4 Царств 10 глава

Четвертая книга Царств
Новый русский перевод → Толкование Далласской семинарии

Новый русский перевод

1 В Самарии было семьдесят сыновей Ахава. Ииуй написал письма и послал их в Самарию к правителям Изрееля,[41] к старейшинам и воспитателям сыновей Ахава. Он сказал:
2 — Как только вы получите это письмо, то раз с вами сыновья вашего господина и у вас есть колесницы и кони, укрепленный город и оружие,
3 выберите лучшего и достойнейшего из сыновей вашего господина и посадите его на отцовский престол. А затем сражайтесь за дом господина своего.
4 Но они очень испугались и сказали:
— Если ему не смогли противостоять два царя, то как можем мы?
5 Распорядитель дворца, правитель города, старейшины и воспитатели послали сказать Ииую:
— Мы твои слуги и сделаем всё, что ты скажешь. Мы не будем никого ставить царем, делай всё, как считаешь нужным.
6 Тогда Ииуй написал им второе письмо, говоря:
— Если вы на моей стороне и послушны мне, возьмите головы сыновей своего господина и завтра к этому времени приходите ко мне в Изреель.
Царские сыновья, семьдесят человек, были со знатнейшими людьми города, которым было доверено их воспитание.
7 Как только пришло письмо, эти люди взяли семьдесят царских сыновей и закололи их всех. Они положили их головы в корзины и послали к Ииую в Изреель.
8 Прибыв, посланец доложил Ииую:
— Принесли головы царских сыновей.
Ииуй приказал:
— Сложите их в две кучи у входа в городские ворота до утра.
9 На следующее утро Ииуй вышел, встал перед народом и сказал:
— Вы невиновны. Это я составил заговор против моего господина и убил его, но кто убил вот этих?
10 Итак, знайте, что ни одно слово, которое Господь изрек против дома Ахава, не осталось неисполненным. Господь сделал то, что обещал через Своего слугу Илию.[42]
11 И перебил Ииуй в Изрееле всех, кто ещё оставался от дома Ахава, вместе со всеми его приближенными, близкими друзьями и священниками, никого не оставив в живых.
12 После этого Ииуй тронулся в путь к Самарии. Он остановился в месте, которое называлось Бет-Экед пастуший.
13 Там он встретил родственников Охозии, царя Иудеи, и спросил:
— Вы кто?
Они сказали:
— Мы родственники Охозии и вышли приветствовать сыновей царя и сыновей царицы-матери.
14 — Взять их живыми! — приказал он.
Их взяли живыми и закололи — сорок два человека, при колодце у Бет-Экеда. Он не оставил никого из них в живых.
15 Уйдя оттуда, он встретил Ионадава, сына Рехава[43], который шёл ему навстречу. Ииуй приветствовал его и сказал:
— Так же ли твое сердце верно моему, как мое твоему?
— Да, — ответил Ионадав.
— Если да, то дай мне руку, — сказал Ииуй. Он дал ему руку, и Ииуй помог ему взойти на колесницу.
16 Ииуй сказал:
— Едем со мной. Ты увидишь мою ревность о Господе, — и повез его в своей колеснице.
17 Когда Ииуй прибыл в Самарию, он перебил всех, кто оставался там от дома Ахава. Он истребил их по слову, которое Господь сказал Илии.
18 После этого Ииуй собрал весь народ и сказал им:
— Ахав служил Баалу мало — Ииуй будет служить ему больше.
19 Итак, позовите ко мне всех пророков Баала, всех его служителей и всех его жрецов. Смотрите, чтобы пришли все до одного, потому что я хочу принести Баалу великую жертву. А кто не придет, тому не жить. — Ииуй действовал с хитростью, желая истребить служителей Баала.
20 Он сказал:
— Объявите праздничное собрание в честь Баала.
И они возвестили об этом.
21 Ииуй послал весть по всему Израилю, и все служители Баала явились, не осталось ни одного, кто бы не пришёл. Они собирались в храме Баала, пока он не наполнился от одного конца до другого.
22 Ииуй сказал хранителю одежд:
— Принеси одежды для всех служителей Баала.
И он вынес для них одежды.
23 Затем Ииуй и Ионадав, сын Рехава, вошли в храм Баала. Ииуй сказал служителям Баала:
— Поищите и посмотрите, чтобы с вами здесь не было служителей Господа, а только служители Баала.
24 И они вошли, чтобы принести жертвы и всесожжения. А Ииуй расставил снаружи восемьдесят человек, предупредив их:
— Если кто из вас позволит кому-нибудь из тех людей, которых я отдаю в ваши руки, спастись, он расплатится за это своей жизнью.
25 Как только Ииуй закончил приносить всесожжение, он сказал стражам и военачальникам:
— Войдите и перебейте их, и пусть никто не спасется.
И они перебили их мечами. Стражи и военачальники выбросили их тела наружу, а затем прошли во внутреннее святилище храма Баала.
26 Они вынесли из храма Баала священный камень и бросили его в огонь.
27 Они уничтожили священный камень Баала, разрушили храм Баала и сделали из него отхожее место, как это есть и до сегодняшнего дня.
28 Так Ииуй искоренил в Израиле почитание Баала.
29 Но он не отвернулся от грехов Иеровоама, сына Навата, к которым тот склонил Израиль, — от поклонения золотым тельцам Вефиля и Дана.
30 Господь сказал Ииую:
— Так как ты поступил хорошо, совершив то, что правильно в Моих глазах, и сделал с домом Ахава всё, как Я хотел, твои потомки будут сидеть на престоле Израиля до четвертого поколения.
31 Но Ииуй не следил за тем, чтобы исполнять Закон Господа, Бога Израиля, от всего сердца. Он не отвернулся от грехов Иеровоама, к которым тот склонил Израиль.
32 В те дни Господь начал уменьшать территорию Израиля. Хазаил разбил израильтян по всей их земле
33 к востоку от Иордана, всю землю Галаада (область Гада, Рувима и Манассии), от города Ароера, что у потока Арнон, через область Галаада до области Башана.
34 Что же до прочих событий правления Ииуя, всего, что он сделал, и всего, чего он достиг, то разве не записаны они в «Книге летописей царей Израиля»?
35 Ииуй упокоился со своими предками и был похоронен в Самарии. Иоахаз, его сын, стал царем вместо него.
36 Ииуй царствовал над Израилем в Самарии двадцать восемь лет.

