Proverbs 15 глава

Proverbs
Darby Bible Translation → Комментарии МакДональда

Darby Bible Translation

A Gentle Answer Turns Away Wrath

1 A soft answer turneth away fury; but a grievous word stirreth up anger.
2 The tongue of the wise useth knowledge aright; but the mouth of the foolish poureth out folly.
3 The eyes of Jehovah are in every place, beholding the evil and the good.
4 Gentleness of tongue is a tree of life; but crookedness therein is a breaking of the spirit.
5 A fool despiseth his father's instruction; but he that regardeth reproof becometh prudent.
6 In the house of a righteous [man] is much treasure; but in the revenue of a wicked [man] is disturbance.
7 The lips of the wise disperse knowledge, but not so the heart of the foolish.
8 The sacrifice of the wicked is an abomination to Jehovah; but the prayer of the upright is his delight.
9 The way of a wicked [man] is an abomination to Jehovah; but him that pursueth righteousness he loveth.
10 Grievous correction is for him that forsaketh the path; he that hateth reproof shall die.
11 Sheol and destruction are before Jehovah; how much more then the hearts of the children of men!
12 A scorner loveth not one that reproveth him; he will not go unto the wise.
13 A joyful heart maketh a cheerful countenance; but by sorrow of heart the spirit is broken.
14 The heart of an intelligent [man] seeketh knowledge; but the mouth of the foolish feedeth on folly.
15 All the days of the afflicted are evil; but a cheerful heart is a continual feast.
16 Better is little with the fear of Jehovah than great store and disquietude therewith.
17 Better is a meal of herbs where love is, than a fatted ox and hatred therewith.
18 A furious man stirreth up contention; but he that is slow to anger appeaseth strife.
19 The way of the sluggard is as a hedge of thorns; but the path of the upright is made plain.
20 A wise son maketh a glad father; but a foolish man despiseth his mother.
21 Folly is joy to him that is void of sense; but a man of understanding regulateth his walk.
22 Without counsel purposes are disappointed; but in the multitude of counsellors they are established.
23 A man hath joy by the answer of his mouth; and a word in its season, how good is it!
24 The path of life is upwards for the wise, that he may depart from Sheol beneath.
25 Jehovah plucketh up the house of the proud; but he establisheth the boundary of the widow.
26 The thoughts of the evil [man] are an abomination to Jehovah; but pure words are pleasant.
27 He that is greedy of gain troubleth his own house; but he that hateth gifts shall live.
28 The heart of a righteous [man] studieth to answer; but the mouth of the wicked poureth out evil things.
29 Jehovah is far from the wicked; but he heareth the prayer of the righteous.
30 That which enlighteneth the eyes rejoiceth the heart; good tidings make the bones fat.
31 The ear that heareth the reproof of life shall abide among the wise.
32 He that refuseth instruction despiseth his own soul; but he that heareth reproof getteth sense.
33 The fear of Jehovah is the discipline of wisdom, and before honour [goeth] humility.

Комментарии МакДональда

15:1 Большая часть главы 15 посвящена теме речи. Спокойный, умиротворяющий ответ предотвращает вспышку гнева или увеличение его интенсивности. Если вы отвечаете человеку грубо или оскорбительно, это возбуждает его плотскую природу, и вы тут же окажетесь в самом эпицентре яростной ссоры. Сперджен приводит очаровательную иллюстрацию этого:

«Однажды мне довелось жить в доме, прилегающий к которому сад был отделен от сада соседа лишь весьма несовершенным заборчиком. Сосед держал у себя собаку, которая не отличалась особой талантливостью садовода и не улучшала состояние моих растений. И вот, однажды вечером, когда я вышел на прогулку, я увидел, как его собака снова озорничает в моем саду. Так как пес был довольно далеко от меня, я бросил в него палку, сопроводив ее весьма серьезным советом собаке вернуться поскорее домой. Однако вместо того, чтобы последовать моему совету, пес схватил брошенную мной палку в зубы и принес ее мне, доброжелательно махая хвостом. Он бросил палку у моих ног и стал весьма умилительно заглядывать мне в глаза. Что еще мне оставалось сделать, как только погладить его по голове, сказать: «Молодец! Хороший пес!» и пожалеть о грубости своих слов?»

