Sprüche 1 глава

Sprüche
Elberfelder Bibel 2006 → Комментарии МакДональда

Elberfelder Bibel 2006

1 Sprüche Salomos, des Sohnes Davids, des Königs von Israel,
2 um zu erkennen Weisheit und Zucht, um zu verstehen verständige Worte,
3 um anzunehmen Zucht ‹mit› Einsicht[1], ‹dazu› Gerechtigkeit, Recht und Aufrichtigkeit,
4 um Einfältigen[2] Klugheit zu geben, dem jungen Mann Erkenntnis und Besonnenheit.
5 Der Weise höre und mehre die Kenntnis, und der Verständige erwerbe[3] weisen Rat[4],
6 um zu verstehen Spruch und Bildrede, Worte von Weisen und ihre Rätsel! —
7 Die Furcht des HERRN ist der Anfang der Erkenntnis. Weisheit und Zucht verachten ‹nur› die Narren.
8 Gehorche, mein Sohn, der Zucht deines Vaters und verwirf nicht die Weisung[5] deiner Mutter!
9 Denn ein anmutiger Kranz für dein Haupt sind sie und eine Kette für deinen Hals. —
10 Mein Sohn, wenn Sünder dich locken, so folge ‹ihnen› nicht!
11 Wenn sie sagen: Geh mit uns! Wir wollen auf Blut lauern, wollen ohne Grund dem Rechtschaffenen[6] nachstellen.
12 Wir wollen sie wie der Scheol lebendig verschlingen und vollständig wie solche, die ‹im Nu› in die Grube hinabfahren.
13 Allerlei kostbaren Besitz werden wir finden, werden unsere Häuser mit Beute füllen.
14 Dein Los wirf nur in unserer Mitte; ein Beutel soll uns allen sein! —
15 Mein Sohn, geh nicht mit ihnen auf dem Weg, halte deinen Fuß zurück von ihrem Pfad!
16 Denn ihre Füße laufen zum Bösen und eilen, Blut zu vergießen.
17 In den Augen aller Vögel[7] ist das Fangnetz ja ‹auch› ohne Absicht bestreut[8];
18 doch jene lauern auf ihr Blut, sie stellen ihrem Leben nach[9].
19 So sind[10] die Pfade eines jeden, der unrechten Gewinn macht: Der nimmt seinem Besitzer das Leben.
20 Die Weisheit schreit draußen; auf den Plätzen lässt sie ihre Stimme erschallen.
21 Wo man am lautesten lärmt[11], ruft sie. An den Eingängen der Tore, in der Stadt, spricht sie ihre Worte:
22 Bis wann, ihr Einfältigen[12], wollt ihr Einfalt[13] lieben und haben Spötter ihre Lust an Spott und hassen die Toren Erkenntnis?
23 Wendet ihr euch meiner Mahnung zu, siehe[14], so will ich meinen Geist euch sprudeln lassen, will euch kundtun meine Worte. —
24 Weil ich rief und ihr euch weigertet, ‹weil› ich meine Hand ausstreckte und niemand aufmerkte
25 und ihr fahren ließet all meinen Rat und meine Mahnung[15] nicht wolltet,
26 so will auch ich bei eurem Unglück lachen, will spotten, wenn der Schrecken über euch kommt,
27 wenn wie ein Unwetter der Schrecken euch naht, euer Unglück hereinbricht wie ein Sturm, wenn Bedrängnis und Angst über euch kommen.
28 Dann rufen sie mich, doch ich antworte nicht, ‹dann› suchen sie mich, doch sie finden mich nicht.
29 Weil sie Erkenntnis gehasst und die Furcht des HERRN nicht erwählt haben,
30 meinen Rat nicht gewollt, verschmäht haben all meine Mahnung[16],
31 sollen sie essen von der Frucht ihres Weges, von ihren Ratschlägen sich sättigen.
32 Ja, die Abkehr der Einfältigen[17] tötet sie, und die Sorglosigkeit der Toren vernichtet sie.
33 Doch wer auf mich hört, wird sicher wohnen, kann ruhig sein vor des Unglücks Schrecken.

