4 Царств 10 глава

Четвертая книга Царств
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 У Ахава было семьдесят сыновей в Самарии. И написал Ииуй письма, и послал в Самарию к начальникам Изреельским, старейшинам и воспитателям детей Ахавовых, такого содержания:
2 когда придёт это письмо к вам, то, так как у вас и сыновья господина вашего, у вас же и колесницы, и кони, и укреплённый город, и оружие, —
3 выберите лучшего и достойнейшего из сыновей государя своего, и посадите на престол отца его, и воюйте за дом государя своего.
4 Они испугались чрезвычайно и сказали: вот, два царя не устояли перед ним, как же нам устоять?
5 И послал начальствующий над домом царским, и градоначальник, и старейшины, и воспитатели к Ииую, сказать: мы рабы твои, и что скажешь нам, то и сделаем; мы никого не поставим царём, что угодно тебе, то и делай.
6 И написал он к ним письмо во второй раз такое: если вы мои и слову моему повинуетесь, то возьмите головы сыновей государя своего, и придите ко мне завтра в это время в Изреель. (Царских же сыновей было семьдесят человек; воспитывали их знатнейшие в городе.)
7 Когда пришло к ним письмо, они взяли царских сыновей, и закололи их — семьдесят человек, и положили головы их в корзины, и послали к нему в Изреель.
8 И пришёл посланный, и донёс ему, и сказал: принесли головы сыновей царских. И сказал он: разложите их на две груды у входа в ворота, до утра.
9 Поутру он вышел, и стал, и сказал всему народу: вы невиновны. Вот, я восстал против государя моего и умертвил его, а их всех кто убил?
10 Знайте же теперь, что не падёт на землю ни одно слово Господа, которое Он изрёк о доме Ахава; Господь сделал то, что изрёк через раба Своего Илию.
11 И умертвил Ииуй всех оставшихся из дома Ахава в Изрееле, и всех вельмож его, и близких его, и священников его, так что не осталось от него ни одного уцелевшего.
12 И встал, и пошёл, и пришёл в Самарию. Находясь на пути при Беф-Екеде пастушеском,
13 встретил Ииуй братьев Охозии, царя Иудейского, и сказал: кто вы? Они сказали: мы братья Охозии, идём узнать о здоровье сыновей царя и сыновей государыни.
14 И сказал он: возьмите их живых. И взяли их живых, и закололи их — сорок два человека, при колодезе Беф-Екеда, и не осталось из них ни одного.
15 И поехал оттуда, и встретился с Ионадавом, сыном Рихавовым, шедшим навстречу ему, и приветствовал его, и сказал ему: расположено ли твоё сердце так, как моё сердце к твоему сердцу? И сказал Ионадав: да. Если так, то дай руку твою. И подал он руку свою, и приподнял он его к себе в колесницу,
16 и сказал: поезжай со мною, и смотри на мою ревность о Господе. И посадили его в колесницу.
17 Прибыв в Самарию, он убил всех, остававшихся у Ахава в Самарии, так что совсем истребил его, по слову Господа, которое Он изрёк Илии.
18 И собрал Ииуй весь народ и сказал им: Ахав мало служил Ваалу; Ииуй будет служить ему более.
19 Итак, созовите ко мне всех пророков Ваала, всех служителей его и всех священников его, чтобы никто не был в отсутствии, потому что у меня будет великая жертва Ваалу. А всякий, кто не явится, не останется жив. Ииуй делал это с хитрым намерением, чтобы истребить служителей Ваала.
20 И сказал Ииуй: назначьте праздничное собрание ради Ваала. И провозгласили собрание.
21 И послал Ииуй по всему Израилю, и пришли все служители Ваала; не оставалось ни одного человека, кто бы не пришёл; и вошли в дом Ваалов, и наполнился дом Ваалов от края до края.
22 И сказал он хранителю одежд: принеси одежду для всех служителей Ваала. И он принёс им одежду.
23 И вошёл Ииуй с Ионадавом, сыном Рихавовым, в дом Ваалов, и сказал служителям Ваала: разведайте и разглядите, не находится ли у вас кто-нибудь из служителей Господних, так как здесь должны находиться только одни служители Ваала.
24 И приступили они к совершению жертв и всесожжений. А Ииуй поставил вне дома восемьдесят человек и сказал: душа того, у которого спасётся кто-либо из людей, которых я отдаю вам в руки, будет вместо души спасшегося.
25 Когда кончено было всесожжение, сказал Ииуй скороходам и начальникам: пойдите, бейте их, чтобы ни один не ушёл. И поразили их остриём меча и бросили их скороходы и начальники, и пошли в город, где было капище Ваалово.
26 И вынесли статуи из капища Ваалова и сожгли их.
27 И разбили статую Ваала, и разрушили капище Ваалово; и сделали из него место нечистот, до сего дня.
28 И истребил Ииуй Ваала с земли Израильской.
29 Впрочем, от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввёл Израиля в грех, от них не отступал Ииуй, — от золотых тельцов, которые в Вефиле и которые в Дане.
30 И сказал Господь Ииую: за то, что ты охотно сделал, что было праведно в очах Моих, выполнил над домом Ахавовым всё, что было на сердце у Меня, сыновья твои до четвёртого рода будут сидеть на престоле Израилевом.
31 Но Ииуй не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца. Он не отступал от грехов Иеровоама, который ввёл Израиля в грех.
32 В те дни начал Господь отрезать части от Израильтян, и поражал их Азаил во всём пределе Израилевом,
33 на восток от Иордана, всю землю Галаад, колено Гадово, Рувимово, Манассиино, начиная от Ароера, который при потоке Арноне, и Галаад и Васан.
34 Прочее об Ииуе и обо всём, что он сделал, и о мужественных подвигах его написано в летописи царей Израильских.
35 И почил Ииуй с отцами своими, и похоронили его в Самарии. И воцарился Иоахаз, сын его, вместо него.
36 Времени же царствования Ииуева над Израилем, в Самарии, было двадцать восемь лет.

