4 Царств 12 глава

Четвертая книга Царств
Новый русский перевод → Толкование Далласской семинарии

Новый русский перевод

1 На седьмом году правления Ииуя Иоаш стал царем и правил в Иерусалиме сорок лет. Его мать звали Цивия; она была родом из Вирсавии.
2 Иоаш делал то, что было правильным в глазах Господа, всё время, пока его наставлял священник Иодай.
3 Лишь святилища на возвышенностях не были убраны, и народ продолжал приносить там жертвы и возжигать благовония.
4 Иоаш сказал священникам:
— Соберите все деньги, что приносятся как священный дар в дом Господа, — деньги, собранные по переписи, деньги, полученные по обетам, и деньги, которые были добровольно пожертвованы на дом.
5 Пусть возьмут деньги у казначеев и используют их на восстановление дома Господа там, где найдется повреждение.
6 Но к двадцать третьему году правления царя Иоаша священники всё ещё не восстановили дом.
7 И вот царь Иоаш призвал священника Иодая и прочих священников и спросил их:
— Почему вы не чините дом? Не берите больше денег у казначеев, а передайте их на починку дома.
8 Тогда священники согласились, что не будут больше ни принимать от народа денег, ни отвечать за восстановление дома.
9 Священник Иодай взял ящик и проделал в его крышке отверстие. Он поставил его у жертвенника, с правой стороны от входа в дом Господа, и священники, которые охраняли вход, клали в ящик все деньги, приносимые в дом Господа.
10 Всякий раз, когда они видели, что в ящике много денег, приходили царский писарь и первосвященник, считали деньги, принесенные в дом Господа, и клали их в мешки.
11 Когда деньги были пересчитаны, они отдавали их тем, кто смотрел за работами в доме. А те платили тем, кто работал в доме Господа, — плотникам и строителям,
12 тем, кто клал стены, и тем, кто тесал камни. Они также покупали дерево и тесаные камни для восстановления дома Господа и оплачивали все прочие расходы на восстановление дома.
13 Но ни серебряных кубков, ни ножниц для фитилей, ни кропильных чаш, ни труб, ни иных вещей из золота или серебра для дома Господа не изготовляли на деньги, приносимые в дом.
14 Деньги платили рабочим, которые восстанавливали дом.
15 От тех, кому отдавали деньги для выплаты рабочим, не требовали отчета, потому что они действовали честно.
16 Деньги от жертв повинности и жертв за грех[47] не вносились в дом Господа — они шли священникам.
17 В то время Хазаил, царь Арама, напал на город Гат и захватил его. Затем он решил идти на Иерусалим.
18 Но Иоаш, царь Иудеи, взял все священные вещи, посвященные его отцами Иосафатом, Иорамом и Охозией, царями Иудеи, дары, которые посвятил он сам, и все золото, которое нашлось в сокровищницах дома Господа и царского дворца, и послал их Хазаилу, царю Арама, который после этого отошел от Иерусалима.
19 Что же до прочих событий правления Иоаша и всего, что он сделал, то разве не записаны они в «Книге летописей царей Иудеи»?
20 Его приближенные составили против него заговор и убили его в Бет-Милло, на дороге, которая спускается к Силле.
21 Иозавад, сын Шимеаты, и Иегозавад, сын Шомеры, — вот те приближенные, которые сразили его до смерти. Он был похоронен со своими предками в Городе Давида. Амасия, его сын, стал царем вместо него.

Толкование Далласской семинарии

2. РЕСТАВРАЦИЯ ИОАСОМ ХРАМА (12:4−16)

4Цар 12:4−8. Иоас задумал реставрационные работы в храме Соломона ввиду того, что в царствование нечестивой Гофолии он не только не ремонтировался, несмотря на нужду в этом, но, напротив, всячески был разоряем (2Пар 24:7). Для осуществления задуманного Иоас решил воспользоваться деньгами (серебром), которые стекались в храм от народа; имелся в виду «подушный выкуп» от каждого еврея, достигшего 20 лет и подлежавшего «исчислению» (серебро, вносимое за каждую душу по оценке; Исх 30:11−16), а также деньги от выкупа обетов (все серебро посвящаемое; Лев 27; Чис 30) и добровольные приношения.

Но выполнить то, что замыслил, царю не удалось. Вероятно, потому, что все перечисленное составляло регулярные источники храмового дохода, и его не хватало и на повседневные нужды, связанные со служением, и на поддержание жизни священников и левитов, и на ремонтные работы в храме. (Под «знакомыми» в стихе 5 и 7 понимались прихожане, обращавшиеся к священникам, хорошо им известным.) Царь Иоас вместе с тем объявил всенародный сбор средств на починку храма, и ответственность за это возложил на священников и левитов, но и это его начинание успеха не имело (сравните стих 7 с 2Пар 24:5).

