4 Царств 10 глава

Четвертая книга Царств
Перевод Десницкого → Толкование Далласской семинарии

Перевод Десницкого

1 У Ахава в Самарии было семьдесят сыновей. Еху написал и отправил в Самарию такие письма к городской* знати, старейшинам и управляющим Ахава:
2 «Как только дойдет до вас это письмо — а при вас сыновья вашего господина, при вас колесницы и кони, городские укрепления и оружие —
3 выберите самого лучшего и достойного из сыновей вашего господина, посадите его на престол его отца и сражайтесь за дом вашего господина!»
4 Но они очень, очень устрашились: «Двое царей не могли ему противостоять — как же устоим мы?»
5 Тогда тот, кто распоряжался во дворце, и тот, кто правил в городе, со старейшинами и управляющими Ахава ответили: «Мы твои слуги и всё, что скажешь нам, исполним! Никого не поставим мы в цари, а ты поступай, как сочтешь верным».
6 Он написал к ним второе письмо с такими словами: «Если вы на моей стороне и мне повинуетесь, отрубите головы сыновьям своего господина и приходите с ними ко мне в Изреэль завтра в это же время!
Царских сыновей было семьдесят человек, их воспитывали лучшие люди города.
7 Когда пришло к ним это письмо, они схватили царских сыновей, зарезали всех семьдесят, их отрубленные головы сложили в корзины и отправили к Еху в Изреэль.
8 К нему явился гонец и сообщил: «тебе принесли головы царских сыновей». Он ответил: «Сложите их в две груды у городских ворот, пусть лежат до утра».
9 Поутру он вышел из дома, встал возле голов и объявил всему народу: «Нет здесь вашей вины, это я составил заговор против своего господина и убил его. Но кто же перебил всех этих?
10 Знайте, что не пропадет впустую ни одно слово Господне. Что предрек Господь дому Ахава, то и совершил Господь по слову, переданному через слугу Его Илию».
11 Еху перебил всех, кто остался от дома Ахава в Изреэле, и его знать, и его приближенных, и его священников, не пощадив ни единого человека.

12 Затем Еху отправился в Самарию. По дороге он проходил мимо пастбищ Бейт-Экеда
13 и встретил там братьев Ахазии, царя иудейского. Он спросил их: «Кто вы?» Они ответили: «Мы — братья Ахазии, идем справиться о благополучии сыновей царя и сыновей царицы-матери».
14 Он велел схватить их врасплох, их схватили и зарезали, побросав тела в водосборник Бейт-Экеда: их было сорок два человека, и никого не пощадил Еху.

15 Еще дальше от встретил Ехонадава, сына Рехава. Он поприветствовал его и спросил: «Предано ли мне твое сердце, как мое сердце предано тебе?» Ехонадав отвечал: «Да!» «Если да, дай руку!» — тот протянул руку и Еху поднял его к себе на колесницу
16 со словами: «Езжай со мной, и увидишь мою ревность за Господа». И повезли его в той же колеснице.
17 Еху прибыл в Самарию и перебил всех, кто только оставался у Ахава в Самарии, пока не уничтожил всех, по слову Господа, которое тот изрек Илие.

18 Затем Ахав собрал весь народ и сказал: «Мало служил Ахав Ваалу, Еху послужит ему больше!
19 Потому соберите ко мне всех пороков Ваала, всех его служителей и жрецов, не забывая ни о ком — у меня будет великое жертвоприношение Ваалу! А кто из них не придет, тому не жить». Так говорил Еху притворно, чтобы уничтожить почитателей Ваала.
20 Он велел провозгласить священное празднование в честь Ваала, и оно было объявлено.
21 Еху разослал гонцов по всему Израилю, и явились все почитатели Ваала, не осталось никого, кто бы не пришел. Все они собрались в храм Ваала, так что он заполнился от входа и до выхода.
22 Еху повелел тому, кто надзирал за одеждами, принести одеяния для всех служителей Ваала, и они были им розданы.

