Sprüche 15 глава

Sprüche
Elberfelder Bibel 2006 → Комментарии МакДональда

Elberfelder Bibel 2006

1 Eine sanfte Antwort wendet Grimm ab, aber ein kränkendes Wort erregt Zorn.
2 Die Zunge der Weisen fördert Erkenntnis, aber der Mund der Toren lässt Narrheit sprudeln.
3 Die Augen des HERRN sind an jedem Ort und schauen aus auf Böse und auf Gute.
4 Gelassenheit der Zunge ist ein Baum des Lebens, aber Falschheit in ihr ist Zerbruch des Geistes.
5 Ein Narr verschmäht die Zucht seines Vaters; wer aber die Zurechtweisung[1] beachtet, ist klug[2].
6 Im Haus des Gerechten ist reichlich Vorrat; aber das Einkommen des Gottlosen ist Zerrüttung.
7 Die Lippen der Weisen streuen Erkenntnis aus, aber das Herz der Toren Unrecht[3].
8 Das Opfer der Gottlosen ist ein Gräuel für den HERRN, aber das Gebet der Aufrichtigen[4] sein Wohlgefallen.
9 Ein Gräuel für den HERRN ist der Weg des Gottlosen; wer aber der Gerechtigkeit nachjagt, den liebt er.
10 Schlimme Züchtigung für den, der den Pfad verlässt; wer Zurechtweisung[5] hasst, muss sterben.
11 Scheol und Abgrund[6] ‹liegen offen› vor dem HERRN, wie viel mehr die Herzen der Menschenkinder!
12 Der Spötter liebt es nicht, dass man ihn zurechtweist; zu den Weisen geht er nicht.
13 Ein fröhliches Herz macht das Gesicht heiter; aber beim Kummer des Herzens ist der Geist niedergeschlagen.
14 Das Herz des Verständigen sucht Erkenntnis, aber der Mund[7] der Toren weidet sich an[8] Narrheit.
15 Alle Tage des Elenden sind schlecht, aber ein fröhliches Herz ‹hat› ein ständiges Festmahl.
16 Besser wenig in der Furcht des HERRN als ein großer Schatz und Unruhe[9] dabei.
17 Besser ein Gericht Gemüse, und Liebe ist da, als ein gemästeter Ochse und Hass dabei.
18 Ein hitziger Mann erregt Zank[10], aber ein Langmütiger beschwichtigt den Rechtsstreit.
19 Der Weg des Faulen ist wie eine Dornenhecke[11], aber der Pfad der Aufrichtigen[12] ist gebahnt.
20 Ein weiser Sohn erfreut den Vater, aber ein törichter Mensch verachtet seine Mutter.
21 Narrheit ist dem Unverständigen Freude, aber ein verständiger Mann geht den geraden Weg[13].
22 Pläne scheitern, wo keine Besprechung ist; wo aber viele Ratgeber sind, kommt etwas zustande.
23 Ein Mann hat Freude an der ‹treffenden› Antwort seines Mundes, und ein Wort zu seiner Zeit, wie gut!
24 Der Weg des Lebens ‹geht› für den Einsichtigen nach oben, damit er dem Scheol unten entgeht.
25 Das Haus der Hochmütigen reißt der HERR nieder, aber er legt fest die Grenze der Witwe.
26 Ein Gräuel für den HERRN sind die Anschläge des Bösen, aber rein ‹vor ihm› sind freundliche Worte.
27 Sein Haus zerrüttet, wer unrechten Gewinn macht; wer aber ‹Bestechungs›geschenke hasst, wird leben.
28 Das Herz des Gerechten überlegt, was zu antworten ist; aber der Mund der Gottlosen lässt Bosheiten sprudeln.
29 Fern ist der HERR von den Gottlosen, aber das Gebet der Gerechten hört er.
30 Leuchten der Augen[14] erfreut das Herz; eine gute Nachricht erquickt das Gebein.
31 Ein Ohr, das auf heilsame Mahnung[15] hört, wird inmitten der Weisen bleiben.
32 Wer Zucht fahren lässt, verachtet sich selbst[16]; wer aber auf Zurechtweisung[17] hört, erwirbt Verstand.
33 Die Furcht des HERRN ist Zucht zur Weisheit, und der Ehre geht Demut voran.

