4 Царств 13 глава

Четвертая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Иоахаз, сын Ииуя, стал царём над Израилем в Самарии на двадцать третий год царствования Иоаса, сына Охозия, иудейского царя. Иоахаз правил семнадцать лет.
2 Иоахаз делал то, что Господь считал злом. Он совершал такие же грехи, как и Иеровоам, сын Навата, который ввёл Израиль в грех. Иоахаз не прекратил совершать их.
3 Тогда Господь разгневался на Израиль и долгое время держал его под властью Азаила, сирийского царя, и Венадада, сына Азаила.
4 Иоахаз помолился Господу о помощи, и Господь услышал его. Господь видел, как сирийский царь мучил Израиль.
5 Тогда Господь послал избавителя, чтобы спасти Израиль, и израильтяне вышли из-под власти Сирии. Получив свободу, израильтяне жили в своих домах, как было прежде.
6 Однако израильтяне не перестали совершать грехи семьи Иеровоама, который ввёл Израиль в грех. Они продолжали совершать грехи Иеровоама и не уничтожили столб Ашеры в Самарии.
7 Царь Сирии разбил войско Иоахаза, оставив только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших воинов. Войско Иоахаза было подобно пыли, уносимой ветром во время молотьбы.
8 Все великие дела, которые сделал Иоахаз, описаны в книге «Летописи израильских царей».
9 Иоахаз умер и был похоронен в Самарии. Новым царём после него стал его сын Иоас.
10 На тридцать седьмой год царствования Иоаса, иудейского царя, царём над Израилем в Самарии стал Иоас, сын Иоахаза. Он царствовал шестнадцать лет.
11 Иоас, израильский царь, делал то, что Господь считал злом. Он не переставал совершать грехи Иеровоама, сына Навата, который ввёл Израиль в грех.
12 Все великие дела, совершённые Иоасом, а также его война с Амасией, иудейским царём, описаны в книге «Летописи израильских царей».
13 После смерти Иоаса новым царём вместо него стал Иеровоам. Иоас был похоронен в Самарии с царями Израиля.
14 Елисей страдал от смертельной болезни, и Иоас, израильский царь, пошёл навестить его. Иоас плакал над Елисеем и восклицал:
«Отец мой! Отец мой! Неужели пришло время для колесницы Израиля и его конницы!»
15 Елисей сказал Иоасу:
«Возьми лук и стрелы».
Иоас взял лук и стрелы.
16 Затем Елисей повелел израильскому царю:
«Положи твою руку на лук».
Иоас так и сделал. Тогда Елисей положил свои руки на руки царя.
17 Елисей сказал:
«Открой окно, выходящее на восток».
Иоас послушался пророка. Затем Елисей приказал:
«Пусти стрелу».
После того как Иоас выстрелил, Елисей воскликнул:
«Это стрела победы Господа — стрела победы над Сирией! Ты поразишь и полностью уничтожишь сирийцев в Афеке».
18 Елисей молвил:
«Возьми стрелы».
Иоас повиновался ему. Тогда Елисей сказал:
«Бей по земле».
Иоас ударил по земле три раза и остановился.
19 И рассердился на него Божий человек, сказав:
«Ты должен был ударить пять или шесть раз! Тогда бы ты поражал сирийцев, пока полностью их не уничтожил. Но теперь ты победишь их только три раза!»
20 Когда Елисей умер, люди похоронили его. Однажды весной отряд моавитян пришёл в Израиль воевать.
21 В то время несколько израильтян хоронили одного человека. Увидев вдруг это полчище, они бросили труп этого человека в могилу Елисея. Как только тело коснулось костей Елисея, человек ожил и встал на ноги.
22 Во все дни царствования Иоахаза Азаил, сирийский царь, приносил много бед Израилю.
23 Но Господь питал любовь к израильтянам. Он был добрым и милосердным по отношению к ним из-за Своего договора с Авраамом, Исааком и Иаковом. Господь не хотел уничтожить или покинуть израильский народ.
24 Азаил, сирийский царь, умер, а после него воцарился его сын Венадад.
25 Во время войны Азаил захватил несколько городов у Иоахаза, отца Иоаса. Но Иоас отвоевал эти города у Венадада, сына Иоахаза. Три раза побеждал его Иоас и возвращал города Израиля.