Комментарии МакДональда

I.  ВСТУПЛЕНИЕ (1:1−7)

1:1 Соломон, сын Давидов был мудрейшим, самым богатым и почитаемым из всех царей Израильских (3 Царств 3:12−13; 4:30−31). Он произнес три тысячи притч, но лишь некоторые из них сохранились в этой книге. Они записаны с 1:1 по 29:27.

1:2−3 В стихах 2−6 объясняется, Почему Соломон написал эти притчи. Вкратце, его слова представляют собой практическую мудрость для жизни и принятия решений.

Здесь люди могут научиться проницательности и получить наставление, которое дарует им знания. Здесь они могут познать и понять изречения разума, научиться различать добро и зло, ценное и ничего не стоящее, полезное и вредное. Здесь читающие наставляются в том, что мудро, праведно, что есть добродетель и достойно похвалы.

1:4 Прислушиваясь к этим притчам, простые развивают смышленость или «благоразумие и смекалку», и молодые люди обретают рассудительность и освященный здравый смысл.

1:5 Мудрые станут еще мудрее, прислушавшись к словам притч, и человек разумный научится принимать правильные решения для себя и наставлять других. Разве не важно то, что книга, адресованная по большей части молодым, с первых же строк объявляет: «Послушает мудрый...»? Именно такой человек называется мудрым в книге Притч — не невыносимый всезнайка, а тот, кто открыт для научения и готов слушать, а не только говорить.

1:6 Книга создана для того, чтобы помочь человеку разуметь притчу и загадки, то есть, те уроки, которые скрыты под поверхностью. Она помогает постичь значение мудрых советов и скрытые истины, содержащиеся в них.

1:7 Мы подошли к ключевому стиху этой книги (см. также 9:10). Страх Господень есть начало, или важнейшая составляющая мудрости. Человек, желающий стать мудрым, должен сначала научиться почитать Бога, и доверять, и повиноваться Ему. Есть ли что-либо разумнее того, чтобы творение доверяло своему Творцу? С другой стороны, есть ли что-то более абсурдное и нелогичное, чем попытки человека отвергнуть Божье Слово и жить по своему собственному разумению? Самое мудрое, что может сделать человек, — это раскаяться в своих грехах, довериться Иисусу Христу как своему Господу и Спасителю, и жить всем сердцем и душою для Него.

Глупцы только презирают мудрость и наставление. Так же, как мудрецом книга называет того, кто желает и жаждет учиться, глупец — тот, который не желает слушать других. Он высокомерен, неподатлив, самоуверен и учится только на своих собственных ошибках, если вообще учится.

II. ПРИТЧИ СОЛОМОНА О МУДРОСТИ И ГЛУПОСТИ (1:8 — 9:18)

А. Увещевания мудрости (1:8−33)

1:8 Первые семь глав книги, по большей части, адресованы «сын мой» — это выражение встречается около 15 раз. В этих главах мы слышим биение сердца родителя, который желает для своего дитя самого лучшего в жизни. Прислушавшись к этому родительскому наставлению, молодой человек избежит многих ловушек в своей жизни, и приобретет компетентность в практических каждодневных проблемах.

Сколь многим мы обязаны влиянию благочестивых родителей, и особенно благочестивых матерей! Генри Бош напоминает нам:

«Для многих великих мужей прошлого стало драгоценным благословением то, чему они научились на коленях своих матерей. Вспомните Моисея, Самуила и Тимофея. Материнская забота и благочестивое влияние, которое испытали на себе эти духовные лидеры, принесли обильные плоды в их жизни. Вспомните также об Августине, Иоанне Ньютоне и ревностных братьях Уэсли. Их имена, возможно, никогда не озарили бы страницы истории, если бы не любящие Бога женщины, которые вырастили их в семьях, где закон любви и христианское свидетельство были для них ежедневным наставлением и вдохновением».

1:9 Когда дитя следует родительскому совету, это становится прекрасным венком для его головы и нарядным украшением для шеи. Таким поэтическим образом автор указывает на то, что послушание приносит честь и моральную красоту в жизнь мудрого сына.

1:10 Зачастую, когда молодой человек разрушает свою жизнь, это объясняется тем, что он связался «с неправильной компанией». Это процесс ярко описывается в стихах 10−19.

Однако, прежде всего, раздаются слова предостережения. Жизнь полна искушений. Мы должны обладать достаточной смелостью и твердостью характера, чтобы говорить «нет» этим искушениям сотни раз в неделю.