15:2 Язык мудрого человека источает полезную информацию. Он знает, что, когда, где и как сказать. Глупость же изливается из уст глупых подобно бурному потоку.

15:3 Бог всезнающ, то есть, Он знает все. Его очи — на всяком месте. Ничто не скрыто от Его взора. Он видит каждое слово, поступок, мысль и побуждение, как злых, так и добрых. Осознание этого заставило Давида воскликнуть: «Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его!» (Пс 138:6).

15:4 Кроткая, здравая, благотворная речь освежает, утешает и возвращает силы. Порочные и злобные слова сокрушают дух.

15:5 Мы уже встречались с этим глупцом ранее. Он считает своего отца старомодным, его идеи — устаревшими, а его наставление бессмысленным. Мудрый сын внимает родительскому обличению, и оно идет ему на пользу. Он благоразумен, и становится еще более благоразумным.

15:6 Те, кто вырос в благочестивой, почитающей Бога семье, могут засвидетельствовать истинность первой строки. Хотя их родители, возможно, не были богаты, они оставили своим детям духовное наследие неизмеримой ценности.

Добытое нечестным путем состояние бессовестного человека приносит расстройство ему самому и его семье. Хорошим примером этого является история Ахана (книга Иисуса Навина, 7 глава).

15:7 Разговоры мудрого человека полны полезного знания. Глупец же не может наставить никого, потому что его собственный ум пуст.

15:8 Первая строчка этого стиха говорит о бесполезности исполнения ритуалов без осознания их смысла. Нечестивый человек может принести перед Господом дорогостоящие жертвы, но они будут омерзительны для Бога. Он желает, чтобы, прежде всего, жизнь человека была чиста перед Ним. «Послушание лучше жертвы» (1Цар 15:22). Богу приятна смиренная молитва праведного; «жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс 50:19).

15:9 Путь нечестивого весьма омерзителен для Господа. Он любит человека, который живет в послушании Его Слову.

15:10 Эту притчу можно толковать с двух точек зрения. Во-первых, она может повествовать о двух разных людях — заблудшем человеке (уклонившемсяся с пути) и человеке, которого невозможно научить (ненавидящего обличение), а также о последствиях их поведения — злом наказании и, в конечном итоге, смерти. Либо, обе части притчи могут говорить об одном и том же человеке. Сначала уклонение с пути навлекает на него суровое наказание. Когда же он отказывается научиться на своих ошибках, тем самым он приближает свою смерть. Параллельная структура еврейской поэзии делает более вероятной второе истолкование.

15:11 Преисподняя и Аваддон (евр. «Sheol» и « Abaddon») символизируют собой невидимый мир за порогом смерти. Если Бог знает все, что скрывается в смерти и после нее, насколько более известны Ему помышления и секреты сынов человеческих на земле? «Все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр 4:13).

15:12 Распутный человек ненавидит, когда его обличают, и не пойдет за советом к мудрому. Скорее он отправится к тому, кто, по его мнению, скажет ему то, что ему хотелось бы услышать. Подобная система обречена на самоуничтожение: она лишь еще больше убеждает его в его упрямстве, оставляя его в состоянии смертельного застоя.

15:13 Веселое сердце проявляется в улыбающемся лице, а разбитое сердце приводит к более глубоким последствиям: унынию и отчаянию.

15:14 Самые знающие люди никогда не останавливаются в своем стремлении к познанию. Уста же глупых бессмысленно пережевывают глупость. «Мудрые возрастают в мудрости, глупые становятся еще более непробиваемыми в своей глупости».

15:15 Эта притча, очевидно, противопоставляет пессимиста и оптимиста. Первый всегда «как в воду опущен»: он уныл, удручен и полон страхов. Оптимист, как кажется, всегда держится на плаву. Он наслаждается жизнью во всей ее полноте.

15:16 Бедный верующий находится в лучшем положении, нежели постоянно обеспокоенный богач. Богатство всегда приносит с собой тревогу. Жизнь веры — это беззаботная жизнь.

15:17 Тарелка овощей в атмосфере любви лучше, чем хорошо приготовленный кусок мяса в доме с раздорами. Моффат переводит этот стих следующим образом: «Лучше блюдо овощей, чем лучшее мясо, приправленное ненавистью».

