4 Царств 25 глава

Четвертая книга Царств
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 В девятый год царствования своего, в десятый месяц, в десятый день месяца, пришёл Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и осадил его, и устроил вокруг него вал.
2 И находился город в осаде до одиннадцатого года царя Седекии.
3 В девятый день месяца усилился голод в городе, и не было хлеба у народа земли.
4 И взят был город, и побежали все военные ночью по дороге к воротам, между двумя стенами, что подле царского сада; Халдеи же стояли вокруг города, и царь ушёл дорогою к равнине.
5 И погналось войско Халдейское за царём, и настигли его на равнинах Иерихонских, и всё войско его разбежалось от него.
6 И взяли царя, и отвели его к царю Вавилонскому в Ривлу, и произвели над ним суд:
7 и сыновей Седекии закололи пред глазами его, а самому Седекии ослепили глаза и сковали его оковами, и отвели его в Вавилон.
8 В пятый месяц, в седьмой день месяца, то есть в девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского, пришёл Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим
9 и сжёг дом Господень и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожёг огнём;
10 и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское, бывшее у начальника телохранителей.
11 И прочий народ, остававшийся в городе, и перемётчиков, которые передались царю Вавилонскому, и прочий простой народ выселил Навузардан, начальник телохранителей.
12 Только несколько из бедного народа земли оставил начальник телохранителей работниками в виноградниках и землепашцами.
13 И столбы медные, которые были у дома Господня, и подставы, и море медное, которое в доме Господнем, изломали Халдеи, и отнесли медь их в Вавилон;
14 и тазы, и лопатки, и ножи, и ложки, и все сосуды медные, которые употреблялись при служении, взяли;
15 и кадильницы, и чаши, что было золотое и что было серебряное, взял начальник телохранителей:
16 столбы числом два, море одно, и подставы, которые сделал Соломон в дом Господень, — меди во всех сих вещах не было весу.
17 Восемнадцать локтей вышины в одном столбе; венец на нём медный, а вышина венца три локтя, и сетка и гранатовые яблоки вокруг венца — всё из меди. То же и на другом столбе с сеткою.
18 И взял начальник телохранителей Сераию первосвященника и Цефанию, священника второго, и трёх, стоявших на страже у порога.
19 И из города взял одного евнуха, который был начальствующим над людьми военными, и пять человек, предстоявших лицу царя, которые находились в городе, и писца главного в войске, записывавшего в войско народ земли, и шестьдесят человек из народа земли, находившихся в городе.
20 И взял их Навузардан, начальник телохранителей, и отвёл их к царю Вавилонскому в Ривлу.
21 И поразил их царь Вавилонский, и умертвил их в Ривле, в земле Емаф. И выселены Иудеи из земли своей.
22 Над народом же, остававшимся в земле Иудейской, который оставил Навуходоносор, царь Вавилонский, — над ними поставил начальником Годолию, сына Ахикама, сына Шафанова.
23 Когда услышали все военачальники, они и люди их, что царь Вавилонский поставил начальником Годолию, то пришли к Годолии в Массифу, и именно: Исмаил, сын Нефании, и Иоханан, сын Карея, и Сераия, сын Танхумефа из Нетофафа, и Иезания, сын Маахитянина, они и люди их.
24 И поклялся Годолия им и людям их, и сказал им: не бойтесь быть подвластными Халдеям, селитесь на земле и служите царю Вавилонскому, и будет хорошо вам.
25 Но в седьмой месяц пришёл Исмаил, сын Нефании, сына Елишамы, из племени царского, с десятью человеками, и поразил Годолию, и он умер, и Иудеев и Халдеев, которые были с ним в Массифе.
26 И встал весь народ, от малого до большого, и военачальники, и пошли в Египет, потому что боялись Халдеев.
27 В тридцать седьмой год переселения Иехонии, царя Иудейского, в двенадцатый месяц, в двадцать седьмой день месяца, Евилмеродах, царь Вавилонский, в год своего воцарения, вывел Иехонию, царя Иудейского, из дома темничного
28 и говорил с ним дружелюбно, и поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне;
29 и переменил темничные одежды его, и он всегда имел пищу у него, во все дни жизни его.
30 И содержание его, содержание постоянное, выдаваемо было ему от царя, изо дня в день, во все дни жизни его.