Толкование Далласской семинарии

2. ГИБЕЛЬ ДОМА АХАВОВА И ПРИБЛИЖЕННЫХ К НЕМУ ОТ РУКИ ИИУЯ (10:1−11)

4Цар 10:1−3. Семьдесят сыновей Ахава (подразумеваются все его потомки по мужской линии, включая внуков и, может быть, правнуков) жили в столице Израиля — Самарии. Следуя практике, общепринятой для узурпаторов трона на древнем Востоке (сравните Суд 9:1) и сохранявшейся на протяжении веков, Ииуй решает уничтожить — всех до одного — родственников Ахава, которые могли бы претендовать на трон.

С этой целью он посылает письма в Самарию разного рода официальным лицам (включая «начальников Изреельских», возможно, отвечавших за состояние дворцовых дел в Изрееле; 3Цар 21:1; 4Цар 8:29); все эти люди в той или иной форме и степени были ответственны за жизнь, благополучие и воспитание царских отпрысков. В первом письме к ним Ииуй, проверяя, останутся ли они лояльны к дому Ахава и окажут ли сопротивление ему, предложил им избрать лучшего из 70 принцев, чтобы посадить его царем, а затем стать на его защиту против него, Ииуя.

4Цар 10:4−8. Начальники и старейшины, и воспитатели, получив это письмо, испугались чрезвычайно. Вступать в борьбу с Ииуем, сильным военачальником, только что расправившимся с двумя царями — Иорамом (9:24−26) и Охозией (9:27), они вовсе не хотели. Они были всего лишь сановниками и чиновниками и кровной связи с династией Амврия и Ахава не имели, а потому предпочли перейти на сторону Ииуя (стих 5). И тогда Ииуй послал им второе письмо, в котором повелел немедленно казнить всех принцев дома Ахавова, а головы их принести ему в Изреель на следующий же день. Приказание Ииуя было выполнено. Принесенные ему головы сыновей царских были сложены двумя грудами у входа… в Изреель. Это тоже было обычной практикой на древнем Востоке (сохранявшейся и в недавние века) — складывать у городских ворот «горы» из отрубленных голов побежденных.

