» (Йн. 12:31), он говорил о том, как его собственная смерть на стойке казни нанесёт поражение Противнику (сравни Откровение 12), Мессианская Община также играет свою роль в крушении Сатана, как пишет Шауль: «Бог, источник Шалома вскоре повергнет Противника к вашим ногам» (Рим. 16:20). В ст. 1−3 выше показано, как Противник скован цепью в Бездне, а здесь он ввергнут в озеро огня и серы (см. об этом выражении ком. к ст. 15), чтобы мучиться во веки веков.

11 Затем я увидел огромный белый трон и Сидящего на нём. Земля и небеса бежали от Его присутствия, и не находилось места для них.

Сидящий на троне — это Йешуа. Хотя он и разделяет трон со своим Отцом, Богом (3:21), именно через Йешуа Бог вершит окончательный суд (см. также ком. к ст. 12). Согласно Евангелию Йоханана,

'Отец никого не судит, но доверил весь суд Сыну... [Отец] дал ему власть производить суд, потому что он Сын Человеческий. Не удивляйтесь этому — наступает время, когда все находящиеся в могиле услышат его голос и выйдут, творившие добро — к воскресению жизни, а творившие зло — к воскресению осуждения. (Йн. 5:22, 27−29)

То, что в данном Евангелии названо «воскресением жизни», соответствует первому воскресению в рассматриваемой главе Книги Откровения, которое относится только к верующим, а «воскресение осуждения» относится к «остальным из умерших» (ст. 5), которые испытают «вторую смерть» (ст. 14). См. ком. к Йн. 5:22 и сравни Деят. 17:31.

Земля и небеса бежали от Его присутствия, и не находилось места для них, так как они, не святые, нечистые, полностью развратились в результате греха (Рим. 8:19−22). Хотя в нынешнем веке нечистое оскверняет чистоту, когда Сам Бог явится в славе. Его чистота изгоняет всякую нечистоту, ибо Его святость не может обитать в том месте, которое разложилось по причине греха (см. Мат.9:20 и ком.). Единственный выход — создать «новые небеса и новую землю, так как прежние небеса и земля исчезли» (21:1).

12 И увидел я мёртвых, великих и малых, стоящих перед троном. Были раскрыты книги, и ещё одна книга была раскрыта, Книга Жизни; и мёртвые были судимы согласно тому, что было написано в книгах, в соответствии со своими делами.

И увидел я мёртвых, великих и малых, стоящих перед троном. Все мы предстанем перед престолом Бога... Ибо все мы предстанем перед судом Мессии, где каждый испытает на себе хорошие или плохие последствия того, что он делал, пока находился в теле... в день, когда Бог производит суд над внутренними тайнами людей. (Согласно провозглашаемой мною Доброй Вести, Он делает это через Мессию Йешуа, см. Рим. 14:10, 2 Кор. 5:10, Рим. 2:16)

Книги... и ещё одна книга... Книга Жизни. Похоже, что Окончательный Суд будет состоять из двух аспектов. Во-первых, произойдёт суд, ведущий либо к вечному спасению (ст. 5), либо к вечному осуждению (ст. 14−15) на основании написанного в Книге Жизни. Во-вторых, люди будут также судимы согласно тому, что было написано в книгах (мн.ч.). Эта концепция появляется в Танахе в Книге Даниила 7:9−10. По этим книгам Бог судит все наши дела (см. Рим. 2:6 и ком.), явные и тайные, и даже наши сокровеннейшие мысли (см. ком. к ст. 11−15, ком. к ст. 12 начало). Для спасённых этот суд определяет награды (1 Кор. 3:8−15 и ком.), а потерянным он определяет меру наказания (Лук. 12:47−48). Но есть ещё и третье понимание. В традиционном иудаизме книги определяют то, что человеку предстоит в этом мире, а не в мире грядущем.

Термин сефер-хаим («книга жизни», «книга живых») встречается в Танахе только в Псалме 68:28−29:

'Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою; да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся.'

(Кстати, это продолжение отрывка, процитированного в Рим. 11:9−10.)

Первое упоминание о подобной книге мы находим в Книге Исход 32:32−33. После того, как израильтяне сделали золотого тельца, Моисей молился Богу, чтобы Он простил их за этот великий грех, «а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (или: «которую Ты написал»). Сравни с тем, что пишет Шауль в Рим. 9:2−4 и ком. Господь отвечает Моисею: «Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей».