Комментарии МакДональда

15:1 Большая часть главы 15 посвящена теме речи. Спокойный, умиротворяющий ответ предотвращает вспышку гнева или увеличение его интенсивности. Если вы отвечаете человеку грубо или оскорбительно, это возбуждает его плотскую природу, и вы тут же окажетесь в самом эпицентре яростной ссоры. Сперджен приводит очаровательную иллюстрацию этого:

«Однажды мне довелось жить в доме, прилегающий к которому сад был отделен от сада соседа лишь весьма несовершенным заборчиком. Сосед держал у себя собаку, которая не отличалась особой талантливостью садовода и не улучшала состояние моих растений. И вот, однажды вечером, когда я вышел на прогулку, я увидел, как его собака снова озорничает в моем саду. Так как пес был довольно далеко от меня, я бросил в него палку, сопроводив ее весьма серьезным советом собаке вернуться поскорее домой. Однако вместо того, чтобы последовать моему совету, пес схватил брошенную мной палку в зубы и принес ее мне, доброжелательно махая хвостом. Он бросил палку у моих ног и стал весьма умилительно заглядывать мне в глаза. Что еще мне оставалось сделать, как только погладить его по голове, сказать: «Молодец! Хороший пес!» и пожалеть о грубости своих слов?»

15:2 Язык мудрого человека источает полезную информацию. Он знает, что, когда, где и как сказать. Глупость же изливается из уст глупых подобно бурному потоку.

15:3 Бог всезнающ, то есть, Он знает все. Его очи — на всяком месте. Ничто не скрыто от Его взора. Он видит каждое слово, поступок, мысль и побуждение, как злых, так и добрых. Осознание этого заставило Давида воскликнуть: «Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его!» (Пс 138:6).

15:4 Кроткая, здравая, благотворная речь освежает, утешает и возвращает силы. Порочные и злобные слова сокрушают дух.

15:5 Мы уже встречались с этим глупцом ранее. Он считает своего отца старомодным, его идеи — устаревшими, а его наставление бессмысленным. Мудрый сын внимает родительскому обличению, и оно идет ему на пользу. Он благоразумен, и становится еще более благоразумным.

15:6 Те, кто вырос в благочестивой, почитающей Бога семье, могут засвидетельствовать истинность первой строки. Хотя их родители, возможно, не были богаты, они оставили своим детям духовное наследие неизмеримой ценности.

Добытое нечестным путем состояние бессовестного человека приносит расстройство ему самому и его семье. Хорошим примером этого является история Ахана (книга Иисуса Навина, 7 глава).

15:7 Разговоры мудрого человека полны полезного знания. Глупец же не может наставить никого, потому что его собственный ум пуст.

15:8 Первая строчка этого стиха говорит о бесполезности исполнения ритуалов без осознания их смысла. Нечестивый человек может принести перед Господом дорогостоящие жертвы, но они будут омерзительны для Бога. Он желает, чтобы, прежде всего, жизнь человека была чиста перед Ним. «Послушание лучше жертвы» (1Цар 15:22). Богу приятна смиренная молитва праведного; «жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс 50:19).

15:9 Путь нечестивого весьма омерзителен для Господа. Он любит человека, который живет в послушании Его Слову.

15:10 Эту притчу можно толковать с двух точек зрения. Во-первых, она может повествовать о двух разных людях — заблудшем человеке (уклонившемсяся с пути) и человеке, которого невозможно научить (ненавидящего обличение), а также о последствиях их поведения — злом наказании и, в конечном итоге, смерти. Либо, обе части притчи могут говорить об одном и том же человеке. Сначала уклонение с пути навлекает на него суровое наказание. Когда же он отказывается научиться на своих ошибках, тем самым он приближает свою смерть. Параллельная структура еврейской поэзии делает более вероятной второе истолкование.

15:11 Преисподняя и Аваддон (евр. «Sheol» и « Abaddon») символизируют собой невидимый мир за порогом смерти. Если Бог знает все, что скрывается в смерти и после нее, насколько более известны Ему помышления и секреты сынов человеческих на земле? «Все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр 4:13).

15:12 Распутный человек ненавидит, когда его обличают, и не пойдет за советом к мудрому. Скорее он отправится к тому, кто, по его мнению, скажет ему то, что ему хотелось бы услышать. Подобная система обречена на самоуничтожение: она лишь еще больше убеждает его в его упрямстве, оставляя его в состоянии смертельного застоя.