4Цар 10:9−11. На следующее утро Ииуй вышел к народу, собравшемуся у городских ворот, и повел весьма продуманный разговор. Прежде всего, желая расположить изреельцев к себе, он снял с них всякую ответственность за гибель их государя. Я умертвил его, — заявил он. Он взял на себя вину за «главное» — с тем, чтобы «очиститься» в глазах народа от обвинения в массовом убийстве царских наследников. Это, мол, не его рук дело, он поражен не менее других: кто убил их всех? Если убийство совершено сановниками Ахава, то не по его, Ииуя, повелению.

Почему было народу не поверить ему, ведь он «честно» признался, что Иорама убил он! Несомненны хитрость, лицемерие и жестокость Ииуя как личные его качества. Добиваясь еще большего расположения народа, Ииуй обращает внимание изреельцев на то, что все произошло в согласии с пророчеством Илии о гибели дома Ахавова. Теперь, когда «общественное мнение» было на его стороне, он мог продолжить серию задуманных им убийств.

Может быть, прежде других были уничтожены все вельможи из дома Ахава, т. е. те, чьими руками были умерщвлены 70 принцев; та же участь постигла всех родственников Ахава и близких ему людей и священников его. Убийство всех до одного из царского окружения было совершено Ииуем именно из безудержной жестокости (и, возможно, с тем, чтобы не осталось мстителей), которая впоследствии была наказана Богом; «крови Изрееля» предстояло быть взысканной с дома Ииуева, как читаем у пророка Осии (Ос 1:4).

3. РАСПРАВА С ДОМОМ ОХОЗИИ (10:12−14)

4Цар 10:12−14. Совершив все, что он совершил, Ииуй отправился в столицу — Самарию. По дороге ему и его свите встретилась большая группа людей; это были братья (в значении «родственники») Охозии, царя Иудейского, которые шли в Изреель навестить членов своего дома (включая царицу-мать Иезавель). По всей вероятности, они ничего не знали о дворцовом перевороте.

Ииуй приказал схватить их всех и заколоть, как причастных дому Ахава. Может быть, кто-то из этих сорока двух, убитых при колодезе Беф-Екеде, были связаны с династией Ахава не кровными, а брачными узами (в 2Пар 22:8 они названы «князьями иудейскими» и «сыновьями братьев (родственников) Охозии, служившими Охозии»); но для Ииуя это не имело значения.

4. УНИЧТОЖЕНИЕ РОДСТВЕННИКОВ АХАВА В САМАРИИ (10:15−17)

4Цар 10:15−17. Следующим человеком на пути Ииуя был Ионадав, который шел навстречу ему; он был известен своим особым благочестием и строгим следованием закону Моисея (Иер 35:6−7). Получив от Ионадава подтверждение, что он — сторонник очищения израильской земли от язычества, которое усердно насаждалось домом Ахава, Ииуй взял его к себе в колесницу — в знак особого взаимного доверия, и желая продемонстрировать ему свою ревность о Господе, а также для того, чтобы народ Самарии, когда Ииуй въедет туда, увидел, что Ионадав, авторитетный в стране человек, — на его стороне.

В Самарии Ииуй убил всех живших там членов дома Ахавова, и произошло это по слову Господа, которое Он изрек Илии.

5. УНИЧТОЖЕНИЕ ИИУЕМ СЛУЖИТЕЛЕЙ ВААЛА (10:18−28)

4Цар 10:18−23. Всенародное собрание по случаю массовых жертвоприношений Ваалу было Ииуем задумано и осуществлено как средство раз и навсегда покончить со служением этому божеству в Израиле. Дом Ваалов (стих 21) был построен в Самарии Ахавом (3Цар 16:32). Под страхом смерти приказано было явиться всем пророкам и священникам Ваала, и это не вызвало подозрения, так как о том, какую религию предпочитал сам Ииуй, в Израиле еще не было известно. Ииуй позаботился о том, чтобы в храме Ваала не оказалось никого из служителей Господних. Ионадав повсюду сопутствовал ему.