23 Тогда Еху и Ехонадав, сын Рехава, отправились в храм Ваала и потребовали у его служителей: «Разузнайте, посмотрите, нет ли среди вас служителей Господа, здесь место только служителям Ваала!»
24 Так приступили они к жертвам и всесожжениям. А Еху поставил снаружи восемьдесят воинов с таким наказом: «Отдаю их вам, и если хоть один из них сбежит, кто его упустит, сам заплатит жизнью».

25 Завершив всесожжение, Еху приказал своей страже и лучшим воинам: «Войдите и перебейте всех! Никому не давайте пощады!» Стража и воины перебили их мечом и выбросили трупы наружу, а потом пошли в ту часть города, где был храм Ваала.
26 Они вынесли наружу идольские камни Ваала и побросали в огонь.
27 Так они уничтожили главный камень Ваала и разрушили его святилище. Вместо него устроили там отхожее место, оно остается и по сей день.
28 Так Еху расправился с Ваалом в Израиле.
29 Но Еху так и не покончил с грехами Яравама, сына Невата, в которые тот ввел Израиль — с золотыми тельцами, что в Бейт-Эле и в Дане.
30 Господь сказал Еху: «Ты поступил правильно и сделал, что Мне было угодно, ты исполнил Мой замысле о доме Ахава — за это потомки твои до четвертого колена будут сидеть на престоле Израильском».
31 Но Еху не стремился поступать по закону Господа, Бога Израилева, от всего сердца и так и не покончил с грехами Яравама, в которые тот ввел Израиль.
32 В те дни начал Господь отрезать части от Израиля. Хазаэл наносил израильтянам поражения по всем их пределам
33 к востоку от Иордана, захватив весь Гилад, земли Гада, Рувима и Манассии от Ароэра, что у потока Арнон, и Гилад, и Башан.
34 Прочее о делах Еху, которые он совершил, и о величии его записано в летописном свитке царей израильских.
35 Еху приложился к праотцам и его похоронили в Самарии. Вместо него воцарился его сын Ехоахаз.
36 Царствование Еху над Израилем в Самарии длилось двадцать восемь лет.

Толкование Далласской семинарии

2. ГИБЕЛЬ ДОМА АХАВОВА И ПРИБЛИЖЕННЫХ К НЕМУ ОТ РУКИ ИИУЯ (10:1−11)

4Цар 10:1−3. Семьдесят сыновей Ахава (подразумеваются все его потомки по мужской линии, включая внуков и, может быть, правнуков) жили в столице Израиля — Самарии. Следуя практике, общепринятой для узурпаторов трона на древнем Востоке (сравните Суд 9:1) и сохранявшейся на протяжении веков, Ииуй решает уничтожить — всех до одного — родственников Ахава, которые могли бы претендовать на трон.

С этой целью он посылает письма в Самарию разного рода официальным лицам (включая «начальников Изреельских», возможно, отвечавших за состояние дворцовых дел в Изрееле; 3Цар 21:1; 4Цар 8:29); все эти люди в той или иной форме и степени были ответственны за жизнь, благополучие и воспитание царских отпрысков. В первом письме к ним Ииуй, проверяя, останутся ли они лояльны к дому Ахава и окажут ли сопротивление ему, предложил им избрать лучшего из 70 принцев, чтобы посадить его царем, а затем стать на его защиту против него, Ииуя.

4Цар 10:4−8. Начальники и старейшины, и воспитатели, получив это письмо, испугались чрезвычайно. Вступать в борьбу с Ииуем, сильным военачальником, только что расправившимся с двумя царями — Иорамом (9:24−26) и Охозией (9:27), они вовсе не хотели. Они были всего лишь сановниками и чиновниками и кровной связи с династией Амврия и Ахава не имели, а потому предпочли перейти на сторону Ииуя (стих 5). И тогда Ииуй послал им второе письмо, в котором повелел немедленно казнить всех принцев дома Ахавова, а головы их принести ему в Изреель на следующий же день. Приказание Ииуя было выполнено. Принесенные ему головы сыновей царских были сложены двумя грудами у входа… в Изреель. Это тоже было обычной практикой на древнем Востоке (сохранявшейся и в недавние века) — складывать у городских ворот «горы» из отрубленных голов побежденных.