Толкование Далласской семинарии

2. ГИБЕЛЬ ДОМА АХАВОВА И ПРИБЛИЖЕННЫХ К НЕМУ ОТ РУКИ ИИУЯ (10:1−11)

4Цар 10:1−3. Семьдесят сыновей Ахава (подразумеваются все его потомки по мужской линии, включая внуков и, может быть, правнуков) жили в столице Израиля — Самарии. Следуя практике, общепринятой для узурпаторов трона на древнем Востоке (сравните Суд 9:1) и сохранявшейся на протяжении веков, Ииуй решает уничтожить — всех до одного — родственников Ахава, которые могли бы претендовать на трон.

С этой целью он посылает письма в Самарию разного рода официальным лицам (включая «начальников Изреельских», возможно, отвечавших за состояние дворцовых дел в Изрееле; 3Цар 21:1; 4Цар 8:29); все эти люди в той или иной форме и степени были ответственны за жизнь, благополучие и воспитание царских отпрысков. В первом письме к ним Ииуй, проверяя, останутся ли они лояльны к дому Ахава и окажут ли сопротивление ему, предложил им избрать лучшего из 70 принцев, чтобы посадить его царем, а затем стать на его защиту против него, Ииуя.

4Цар 10:4−8. Начальники и старейшины, и воспитатели, получив это письмо, испугались чрезвычайно. Вступать в борьбу с Ииуем, сильным военачальником, только что расправившимся с двумя царями — Иорамом (9:24−26) и Охозией (9:27), они вовсе не хотели. Они были всего лишь сановниками и чиновниками и кровной связи с династией Амврия и Ахава не имели, а потому предпочли перейти на сторону Ииуя (стих 5). И тогда Ииуй послал им второе письмо, в котором повелел немедленно казнить всех принцев дома Ахавова, а головы их принести ему в Изреель на следующий же день. Приказание Ииуя было выполнено. Принесенные ему головы сыновей царских были сложены двумя грудами у входа… в Изреель. Это тоже было обычной практикой на древнем Востоке (сохранявшейся и в недавние века) — складывать у городских ворот «горы» из отрубленных голов побежденных.

