4 Царств 13 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 В двадцать третий год царствования в Иудее Иоаса, сына Охозии, в Израиле воцарился Иоахаз, сын Иегу. Он правил в Самарии семнадцать лет.
2 Были его поступки злом в глазах ГОСПОДА, он повторял грехи Иеровоама, сына Невата, который вовлек Израиль в грех, — не отвернулся от них Иоахаз.
3 Разгорелся гнев ГОСПОДЕНЬ на Израиль, предал Он его в руки Хазаэля, царя арамейского, и в руки Бен-Хадада, сына Хазаэля, на долгие1 годы.
4 Иоахаз молил ГОСПОДА, и ГОСПОДЬ откликнулся на его просьбу, видя, в какой беде Израиль, как угнетает их царь арамейский.
5 Послал ГОСПОДЬ Израилю избавителя, чтобы освободить народ от власти арамеев, и стали израильтяне мирно жить по своим шатрам, как прежде.
6 Но не отвернулись они от грехов рода Иеровоама, в которые тот вовлек Израиль, а упорствовали в них, и в Самарии тоже была посвященная Ашере роща.2
7 Войска у Иоахаза осталось только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших воинов: истреблял их царь арамейский, развеивал, как пыль по ветру.
8 Что до прочих деяний Иоахаза и всех событий его жизни и доблестных подвигов, то не описаны ли они в летописи царей израильских?
9 Иоахаз отошел к праотцам, его похоронили в Самарии, а после него воцарился его сын Иоас.
10 В тридцать седьмой год царствования Иоаса в Иудее другой Иоас, сын Иоахаза, воцарился в Израиле. Он правил в Самарии шестнадцать лет.
11 Были его поступки злом в глазах ГОСПОДА, Иоас не отвернулся от грехов Иеровоама, сына Невата, в которые тот вовлек Израиль, и предавался им.
12 Что до прочих деяний Иоаса, событий его жизни и его подвигов в войне с Амасией, царем иудейским, то не описаны ли они в летописи царей израильских?
13 Иоас отошел к праотцам, на его престол воссел Иеровоам, а Иоас был похоронен в Самарии с царями израильскими.
14 Елисей в правление Иоаса заболел (от этой болезни он вскоре и умер). Иоас, царь израильский, отправился к нему и рыдал над ним, повторяя: «Отец мой, отец мой! Колесница Израиля и конница его!»3
15 Елисей велел ему взять лук и стрелы — и тот взял лук со стрелами.
16 Затем Елисей велел царю израильскому натянуть лук. Тот натянул, и Елисей положил руки поверх рук царя.
17 Он велел ему отворить окно на восток, окно отворили, и Елисей приказал: «Стреляй!» Когда тот выстрелил, Елисей воскликнул: «Стрела победы ГОСПОДНЕЙ, стрела победы над арамеями! Ты разгромишь их в Афеке, наголову разобьешь!»
18 Потом он велел царю израильскому взять остальные стрелы, и, когда тот взял, Елисей велел ему: «Бей оземь!» Тот ударил три раза и перестал.
19 А человек Божий разгневался на него и сказал: «Ударь ты раз пять или шесть — разгромил бы арамеев наголову, а так их одолеешь только три раза».
20 Елисей умер, его похоронили. В начале следующего года моавитяне стали совершать набеги на землю израильскую.
21 Однажды израильтяне хоронили одного человека; увидев приближение моавитян, они поспешно бросили покойника в гробницу к Елисею — и едва тот коснулся костей Елисея, как ожил и встал на ноги.
22 Арамейский царь Хазаэль угнетал израильтян во все дни правления Иоахаза.
23 Но ГОСПОДЬ сжалился над ними и помиловал их, повернулся к ним ради Завета, Союза Своего с Авраамом, Исааком и Иаковом. Он и поныне не желает ни губить их, ни отвергать.
24 Арамейский царь Хазаэль умер, после него воцарился его сын Бен-Хадад.
25 Тогда Иоас, сын Иоахаза, отвоевал у Бен-Хадада, сына Хазаэля, города, завоеванные арамеями еще при его отце Иоахазе. Трижды одолевал их Иоас и так вернул израильские города.

Комментарии МакДональда

Л. Царь Иоахаз Израильский (13:1−9)

Иоахаз, сын Ииуя, был царем Израильским семнадцать лет (814/813−798 гг. до Р. Х.).

