Библия » Лютер Комментарии Мартина Лютера

Галатам 0 Лекции по посланию к Галатам введение

К читателю

«Свобода» является одной из тем, наиболее часто обсуждаемых в современном обществе. Особенно важна эта тема для людей России, где продолжаются коренные преобразования во всех сферах жизни. Однако, несмотря на распространенное убеждение, что свобода — это когда люди поступают так, как им хочется, в действительности данное понятие включает в себя огромную ответственность, любовь к другим людям и способность носить их бремена. В своем Послании к церквям Галатии Апостол Павел уделил очень много внимания вопросу о христианской свободе.

Непреходящая ценность Послания к Галатам заключается в том, что оно противостоит неизменному желанию людей достичь спасения своими собственными силами и помышлениями, а также борется со стремлением христиан жить «собственной христианской жизнью», то есть законническим образом. Особо подчеркивая христианскую свободу, Послание к Галатам отнюдь не открывает пути беззаконию.

Послание к Галатам было своего рода «боевым кличем» Реформации, и оно может быть таким же кличем к Реформации в наши дни. Лютер относился к этому Посланию особым образом, считая его «своим». Он подчеркивал тот факт, что Послание открывает нам Христа как Исполнителя Закона, как Того, Кто обеспечил нам путь ко спасению. Послание к Галатам систематически и последовательно излагает доказательства, подтверждающие Благовестие о спасении одной лишь верой.

Спасение, дарованное Богом, предназначено всем людям, и это спасение мы можем обрести только через распятого Иисуса

Христа, смерть и воскресение Которого принесли нам прощение и жизнь.

Если вы хотите найти подлинную и вечную свободу, то вам следует искать ее в Послании Апостола Павла к Галатам. Да благословит вас Бог в этой свободе.

Пастор Роберт Л. Ран,
Исполнительный директор
Фонда «Лютеранское Наследие»

1535 г.

Предприняли мы во имя Господа еще раз прочитать лекции по Посланию Павла к Галатам. Не потому, что мы хотим научить чему-то новому или незнакомому, ибо по милости Божьей Павел вам теперь очень хорошо известен. А потому что существует, как я вас часто предупреждаю, весьма великая и реальная опасность того, что дьявол может отнять у нас чистое учение о вере и подменить его учениями о делах и человеческих традициях. Посему крайне необходимо, чтобы это учение о вере сохранялось путем постоянного и публичного чтения и слушания. Как бы хорошо оно ни было известно и как бы усердно ни изучалось, противник наш дьявол, рыскающий и ищущий поглотить нас 1Пет 5:8, не мертв. По-прежнему жива и плоть наша. К тому же со всех сторон нас осаждают и угнетают всякого рода искушения. Посему, сколько бы ни обсуждалось и ни преподавалось это учение, этого всегда будет мало. Если оно утрачивается и погибает, то вместе с ним утрачивается и погибает всякое знание истины. Если же оно процветает, то процветает и все доброе — религия, истинное богослужение, слава Божья и правильное знание обо всех вещах и всех общественных состояниях. Итак, не мешкая, начнем заново то, что прервали, ибо сказано: «Когда человек окончил бы, тогда он только начинает» Сир 19:6.

Основная идея послания Св. Апостола Павла к Галатам

Прежде всего нам следует сказать об основной идее, или проблеме, которую Павел раскрывает в этом Послании. Павел хочет утвердить учение о вере, благодати и прощении грехов, или о христианской праведности, чтобы мы имели совершенное знание и умели отличать христианскую праведность от других видов праведности. Ибо праведность бывает многих видов. Существует государственная праведность, которую определяет император, мирские князья, философы, юристы. Есть также обрядовая праведность, которой учат человеческие традиции, например, традиции папы римского и т. п. Родители и учителя могут учить этой праведности безопасно, потому что они не приписывают ей способность удовлетворять за грехи, умиротворять Бога, заслужить благодать, — они учат, что эти обряды необходимы лишь для моральной дисциплины и исполнения определенных религиозных установлений. Помимо этих видов праведности, есть еще праведность Закона, или Декалога, которой учит Моисей. Мы тоже учим этому, но только после учения о вере.