Толкование Далласской семинарии

з. Нечестивое правление Иоахаза в Израиле (13:1−9)

4Цар 13:1−3. В двадцать третий год правления в Иудее Иоаса, в Израиле стал править Иоахаз, сын Ииуя. Царствования его было семнадцать лет (814−798 гг. до Р. Х.). (На основании приведенных здесь дат можно прийти к выводу, что сам Иоас начал царствовать в 837 г. до Р. Х., между тем как на самом деле он «воцарился» в 835 г. до Р. Х. таблицу «Цари Иуды и Израиля и пророки в пору до вавилонского пленения» — в толковании на 3Цар 12:25−33. Это расхождение в два года объясняется тем, что с некоторых пор в Израиле и Иудее стали пользоваться разными системами отсчета, датирования.)

Правил Иоахаз в Самарии, и всё время царствования своего ходил в грехах Иеровоама, как и отец его, Ииуй (толкование на 4Цар 10:29). За это не прекращавшееся отступление Израиля от закона Моисея Бог и позволил сирийцам побеждать израильтян. Царствование Иоахаза пришлось на последние годы правления Азаила и на первые годы правления его сына Венадада III.

4Цар 13:4−6. Постоянно теснимый сирийцами, Иоахаз стал искать помощи у Господа; и помолился Иоахаз Господу, и Господь внял его молитве. Из сострадания к Своему народу Он дал Израильтянам избавителя. Можно предположить, что под этим «избавителем» подразумевался ассирийский царь Ассурдан III (811−783 г. до Р. Х.; таблицу «Цари Ассирии в Среднем и Новом Ассирийских царствах» — в комментариях на книгу пророка Ионы), воевавший против Дамаска (а также против Тира, Сидона, Мидии, Едома и Египта) и нанесший ему поражение в 803 г. до Р. Х.

Вероятно, сирийцам пришлось оставить Израиль в покое, чтобы самим защищаться от ассирийцев. И успокоились сыны Израилевы и стали мирно жить в шатрах своих. Правда, Ассирии они платили дань. Однако и ответ Господа на молитву их царя не заставил израильтян отступить от грехов дома Иеровоама; и дубрава языческой богини Астарты по-прежнему стояла в Самарии.

4Цар 13:7−9. Израильская армия, сильно потрепанная в войнах с сирийцами еще при Ииуе (10:32−33), при Иоахазе продолжала сокращаться в числе.

По смерти Иохаз был похоронен в Самарии, и после него царем израильским стал Иоас, сын его.

и. Нечестивое правление Иоаса в Израиле (13:10−25)

Иоас стал третьим царем в династии Ииуя, правившей в Израиле.

1. ОЦЕНКА ИОАСА (13:10−13)

4Цар 13:10−11. Когда Иоас, сын Иоахазов, стал царствовать в Израиле, царем иудейским тоже был Иоас. Израильский Иоас, вступив на трон в 798 г. до Р. Х., оставался на нем шестнадцать лет (по 782 г. до Р. Х.). Но на шестом году царствования (в 793 г. до Р. Х.) его соправителем сделался сын его, Иеровоам II. Религиозная политика нового царя ничем не отличалась от таковой его предшественников: он продолжал делать неугодное в очах Господних.

4Цар 13:12−13. Краткое упоминание о царствовании Иоаса автор завершает обычной для истории каждого царствования концовкой. Сказанное об Иоасе почти дословно повторяется в истории Амасии (14:15−16).

Война Иоаса с Амасиею включена автором в описание правления этого иудейского царя (14:8−14). На троне Израиля Иоаса сменил его сын, Иеровоам II, но фактически он начал царствовать как соправитель отца за 11 лет до его смерти.

2. ПРОРОЧЕСТВО ЕЛИСЕЯ (13:14−21)

4Цар 13:14. В повествовании снова появляется пророк Елисей. В это время он уже был болен какой-то неизлечимой болезнью. Из уважения к человеку Божию царь Иоас нанес ему визит. Видя, что пророк умирает, он, вероятно, искренне сокрушался, и это свидетельствует о том, что, хотя «грехов Иеровоама» он не оставил (стих 11), Иегову все-таки почитал. Царь предвидел, какой потерей явится для Израиля смерть этого слуги Божьего.

