4 Царств 13 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В двадцать третий год царствования в Иудее Иоаса, сына Охозии, в Израиле воцарился Иоахаз, сын Иегу. Он правил в Самарии семнадцать лет.
2 Были его поступки злом в глазах ГОСПОДА, он повторял грехи Иеровоама, сына Невата, который вовлек Израиль в грех, — не отвернулся от них Иоахаз.
3 Разгорелся гнев ГОСПОДЕНЬ на Израиль, предал Он его в руки Хазаэля, царя арамейского, и в руки Бен-Хадада, сына Хазаэля, на долгие1 годы.
4 Иоахаз молил ГОСПОДА, и ГОСПОДЬ откликнулся на его просьбу, видя, в какой беде Израиль, как угнетает их царь арамейский.
5 Послал ГОСПОДЬ Израилю избавителя, чтобы освободить народ от власти арамеев, и стали израильтяне мирно жить по своим шатрам, как прежде.
6 Но не отвернулись они от грехов рода Иеровоама, в которые тот вовлек Израиль, а упорствовали в них, и в Самарии тоже была посвященная Ашере роща.2
7 Войска у Иоахаза осталось только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших воинов: истреблял их царь арамейский, развеивал, как пыль по ветру.
8 Что до прочих деяний Иоахаза и всех событий его жизни и доблестных подвигов, то не описаны ли они в летописи царей израильских?
9 Иоахаз отошел к праотцам, его похоронили в Самарии, а после него воцарился его сын Иоас.
10 В тридцать седьмой год царствования Иоаса в Иудее другой Иоас, сын Иоахаза, воцарился в Израиле. Он правил в Самарии шестнадцать лет.
11 Были его поступки злом в глазах ГОСПОДА, Иоас не отвернулся от грехов Иеровоама, сына Невата, в которые тот вовлек Израиль, и предавался им.
12 Что до прочих деяний Иоаса, событий его жизни и его подвигов в войне с Амасией, царем иудейским, то не описаны ли они в летописи царей израильских?
13 Иоас отошел к праотцам, на его престол воссел Иеровоам, а Иоас был похоронен в Самарии с царями израильскими.
14 Елисей в правление Иоаса заболел (от этой болезни он вскоре и умер). Иоас, царь израильский, отправился к нему и рыдал над ним, повторяя: «Отец мой, отец мой! Колесница Израиля и конница его!»3
15 Елисей велел ему взять лук и стрелы — и тот взял лук со стрелами.
16 Затем Елисей велел царю израильскому натянуть лук. Тот натянул, и Елисей положил руки поверх рук царя.
17 Он велел ему отворить окно на восток, окно отворили, и Елисей приказал: «Стреляй!» Когда тот выстрелил, Елисей воскликнул: «Стрела победы ГОСПОДНЕЙ, стрела победы над арамеями! Ты разгромишь их в Афеке, наголову разобьешь!»
18 Потом он велел царю израильскому взять остальные стрелы, и, когда тот взял, Елисей велел ему: «Бей оземь!» Тот ударил три раза и перестал.
19 А человек Божий разгневался на него и сказал: «Ударь ты раз пять или шесть — разгромил бы арамеев наголову, а так их одолеешь только три раза».
20 Елисей умер, его похоронили. В начале следующего года моавитяне стали совершать набеги на землю израильскую.
21 Однажды израильтяне хоронили одного человека; увидев приближение моавитян, они поспешно бросили покойника в гробницу к Елисею — и едва тот коснулся костей Елисея, как ожил и встал на ноги.
22 Арамейский царь Хазаэль угнетал израильтян во все дни правления Иоахаза.
23 Но ГОСПОДЬ сжалился над ними и помиловал их, повернулся к ним ради Завета, Союза Своего с Авраамом, Исааком и Иаковом. Он и поныне не желает ни губить их, ни отвергать.
24 Арамейский царь Хазаэль умер, после него воцарился его сын Бен-Хадад.
25 Тогда Иоас, сын Иоахаза, отвоевал у Бен-Хадада, сына Хазаэля, города, завоеванные арамеями еще при его отце Иоахазе. Трижды одолевал их Иоас и так вернул израильские города.