Откормленный бык — это специально выращенный теленок, которого заботливо питали лучшими кормами, чтобы его мясо было сочным и вкусным. Джозеф Р. Сизу пишет: «В близлежащем городе я посетил одно из самых роскошных поместий, которые я когда-либо видел в Америке. В этом доме были итальянские камины, бельгийские гобелены, восточные ковры и редкие произведения живописи. Я сказал своему приятелю: «Как счастливы, должно быть, были люди, жившие здесь!». «Отнюдь», — ответил он. «Хотя они и были миллионерами, муж и жена никогда не разговаривали друг с другом. В доме правила ненависть! В них не было любви ни к Богу, ни друг к другу»». (Хлеб Наш Насущный).

15:18 Вспыльчивый человек всегда распространяет вокруг себя раздоры. Мудрый же знает, как избежать распрей и ссор, или как охладить их, когда они уже начались.

15:19 Путь ленивого преграждают самые разные трудности. Возможно, он использует их лишь в качестве оправдания для того, чтобы ничего не делать. Путь праведных — прямой и гладкий, как хорошее шоссе.

15:20 Порядочный сын доставляет огромное удовлетворение своему отцу. А сын, уклоняющийся с прямого пути, выражает пренебрежение по отношению к своей матери тем, что не повинуется ее воле и равнодушен к ее слезам.

15:21 Глупый человек наслаждается своей глупостью. Он не знает лучшей жизни. Мудрый человек находит для себя радость в воздержании и нравственности.

Свинье нравится валяться в грязи, тогда как овца стремится к чистым пажитям.

15:22 Когда люди действуют самостоятельно, без совета других, их предприятия часто заканчиваются крахом. Намного безопаснее запастись широким спектром информации и советов. Люди, имеющие жизненный опыт, могут предостеречь от опасностей, которых нужно остерегаться, посоветовать лучшие методы, и так далее.

15:23 Когда мы можем дать честный и полезный ответ, это приносит настоящее удовлетворение. Так же и своевременное слово — произнесенное вовремя, тогда, когда это как раз необходимо, — весьма хорошо! Сравните этот стих с книгой Исаии 50:4 : «словом подкреплять изнемогающего». Иисус знает, что и когда сказать, чтобы поддержать нуждающегося и изнемогающего.

15:24 Путь мудрого человека стремится вверх, к жизни, чтобы избежать пути, который ведет вниз, к преисподней и погибели. Писание снова напоминает нам о двух путях и выборе своей судьбы, который стоит перед каждым человеком.

15:25 Господь разорит состояние высокомерных и своевольных, но защитит границы земельного надела притесняемой вдовы.

15:26 Господь питает отвращение к нечестивым помышлениям беспринципных людей, но Ему угодны слова непорочных.

15:27 Эта притча может, прежде всего, относится к судье или другому официальному лицу, питающему свой банковский счет принимаемыми им взятками. Поступая так, он искажает правосудие и извращает свое поведение. Но что еще хуже, он навлекает безграничные неприятности на свою семью. Человек, отказывающийся иметь дело с подарками и взятками, будет наслаждаться жизнью.

15:28 Хороший человек думает прежде, чем говорит. Он обдумывает свой ответ. Нечестивый человек открывает свои уста, и оттуда извергается поток сквернословия, грязи и непотребства.

15:29 Господь далек от нечестивых в том смысле, что Он не общается с ними, и они не поддерживают с Ним отношения в молитве. Верующие имеют возможность в любой момент предстать перед Властелином Вселенной в тронном зале небес через молитву. «Мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин 9:31).

15:30 Сияющее выражение лица человека заразительно. Оно приносит радость сердцу каждого, кто его встречает. Также и добрые вести улучшают состояние человека.

15:31 Человек, прислушивающийся к совету, направляющему его к истинному пути жизни, занимает свое место между мудрецами земли. Учение Библии в целом, и особенно Евангелие, есть такое наставление, дарующее жизнь.

15:32 Если человек отказывается прислушаться к благочестивому наставлению, это означает, что он пренебрегает собой, направляясь к своей погибели. Тот, кто внимает обличению, действует в своих лучших интересах.

15:33 Страх Господень есть та дисциплина, которая ведет человека к мудрости. Смирение — путь к славе.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.