Толкование Далласской семинарии

2. ПОСЛЕДНЯЯ ОСАДА ИЕРУСАЛИМА (25:1−7)

4Цар 25:1−3. В январе 588 г. до Р. Х. (в десятый месяц девятого года правления Седекии; слово своего в русском тексте взято (ошибочно) из Септуагинты) Навуходоносор, возмущенный мятежом Седекии, снова пришел со всем войском своим к Иерусалиму и осадил его. На какое-то время осада была снята, когда вавилоняне узнали, что войско фараона Офры выступило из Египта (Иер 37:5), но затем, после того, как египтянам было нанесено поражение, осаду Иерусалима возобновили. По мере продолжения ее в городе усиливался голод.

4Цар 25:4−7. Наконец в стене сделан был пролом, и вавилоняне ворвались в Иерусалим. Это произошло 16 июля 586 г. до Р. Х., в четвертый месяц (Иер 39:2) одиннадцатого года правления Седекии (стихи 2−3). («Четвертый месяц» был месяцем Таммуз, почти соответствовавшим нашему июлю.) Остававшиеся в городе военные (24:16) бросились к воротам в той части Иерусалима, где стена его была двойной (подле царского сада). Вместе с ними, по направлению к долине Иордана (в тексте — к равнине), уходил царь.

Но Халдеи стояли вокруг города, они стали преследовать убегавших и настигли Седекию близ города Иерихона, после чего все войско его разбежалось. Царя отвели в Ривлу на сирийской реке Оронт, где стоял на своих «полевых квартирах» Навуходоносор. (Из некоторых источников известно, что вавилонский царь в это же время воевал против финикийского города Тира и осаждал другие города Иудеи.) В Ривле над мятежным Седекией был произведен суд. На глазах его были заколоты его сыновья, дабы не осталось у него наследников на троне, а сам Седекия был ослеплен, скован и отведен в Вавилон (Иер 32:4; 34:1−3; 39).

И. Иудея под вавилонским правлением (25:8−30)

1. СОЖЖЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА (25:8−12)

4Цар 25:8−12. Примерно через четыре недели после взятия Иерусалима Навуходоносор послал начальника своей личной гвардии Навузардана предать город и все, что в нем, огню. Это было на седьмой день в пятый месяц девятнадцатого года царствования Навуходоносора (как подсчитано, 16 августа 586 г. до Р. Х.); правда, в Иер 52:12 читаем, что это произошло не на 7-ой, а на 10-ый день месяца (Аба) — толкование на этот стих.

Навузардан приказал своим воинам сжечь все дома большие (стих 9), т. е. все здания, имевшие хоть какое-нибудь значение. Были сожжены храм Соломона и царский дворец, простоявшие более 400 лет. Затем были разрушены стены вокруг Иерусалима, чтобы немногие оставшиеся в нем жители не могли вновь оказать сопротивление вавилонянам. Собственно, за исключением беднейшего люда, все иерусалимляне были Навузарданом выселены и уведены, главным образом в Вавилон. Кое-кто, как уже было сказано, оставлен был для обработки земли, чтобы, опустевшая, она не вовсе одичала.

2. РАЗРУШЕНИЕ ХРАМА (25:13−17)

4Цар 25:13−17. Большие медные столбы и изготовленные из меди предметы обстановки храма и различные атрибуты его, употреблявшиеся при отправлении службы, вавилоняне разбили и изломали на части, чтобы легче было доставить медь в Вавилон. А небольшие предметы из меди, золота и серебра упаковали и отправили туда же.

В двух громадных столбах, высившихся при центральном входе в храм, в море и подставах было столько меди, что и вес ее трудно было определить (стих 16 сравните с 3Цар 7:15−22; Иер 52:20−23).