Толкование Далласской семинарии

з. Нечестивое правление Иоахаза в Израиле (13:1−9)

4Цар 13:1−3. В двадцать третий год правления в Иудее Иоаса, в Израиле стал править Иоахаз, сын Ииуя. Царствования его было семнадцать лет (814−798 гг. до Р. Х.). (На основании приведенных здесь дат можно прийти к выводу, что сам Иоас начал царствовать в 837 г. до Р. Х., между тем как на самом деле он «воцарился» в 835 г. до Р. Х. таблицу «Цари Иуды и Израиля и пророки в пору до вавилонского пленения» — в толковании на 3Цар 12:25−33. Это расхождение в два года объясняется тем, что с некоторых пор в Израиле и Иудее стали пользоваться разными системами отсчета, датирования.)

Правил Иоахаз в Самарии, и всё время царствования своего ходил в грехах Иеровоама, как и отец его, Ииуй (толкование на 4Цар 10:29). За это не прекращавшееся отступление Израиля от закона Моисея Бог и позволил сирийцам побеждать израильтян. Царствование Иоахаза пришлось на последние годы правления Азаила и на первые годы правления его сына Венадада III.

4Цар 13:4−6. Постоянно теснимый сирийцами, Иоахаз стал искать помощи у Господа; и помолился Иоахаз Господу, и Господь внял его молитве. Из сострадания к Своему народу Он дал Израильтянам избавителя. Можно предположить, что под этим «избавителем» подразумевался ассирийский царь Ассурдан III (811−783 г. до Р. Х.; таблицу «Цари Ассирии в Среднем и Новом Ассирийских царствах» — в комментариях на книгу пророка Ионы), воевавший против Дамаска (а также против Тира, Сидона, Мидии, Едома и Египта) и нанесший ему поражение в 803 г. до Р. Х.

Вероятно, сирийцам пришлось оставить Израиль в покое, чтобы самим защищаться от ассирийцев. И успокоились сыны Израилевы и стали мирно жить в шатрах своих. Правда, Ассирии они платили дань. Однако и ответ Господа на молитву их царя не заставил израильтян отступить от грехов дома Иеровоама; и дубрава языческой богини Астарты по-прежнему стояла в Самарии.

4Цар 13:7−9. Израильская армия, сильно потрепанная в войнах с сирийцами еще при Ииуе (10:32−33), при Иоахазе продолжала сокращаться в числе.

По смерти Иохаз был похоронен в Самарии, и после него царем израильским стал Иоас, сын его.

и. Нечестивое правление Иоаса в Израиле (13:10−25)

Иоас стал третьим царем в династии Ииуя, правившей в Израиле.

1. ОЦЕНКА ИОАСА (13:10−13)

4Цар 13:10−11. Когда Иоас, сын Иоахазов, стал царствовать в Израиле, царем иудейским тоже был Иоас. Израильский Иоас, вступив на трон в 798 г. до Р. Х., оставался на нем шестнадцать лет (по 782 г. до Р. Х.). Но на шестом году царствования (в 793 г. до Р. Х.) его соправителем сделался сын его, Иеровоам II. Религиозная политика нового царя ничем не отличалась от таковой его предшественников: он продолжал делать неугодное в очах Господних.

4Цар 13:12−13. Краткое упоминание о царствовании Иоаса автор завершает обычной для истории каждого царствования концовкой. Сказанное об Иоасе почти дословно повторяется в истории Амасии (14:15−16).

Война Иоаса с Амасиею включена автором в описание правления этого иудейского царя (14:8−14). На троне Израиля Иоаса сменил его сын, Иеровоам II, но фактически он начал царствовать как соправитель отца за 11 лет до его смерти.

2. ПРОРОЧЕСТВО ЕЛИСЕЯ (13:14−21)

4Цар 13:14. В повествовании снова появляется пророк Елисей. В это время он уже был болен какой-то неизлечимой болезнью. Из уважения к человеку Божию царь Иоас нанес ему визит. Видя, что пророк умирает, он, вероятно, искренне сокрушался, и это свидетельствует о том, что, хотя «грехов Иеровоама» он не оставил (стих 11), Иегову все-таки почитал. Царь предвидел, какой потерей явится для Израиля смерть этого слуги Божьего.

Он ставил Елисея выше себя, суда по его смиренному обращению к нему: отец мой! отец мой! Уподобление им пророка колеснице Израиля и коннице его говорит, что в Елисее и в Господе, стоящем за ним, Иоас видел залог силы Израиля и неуязвимости его в войне с врагами. Примечательно, что в тех же словах взывал сам Елисей к своему учителю Илии при конце его земного служения (2:12).