1:11 Здесь уличная компания приглашает нашего молодого друга принять участие в вооруженном ограблении. Если это будет необходимо, они готовы пойти на убийство своей жертвы. Нашему герою, возможно, лестно, что такие «крутые парни» готовы принять его в свою компанию. Они говорят ему: «Иди с нами». И он, возможно, готов поддаться соблазну такого отчаянного риска.

1:12−14 Возможно, ему наскучила безмятежная жизнь без тревог и забот, и ему хочется совершить что-то просто из озорства. И вот ему предоставляется такая возможность! Совершенное преступление! Внезапная и жестокая смерть, и быстрое устранение всех улик. Конечно же, за всем этим стоит великое желание в мгновение ока обрести огромное богатство. Их добычи хватит, чтобы наполнить дома всех соучастников. Поэтому уговоры: «Присоединяйся к нам, и ты тоже получишь щедрый кусок. Мы все поделим поровну. Ты ничего не теряешь».

1:15−16 Но мудрый голос говорит: «Сын мой, не делай этого! Держись от них как можно дальше. Не участвуй в их замыслах, не ищи мгновенного обогащения. Ничего хорошего из этого не выйдет».

«Тебе необходимо осознать, что эти люди посвятили свою жизнь преступности и не замедлят спустить курок. Они совершают одно убийство за другим все быстрее и быстрее».

1:17−18 У птицы хватает разумения избежать сети и ловушки, которые она видит. Но эти люди расставляют ловушки для своей собственной души, и сами попадают в них.

1:19 В этой истории есть своя мораль. Те, кто ищет быстрого обогащения, быстро расплачиваются за свою жадность своей собственной жизнью. «Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им».

Этот отрывок говорит о попытках обогатиться посредством насилия. Но его применение намного шире. Оно включает в себя любые махинации, направленные на мгновенное обогащение, будь то азартные игры, тотализатор или биржевые спекуляции.

Далее мы слышим два голоса, взывающие к проходящим мужчинам. Один из них — голос Мудрости, другой — чужой женщины. Мудрость, хотя и представлена здесь как женщина, символизирует собой Господа Иисуса Христа. Чужая женщина символизирует грешное искушение и нечестивый мир.

В стихах 20−33 Мудрость умоляет тех, кто неразумно считает, что может обойтись в жизни без нее.

1:20 Обратите внимание, что Мудрость стоит и возглашает в людных местах, чтобы каждый мог услышать ее призыв. На городских площадях она возвышает голос свой.

1:21 Теперь она стоит на шумных перекрестках, и у входа в городские ворота. Так же и наш Господь обращается к человечеству, к каждому, кто проходит мимо:

На перекрестках людных жизненных путей,
Где звуки плача всех племен и наций,
Превыше гула собственных амбиций,
Мы слышим голос Твой, Сын Человеческий!
Франк Мэйсон Норт

1:22 Мудрость взывает к невеждам, буйным и глупцам. Невежды, или «неразумные» — наивные, впечатлительные люди, подверженные любого рода влиянию, как хорошему, так и плохому; в данном случае такая нестабильность ведет их в неправильном направлении. Буйные, или точнее «насмешники» — те, кто относятся к мудрым советам с презрением; для них нет ничего серьезного или святого. Глупцы бессмысленно отвергают наставление; они высокомерны и самоуверенны в своем невежестве.

1:23 Для этого стиха возможны два истолкования. Во-первых, он может означать:

Поскольку вы не хотите прислушаться к моему приглашению, теперь обратитесь и выслушайте мое обличение. Я изолью на вас дух мой в словах осуждения, и расскажу вам, что ожидает вас впереди. Согласно этому истолкованию стихи 24−27 являются словами, описывающими их дальнейшую судьбу.

Вторым возможным истолкованием может быть следующее:

Обратитесь и раскайтесь, когда я обличаю вас. Если вы покаетесь, тогда я изолью на вас дух мой в благословение для вас, и возвещу вам слова мудрости.

Слово «дух» здесь, вероятно, означает «мысли» или «помышления». В то время, как Христос действительно изливает Свой Дух Святой на тех, кто ответил на Его призыв, в Ветхом Завете эта истина не раскрывается так явно, как в Новом.