Превыше же всего этого — праведность веры, или христианская праведность, которую следует особенно тщательно отличать от вышеупомянутых видов праведности. Ибо вышеупомянутые виды праведности прямо противоположны ей, потому что они происходят от законов императора, папских традиций и Божьих заповедей, а также потому, что они зиждутся на делах и могут быть достигнуты либо с помощью «чисто природных способностей» (как учат софисты), либо с помощью Божьего дара. (Ибо упомянутые виды праведности дел — это тоже дары Божьи, как и все, что мы имеем). Но превосходнейшая праведность, праведность веры, которую Бог вменяет нам через Христа без дел, не является ни государственной, ни обрядовой, ни происходящей от Божьего Закона, ни зиждущейся на наших делах, а совсем напротив, это всецело пассивная праведность, в то время как все вышеперечисленные — активные. Ибо здесь мы ничего не делаем, ничего не даем Богу, мы только принимаем и позволяем кому-то другому, а именно Богу, действовать в нас. Поэтому будет правильно называть праведность веры, или христианскую праведность, «пассивной». Это праведность, покрытая тайной, которую мир не понимает. Даже сами христиане не в достаточной мере держатся за нее и с трудом хватаются за нее во время искушений. Поэтому следует постоянно внушать ее людям и неустанно в ней упражняться. И кто не держится и не хватается за нее в скорбях и страданиях совести, тот не устоит. Ибо ничто так полно и несомненно не утешает совесть, как эта пассивная праведность.

Однако человеческая слабость и нищета таковы, что в муках совести и под страхом смерти мы не смотрим ни на что, кроме наших дел, заслуг и Закона. Когда Закон говорит о грехе, мы сразу же вспоминаем свою прошлую жизнь. Тогда грешник в великом смятении стонет: «О, какую проклятую жизнь я вел! Если бы я только мог пожить подольше! Тогда бы я исправился!» Так человеческий разум не может оторвать взор от активной праведности и перевести его на пассивную, христианскую праведность. Зло столь глубоко укоренилось в нас, мы так крепко усвоили эту дурную привычку! Пользуясь нашей слабостью, сатана усиливает и обостряет в нас эти мысли. И совесть испытывает все более и более сильное беспокойство и страх, ибо человеческому разуму невозможно ни найти утешение в самом себе, ни смотреть только на благодать, сознавая грех и испытывая муки, ни полностью уйти от мыслей о делах. Это выше человеческих сил и разумения. Это даже выше Божьего Закона. Потому что Закон, хоть и является величайшим благом в этом мире, не приносит покоя совести, а ведет ее к еще большему смятению и отчаянию. Потому что посредством Закона грех становится особенно грешен Рим 7:13.

Сокрушенное сердце не может противопоставить отчаянию и вечной смерти ничего, кроме твердого упования на обетование благодати во Христе, то есть праведность веры, пассивную, христианскую, уверенно заявляющую: «Я не ищу активной праведности. Мне следовало бы иметь ее и воплощать на практике, но даже если бы я имела ее и воплощала на практике, я не могу надеяться на нее и, опираясь на нее, устоять перед Божьим судом. Поэтому я иду к тому, что выше активной праведности, выше всей моей собственной праведности и праведности Божьего Закона, — к пассивной праведности, которая есть праведность благодати, милости и прощения грехов». Другими словами, это праведность Христа и Святого Духа, которую мы не создаем, а получаем, не имеем, а принимаем, когда Бог Отец дает ее нам через Иисуса Христа.

Как земля сама не производит дождь, а получает его в виде небесного дара, так и небесная праведность дается Богом помимо наших дел и заслуг. Насколько сухая земля способна произвести настоящий благословенный дождь, настолько и мы, люди, своими собственными силами и делами можем произвести божественную, небесную и вечную праведность. Таким образом, мы обретаем ее, когда Бог безвозмездно вменяет нам ее, обретаем как неизреченный дар от Бога. Поэтому высшее искусство и мудрость христианина заключается в том, чтобы даже и не знать Закона, не иметь понятия о делах и о какой-либо активной праведности, тогда как для людей, не принадлежащих к Божьему народу, высшая мудрость — в том, чтобы знать и изучать Закон, дела и активную праведность.