4Цар 13:15−17. Ввиду явленных Иоасом смирения и веры Елисей благословил его обещанием победы. Лук и стрелы символизировали военную мощь и эту победу, которые Бог намеревался дать Иоасу. На руки царя, державшие эти «символы», пророк наложил руки свои — в знак того, что сила посылается Иоасу Богом через Его пророка.

Елисей велел царю открыть окно на восток, опять таки со значением; напомним, что сирийцы захватили земли израильтян на восточном берегу Иордана (10:33). И вот в этом-то направлении надо было выстрелить царю стрелою избавления от Господа и избавления против Сирии. Афеку, где когда-то сирийцы потерпели сокрушительное поражение от царя Ахава (3Цар 20:26−30), предстояло (и тут известная символика) сделаться местом еще одного разгрома Сириян.

4Цар 13:18−19. И далее говорил пророк царю: возьми стрелы (сколько их осталось) и бей ими по земле. Трижды выстрелил царь по земле и остановился. И рассердился человек Божий, ибо царь, которому Елисей открыл перед этим, что выпущенная стрела символизирует даруемую ему победу, словно бы выразил неуверенность в том, что Бог действительно пошлет ему столько побед, сколько стрел у него в колчане. Елисей дал Иоасу понять, что если бы он с верой в Божию милость продолжал «бить стрелами по земле», то Господь даровал бы ему еще и еще победы над Сирией, которые привели бы к окончательному и полному ее поражению, а теперь только три победы в войне с сирийцами одержит царь (стих 25).

4Цар 13:20−21. Вскоре после того умер Елисей. Служение его продолжалось, по меньшей мере, 56 лет (включая пребывание его рядом с Илией как его слуги и помощника), суда по тому, что Илия призвал Елисея в царствование Ахава (закончившееся в 853 г. до Р. Х.), а умер Елисей при царе Иоасе (вступившем на престол в 798 г. до Р. Х.).

Вероятно, похоронили пророка, как хоронили в древности большинство израильтян: в пещере, или могиле, выбитой в скале, обернув тело в льняную ткань (на страницах Библии такие могилы чаще всего называются «гробами»).

Год спустя некие люди погребали своего умершего, видимо, рядом с могилой Елисея, и вдруг увидели полчища Моавитян (скорее всего, это был разбойничий набег, какие постоянно совершались в те времена). Чтобы не попасться моавитянам на глаза, но поскорее скрыться, погребавшие отодвинули, видимо, камень от могилы Елисея и бросили туда своего умершего. Однако, коснувшись при падении костей Елисея, покойник ожил и встал на ноги свои.

Очевидно, это произошло на глазах у погребавших, и чудо это, несомненно, достигло всех «имеющих уши», и, конечно же, царя Иоаса, для которого оно, в первую очередь, и предназначалось. Такой знак силы Божией, действующей и через останки пророка Господня, не мог не придать царю бодрости — в предвидении новых битв с сирийцами, и одновременно не прозвучать для него укором в недостаточности его веры в Иегову (толкование на стихи 18−19).

3. ПОБЕДЫ ИОАСА (13:22−25)

4Цар 13:22−23. Хотя и вынужденный постоянно сражаться со своими врагами — ассирийцами, Азаил, царь Сирийский, не оставлял в покое Израильтян во все дни Иоахаза, отца Иоаса. Но ради завета, который Господь заключил с патриархами, умилосердился Он над Израилем и не допустил истребления Своего народа, и не отверг израильтян от лица Своего, как пишет автор, доныне, имея в виду время, когда создавались 3 и 4 книги Царств.

4Цар 13:24−25. После смерти Азаила в 801 г. до Р. Х. Иоасу пришлось иметь дело с его преемником — Венададом III. Он воевал с ним и трижды, как предсказал Елисей (стих 19), наносил ему поражения. Очевидно, одна из трех побед (хотя здесь об этом не упоминается) была Иоасом одержана при Афеке (стих 17). Сказано, что Иоас отобрал у Венадада израильские города, которые отец его Азаил захватил в царствование Иоахаза, отца Иоаса.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: все.
6  [2] — Или: стоял столб Ашеры; букв.: ашера — символ богини-матери, супруги верховного языческого божества Эль в древней ханаанской мифологии. См. примеч. к Исх 34:13.
14  [3] — Дословно повторяются слова Елисея при вознесении Илии (2:12).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.