1:24 Одной из величайших трагедий жизни является полное отвержение благодатных призывов Мудрости. Она взывала, оплакивая утерянную возможность на горе Елеонской: «Я звала, и вы не послушались».

1:25 Мудрость скорбит о людях, которые отбросили в сторону все ее советы, и тех, кто не желает прислушаться к ее конструктивной критике.

Такой упрямый отказ человека оказывается еще более неразумным и нелогичным в свете того, что Божьи заповеди и предостережения даны для блага человека, а не Бога. Это иллюстрирует история, рассказанная Д. Г. Барнхаузом. Маленький ребенок протиснулся сквозь металлические прутья ограждения, которое удерживало посетителей в двух метрах от клетки со львами в Вашингтонском зоопарке. Поджидавший лев схватил девочку, втащил в клетку и нанес смертельные увечья. Барнхауз указывает на урок, содержавшийся в этой истории:

«Бог дал нам заповеди и установления для нашего блага; Бог никогда не дает заповедей просто ради Своего удовольствия или потому что Ему нравится ограничивать нас в том, что доставляет нам радость. Бог говорит: «Ты не должен иметь других богов, кроме Меня», не потому, что Он так ревностно относится к Своему положению или Своим привилегиям, но потому, что Он знает, что если мы поместим кого-либо или что-либо превыше Него, это причинит нам огромный вред. Если мы поймем принцип, стоящий за этим фактом, мы также сможем понять, почему Бог наказывает нас. «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр 12:6). Он не хочет, чтобы мы стали добычей льва, ибо этот лев, сатана, бродит вокруг, ища, кого поглотить».

1:26 Если человек настойчив в своем упрямстве, тогда его отказ прислушаться к Божьим наставлениям неминуемо приведет к крушению и катастрофе. Тогда очередь смеяться будет за Мудростью. «За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас». Значит ли это, что Господь будет на самом деле смеяться, когда бедствия падут на нечестивых, как предполагается здесь и в Псалме 2:4? Если мы подразумеваем под этим смехом какую-либо долю жестокости, злобы или мстительности, тогда ответом будет однозначное «нет». Скорее, мы должны рассматривать этот смех в переносном смысле. Скорее, это выражает то, как нелепо и абсурдно простому человеку противостоять Всемогущему Властителю, как если бы мошка могла противостоять доменной печи. И еще одна возможная точка зрения: человек может насмехаться над заповедями Мудрости или вообще игнорировать их существование, но когда этот человек будет пожинать плоды своей глупости, заповеди по прежнему будут оставаться непоколебимыми и неизменными, и насмешнику может показаться, что они словно смеются над ним — смехом поэтического правосудия.

1:27 День расплаты, несомненно, придет. Суд, которого боятся люди, сойдет на них как буря. Бедствие разразится как ураган. Скорбь, теснота, шок и отчаяние скуют их.

1:28 Тогда люди будут взывать к Мудрости, но бесполезно. Они отчаянно будут пытаться найти ее, но не смогут. Они осознают, но слишком поздно, что, отвергнув свет, они навсегда лишились его. Тогда они не хотели видеть, теперь они не могут видеть. Божий Дух не вечно будет пренебрегаем людьми (Быт 6:3). Именно это придает такую срочность обращению Евангелия:

Приходи вовремя! Приходи вовремя!
Пока глас Христа зовет тебя,
Приходи вовремя!
Во грехе коль будешь ждать,
Можешь дверь найти закрытой,
Звать и плакать будет слишком поздно.
Приходи вовремя!
Автор неизвестен, 19 век

1:29 Осуждение таких насмешников в том, что они возненавидели наставления Мудрости, и упрямо отказывались почитать Иегову. Возможно, они смеялись, утверждая, что Евангелие — для женщин и детей, но не для них. «Называя себя мудрыми, обезумели» (Рим 1:22). О ненависти к мудрости также говорится в Иоанна 3:19−21.

1:30 Они не оставили в своей жизни места благому совету, содержащемуся в Слове Божьем, и смеялись, когда Писание осуждало их нечестивые слова и дела. Они не боялись Бога или Его обличений.