Удивительное и незнакомое миру дело — учить христиан не обращать внимания на Закон и ходить перед Богом, словно Закона вообще не существует. Ибо, если не отвлечься от Закона и не направить свои мысли к благодати, как будто Закона нет и есть только благодать, нельзя спастись. «Законом познается грех» Рим 3:20. С другой стороны, в мире необходимо требовать совершения хороших дел и исполнения Закона, словно не существует обетования благодати. Это делается ради упрямых, гордых, жестокосердых, перед чьими глазами не должно быть ничего, кроме Закона, чтобы они устрашились и смирились. Ибо Закон был дан, дабы устрашать и убивать упрямых, заставляя трепетать ветхого человека. Оба понятия следует правильно различать, согласно Апостолу (2Тим 2:25 и далее).

Здесь необходим мудрый и верный отец семейства, который умел бы смягчать Закон, не нарушая его границ. Ибо, если я учу людей Закону и они думают, что оправдываются им перед Богом, я нарушаю границы Закона, смешивая две праведности — активную и пассивную, а значит я плохой диалектик, не умеющий различать эти понятия. Но если я выхожу за пределы ветхого человека, я также нарушаю границы Закона. Ибо плоть, или ветхий человек, Закон и дела связаны между собой. Точно так же дух, или новый человек, связан с обетованием и благодатью. Поэтому, если я вижу человека, в достаточной степени сокрушенного, придавленного Законом, устрашенного грехом и жаждущего утешения, то пришло время, убрав с его глаз Закон и активную праведность, показать ему через Евангелие праведность пассивную, исключающую Моисея и Закон и показывающую обетование Христа, пришедшего ради отчаявшихся и грешных. Здесь человек вновь поднимается, у него появляется надежда. Он больше не под Законом, он под благодатью, как говорит Апостол Рим 6:14: «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью». Почему «не под законом»? Потому что на нового человека Закон не действует. Границы Закона простираются до Христа, как говорит ниже Павел Гал 3:24: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу». Когда Он пришел, Моисей и Закон прекратились, как и обрезание, жертвоприношения, Суббота и все пророки.

Таково наше богословие, в соответствии с которым мы учим точному различению двух видов праведности, активной и пассивной, дабы не смешивать мораль и веру, дела и благодать, светские отношения и религию. Необходимо и то, и другое, но все должно иметь свои пределы. Христианская праведность принадлежит новому человеку, а праведность Закона — ветхому, рожденному от плоти и крови. На него, как на осла, должно возлагаться тяжелое бремя. Он не должен наслаждаться свободой духа или благодати, пока верой во Христа не облечется в нового человека, что не может совершиться полностью в этой жизни. Тогда человек сможет наслаждаться царством и чудесным даром благодати. Я говорю это, чтобы никто не думал, будто мы отвергаем или запрещаем добрые дела, в чем нас ложно обвиняют паписты, не понимающие ни того, что сами говорят, ни того, чему мы учим. Они не знают ничего, кроме праведности Закона, и тем не менее полагают, будто имеют право судить учение, которое выше и шире того Закона, коим плотский человек не может оправдаться на Суде. Поэтому они не могут не оскорбляться, так как не знают ничего выше Закона. А все, что выше Закона, для них — худшее из оскорблений.

Мы показываем как бы два мира — один небесный, другой земной — и помещаем в них два вида праведности, отличающиеся и отделенные друг от друга. Праведность Закона — земная и имеет дело с земными вещами, ею мы творим добрые дела. Но как земля не приносит плода, пока не будет орошена и оплодотворена свыше, ибо земля не может совершать суд, обновление и управление небес, но только небеса судят, обновляют, управляют и оплодотворяют землю, чтобы она выполняла заповеданное Господом, так и праведностью Закона мы не делаем ничего, даже совершая многое. Мы не исполняем Закон, даже исполняя его. Без какой-либо заслуги со своей стороны мы должны сначала оправдаться христианской праведностью, не имеющей ничего общего с праведностью Закона, то есть с земной, активной праведностью. Христианская праведность — небесная, пассивная. Она не от нас самих, мы получаем ее с небес. Мы не исполняем ее, а принимаем верой, через которую поднимаемся выше всех законов и дел. «Как мы носили образ перстного, — говорит Павел, — будем носить и образ небесного» 1Кор 15:49, который есть новый человек в новом мире, где нет ни закона, ни греха, ни совести, ни смерти, а совершенная радость, праведность, благодать, мир, жизнь, спасение и слава.