Иоахаз следовал по стопам Иеровоама, поклоняясь одновременно и Иегове и Астарте (ст. 6). Бог наказал его, послав сирийцев против Израиля. Они разбили израильское войско, и у царя осталось только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших воинов. Когда помолился Иоахаз лицу Господню, Господь послал избавителя, спасшего Израиль из-под руки Сириян. Возможно, этот избавитель — Ададнирари III, царь Ассирии, который в конце правления Иоахаза причинял Сирии все больше и больше проблем, и у нее не оставалось времени на войну с Израилем. Некоторые комментаторы считают, что избавитель — это Елисей. Другие говорят, что в стихе 5 имеется в виду либо Иоас (ст. 25), либо Иеровоам II (ст. 14:26−27). В стихе 23 объясняется, почему Бог ответил на молитву Иоахаза: это произошло, благодаря Его завету с Авраамом, Исааком и Иаковом.

Обратите внимание: стихи 5 и 6 приведены как бы в скобках. В них говорится о Божьей благодати. Еще столетие — и Израиль окажется изгнан из земли обетованной из-за того, что израильтяне предавались грехам Иеровоама. Послав народу избавителя, Господь пытался обратить их с губительного пути, пока не настал момент последнего суда. Но они не отступали от грехов дома Иеровоама... и ходили в них.

М. Царь Иоас Израильский (13:10−13)

Иоас, сын Иоахазов, был царем Израильским шестнадцать лет (798−782/781 гг. до Р. Х.; 4Цар 13:10 — 14:16).

13:10−13 Этого царя Иоаса не следует путать с царем Иудеи, носившим то же имя и правившим в то же время. Правление Иоаса было нечестивым, он следовал примеру Иеровоама, сына Наватова. В этих стихах кратко рассказывается о его правлении: воцарился, делал неугодное в очах Господних и почил с отцами своими. О его отношениях с Амасией Иудейским рассказывается в 14:8−16.

Н. Завершение служения Елисея (13:14−25)

13:14−19 В стихах 14−25 рассказывается о пророчестве и смерти Елисея, имевших место в годы правления Иоаса. Когда пророк Елисей умирал, Иоас посетил его и плакал над ним, говоря: «Отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!» Возможно, он имел в виду, что такие люди, как Елисей, — лучшая и вернейшая защита народа Израиля. Елисей теми же словами оплакивал уход Илии (2:12). Царь понимал, что смерть пророка будет великой утратой для его царства. Со смертного одра Елисей велел Иоасу взять лук и стрелы, выстрелить на восток, а потом бить стрелами по земле. Выстрел из лука на восток означал победу над сирийцами, которые заняли земли Израиля к востоку от Иордана. Так как Иоас ударил по земле только три раза, он поразит Сириян тоже только трижды. Если бы он ударил пять или шесть раз, он расправился бы с сирийской угрозой совсем. Но ему не хватило упорства и решительности. Победа над врагами зависит от нашего умения слушаться. Должно быть, Иоас знал, как важно то, что он делает, в противном случае он не нес бы за это ответственности. Смерть Елисея не несла ничего хорошего северному царству.

13:20−21 В следующем году в Израиль пришли полчища Моавитян. Некие люди, несшие хоронить тело, увидели, что приближается моавитский отряд. В спешке они бросили того человека в гроб Елисеев. Коснувшись при падении костей Елисея, человек этот ожил, и встал на ноги свои.

13:22−25 В Писании ничего не говорится о последних сорока пяти годах служения Елисея, от помазания Ииуя, в 841 г. до Р. Х. (Гл. 9), до его смерти примерно в 795 г. до Р. Х. Его последнее пророчество (на смертном одре) было о победе (ст. 17). Его последнее чудо (совершенное через много лет после смерти — ст. 21) было подтверждением его вести и служения Израилю и его царю. Во исполнение пророчества Елисея Иоас взял назад города, которые Азаил отобрал у Израиля. Он одержал три победы подряд.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: все.
6  [2] — Или: стоял столб Ашеры; букв.: ашера — символ богини-матери, супруги верховного языческого божества Эль в древней ханаанской мифологии. См. примеч. к Исх 34:13.
14  [3] — Дословно повторяются слова Елисея при вознесении Илии (2:12).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.