4 Царств 22 глава

Четвертая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Иосии было восемь лет, когда он начал своё правление. Он царствовал в Иерусалиме на протяжении тридцати одного года. Его мать звали Иедида, она была дочерью Адаии из Воцкафы.
2 Иосия делал то, что Господь считал правильным, следуя Богу, как и его предок Давид. Иосия подчинялся всем заповедям Бога и не изменил ни одной из них.
3 На восемнадцатый год своего правления Иосия послал секретаря Шафана, сына Ацалии, сына Мешуллама, в храм Господа. Царь приказал:
4 «Пойди к первосвященнику Хелкии и скажи ему, что он должен взять деньги, которые люди принесли в храм Господа. Привратники собрали эти деньги у людей.
5 Священники должны расплатиться этими деньгами с рабочими, которые занимались починкой храма Господа. Священники должны отдать эти деньги начальникам, которые руководят работой в храме Господа.
6 Пусть они потратят эти деньги на плотников, каменщиков и каменотёсов, а также на покупку лесоматериалов и тёсаных камней, необходимых для починки храма.
7 Не считайте деньги, которые вы даёте рабочим. Этим рабочим можно доверять».
8 Хелкия, главный священник, сказал секретарю Шафану:
«Смотри, я нашёл книгу Закона в храме Господа!» Хелкия дал книгу Шафану, и тот прочитал её.
9 Секретарь Шафан пошёл к царю Иосии и рассказал ему, что произошло. Шафан сказал:
«Твои слуги собрали все деньги, которые были в храме, и отдали их людям, руководящим работой в храме Господа».
10 Затем Шафан сказал царю:
«Священник Хелкия дал мне книгу».
Тогда Шафан прочитал книгу царю.
11 Когда царь услышал слова книги Закона, он разорвал свои одежды
12 и приказал священнику Хелкии, Ахикаму, сыну Шафана, Ахбору, сыну Михея, секретарю Шафану и царскому слуге Асаии:
13 «Пойдите и спросите у Господа, что мы должны делать. Попросите Господа за меня, за народ и за всю Иудею. Спросите о словах в книге, которая была найдена. Господь очень разгневан на нас, потому что наши предки не слушали слов этой книги. Они не подчинялись всем заповедям, которые были написаны для нас!»
14 Тогда священник Хелкия, Ахикам, Ахбор, Шафан и Асаия отправились к пророчице Алдаме. Она была женой Селлума, сына Тиквы, сына Хархаса. Селлум был ответственным за одежду пророков. Алдама жила в новой части Иерусалима. Они пошли и рассказали ей, что произошло.
15 Алдама сказала им:
«Господь, Бог Израиля, говорит: „Скажите человеку, который послал вас ко мне,
16 что Господь так говорит: „Я навожу беды на эту землю и на людей, которые живут здесь. Это те беды, которые упоминаются в книге, которую читал иудейский царь.
17 Народ Иудеи оставил Меня и сжигал благовонные курения другим богам. Тем самым он глубоко разгневал Меня. Он сотворил множество идолов, поэтому я выражаю Свой гнев против этой земли. Мой гнев будет как неугасимый огонь!”»
18 Иосия, иудейский царь, послал вас спросить совета у Господа. Так передайте Иосии вот что:
«Господь Бог Израиля произнёс слова, услышанные тобой. Ты слышал то, что Я сказал об этой земле и о людях, которые живут здесь.
19 Твоё сердце смягчилось, и ты почувствовал смирение, когда услышал это. Я говорил, что ужасные события произойдут с этой страной. Ты разорвал свои одежды и заплакал, и тогда Я услышал тебя. Так говорит Господь.
20 Я позволю тебе воссоединиться с твоими предками. Ты умрёшь и сойдёшь в свою могилу с миром, и твои глаза не увидят всех бед, которые Я принесу этому городу (Иерусалиму)».
Священник Хелкия, Ахикам, Ахбор, Шафан и Асаия рассказали обо всём этом царю Иосии.

Толкование Далласской семинарии

Г. Благочестивое правление Иосии (22:1 — 23:30)

1. О БЛАГОЧЕСТИИ ИОСИИ (22:1−2)

4Цар 22:1. Иосия относился к числу тех царей Иудеи, которые оставили по себе самую добрую память. В его правление, отмеченное религиозным реформаторством, целью которого было возвращение к принципам теократии, царил мир, страна процветала. Когда Иосия вступил на престол, ему было всего восемь лет, царем он оставался тридцать один год (640−609 г. до Р. Х.). В дни его царствования мировое господство перешло от Ассирийской империи, которая пала в 609 г. до Р. Х., к Вавилону (Ниневия, столица Ассирии, была разрушена в 612 г до Р. Х.).