15:13 Веселое сердце проявляется в улыбающемся лице, а разбитое сердце приводит к более глубоким последствиям: унынию и отчаянию.

15:14 Самые знающие люди никогда не останавливаются в своем стремлении к познанию. Уста же глупых бессмысленно пережевывают глупость. «Мудрые возрастают в мудрости, глупые становятся еще более непробиваемыми в своей глупости».

15:15 Эта притча, очевидно, противопоставляет пессимиста и оптимиста. Первый всегда «как в воду опущен»: он уныл, удручен и полон страхов. Оптимист, как кажется, всегда держится на плаву. Он наслаждается жизнью во всей ее полноте.

15:16 Бедный верующий находится в лучшем положении, нежели постоянно обеспокоенный богач. Богатство всегда приносит с собой тревогу. Жизнь веры — это беззаботная жизнь.

15:17 Тарелка овощей в атмосфере любви лучше, чем хорошо приготовленный кусок мяса в доме с раздорами. Моффат переводит этот стих следующим образом: «Лучше блюдо овощей, чем лучшее мясо, приправленное ненавистью».

Откормленный бык — это специально выращенный теленок, которого заботливо питали лучшими кормами, чтобы его мясо было сочным и вкусным. Джозеф Р. Сизу пишет: «В близлежащем городе я посетил одно из самых роскошных поместий, которые я когда-либо видел в Америке. В этом доме были итальянские камины, бельгийские гобелены, восточные ковры и редкие произведения живописи. Я сказал своему приятелю: «Как счастливы, должно быть, были люди, жившие здесь!». «Отнюдь», — ответил он. «Хотя они и были миллионерами, муж и жена никогда не разговаривали друг с другом. В доме правила ненависть! В них не было любви ни к Богу, ни друг к другу»». (Хлеб Наш Насущный).

15:18 Вспыльчивый человек всегда распространяет вокруг себя раздоры. Мудрый же знает, как избежать распрей и ссор, или как охладить их, когда они уже начались.

15:19 Путь ленивого преграждают самые разные трудности. Возможно, он использует их лишь в качестве оправдания для того, чтобы ничего не делать. Путь праведных — прямой и гладкий, как хорошее шоссе.

15:20 Порядочный сын доставляет огромное удовлетворение своему отцу. А сын, уклоняющийся с прямого пути, выражает пренебрежение по отношению к своей матери тем, что не повинуется ее воле и равнодушен к ее слезам.

15:21 Глупый человек наслаждается своей глупостью. Он не знает лучшей жизни. Мудрый человек находит для себя радость в воздержании и нравственности.

Свинье нравится валяться в грязи, тогда как овца стремится к чистым пажитям.

15:22 Когда люди действуют самостоятельно, без совета других, их предприятия часто заканчиваются крахом. Намного безопаснее запастись широким спектром информации и советов. Люди, имеющие жизненный опыт, могут предостеречь от опасностей, которых нужно остерегаться, посоветовать лучшие методы, и так далее.

15:23 Когда мы можем дать честный и полезный ответ, это приносит настоящее удовлетворение. Так же и своевременное слово — произнесенное вовремя, тогда, когда это как раз необходимо, — весьма хорошо! Сравните этот стих с книгой Исаии 50:4 : «словом подкреплять изнемогающего». Иисус знает, что и когда сказать, чтобы поддержать нуждающегося и изнемогающего.

15:24 Путь мудрого человека стремится вверх, к жизни, чтобы избежать пути, который ведет вниз, к преисподней и погибели. Писание снова напоминает нам о двух путях и выборе своей судьбы, который стоит перед каждым человеком.

15:25 Господь разорит состояние высокомерных и своевольных, но защитит границы земельного надела притесняемой вдовы.

15:26 Господь питает отвращение к нечестивым помышлениям беспринципных людей, но Ему угодны слова непорочных.

15:27 Эта притча может, прежде всего, относится к судье или другому официальному лицу, питающему свой банковский счет принимаемыми им взятками. Поступая так, он искажает правосудие и извращает свое поведение. Но что еще хуже, он навлекает безграничные неприятности на свою семью. Человек, отказывающийся иметь дело с подарками и взятками, будет наслаждаться жизнью.

15:28 Хороший человек думает прежде, чем говорит. Он обдумывает свой ответ. Нечестивый человек открывает свои уста, и оттуда извергается поток сквернословия, грязи и непотребства.