4Цар 10:9−11. На следующее утро Ииуй вышел к народу, собравшемуся у городских ворот, и повел весьма продуманный разговор. Прежде всего, желая расположить изреельцев к себе, он снял с них всякую ответственность за гибель их государя. Я умертвил его, — заявил он. Он взял на себя вину за «главное» — с тем, чтобы «очиститься» в глазах народа от обвинения в массовом убийстве царских наследников. Это, мол, не его рук дело, он поражен не менее других: кто убил их всех? Если убийство совершено сановниками Ахава, то не по его, Ииуя, повелению.

Почему было народу не поверить ему, ведь он «честно» признался, что Иорама убил он! Несомненны хитрость, лицемерие и жестокость Ииуя как личные его качества. Добиваясь еще большего расположения народа, Ииуй обращает внимание изреельцев на то, что все произошло в согласии с пророчеством Илии о гибели дома Ахавова. Теперь, когда «общественное мнение» было на его стороне, он мог продолжить серию задуманных им убийств.

Может быть, прежде других были уничтожены все вельможи из дома Ахава, т. е. те, чьими руками были умерщвлены 70 принцев; та же участь постигла всех родственников Ахава и близких ему людей и священников его. Убийство всех до одного из царского окружения было совершено Ииуем именно из безудержной жестокости (и, возможно, с тем, чтобы не осталось мстителей), которая впоследствии была наказана Богом; «крови Изрееля» предстояло быть взысканной с дома Ииуева, как читаем у пророка Осии (Ос 1:4).

3. РАСПРАВА С ДОМОМ ОХОЗИИ (10:12−14)

4Цар 10:12−14. Совершив все, что он совершил, Ииуй отправился в столицу — Самарию. По дороге ему и его свите встретилась большая группа людей; это были братья (в значении «родственники») Охозии, царя Иудейского, которые шли в Изреель навестить членов своего дома (включая царицу-мать Иезавель). По всей вероятности, они ничего не знали о дворцовом перевороте.

Ииуй приказал схватить их всех и заколоть, как причастных дому Ахава. Может быть, кто-то из этих сорока двух, убитых при колодезе Беф-Екеде, были связаны с династией Ахава не кровными, а брачными узами (в 2Пар 22:8 они названы «князьями иудейскими» и «сыновьями братьев (родственников) Охозии, служившими Охозии»); но для Ииуя это не имело значения.

4. УНИЧТОЖЕНИЕ РОДСТВЕННИКОВ АХАВА В САМАРИИ (10:15−17)

4Цар 10:15−17. Следующим человеком на пути Ииуя был Ионадав, который шел навстречу ему; он был известен своим особым благочестием и строгим следованием закону Моисея (Иер 35:6−7). Получив от Ионадава подтверждение, что он — сторонник очищения израильской земли от язычества, которое усердно насаждалось домом Ахава, Ииуй взял его к себе в колесницу — в знак особого взаимного доверия, и желая продемонстрировать ему свою ревность о Господе, а также для того, чтобы народ Самарии, когда Ииуй въедет туда, увидел, что Ионадав, авторитетный в стране человек, — на его стороне.

В Самарии Ииуй убил всех живших там членов дома Ахавова, и произошло это по слову Господа, которое Он изрек Илии.

5. УНИЧТОЖЕНИЕ ИИУЕМ СЛУЖИТЕЛЕЙ ВААЛА (10:18−28)

4Цар 10:18−23. Всенародное собрание по случаю массовых жертвоприношений Ваалу было Ииуем задумано и осуществлено как средство раз и навсегда покончить со служением этому божеству в Израиле. Дом Ваалов (стих 21) был построен в Самарии Ахавом (3Цар 16:32). Под страхом смерти приказано было явиться всем пророкам и священникам Ваала, и это не вызвало подозрения, так как о том, какую религию предпочитал сам Ииуй, в Израиле еще не было известно. Ииуй позаботился о том, чтобы в храме Ваала не оказалось никого из служителей Господних. Ионадав повсюду сопутствовал ему.