1:31 Теперь они вынуждены заплатить за свое непокорство ошеломляющую цену, и давиться отвратительными плодами своих злых умыслов. В этом вина не Мудрости, а их самих. Они просто не желали ее слушать.

1:32 «Люди, не прислушивающиеся к советам, погибают от своего собственного упрямства, глупцов уничтожает их равнодушие» (Моффат). Каждый человек обладает свободой выбора в жизни, но никто не имеет свободы выбирать последствия своего выбора. Бог установил в этом мире определенные моральные принципы. Эти принципы определяют последствия каждого выбора. Никто не может разъединить то, что Бог соединил таким образом.

1:33 С другой стороны, прислушивающийся к наставлениям Мудрости будет жить в безопасности, свободный от страха. Ученики Мудрости наслаждаются благами жизни, избегая страданий, горя и стыда, которые преследуют упрямых и нечестивых.

Примечания:

 
Elberfelder Bibel 2006
1 ⓐ – Kap. 10,1; 25,1; 1Kö 5,12
2 ⓒ – Kap. 4,1; 19,20
3 [1] – o. Zucht, <die> kluges Handeln <bewirkt>
3 ⓓ – Kap. 2,9; 22,21; Pred 12,10
4 [2] – o. Unerfahrenen; o. Unverständigen
4 ⓔ – Ps 119,9; Tit 2,6
5 [3] – o. Es hört darauf der Weise und nimmt zu an Einsicht, und der Verständige erwirbt
5 [4] – w. Steuerungen; d. h. Verhaltensregeln; o. weise Lenkung
5 ⓕ – Kap. 8,33; 9,8.9; 18,15; 19,25; 21,11; 5Mo 4,6; Hi 34,2; Mt 13,12
7 ⓖ – Kap. 9,10; 15,33; Hi 28,28
7 ⓗ – Kap. 15,5; 18,2
8 [5] – o. das Gesetz
8 ⓘ – Kap. 6,20; 23,22; 31,1; Eph 6,1
9 ⓙ – Kap. 3,22
10 ⓚ – Kap. 24,2; Eph 5,11
11 ⓛ – Kap. 12,6
11 [6] – o. dem Unschuldigen
11 ⓜ – Ps 10,8; Jer 5,26
12 ⓝ – Ps 124,3
13 ⓞ – Am 3,10
15 ⓟ – Kap. 3,31; 4,14.15; Ps 1,1; 119,101; Jes 33,15
16 ⓠ – Kap. 6,18; 1Mo 37,20; Jes 59,7
17 [7] – w. jedes Herrn der Schwinge
17 [8] – d. h. mit Köder; andere üs. mit Textänderung: ausgespannt
18 [9] – o. und <jene> lauern auf ihr eigenes Blut, stellen ihrem eigenen Leben nach
18 ⓡ – Kap. 5,22; 11,5.6
19 [10] – d. h. wie das Schicksal der Vögel, die sich auf den Köder stürzen
19 ⓢ – Kap. 15,27; 29,24; Jos 7,21.25; Ps 7,16.17; 1Tim 6,9.10
20 ⓣ – Kap. 8,1; 9,1.3
21 [11] – w. Auf dem Gipfel der lärmenden <Orte>
21 ⓤ – Kap. 8,3
22 [12] – o. Unerfahrenen; o. Unverständigen
22 [13] – o. Unerfahrenheit; o. Unverstand
22 ⓥ – Kap. 15,12
22 ⓦ – Ps 94,8
23 [14] – o. Kehrt auf meine Rüge hin um! Siehe
23 ⓧ – Joe 3,1
25 [15] – o. Rüge
26 ⓐ – Kap. 3,34; 19,29; 5Mo 28,63; Ps 37,13
27 ⓑ – Kap. 10,25; Jer 23,19; 1Thes 5,3
28 ⓓ – Hos 5,6
29 ⓔ – Hi 21,14
29 ⓕ – 2Thes 2,10
30 [16] – o. Rüge
30 ⓖ – Kap. 5,12; 2Chr 25,16
31 ⓗ – Kap. 14,14; Jer 6,19; Hes 22,31
32 [17] – o. Unerfahrenen; o. Unverständigen
32 ⓘ – Kap. 2,18; 8,36; 9,18; 10,21; 14,16; Am 6,1
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.