4 Царств 25 глава

Четвертая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Навуходоносор, вавилонский царь, пришёл со всем своим войском сразиться против Иерусалима. Это произошло десятого числа десятого месяца в девятый год царствования Седекии. Он расположил своё войско вокруг Иерусалима и построил земляной вал вокруг города.
2 Войско Навуходоносора стояло вокруг Иерусалима до одиннадцатого года царствования Седекии.
3 Голод в городе свирепствовал сильнее и сильнее, и на девятый день четвёртого месяца в городе не осталось еды.
4 Навуходоносор и его войско наконец прорвались через городскую стену. Царь Седекия и все его воины бежали в ту ночь через тайные ворота в двойных стенах, находившихся возле царского сада. Им удалось бежать в пустыню, несмотря на то что город был окружен.
5 Но вавилонская армия преследовала царя Седекию, и солдаты настигли его на Иерихонской равнине; воины же Седекии оставили его и разбежались.
6 Вавилоняне отвели Седекию к вавилонскому царю в Ривлу, где Навуходоносор вынес приговор Седекии.
7 Они убили сыновей Седекии у него на глазах, а затем, выколов Седекии глаза, заковали его в бронзовые кандалы и отвели в Вавилон.
8 Навузардан был слугой и начальником лучших воинов Навуходоносора. Он пришёл в Иерусалим седьмого числа пятого месяца в девятнадцатый год царствования Навуходоносора в Вавилоне
9 и сжёг дотла храм Господа, царский дворец и все дома в Иерусалиме. Он разрушил даже самые большие дома.
10 Затем вавилонское войско, которое было с Навузарданом, разрушило стены вокруг Иерусалима.
11 Навузардан захватил всех людей, которые ещё оставались в городе. Он взял весь народ в плен, и даже тех, кто пытался сдаться.
12 Навузардан оставил там только самых бедных из простого народа, чтобы они ухаживали за виноградниками и полями.
13 Вавилонские воины разбили на кусочки бронзовые колонны в храме Господа. Они разбили медные подставы и большой медный резервуар, а затем отвезли всю эту бронзу в Вавилон.
14 Вавилоняне также забрали тазы, лопатки, инструменты для подрезания светильников, ложки и всю бронзовую посуду, которой пользовались в храме Господа.
15 Навузардан забрал все кадильницы и чаши, а также все вещи, сделанные из чистого золота и серебра.
16 Он взял две колонны, резервуар и подставы, которые Соломон сделал для храма Господа; и бронзы в них было слишком много, чтобы её взвесить.
17 Каждая из этих колонн была высотой в 18 локтей. Венцы на колоннах были бронзовые, высотой в 3 локтя, украшенные сеткой и плодами гранатового дерева; обе колонны были одинаковые.
18 Из храма Навузардан взял в плен главного священника Сераию, второго священника Софонию и трёх мужчин, стоявших на страже у входа.
19 А из города Навузардан взял одного военачальника, командовавшего войском, пять царских советников, которые ещё находились в городе, шестьдесят человек из простого народа, которые были в городе, и одного секретаря, служившего при командующем войском. В обязанности секретаря входило: пересчитывать простой народ и выбирать некоторых из них в солдаты.
20 Затем Навузардан привёл всех этих людей к царю Вавилона в Ривлу, находившуюся в земле Емаф,
21 где Навуходоносор убил их. Так народ Иудеи был выселен из своей земли.
22 Навуходоносор, вавилонский царь, оставил некоторых людей из народа в Иудейской земле. Там был человек по имени Годолия, сын Ахикама, сына Шафана. Навуходоносор сделал его начальником над людьми, оставшимися в Иудее.
23 Военачальниками были Измаил, сын Нефании, Иоханан, сын Карея, Сераия, сын Фанасмефа из Нетофафа и Иазания, сын маахитянина. Когда эти военачальники и их люди услышали, что вавилонский царь назначил Годолию начальником, они пошли в Мицфу, чтобы встретиться с Годолией.
24 Годолия дал обещание этим военачальникам и их людям, сказав:
«Не бойтесь вавилонян. Оставайтесь здесь и служите вавилонскому царю. Тогда с вами ничего не случится».
25 Измаил, сын Нефании, сын Елишамы, был родом из царской семьи. В седьмой месяц Измаил и десять человек с ним напали на Годолию и убили его, а также всех иудеев и вавилонян, которые находились с Годолией в Мицфе.
26 Затем все военачальники и весь народ бежали в Египет, от самого незначительного до самого важного, из-за страха перед вавилонянами.
27 Позже Евилмеродах стал царём Вавилона. Он выпустил иудейского царя из тюрьмы на тридцать седьмой год после того, как был захвачен Иехония. Это произошло на двадцать седьмой день двенадцатого месяца с начала правления Евилмеродаха.
28 Евилмеродах был милостив к Иехонии. Он посадил его на более важное место, чем других царей, которые были с ним в Вавилоне.
29 Евилмеродах позволил Иехонии снять тюремную одежду, и Иехония до конца своей жизни ел за одним столом с Евилмеродахом.
30 До конца жизни царь Евилмеродах обеспечивал Иехонию деньгами и всем необходимым.