4Цар 10:9−11. На следующее утро Ииуй вышел к народу, собравшемуся у городских ворот, и повел весьма продуманный разговор. Прежде всего, желая расположить изреельцев к себе, он снял с них всякую ответственность за гибель их государя. Я умертвил его, — заявил он. Он взял на себя вину за «главное» — с тем, чтобы «очиститься» в глазах народа от обвинения в массовом убийстве царских наследников. Это, мол, не его рук дело, он поражен не менее других: кто убил их всех? Если убийство совершено сановниками Ахава, то не по его, Ииуя, повелению.

Почему было народу не поверить ему, ведь он «честно» признался, что Иорама убил он! Несомненны хитрость, лицемерие и жестокость Ииуя как личные его качества. Добиваясь еще большего расположения народа, Ииуй обращает внимание изреельцев на то, что все произошло в согласии с пророчеством Илии о гибели дома Ахавова. Теперь, когда «общественное мнение» было на его стороне, он мог продолжить серию задуманных им убийств.

Может быть, прежде других были уничтожены все вельможи из дома Ахава, т. е. те, чьими руками были умерщвлены 70 принцев; та же участь постигла всех родственников Ахава и близких ему людей и священников его. Убийство всех до одного из царского окружения было совершено Ииуем именно из безудержной жестокости (и, возможно, с тем, чтобы не осталось мстителей), которая впоследствии была наказана Богом; «крови Изрееля» предстояло быть взысканной с дома Ииуева, как читаем у пророка Осии (Ос 1:4).

3. РАСПРАВА С ДОМОМ ОХОЗИИ (10:12−14)

4Цар 10:12−14. Совершив все, что он совершил, Ииуй отправился в столицу — Самарию. По дороге ему и его свите встретилась большая группа людей; это были братья (в значении «родственники») Охозии, царя Иудейского, которые шли в Изреель навестить членов своего дома (включая царицу-мать Иезавель). По всей вероятности, они ничего не знали о дворцовом перевороте.

Ииуй приказал схватить их всех и заколоть, как причастных дому Ахава. Может быть, кто-то из этих сорока двух, убитых при колодезе Беф-Екеде, были связаны с династией Ахава не кровными, а брачными узами (в 2Пар 22:8 они названы «князьями иудейскими» и «сыновьями братьев (родственников) Охозии, служившими Охозии»); но для Ииуя это не имело значения.

4. УНИЧТОЖЕНИЕ РОДСТВЕННИКОВ АХАВА В САМАРИИ (10:15−17)

4Цар 10:15−17. Следующим человеком на пути Ииуя был Ионадав, который шел навстречу ему; он был известен своим особым благочестием и строгим следованием закону Моисея (Иер 35:6−7). Получив от Ионадава подтверждение, что он — сторонник очищения израильской земли от язычества, которое усердно насаждалось домом Ахава, Ииуй взял его к себе в колесницу — в знак особого взаимного доверия, и желая продемонстрировать ему свою ревность о Господе, а также для того, чтобы народ Самарии, когда Ииуй въедет туда, увидел, что Ионадав, авторитетный в стране человек, — на его стороне.

В Самарии Ииуй убил всех живших там членов дома Ахавова, и произошло это по слову Господа, которое Он изрек Илии.

5. УНИЧТОЖЕНИЕ ИИУЕМ СЛУЖИТЕЛЕЙ ВААЛА (10:18−28)

4Цар 10:18−23. Всенародное собрание по случаю массовых жертвоприношений Ваалу было Ииуем задумано и осуществлено как средство раз и навсегда покончить со служением этому божеству в Израиле. Дом Ваалов (стих 21) был построен в Самарии Ахавом (3Цар 16:32). Под страхом смерти приказано было явиться всем пророкам и священникам Ваала, и это не вызвало подозрения, так как о том, какую религию предпочитал сам Ииуй, в Израиле еще не было известно. Ииуй позаботился о том, чтобы в храме Ваала не оказалось никого из служителей Господних. Ионадав повсюду сопутствовал ему.