Значит мы не делаем ничего, чтобы получить эту праведность? Отвечаю: абсолютно ничего. Потому что эта праведность означает ничего не делать, не слышать и не знать о Законе или о делах, но лишь знать и веровать, что Христос отошел к Отцу и сейчас невидим, что Он сидит на небесах одесную Бога не как Судья, но как сделавшийся для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением 1Кор 1:30, короче говоря, что Он — наш Первосвященник, ходатайствующий за нас и царствующий над нами и в нас через благодать. Здесь человек не замечает греха и не чувствует страха или мук совести. В христианской праведности не может быть греха, ибо «где нет закона, нет и преступления» Рим 4:15. Поэтому там, где нет греха, нет и совести, нет страха, нет печали. Иоанн говорит: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха» 1Ин 3:9. Если же проявляется совесть или страх, это знак того, что праведность отнята, благодать пропала из виду и Христос скрыт от глаз. Но где Христос истинно виден, там должна быть полная и совершенная радость в Господе и мир сердечный, когда сердце говорит: «Хотя я и грешник по Закону, судимый по праведности Закона, я не отчаиваюсь. Я не умру, потому что живет Христос, Который есть моя праведность и моя вечная небесная жизнь. В этой праведности и жизни я не имею греха, совести и смерти. Я действительно грешник в этом мире, с позиции его праведности, как сын Адама. Закон обвиняет меня, смерть правит надо мной и пожирает меня. Но вне этой жизни у меня есть другая праведность, другая жизнь — жизнь во Христе, Сыне Божьем, Который не знает греха и смерти, но Сам есть праведность и вечная жизнь. Ради Него мое тело будет воскрешено из мертвых, избавлено от рабства Закона и греха и освящено вместе с духом».

Пока мы в этом мире, сохраняется и то, и другое. Активная праведность Закона обвиняет, тревожит, огорчает и сокрушает плоть. Но дух правит, радуется, спасается пассивной праведностью, так как знает, что имеет Господа, одесную Отца сидящего на небесах, отменившего Закон, грех и смерть, поправшего и подвергшего позору все зло, восторжествовав над ним Собой Кол 2:15. Таким образом, в этом Послании Павел старается учить, утешать и прилежно укреплять нас в совершенном знании превосходнейшей праведности — христианской. Потому что, если пропадет учение об оправдании, пропадет все христианское учение. А кто на земле не учит подобным образом — это либо иудеи, либо турки, либо паписты, либо сектанты. Ибо между этими двумя видами праведности — активной и пассивной — нет среднего. Посему тот, кто отклонился от христианской праведности, неизбежно бывает охвачен стремлением к активной праведности — то есть, потеряв Христа, снова начинает верить в собственные дела.

Мы наблюдаем это в настоящее время среди фанатиков и сектантов, которые вообще не учат и не могут правильно учить о праведности по благодати. Они взяли из наших речей и писаний только слова, но не могут ничего сказать о предмете, потому что не понимают и не могут понять его. Они прибегают только к праведности Закона. Поэтому они были и остаются учителями дел и не поднимутся выше активной праведности. Они остаются абсолютно такими же, какими были при папе. Они изобретают новые названия и новые дела, однако содержание остается таким же. Так, дела турок отличаются от дел папистов, дела папистов — от дел иудеев и т. д. Но несмотря на то, что одни совершают дела более великие и трудные, чем другие, содержание остается тем же, только форма другая. То есть дела различаются только по внешнему виду и названию, однако остаются всего лишь делами. И совершающие их не являются христианами — они наемники, будь то иудеи, магометане, паписты или сектанты.

Поэтому мы постоянно повторяем и внушаем учение о вере, или христианской праведности, чтобы она всегда была в употреблении и чтобы ее безошибочно отличали от активной праведности Закона (ибо только на этой доктрине строится Церковь и только ею стоит). Иначе мы не сможем понять истинного богословия, а немедленно станем юристами, обрядоверами, законниками и папистами. Христос уйдет на второй план настолько, что никто в Церкви не получит должного учения и утешения. Поэтому, если мы хотим проповедовать и учить других, нам следует уделять огромное внимание этим вопросам и различению праведности Закона и праведности Христа. О различении легко говорить, но на практике это самое сложное, даже если занимаешься этим постоянно и усердно. Ибо в смертный час или в других испытаниях эти два вида праведности сходятся теснее, чем мы того желаем.