4Цар 10:24−28. За стенами дома Ваалова царь поставил восемьдесят человек из числа своих доверенных лиц («скороходов и начальников»), которым поручил «поразить острием меча» всех приносящих в настоящий момент жертвы Ваалу, и предупредил их, что они собственной жизнью отвечают за то, чтобы ни один из его служителей не спасся. По окончании всесожжении те вбежали в храм и убили всех приносивших их. Неясно звучит окончание стих 25; возможно, в городе было еще одно капище Ваалово. Так или иначе, все предметы языческого культа — статуи и изображения были вынесены и сожжены, а статуя самого Ваала разбита, капище его разрушено, и самое место это осквернено.

Этим последним массовым убийством, совершенным Ииуем, который явился орудием Божьего суда, был положен конец исповеданию культа Ваала на израильской земле; начало же процессу изгнания Ваала из Израиля положил пророк Илия.

6. ОЦЕНКА ИИУЯ (10:29−31)

4Цар 10:29−31. Сам Ииуй, однако, не до конца подчинился Господу; в своей религиозной реформе он ограничился ниспровержением Ваала. Сказано, что от грехов Иеровоама он не отступал, т. е. не положил конца культу золотых тельцов, центры которого были в Вефиле Дане. Культа этого держались все израильские цари и до Ииуя. (Напомним, что в свое время он был учрежден царем Иеровоамом с тем, чтобы народ Израиля служил Иегове в образе золотого тельца, а не ходил в Иерусалим (3Цар 12:26 и далее); цель этого состояла в предотвращении слияния Северного и Южного царств, но действительным результатом стала гибель Северного царства, которая началась уже при Ииуе.)

Однако в осуществлении суда над домом Ахава Ииуй послужил орудием Божиим, и за это Господь обещал ему, что потомки его в четырех поколениях будут оставаться на троне Израиля. Так, Ииуй стал родоначальником пятой династии израильских царей, к которой кроме него, относились Иоахаз, Иоас, Иеровоам II и Захария.

7. ИИУЙ ТЕРЯЕТ СВОИ ВЛАДЕНИЯ (10:32−36)

4Цар 10:32−36. За то, что до конца Ииуй Господу верен не был (стих 29, 31), Господь наказал и его: он не был сильным правителем; терпя поражения от сирийцев и ассирийцев, он понес значительные территориальные потери. Царствование его было отмечено периодически вспыхивавшими волнениями и беспорядками. Азаил, царь сирийский, «отрезал» от Израиля в свою пользу все Трансиорданье, а затем стал вторгаться на израильскую территорию западнее р. Иордан (12:17−18; 13:7).

Еще прежде чем начал военные действия против Израиля Азаил, Салманассар III, ассирийский царь, обязал Ииуя стать его данником. На так называемом «Черном обелиске», относящемся ко времени Салманассара III, сохранилось изображение Ииуя, платящего дань. Это, кстати, единственное, на сегодняшний день обнаруженное, изображение израильского царя.

Думается, если бы Ииуй, в чрезмерной жестокости своей, не совершил ненужного убийства всех сановников своего предшественника Иорама (10:11), то мог бы — на благо себе и стране — воспользоваться их опытом и советами. Можно предположить, что свойства его характера — помимо безжалостности, лживость и лицемерие — заставляли и людей, наиболее приближенных к нему, относиться к нему с недоверием. В плане чисто историческом обстановка для Ииуя складывалась неблагоприятно: после убийства иудейского царя Охозии пал союз между Иудеей и Израилем, который для обоих царств служил залогом известной силы.

В результате убийства Иорама, финикиянки Иезавели и жрецов Ваала прервались связи Израиля с Финикией. Но в историческом плане лишь преломлялись планы Господни; сказано, что Он начал отрезать части от Израильтян. Отмеченное многими бедами царствование Ииуя над Израилем продолжалось двадцать восемь лет (841−814 гг. до Р. Х.).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.