Толкование Далласской семинарии

2. ПОСЛЕДНЯЯ ОСАДА ИЕРУСАЛИМА (25:1−7)

4Цар 25:1−3. В январе 588 г. до Р. Х. (в десятый месяц девятого года правления Седекии; слово своего в русском тексте взято (ошибочно) из Септуагинты) Навуходоносор, возмущенный мятежом Седекии, снова пришел со всем войском своим к Иерусалиму и осадил его. На какое-то время осада была снята, когда вавилоняне узнали, что войско фараона Офры выступило из Египта (Иер 37:5), но затем, после того, как египтянам было нанесено поражение, осаду Иерусалима возобновили. По мере продолжения ее в городе усиливался голод.

4Цар 25:4−7. Наконец в стене сделан был пролом, и вавилоняне ворвались в Иерусалим. Это произошло 16 июля 586 г. до Р. Х., в четвертый месяц (Иер 39:2) одиннадцатого года правления Седекии (стихи 2−3). («Четвертый месяц» был месяцем Таммуз, почти соответствовавшим нашему июлю.) Остававшиеся в городе военные (24:16) бросились к воротам в той части Иерусалима, где стена его была двойной (подле царского сада). Вместе с ними, по направлению к долине Иордана (в тексте — к равнине), уходил царь.

Но Халдеи стояли вокруг города, они стали преследовать убегавших и настигли Седекию близ города Иерихона, после чего все войско его разбежалось. Царя отвели в Ривлу на сирийской реке Оронт, где стоял на своих «полевых квартирах» Навуходоносор. (Из некоторых источников известно, что вавилонский царь в это же время воевал против финикийского города Тира и осаждал другие города Иудеи.) В Ривле над мятежным Седекией был произведен суд. На глазах его были заколоты его сыновья, дабы не осталось у него наследников на троне, а сам Седекия был ослеплен, скован и отведен в Вавилон (Иер 32:4; 34:1−3; 39).

И. Иудея под вавилонским правлением (25:8−30)

1. СОЖЖЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА (25:8−12)

4Цар 25:8−12. Примерно через четыре недели после взятия Иерусалима Навуходоносор послал начальника своей личной гвардии Навузардана предать город и все, что в нем, огню. Это было на седьмой день в пятый месяц девятнадцатого года царствования Навуходоносора (как подсчитано, 16 августа 586 г. до Р. Х.); правда, в Иер 52:12 читаем, что это произошло не на 7-ой, а на 10-ый день месяца (Аба) — толкование на этот стих.

Навузардан приказал своим воинам сжечь все дома большие (стих 9), т. е. все здания, имевшие хоть какое-нибудь значение. Были сожжены храм Соломона и царский дворец, простоявшие более 400 лет. Затем были разрушены стены вокруг Иерусалима, чтобы немногие оставшиеся в нем жители не могли вновь оказать сопротивление вавилонянам. Собственно, за исключением беднейшего люда, все иерусалимляне были Навузарданом выселены и уведены, главным образом в Вавилон. Кое-кто, как уже было сказано, оставлен был для обработки земли, чтобы, опустевшая, она не вовсе одичала.

2. РАЗРУШЕНИЕ ХРАМА (25:13−17)

4Цар 25:13−17. Большие медные столбы и изготовленные из меди предметы обстановки храма и различные атрибуты его, употреблявшиеся при отправлении службы, вавилоняне разбили и изломали на части, чтобы легче было доставить медь в Вавилон. А небольшие предметы из меди, золота и серебра упаковали и отправили туда же.