Дело было, видимо, в том, что священники и левиты не были настроены «отрывать от себя», т. е. все поступавшие в храм деньги они предпочитали расходовать на нужды служения и свои личные нужды, а не на ремонтные работы в доме Господнем. Тогда Иоас повелел им вовсе не брать серебра из регулярных приношений (у знакомых своих, стих 7), ибо отныне он учреждал новый порядок. Подробно об этом рассказано ниже, а также в 2Пар 24:8−14.

4Цар 12:9−16. У входа в дом Господень был установлен ящик — специально для сбора пожертвований. И полагали туда священники все серебро, приносимое в дом Господень. На первосвященника и царского писца была возложена ответственность за пересчет собранных денег и раздачу их производителям работ, а те, в свою очередь, оплачивали плотников и строителей.

Поначалу на изготовление священных предметов (прежние были разворованы Гофолией и другими почитателями Ваала) этих денег не тратили (стих 13), но впоследствии, поскольку собранного оказалось в избытке, «серебро» стали расходовать и на это (2Пар 24:14). Отмечено, что с тех, кто изымал серебро из ящика и пересчитывал его, а затем отдавал производителям работ (т. е. с первосвященника и писца) отчета не требовали, так как они действовали честно. Обращают на себя внимание эти ревностность и честность иудеев, вновь утверждавшихся в Господе. Особо сказано о том, что денежные пожертвования в уплату за вину (преступление) и грех по прежнему оставлялись священникам и левитам (на поддержание их жизни); из них на ремонт храма не брали (стих 16).

В царствование Иоаса произошло несколько событий, не записанных в 4-й Царств; о них рассказано в 2-й Паралипоменон.

Первосвященник Иодай прожил необычайно долгую жизнь — 130 лет, как сказано в 2Пар 24:15−16. Но после его смерти Иоас стал прислушиваться к советам некоторых официальных в Иудее лиц, в результате чего все более отдалялся от Господа. И тогда Бог стал посылать пророков, чтобы предостеречь народ (2Пар 24:17−19). С пророческим предостережением царю и народу выступил и Захария, сын Иодая, ставший первосвященником после своего отца. Против него составлен был заговор, поддержанный царем, и Захарию побили камнями (2Пар 24:20−22).

3. ИОАС ОТКУПАЕТСЯ ОТ АЗАИЛА (12:17−18)

4Цар 12:17−18. Азаил, царь Сирийский, неоднократно наносил поражения израильским царям — Ииую и Иоахазу (13:3, 22). Продвигаясь на юг, вдоль побережья, его войска подошли к границе Иудеи и вторглись в страну. Сирийцы захватили Геф, филистимский город, который прежде был взят иудеями (2Пар 11:8). И вознамерился Азаил идти на Иерусалим. И, судя по 2Пар 24:23, сирийские отряды ворвались в столицу Иудеи и «истребили всех князей народа», т. е. множество сановников, приближенных царя.

Тогда Иоас решил откупиться от сирийца и отдал ему из сокровищниц храма все, что жертвовали туда его предшественники и он сам, и все, какое там нашлось золото. Взяв эту «цену», Азаил отступил от Иерусалима. В 2Пар 24:24 прямо сказано, что сирийцев было немного, по сравнению с военной силой иудеев, но «Господь предал (их) в руку» (врагов) за отступление от Него Иоаса.

4. СМЕРТЬ ИОАСА (12:19−21)

4Цар 12:19−21. Иоас был тяжело ранен сирийцами (2Пар 24:25). Может быть, из дома Милло (крепость на территории Иерусалима; толкование на 3Цар 9:15) он отправился в Силлу (местонахождение не известно) залечивать раны. Но по дороге туда, во время одной из остановок, он был убит, пав жертвой заговора, который составили против него несколько приближенных. В 2Пар 24:25 сказано, что причиной заговора было убийство, с одобрения царя, Захарии, сына первосвященника Иодая (2Пар 24:20−22). Убит Иоас был в своей постели.

Его убийцы названы по именам. В 2Пар 24:26 читаем, что матерью Иозакара была аммонитянка, а матерью Иегозавада — моавитянка (толкование на этот стих) Иоас был похоронен в городе Давидовом (Иерусалиме), однако, не в царских гробницах (2Пар 24:25), не удостоившись этой высокой чести. Ему наследовал Амасия, сын его.

Примечания:

 
Новый русский перевод
16 [47] — Или: очистительной жертвы, так же по всей книге.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.