Другие места Танаха, упоминающие о книге судеб каждого человека в олам габа, грядущем мире — это Малахия 3:16 («памятная книга») и Даниил 12:1 («которые найдены будут записанными в книге»); Псалом 138:16 («Твоя книга»), по-видимому, ссылается на олам газе, нынешний мир. В Новом Завете термин «Книга Жизни» появляется в Фил. 4:3 и Евр. 12:23 (ср. также Лук. 10:20) и шесть раз в Книге Откровения (3:5; 13:8; 17:8; 20:12, 15; 21:27), и во всех этих местах означает вечное спасение. Есть также другие упоминания в псевдоэпиграфах (Книга Юбилеев 30:22, где говорится о второй книге, книге тех, кто будет уничтожен, при этом существует возможность того, что некоторые имена будут перенесены в Книгу Жизни; 1 Еноха 104:7; 108:3, 7; 1 Варуха 24:1) и в ранней христианской литературе (Видение Гермаса 1:24, Подобие 2:12). В Мишне о подобной книге говорится в трактате Пиркей-Авот 2:1 (процитировано выше в ком. к ст. 11−15), 3:17.

Принимая во внимание ответ Бога Моисею в Книге Исход, а также всё сказанное в 3:1−5 выше, мы делаем вывод, что существует возможность отпасть от благодати, и что судьба человека может измениться от спасения к осуждению, если он не раскаивается в каких-то грехах, хотя такие отрывки как Еф. 1:3−14 и 1 Кеф. 2:9 подразумевают, что спасение предопределено. Есть способ разрешить подобную антиномию. Возможно, имя каждого человека изначально записано в Книге Жизни, поэтому дети, которые умирают, не достигнув возраста самостоятельного принятия решений, идут на небеса. Однако по достижении того возраста, когда человек несёт ответственность за самого себя, каждый грешит (Рим. 3:23). И только те, кто возвращаются к Богу через Мессию Йешуа (Йн. 14:6), могут быть уверены в своём спасении. Имя человека не стирается из Книги Жизни, пока он не совершит грех, не имеющий прощения, грех против Святого Духа, или пока он не отвергнет окончательно и бесповоротно Бога и Его Сына Йешуа (Мат. 12:32 и ком.).

Термин «книга жизни» занимает особое место в литургии Великих Праздников. Последнее благословение молитвы Амида читаемой в эти дни, расширено и включает в себя следующие строки (см. сидур):

'И в книге жизни, и благословения, и мира, и процветания, и спасения, и утешения, и добрых предначертаний — да будем упомянуты и записаны мы и весь народ Твой, дом Израиля, на добрую жизнь и на мир.'

Некоторые мессианские евреи не используют Традиционные приветствия на Рош-ГаШана — Шона това тикатеву («Да будешь ты записан [в книгу жизни] на хороший год») — и на Йом-Кипур — «Катима това» («Пусть это решение о твоей судьбе) будет запечатано [в книге жизни]»). Они объясняют это тем, что имена верующих в Мессию уже записаны в Книге Жизни. Возможно, это излишняя щепетильность, ведь в данном случае «книга жизни» имеет отношение не к вечному спасению, а к жизни в этом мире. Согласно традиционному пониманию, в Рош-ГаШана Бог раскрывает небесные книги и судит людей по их делам, записывая, кто умрёт, а также что принесёт грядущий год оставленным в живых. Десять Дней Трепета, от Рош-ГаШана до Йом-Кипура, считаются тем временем, когда у человека есть возможность раскаяться и изменить свою судьбу к лучшему. Однако в Йом-Кипур судьба человека «запечатывается», то есть считается решённой. Всё это наиболее ясно отображено в одной из центральных молитв Великих Праздников, молитве Унтане Токеф (буквально «Поведаем о святости этого дня»), полностью пpoцитированной в ком. к Евр. 9:22.

13 Море отдало своих мёртвых; Смерть и Шеол отдали своих мёртвых, и они были судимы, каждый в соответствии со своими делами. 14 3атем смерть и Шеол были ввергнуты в огненное озеро. Это вторая смерть — огненное озеро.

Стихи 13−14. Все мёртвые, которые не участвовали в первом воскресении, теперь воскресают и судятся (см. ком. к ст. 5−6 выше). Нет более нужды в Шеоле, где мёртвые находились в ожидании суда, так как суд уже настал. Нет более нужды в смерти, которая является наказанием за грех, так как грех исчезает из вселенной, что было предсказано Шаулем в 1 Кор. 15:54−55. Подобно этому, море, которое в Библии символизирует смерть, разрушение и беспорядок (см. Исайя 57:20, Иезекииль 28:8, Псалом 106:25−29), прибежище страшных сатанинских существ, таких как Левиафан (Исайя 27:1, Псалом 103:27, Иов 40:20 — 41:26) и зверь из Отк. 12:18 — 13:8 выше, отпускает мёртвых для суда над ними, и потом, исполнив свою роль, также исчезает (21:1).