Он ставил Елисея выше себя, суда по его смиренному обращению к нему: отец мой! отец мой! Уподобление им пророка колеснице Израиля и коннице его говорит, что в Елисее и в Господе, стоящем за ним, Иоас видел залог силы Израиля и неуязвимости его в войне с врагами. Примечательно, что в тех же словах взывал сам Елисей к своему учителю Илии при конце его земного служения (2:12).

4Цар 13:15−17. Ввиду явленных Иоасом смирения и веры Елисей благословил его обещанием победы. Лук и стрелы символизировали военную мощь и эту победу, которые Бог намеревался дать Иоасу. На руки царя, державшие эти «символы», пророк наложил руки свои — в знак того, что сила посылается Иоасу Богом через Его пророка.

Елисей велел царю открыть окно на восток, опять таки со значением; напомним, что сирийцы захватили земли израильтян на восточном берегу Иордана (10:33). И вот в этом-то направлении надо было выстрелить царю стрелою избавления от Господа и избавления против Сирии. Афеку, где когда-то сирийцы потерпели сокрушительное поражение от царя Ахава (3Цар 20:26−30), предстояло (и тут известная символика) сделаться местом еще одного разгрома Сириян.

4Цар 13:18−19. И далее говорил пророк царю: возьми стрелы (сколько их осталось) и бей ими по земле. Трижды выстрелил царь по земле и остановился. И рассердился человек Божий, ибо царь, которому Елисей открыл перед этим, что выпущенная стрела символизирует даруемую ему победу, словно бы выразил неуверенность в том, что Бог действительно пошлет ему столько побед, сколько стрел у него в колчане. Елисей дал Иоасу понять, что если бы он с верой в Божию милость продолжал «бить стрелами по земле», то Господь даровал бы ему еще и еще победы над Сирией, которые привели бы к окончательному и полному ее поражению, а теперь только три победы в войне с сирийцами одержит царь (стих 25).

4Цар 13:20−21. Вскоре после того умер Елисей. Служение его продолжалось, по меньшей мере, 56 лет (включая пребывание его рядом с Илией как его слуги и помощника), суда по тому, что Илия призвал Елисея в царствование Ахава (закончившееся в 853 г. до Р. Х.), а умер Елисей при царе Иоасе (вступившем на престол в 798 г. до Р. Х.).

Вероятно, похоронили пророка, как хоронили в древности большинство израильтян: в пещере, или могиле, выбитой в скале, обернув тело в льняную ткань (на страницах Библии такие могилы чаще всего называются «гробами»).

Год спустя некие люди погребали своего умершего, видимо, рядом с могилой Елисея, и вдруг увидели полчища Моавитян (скорее всего, это был разбойничий набег, какие постоянно совершались в те времена). Чтобы не попасться моавитянам на глаза, но поскорее скрыться, погребавшие отодвинули, видимо, камень от могилы Елисея и бросили туда своего умершего. Однако, коснувшись при падении костей Елисея, покойник ожил и встал на ноги свои.

Очевидно, это произошло на глазах у погребавших, и чудо это, несомненно, достигло всех «имеющих уши», и, конечно же, царя Иоаса, для которого оно, в первую очередь, и предназначалось. Такой знак силы Божией, действующей и через останки пророка Господня, не мог не придать царю бодрости — в предвидении новых битв с сирийцами, и одновременно не прозвучать для него укором в недостаточности его веры в Иегову (толкование на стихи 18−19).

3. ПОБЕДЫ ИОАСА (13:22−25)

4Цар 13:22−23. Хотя и вынужденный постоянно сражаться со своими врагами — ассирийцами, Азаил, царь Сирийский, не оставлял в покое Израильтян во все дни Иоахаза, отца Иоаса. Но ради завета, который Господь заключил с патриархами, умилосердился Он над Израилем и не допустил истребления Своего народа, и не отверг израильтян от лица Своего, как пишет автор, доныне, имея в виду время, когда создавались 3 и 4 книги Царств.

4Цар 13:24−25. После смерти Азаила в 801 г. до Р. Х. Иоасу пришлось иметь дело с его преемником — Венададом III. Он воевал с ним и трижды, как предсказал Елисей (стих 19), наносил ему поражения. Очевидно, одна из трех побед (хотя здесь об этом не упоминается) была Иоасом одержана при Афеке (стих 17). Сказано, что Иоас отобрал у Венадада израильские города, которые отец его Азаил захватил в царствование Иоахаза, отца Иоаса.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.