3. КАЗНЬ СВЯЩЕННИКОВ, САНОВНИКОВ И ИМЕНИТЫХ ГРАЖДАН (25:18−21)

4Цар 25:18−21. Сераия первосвященник — был предшественником Ездры (Езд 7:1); он и другие священники были схвачены как потенциальные вожди нового мятежа. С той же целью арестовали и остальных перечисленных здесь сановников и видных граждан. Все 72 человека были казнены Навуходоносором в Ривле.

4. УБИЙСТВО ГОДОЛИИ (25:22−26)

4Цар 25:22−24. Годолия был внуком Шафана, сановника царя Иосии и проводника его реформ (22:3). Благоразумный человек, он был другом пророка Иеремии (Иер 39:14), чей совет «не противиться халдеям», но подчиниться им, полностью принял. Зная о про-вавилонской позиции Годолии, Навуходоносор назначил его своим наместником в Иудее, поставив над оставшимся там населением.

Резиденция Годолии находилась в Массифе (километрах в тринадцати на север от Иерусалима), ибо Иерусалим лежал в развалинах. В Массифу к нему и явились избежавшие казни «начальники», настроенные про-египетски, и сочувствовавшие им. Годолия пытался убедить их остаться на земле и для своего же блага служить царю Вавилонскому.

4Цар 25:25−26. Однако какое-то время спустя некий Исмаил, в жилах которого текла царская кровь (вероятно, он сам хотел занять пост Годолии), составил против наместника заговор и злодейски умертвил его (Иер 41:2). Примечательно, что Годолия Исмаилу доверял и не принимал всерьез предупреждений о том, что тот замыслил его убить (Иер 40:13−16).

Вместе с Годолией были убиты и приближенные его, которые были с ним в Массифе в тот день. После чего многие иудеи, испугавшись обвинений и преследований со стороны Навуходоносора, бежали в Египет; вместе с собой они заставили уйти и пророка Иеремию (Иер 41:1 — 43:7), который, будучи прежде уведен в Вавилон, получил затем разрешение вернуться домой.

5. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИЕХОНИИ (25:27−30)

4Цар 25:27−30. Двенадцатый месяц тридцать седьмого года пребывания царя Иехонии в вавилонском плену (24:15) приходился на март 560 г. до Р. Х. Иехония был уведен в Вавилон в 597 г. Двумя годами ранее, в 562 году, халдеями стал править новый царь — Евилмеродах, остававшийся на троне недолго (562−560 г. до Р. Х.); таблицу «Цари Ново-Вавилонской империи» во «Вступлении к книге Даниила». Он-то, сразу по своем воцарении, и изменил обращение с царем Иудеи: к нему перестали относиться как к преступнику, но удостоили привилегий, соответствовавших его сану.

В стихе 28 образно говорится о том, что дружелюбие нового правителя Вавилона к Иехонии было большим, чем к кому-либо из других царей, которых, как и его, насильно удерживали в Вавилоне. Может быть, эта перемена явилась результатом покаяния Иехонии перед Господом, но в тексте об этом не говорится. До конца своих дней Иехония пользовался относительной свободой, имел содержание от Евилмеродаха и питался от стола его (сравните Иер 52:31−34).

Мажорная нота явно и неоднократно звучащая в 3 и 4 книгах Царств, теперь 4 книгу Царств завершает, снова напоминая о милосердии Господа. Она звучит и в напоминание о том, что династия Давида, которая, по обетованию Божьему, всегда будет вести Его народ (2Цар 7:16), не иссякает. Вот, изменилось в благоприятную сторону отношение вавилонского царя к царю иудейскому. Это ознаменовало начало более благоприятной политики по отношению к сынам Израилевым в целом: им предстояло обрести большую свободу. А когда персидский царь Кир нанесет Вавилону поражение, евреям позволено будет вернуться в свою землю (Езд 1:1−4).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.