15 Всякий, чьего имени не оказалось в Книге Жизни, был ввергнут в огненное озеро.

Это событие предсказано в притче об овцах и козлах, рассказанной в Мат. 25:31−46:

'Тогда он будет беседовать и с теми, кто будет слева от него, говоря им: «Уйдите от меня, проклятые! Идите в огонь, приготовленный Противнику и его ангелам!» ...Они пойдут в вечное наказание, но те, кто исполнял волю Бога, пойдут в вечную жизнь.' (Мат. 25:41, 46)

«Вечная жизнь», о которой здесь говорится, изображена в 22:1 — 22:5.

Возможно, что огненное озеро имеет буквальное значение и подразумевает, что все нечестивые, воскреснувшие в физическом теле, будут физически испытывать муки горения в огне и зловоние вечно. Или же это метафора, означающая вечную боль осознания того, что человек навечно отчужден от блаженства пребывания с Богом вселенной и обречен сгорать от разочарования, злости и сожаления. Жан-Поль Сартр в пьесе «Нет выхода» описывает подобное состояние человека. Больше об огненном озере см. в ком. к 19:20.

Всякий, чьего имени не оказалось в Книге Жизни, был ввергнут в огненное озеро. (О «Книге Жизни» см. ком. к ст. 12) Это кульминационный момент для нечестивых. Однако не Бог определил их судьбу, а они сами, так как их дела оказались недостойными Божьей святости, так как они не поверили Ему и Его спасению через Мессию Йешуа. «Господь... терпелив с вами, ибо Его замысел состоит не в том, чтобы кто-либо погиб, но в том, чтобы все отвернулись от своих грехов» (2 Кеф. 3:9). Сравни также Рим. 2:1−8, особенно стихи 5−6: «Однако... из-за своего нераскаявшегося сердца ты собираешь для себя гнев на День Гнева, когда будет явлен Божий праведный суд; ибо Он отплатит каждому согласно его делам», как об этом учат Псалом 61:13 и Притчи 24:12. Желание Бога в том, чтобы все нечестивые отвернулись от своих злых дел.

'Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог, покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев. Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! (Иезекииль 18:30−32)

Потому что Бог так сильно возлюбил мир, что отдал Своего единственного и неповторимого Сына, чтобы всякий, верящий в него, не погиб, но приобрёл вечную жизнь. Так как Бог послал Сына в мир не судить мир, но чтобы через него мир спасся. Не попадают под осуждение те, кто верят ему. А те, кто не верят, уже осуждены тем, что не верят Божьему единственному и неповторимому Сыну (Йн. 3:16−18).

В наши дни в иудаизме наблюдается тенденция сводить к минимуму идею о наказании, определённом для нечестивых. Ортодоксальный иудаизм говорит об испытательном периоде (что-то вроде чистилища у римских католиков), который для дома Израилева составит не более одиннадцати месяцев. Поэтому, что касается последствий греха для каждого отдельного грешника, иудаизм не относится к этой проблеме достаточно серьёзно.

Тем, кто не принимает слова ст. 11−15, потому что находит доктрину о вечном наказании для грешников слишком ужасающей и не может поверить в то, что Бог может поступить «так жестоко — ведь это противоречит Его любящей природе». Танах отвечает: «Начало мудрости — страх пред Адонаем» (Псалом 110:10). Справедливость и милосердие, святость и любовь — это качества, которые Бог приводит в равновесие Своим собственным способом, который может отличаться от того, который могли бы избрать мы сами.

Мои мысли — не ваши мысли.

ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь.

Но как небо выше земли,

так пути Мои выше путей ваших,

и мысли Мои выше мыслей ваших. (Исайя 55:8−9)

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; Но конец их — путь к смерти. (Притчи 14:12).

Стихи 11−15. Каждый из нас непременно предстанет перед Божьим судом. Хотя Бог — это Бог милости, Он также Бог суда. Об этом нас учит Танах, Новый Завет и еврейская традиция.

Пророки говорят об этом суде как о Дне Господа: см. Исайя 2:12, 13:6−13 (на один из стихов этого отрывка есть ссылка в Мат. 24:29); Иезекииль 30:3; Йоиль 1:15, 2:1, 31 (процитировано в Деят. 2:20), 3:14; Амос 5:18−20; Овадия 15; Софония 1:17−18; Захария 14:1−9 и Малахия 4:5 (ссылка в Мат. 17:10−11).