В двух громадных столбах, высившихся при центральном входе в храм, в море и подставах было столько меди, что и вес ее трудно было определить (стих 16 сравните с 3Цар 7:15−22; Иер 52:20−23).

3. КАЗНЬ СВЯЩЕННИКОВ, САНОВНИКОВ И ИМЕНИТЫХ ГРАЖДАН (25:18−21)

4Цар 25:18−21. Сераия первосвященник — был предшественником Ездры (Езд 7:1); он и другие священники были схвачены как потенциальные вожди нового мятежа. С той же целью арестовали и остальных перечисленных здесь сановников и видных граждан. Все 72 человека были казнены Навуходоносором в Ривле.

4. УБИЙСТВО ГОДОЛИИ (25:22−26)

4Цар 25:22−24. Годолия был внуком Шафана, сановника царя Иосии и проводника его реформ (22:3). Благоразумный человек, он был другом пророка Иеремии (Иер 39:14), чей совет «не противиться халдеям», но подчиниться им, полностью принял. Зная о про-вавилонской позиции Годолии, Навуходоносор назначил его своим наместником в Иудее, поставив над оставшимся там населением.

Резиденция Годолии находилась в Массифе (километрах в тринадцати на север от Иерусалима), ибо Иерусалим лежал в развалинах. В Массифу к нему и явились избежавшие казни «начальники», настроенные про-египетски, и сочувствовавшие им. Годолия пытался убедить их остаться на земле и для своего же блага служить царю Вавилонскому.

4Цар 25:25−26. Однако какое-то время спустя некий Исмаил, в жилах которого текла царская кровь (вероятно, он сам хотел занять пост Годолии), составил против наместника заговор и злодейски умертвил его (Иер 41:2). Примечательно, что Годолия Исмаилу доверял и не принимал всерьез предупреждений о том, что тот замыслил его убить (Иер 40:13−16).

Вместе с Годолией были убиты и приближенные его, которые были с ним в Массифе в тот день. После чего многие иудеи, испугавшись обвинений и преследований со стороны Навуходоносора, бежали в Египет; вместе с собой они заставили уйти и пророка Иеремию (Иер 41:1 — 43:7), который, будучи прежде уведен в Вавилон, получил затем разрешение вернуться домой.

5. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИЕХОНИИ (25:27−30)

4Цар 25:27−30. Двенадцатый месяц тридцать седьмого года пребывания царя Иехонии в вавилонском плену (24:15) приходился на март 560 г. до Р. Х. Иехония был уведен в Вавилон в 597 г. Двумя годами ранее, в 562 году, халдеями стал править новый царь — Евилмеродах, остававшийся на троне недолго (562−560 г. до Р. Х.); таблицу «Цари Ново-Вавилонской империи» во «Вступлении к книге Даниила». Он-то, сразу по своем воцарении, и изменил обращение с царем Иудеи: к нему перестали относиться как к преступнику, но удостоили привилегий, соответствовавших его сану.

В стихе 28 образно говорится о том, что дружелюбие нового правителя Вавилона к Иехонии было большим, чем к кому-либо из других царей, которых, как и его, насильно удерживали в Вавилоне. Может быть, эта перемена явилась результатом покаяния Иехонии перед Господом, но в тексте об этом не говорится. До конца своих дней Иехония пользовался относительной свободой, имел содержание от Евилмеродаха и питался от стола его (сравните Иер 52:31−34).

Мажорная нота явно и неоднократно звучащая в 3 и 4 книгах Царств, теперь 4 книгу Царств завершает, снова напоминая о милосердии Господа. Она звучит и в напоминание о том, что династия Давида, которая, по обетованию Божьему, всегда будет вести Его народ (2Цар 7:16), не иссякает. Вот, изменилось в благоприятную сторону отношение вавилонского царя к царю иудейскому. Это ознаменовало начало более благоприятной политики по отношению к сынам Израилевым в целом: им предстояло обрести большую свободу. А когда персидский царь Кир нанесет Вавилону поражение, евреям позволено будет вернуться в свою землю (Езд 1:1−4).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.