15:29 Господь далек от нечестивых в том смысле, что Он не общается с ними, и они не поддерживают с Ним отношения в молитве. Верующие имеют возможность в любой момент предстать перед Властелином Вселенной в тронном зале небес через молитву. «Мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин 9:31).

15:30 Сияющее выражение лица человека заразительно. Оно приносит радость сердцу каждого, кто его встречает. Также и добрые вести улучшают состояние человека.

15:31 Человек, прислушивающийся к совету, направляющему его к истинному пути жизни, занимает свое место между мудрецами земли. Учение Библии в целом, и особенно Евангелие, есть такое наставление, дарующее жизнь.

15:32 Если человек отказывается прислушаться к благочестивому наставлению, это означает, что он пренебрегает собой, направляясь к своей погибели. Тот, кто внимает обличению, действует в своих лучших интересах.

15:33 Страх Господень есть та дисциплина, которая ведет человека к мудрости. Смирение — путь к славе.

Примечания:

 
Elberfelder Bibel 2006
1 ⓐ – Kap. 25,15; 29,8; Ri 8,1-3
3 ⓒ – Kap. 5,21; 2Chr 16,9
4 ⓓ – Kap. 10,11
5 ⓔ – Kap. 1,7
5 [1] – o. Warnung
5 [2] – o. wird klug
6 ⓕ – Kap. 3,33; 21,20
7 ⓖ – Kap. 10,21; 16,23
7 [3] – o. das Herz der Toren ist nicht recht
7 ⓗ – Pred 10,2
8 [4] – o. Geraden
8 ⓙ – Ps 141,2; Dan 9,23
9 ⓚ – Ps 5,5-7
9 ⓛ – Ps 11,7; Jes 51,1
10 [5] – o. Warnung
10 ⓝ – Kap. 12,1; Hes 33,9
11 [6] – d. i. der Ort des Untergangs; der Aufenthaltsort der Toten
11 ⓞ – Hi 26,6; Ps 139,8
11 ⓟ – 1Sam 16,7; 2Chr 6,30
12 ⓠ – Kap. 13,1
12 ⓡ – Kap. 14,6
13 ⓢ – Kap. 17,22
13 ⓣ – Kap. 12,25; Neh 2,2
14 ⓤ – Kap. 18,15
14 [7] – so mit der Leseform des Mas. T.; mit der Schreibform: das Gesicht
14 [8] – o. beschäftigt sich mit
16 [9] – o. plötzliche Bestürzung; o. Panik
16 ⓥ – Kap. 16,8; 17,1; Pred 4,6
17 ⓦ – Kap. 16,8; 17,1; Pred 4,6
18 [10] – o. zettelt <schnell> einen Prozess an
18 ⓧ – Kap. 22,24; 28,25; 29,22
18 ⓨ – Kap. 14,29
19 [11] – w. ist wie der Dornstrauch einer Dornenhecke
19 ⓩ – Kap. 6,6; 22,5
19 [12] – o. Geraden
19 ⓐ – Kap. 11,5
20 ⓑ – Kap. 10,1; 23,22
21 ⓒ – Kap. 10,23
21 [13] – w. macht das Gehen gerade
21 ⓓ – Kap. 4,25-27
22 ⓔ – Kap. 20,18; 24,6; 1Chr 13,1
23 ⓕ – Kap. 12,25; 16,24; 25,11; Hi 6,25
25 ⓖ – Kap. 14,11
26 ⓘ – Kap. 6,18; 11,20
27 ⓙ – Kap. 1,19; Jos 7,25; Jes 5,8.9; Jer 17,11
27 ⓚ – Kap. 28,16; Ps 15,5
28 ⓛ – Jak 1,19
28 ⓜ – Kap. 10,32
29 ⓝ – Jes 59,2; Joh 9,31
29 ⓞ – Ps 34,16
30 [14] – o. Ein freundlicher Blick
30 ⓟ – Kap. 12,25; 25,25; 1Thes 3,6-8
31 [15] – w. Zurechtweisung zum Leben
31 ⓠ – Kap. 13,18; Pred 7,5
32 [16] – w. Wer Züchtigung unbeachtet lässt, verachtet seine Seele
32 [17] – o. Warnung
32 ⓡ – Kap. 10,17; 19,20
33 ⓢ – Kap. 1,7
33 ⓣ – Kap. 18,12; Est 2,15; Lk 14,10
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.