Главной чертой этих отрывков является драматическое предчувствие рокового конца, при этом лейтмотивом служат описания тьмы и плача. Нам дано предостережение о том, что День Господа близок...

Нечестивые будут наказаны, справедливость восторжествует, человечество будет осуждено, и его судьба в целом коренным образом изменится... Бог будет... действовать внезапно, решительно, бесповоротно, в один день, в гневе Своём, наводя ужас. (Энциклопедия «Иудаика» 5:1387−8)

В Новом Завете можно найти термины «День Божий» (2 Кеф. 3:12), «Великий День Адоная-Цваота» (16:14 выше), День Мессии Йешуа (Фил. 1:6, 10; 2:16), и двусмысленное выражение «День Господа», которое может означать как «День ЙГВГ», так и «День Господина [Мессии Йешуа]» (1 Кор. 1:8, 5:5; 2 Кор. 1:14; 1 Фес. 5:2−3; 2 Фес. 2:1−2; 2 Кеф. 3:10). (См. также 1:10 и ком., где использовано уникальное греческое выражение, потому мой перевод «День Господа» спорен.)

Кроме того, Бог судит не только внешние поступки, но и внутреннего человека. В Новом Завете мы видим это, когда Йешуа противостоит прушим (Лук. 12:1−5, Мат. 23:23−28), и это также чувствуется во всём содержании Нагорной проповеди (Матитъягу 5−7); ср. также Йн. 2:23−25, Рим. 2:16; Евр. 4:13, 10:30. В Танахе также говорится о скрытых поступках и мотивах: «Всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно, или худо» (Екклесиаст 12:14). Сравни также Псалом 138.

Устная Тора подтверждает это понимание:

'Раби [Йегуда ГаНаси, 135−219 н.э.] говорил: «Вдумайся в три вещи, и ты никогда не согрешишь: знай, что над тобой — око видящее, ухо слышащее и книга, куда записываются все твои поступки».' (Авот 2:1)

Следовательно, нет никаких оснований для неверного понимания, распространённого среди христиан и евреев, согласно которому Ветхий Завет изображает Бога суровым, судящим, немилостивым, а по Новому Завету Бог, полный милости и всепрощающий, не придаёт особого значения суду и даже справедливости. Равно несостоятельна теория о том, что Новый Завет, с его разговорами об адском огне, больше фокусируется на суде, чем Танах.

Цитируя Книгу Осии 10:8, изображающую то, как Бог осудит жителей Самарии, позволив Ассирии увести их в плен, и как они при этом будут себя чувствовать, Йешуа предупреждает о том, что День Божьего суда будет страшен: «Они станут говорить горам: «Упадите на нас!», и холмам: «Накройте нас!» (Лук. 23:30).

Библия приводит симметричную картину истории спасения. В своих первых двух главах, в самом начале истории, она описывает безгрешный мир, а в начале третьей главы (Бытие 3:1−7) змей Сатан (см. выше, ст. 2) обольщает Еву и Адама, заставляя их совершить грех, который наносит огромный вред человечеству и всему миру (Рим. 8:19−22). Божий замысел с самого начала состоял в том, чтобы исправить последствия всего этого через смерть и воскресение Мессии Йешуа, закланного Ягнёнка (5:6, 9; 13:8; Еф. 1:4−7; Йн. 1:29); 1256 глав Библии посвящены объяснению того, как осуществляется этот замысел. Теперь, в конце истории, в одной из последних глав Библии, грех осуждён, Сатан (ст. 10) и все нечестивые (ст. 15) ввергнуты в огненное озеро.

В последних двух главах Книги Откровения мы видим обновлённый мир и обновлённое человечество в безгрешном мире, напоминающем безгрешный Эдемский сад. Вот что имеет в виду Бог, когда говорит (21:6): «Я Алеф и Тав, Начало и Конец». Есть только одна асимметрия: Сатан и первый человек, Адам, стали причиной греха в начале истории, а в конце истории Бог, Отец, и второй человек, Йешуа, положат конец греху (1 Кор. 15:45−49, Рим. 5:12−21).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Откровение Иоанна Богослова, 20 глава. Комментарии Давида Стерна.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

Откровение 20 глава в переводах:
Откровение 20 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Толкования Августина
  7. Новый Библейский Комментарий
  8. Лингвистический. Роджерс
  9. Комментарии Давида Стерна
  10. Библия говорит сегодня
  11. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.