4Цар 10:24−28. За стенами дома Ваалова царь поставил восемьдесят человек из числа своих доверенных лиц («скороходов и начальников»), которым поручил «поразить острием меча» всех приносящих в настоящий момент жертвы Ваалу, и предупредил их, что они собственной жизнью отвечают за то, чтобы ни один из его служителей не спасся. По окончании всесожжении те вбежали в храм и убили всех приносивших их. Неясно звучит окончание стих 25; возможно, в городе было еще одно капище Ваалово. Так или иначе, все предметы языческого культа — статуи и изображения были вынесены и сожжены, а статуя самого Ваала разбита, капище его разрушено, и самое место это осквернено.

Этим последним массовым убийством, совершенным Ииуем, который явился орудием Божьего суда, был положен конец исповеданию культа Ваала на израильской земле; начало же процессу изгнания Ваала из Израиля положил пророк Илия.

6. ОЦЕНКА ИИУЯ (10:29−31)

4Цар 10:29−31. Сам Ииуй, однако, не до конца подчинился Господу; в своей религиозной реформе он ограничился ниспровержением Ваала. Сказано, что от грехов Иеровоама он не отступал, т. е. не положил конца культу золотых тельцов, центры которого были в Вефиле Дане. Культа этого держались все израильские цари и до Ииуя. (Напомним, что в свое время он был учрежден царем Иеровоамом с тем, чтобы народ Израиля служил Иегове в образе золотого тельца, а не ходил в Иерусалим (3Цар 12:26 и далее); цель этого состояла в предотвращении слияния Северного и Южного царств, но действительным результатом стала гибель Северного царства, которая началась уже при Ииуе.)

Однако в осуществлении суда над домом Ахава Ииуй послужил орудием Божиим, и за это Господь обещал ему, что потомки его в четырех поколениях будут оставаться на троне Израиля. Так, Ииуй стал родоначальником пятой династии израильских царей, к которой кроме него, относились Иоахаз, Иоас, Иеровоам II и Захария.

7. ИИУЙ ТЕРЯЕТ СВОИ ВЛАДЕНИЯ (10:32−36)

4Цар 10:32−36. За то, что до конца Ииуй Господу верен не был (стих 29, 31), Господь наказал и его: он не был сильным правителем; терпя поражения от сирийцев и ассирийцев, он понес значительные территориальные потери. Царствование его было отмечено периодически вспыхивавшими волнениями и беспорядками. Азаил, царь сирийский, «отрезал» от Израиля в свою пользу все Трансиорданье, а затем стал вторгаться на израильскую территорию западнее р. Иордан (12:17−18; 13:7).

Еще прежде чем начал военные действия против Израиля Азаил, Салманассар III, ассирийский царь, обязал Ииуя стать его данником. На так называемом «Черном обелиске», относящемся ко времени Салманассара III, сохранилось изображение Ииуя, платящего дань. Это, кстати, единственное, на сегодняшний день обнаруженное, изображение израильского царя.

Думается, если бы Ииуй, в чрезмерной жестокости своей, не совершил ненужного убийства всех сановников своего предшественника Иорама (10:11), то мог бы — на благо себе и стране — воспользоваться их опытом и советами. Можно предположить, что свойства его характера — помимо безжалостности, лживость и лицемерие — заставляли и людей, наиболее приближенных к нему, относиться к нему с недоверием. В плане чисто историческом обстановка для Ииуя складывалась неблагоприятно: после убийства иудейского царя Охозии пал союз между Иудеей и Израилем, который для обоих царств служил залогом известной силы.

В результате убийства Иорама, финикиянки Иезавели и жрецов Ваала прервались связи Израиля с Финикией. Но в историческом плане лишь преломлялись планы Господни; сказано, что Он начал отрезать части от Израильтян. Отмеченное многими бедами царствование Ииуя над Израилем продолжалось двадцать восемь лет (841−814 гг. до Р. Х.).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.