1 And in the first year of Cyrus king of Persia, that the word of Jehovah by the mouth of Jeremiah might be accomplished, Jehovah stirred up the spirit of Cyrus king of Persia, and he made a proclamation throughout his kingdom, and also in writing, saying,
5 And the chief fathers of Judah and Benjamin rose up, and the priests, and the Levites, even all those whose spirit God had stirred, to go up to build the house of Jehovah which is at Jerusalem.
7 And king Cyrus brought forth the vessels of the house of Jehovah, which Nebuchadnezzar had brought forth out of Jerusalem and had put in the house of his god.
I. ВОЗВРАЩЕНИЕ ПЛЕННЫХ В ИЕРУСАЛИМ ПРИ ЗОРОВАВЕЛЕ (Гл. 1−6)
А. Указ Кира (1:1−4)
Первые три стиха повторяют последние два стиха 2 Паралипоменон. Бог побудил Кира, царя Персидского, объявить, что иудеи могут вернуться в Иудею и восстановить храм в Иерусалиме. Кроме того, он велел соседним народам щедро помогать возвращающемуся остатку. За много лет до рождения Кира Бог уже упоминал его имя и сообщал о его высоком предназначении (Ис 44:28 — 45:13). Его пример позволяет понять истину, выраженную в Притчах 21:1: «Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его».
Указ Кира ознаменовал конец семидесятилетнего плена иудеев. Хронология этого периода может исчисляться двумя способами: от 605 г. до Р. Х., когда Навуходоносор напал на Иерусалим и угнал в плен первую партию народа, до 535 г. до Р. Х., когда было заложено основание храма; или от падения Иерусалима в 586 г. до Р. Х. до завершения строительства храма в 516 г. до Р. Х.
Б. Подготовка и обеспечение (1:5−11)
Помимо богатства, которым иудеев одарили соседние народы, царь Кир дал им пять тысяч четыреста золотых и серебряных сосудов, которые Навуходоносор взял из Иерусалима. Шешбацар (ст. 8) может быть персидским именем Зоровавеля; а может быть, это другой человек. Обратите внимание на упоминание о двадцати девяти ножах в стихе 9. Если Бога волнуют такие подробности, то насколько больше Он заботится о Своем народе!