4Цар 22:2. Как до него цари Аса и Езекия, Иосия во всем следовал путем Давида, не уклоняясь с этого праведного пути.

Автор 2-й Паралипоменон добавляет, что Иосия в 16 лет стал искать Господа, а к проведению своих религиозных реформ приступил, когда ему было 20 (2Пар 34:3−7).

2. РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИОСИИ (22:3 — 23:25)

Среди царей Иудеи Иосия был четвертым и последним реформатором после Асы, Иосафата и Езекии. Но его реформы были более широкомасштабными, чем реформы его предшественников.

а. Иосия ремонтирует храм (22:3−7)

4Цар 22:3−7. В царствование Манассии храм не только был осквернен (21:4−5, 7, 21), но, по всей видимости, все более разрушался. И вот, в восемнадцатый год своего правления, т. е. в возрасте 26 лет, царь Иосия приступил к капитальному ремонту его. С первыми указаниями на этот счет он послал к Хелкии первосвященнику своего писца (секретаря) Шафана и с ним (2Пар 34:8) других сановников. (таблицу «Родословная Шафана» в толковании на Иер 26:24.) Очевидно, перед этим какое-то время деньги (серебро) на нужды восстановления храма уже собирались; теперь их следовало пересчитать и начинать работы (процедура, схожая с той, которая была проведена в свое время по указанию царя Иоаса и описана в 4Цар 12:10−12). Как и в царствование Иоаса, производителям работ и работающим в доме Господнем оказывалось полное доверие. (Подробнее о работах в храме при Иосии в 2Пар 34:8−13.)

б. Находка Хелкии (22:8−13)

4Цар 22:8−10. В процессе работ Хелкией был обнаружен в доме Господнем один из экземпляров книги закона (или Второзакония, или, что более вероятно, всего Пятикнижия). Это мог быть официальный экземпляр, предназначенный для чтения в храме. Имелись, вероятно, и другие экземпляры, которые при Манассии и Аммоне были уничтожены. Так что находка Хелкии представляла особую ценность. Первосвященник поделился своим открытием с Шафаном и дал ему книгу и он читал ее. Позднее, докладывая царю о ходе работ, Шафан и ему рассказал о книге, и стал читать ее Шафан пред царем.

4Цар 22:11−13. Услышанным царь был настолько потрясен, что с скорби разодрал одежды свои. То, что происходило в стране, не совместимо было с требованиями Бога к иудеям. Как же далеко ушел народ от Иеговы!

Первосвященнику и четырем своим сановникам царь повелел пойти и вопросить Господа, что же им всем теперь делать. Иосия боялся гнева Господня и хотел отвратить его не только от себя, но и от народа Иудеи. Сын и внук нечестивых царей, он, по всей видимости, впервые знакомился с предписаниями и предсказаниями, содержавшимися в священной книге. Шок, пережитый им, показывает, как давно не обращались иудеи к Моисееву закону.

е. Пророчество Алдамы (22:14−20)

4Цар 22:14. То обстоятельство, что царские посланники отправились к Алдаме, свидетельствует о ее высоком пророческом авторитете. Ведь в это же самое время в Иерусалиме и поблизости от него жили такие пророки, как Иеремия (Иер 1:2) и Софония (Соф 1:1), возможно, также Наум и Аввакум. Но по причинам, которые не объясняются, пятеро предпочли им Алдаму. Сказано, что она была женой Шеллума, хранителя царских или священнических одежд, и жила в Иерусалиме, во второй части (полагают, что имеется в виду нижняя часть города).

4Цар 22:15−18. Вопросив Бога, Алдама сообщила Его ответ посланцам царя: да, Господь подвергнет Иерусалим злой участи согласно словам книги, которую читал царь Иудейский, т. е. в соответствии с предупреждениями, изложенными в Моисеевом законе. Эта участь постигнет иудеев за то, что они оставили Иегову и кадят другим богам, раздражая Его, вместо того, чтобы следовать путями, на которых им обещаны были радость и благословения, путями свидетельствования другим народам о всемогуществе и благости Господа.

4Цар 22:19−20. Лично Иосии предстояло, однако, быть Господом помилованным. За его страх и слезы и смирение перед Ним, обрекавшим иудеев на тяжкое наказание, согласно закону Моисея, его глаза, возвестил ему Господь, не увидят всего этого бедствия, ибо он умрет прежде. Иосия умер в 609 г. до Р. Х., за четыре года до первого нападения Навуходоносора на Иерусалим (в 608 г до Р. Х.).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.