4Цар 10:24−28. За стенами дома Ваалова царь поставил восемьдесят человек из числа своих доверенных лиц («скороходов и начальников»), которым поручил «поразить острием меча» всех приносящих в настоящий момент жертвы Ваалу, и предупредил их, что они собственной жизнью отвечают за то, чтобы ни один из его служителей не спасся. По окончании всесожжении те вбежали в храм и убили всех приносивших их. Неясно звучит окончание стих 25; возможно, в городе было еще одно капище Ваалово. Так или иначе, все предметы языческого культа — статуи и изображения были вынесены и сожжены, а статуя самого Ваала разбита, капище его разрушено, и самое место это осквернено.

Этим последним массовым убийством, совершенным Ииуем, который явился орудием Божьего суда, был положен конец исповеданию культа Ваала на израильской земле; начало же процессу изгнания Ваала из Израиля положил пророк Илия.

6. ОЦЕНКА ИИУЯ (10:29−31)

4Цар 10:29−31. Сам Ииуй, однако, не до конца подчинился Господу; в своей религиозной реформе он ограничился ниспровержением Ваала. Сказано, что от грехов Иеровоама он не отступал, т. е. не положил конца культу золотых тельцов, центры которого были в Вефиле Дане. Культа этого держались все израильские цари и до Ииуя. (Напомним, что в свое время он был учрежден царем Иеровоамом с тем, чтобы народ Израиля служил Иегове в образе золотого тельца, а не ходил в Иерусалим (3Цар 12:26 и далее); цель этого состояла в предотвращении слияния Северного и Южного царств, но действительным результатом стала гибель Северного царства, которая началась уже при Ииуе.)

Однако в осуществлении суда над домом Ахава Ииуй послужил орудием Божиим, и за это Господь обещал ему, что потомки его в четырех поколениях будут оставаться на троне Израиля. Так, Ииуй стал родоначальником пятой династии израильских царей, к которой кроме него, относились Иоахаз, Иоас, Иеровоам II и Захария.

7. ИИУЙ ТЕРЯЕТ СВОИ ВЛАДЕНИЯ (10:32−36)

4Цар 10:32−36. За то, что до конца Ииуй Господу верен не был (стих 29, 31), Господь наказал и его: он не был сильным правителем; терпя поражения от сирийцев и ассирийцев, он понес значительные территориальные потери. Царствование его было отмечено периодически вспыхивавшими волнениями и беспорядками. Азаил, царь сирийский, «отрезал» от Израиля в свою пользу все Трансиорданье, а затем стал вторгаться на израильскую территорию западнее р. Иордан (12:17−18; 13:7).

Еще прежде чем начал военные действия против Израиля Азаил, Салманассар III, ассирийский царь, обязал Ииуя стать его данником. На так называемом «Черном обелиске», относящемся ко времени Салманассара III, сохранилось изображение Ииуя, платящего дань. Это, кстати, единственное, на сегодняшний день обнаруженное, изображение израильского царя.

Думается, если бы Ииуй, в чрезмерной жестокости своей, не совершил ненужного убийства всех сановников своего предшественника Иорама (10:11), то мог бы — на благо себе и стране — воспользоваться их опытом и советами. Можно предположить, что свойства его характера — помимо безжалостности, лживость и лицемерие — заставляли и людей, наиболее приближенных к нему, относиться к нему с недоверием. В плане чисто историческом обстановка для Ииуя складывалась неблагоприятно: после убийства иудейского царя Охозии пал союз между Иудеей и Израилем, который для обоих царств служил залогом известной силы.

В результате убийства Иорама, финикиянки Иезавели и жрецов Ваала прервались связи Израиля с Финикией. Но в историческом плане лишь преломлялись планы Господни; сказано, что Он начал отрезать части от Израильтян. Отмеченное многими бедами царствование Ииуя над Израилем продолжалось двадцать восемь лет (841−814 гг. до Р. Х.).

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [41] — Или: к городским правителям.
10 [42] — См. 3Цар 21:21-24, 29.
15 [43] — См. Иер 35.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.