Поэтому увещеваю вас всех, особенно будущих наставников, и каждого в отдельности, упражняться в учении, чтении, размышлении и молитве, чтобы в искушении вы могли наставлять души свои и других людей, утешать, приводить от Закона к благодати, от активной праведности к пассивной, одним словом — от Моисея ко Христу. В наших скорбях и муках совести дьявол имеет обыкновение устрашать нас Законом и подавлять нас осознанием греха, памятью о худшем, что мы натворили в жизни, гневом и судом Божьим, адом и вечной смертью, чтобы ввергнуть нас в отчаяние, подчинить себе и оторвать от Христа; он также имеет обыкновение обвинять нас с помощью отрывков из Библии, где Сам Христос требует дел и простыми словами угрожает проклятием тем, кто их не выполняет. Если мы в таком случае не способны различить два вида праведности, если тогда мы не прибегаем верой ко Христу, сидящему одесную Бога, являющемуся нашей жизнью и нашей праведностью и ходатайствующему за нас, бедных грешников, перед Отцом Евр 7:25, то мы под Законом, а не под благодатью, и Христос более не Спаситель, а законодатель. Тогда нет спасения, а только отчаяние и вечная смерть.

Будем же прилежно учиться различению этих двух видов праведности, чтобы знать, до каких пор нам следует подчиняться Закону. Мы говорили выше, что в христианине Закон не должен нарушать своих границ, ему надлежит господствовать только над плотью, подчиненной ему и остающейся под ним. Если это так, то Закон остается в своих рамках. Но если он хочет добраться до совести и управлять ею, то будь хорошим диалектиком и умей правильно видеть границу. Не давай Закону больше, чем ему положено, скажи ему: «Ты хочешь вознестись в мир совести и править там. Ты хочешь осудить грех и унести радость моего сердца, которую я имею через веру во Христа. Ты хочешь ввергнуть меня в отчаяние, чтобы я погиб. Ты превышаешь свои полномочия. Оставайся в своих рамках и господствуй над плотью. Не трогай мою совесть. Ибо я крещен и через Евангелие призван к общению праведности и вечной жизни, к Царству Христа, в котором моя совесть имеет мир, где нет Закона, а только прощение грехов, мир, покой, счастье, спасение и вечная жизнь. Не мешай мне в этом. В моей совести правит не Закон, тиран и жестокий надсмотрщик, а Христос, Сын Божий, Царь мира и праведности, сладчайший Спаситель и Посредник. Он сохранит мою совесть в счастье и покое, в здравом и чистом учении Евангелия, в познании пассивной праведности».

Когда эта праведность со мной, я схожу с небес как дождь, делающий землю плодородной. То есть я вхожу в другое Царство, я делаю добрые дела каждый раз, когда появляется такая возможность. Если я служитель Слова, я проповедую, утешаю опечаленных, совершаю таинства. Если я отец семейства, я управляю домом и семьей, воспитываю детей в благочестии и чистоте. Если я правитель, я исполняю обязанности, возложенные на меня Богом. Если я слуга, я преданно забочусь об имуществе хозяина. В общем, кто точно знает, что Христос — его праведность, тот не только от души и с радостью трудится в своем призвании, но ради любви подчиняется правителям (пусть даже их неправедным законам) и вообще всем в этой жизни, а если нужно, то принимает тяготы и опасности. Ибо он знает, что Бог этого хочет и послушание угодно Ему.

Такова основная идея Послания, написанного Павлом из-за лжеучителей, исказивших понимание праведности веры среди галатов. Против них он направляет свою власть и служение.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Мартина Лютера на послание к Галатам, введение. Комментарии Мартина Лютера.


«Лютеранское наследие»

Публикуется с разрешения фонда «Лютеранское наследие» в России.
Лекции Мартина Лютера на послания Римлянам и Галатам.
© 1996−97, 2021−22.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.