4 Царств 19 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Услышав эти слова, царь Езекия разодрал на себе одежды и, облачившись в рубище, пошел в Храм ГОСПОДЕНЬ.1
2 А смотрителя дворца Эльякима с писцом Шевной и со старшими священниками он отправил в рубищах к пророку Исайе, сыну Амоца.
3 Передали они Исайе: «Настал этот день — день беды, кары и позора! Пришло время младенцам на свет появиться, но нет у матерей сил родить!
4 Может быть, ГОСПОДЬ, Бог твой, услышит слова главного советника, которого владыка его, ассирийский царь, послал поносить Бога Живого, и ГОСПОДЬ, Бог твой, воздаст за те слова, которые Он слышал! Помолись же о тех, кто еще остался в живых».
5 Когда слуги царя Езекии пришли к Исайе,
6 он сказал им: «Передайте владыке своему, что говорит ГОСПОДЬ: „Да не пугают тебя услышанные тобой слова, которыми поносили Меня слуги царя ассирийского.
7 Я нашлю на него дух, который овладеет им, он получит весть и вернется в свою страну, а там падет от меча по воле Моей“».2
8 Главный советник3 вернулся к ассирийскому царю, когда тот осаждал Ливну, — вернулся, поскольку ему сообщили, что царь уже покинул Лахиш.
9 А царю сообщили, что на него идет войной Тирхака, царь Куша. Царь снова послал гонцов к Езекии.
10 Вот что он велел передать иудейскому царю Езекии: «Да не обманет тебя Бог твой, на Которого ты надеешься, обещая тебе, что, мол, не будет Иерусалим предан в руки ассирийского царя.
11 Ведь ты сам слышал, что сделали ассирийские цари с другими странами: предали они их заклятию, на уничтожение обрекли. А ты надеешься уцелеть?
12 Уберегли ли боги те народы, что были уничтожены предками моими, — Гозан, Харан и Рецеф или сыновей Эдена, что жили в Телассаре?
13 Где теперь царь Хамата и царь Арпада, где цари города Сефарваима, Хены или Иввы?»
14 Взял Езекия это послание из рук гонцов, прочитал его и пошел с ним в Храм ГОСПОДЕНЬ. Развернул Езекия свиток тот перед ГОСПОДОМ.
15 И так молился Езекия пред ГОСПОДОМ: «ГОСПОДИ, Боже Израиля, над херувимами восседающий! Ты Бог, Ты один над всеми царствами земли, Ты сотворил небо и землю!
16 Внемли, ГОСПОДИ, и услышь, открой, Господи, глаза Свои и посмотри! Услышь слова Синаххериба, который послал своих людей поносить Тебя, Бога Живого.
17 Ведь и вправду, ГОСПОДИ, обратили в развалины цари ассирийские все страны и земли их опустошили,
18 побросали богов их в огонь и так уничтожили их. (Но ведь то не боги были, а творение рук человеческих — лишь дерево и камень.)
19 Но Ты, ГОСПОДИ, Боже наш, спаси нас от рук его — и узнают все царства на земле, что один Ты — ГОСПОДЬ Бог».
20 А Исайя, сын Амоца, послал передать Езекии такие слова ГОСПОДА, Бога Израиля: «Я услышал, как ты взывал ко Мне о Синаххерибе, ассирийском царе,
21 и вот что изрек о нем ГОСПОДЬ:

„Смеется над тобой, презирает тебя
дева, дочь Сиона,4
качает головой тебе вслед
дочь Иерусалима!

22

Кого поносил ты, Кого хулил,
на Кого голос возвысил,
на Кого смотрел свысока?
На Святого Бога Израиля!

23

Через посланцев своих ты Владыку поносил,
хвастался: „Множеством колесниц я покорил горы,
добрался до дальних отрогов Ливана,
срубил высокие его кедры
и лучшие кипарисы,
дошел до удаленных обителей,
до цветущего его леса;

24

копал я колодцы в чужой стране
и воду из них пил,
стопами ног своих
осушал все египетские реки“.5

25

Разве не слышал ты,
что издавна Я это сотворил,
издревле замыслил,
а ныне свершил?
Потому ты и обращаешь
городские твердыни
в груды развалин.

26

Бессильны жители их,
в замешательстве они и в смятении,
уподобились траве полевой, зелени,
траве, что растет на крышах6
и засыхает прежде, чем даст колос.

27

На месте ли ты стоишь,
уходишь ли, возвращаешься —
всё это Я знаю,
как знаю и то,
что ты весь в ярости против Меня.

28

За гнев твой против Меня,
за дерзость, что достигла слуха Моего, —
продену тебе кольцо в нос,
в рот тебе вложу удила
и отправлю тебя назад той же дорогой“.

29 А тебе, Езекия, будет такое знамение: в этот год ешьте только то, что само родится, и на следующий — самородный хлеб, а на третий год сейте и жните, разбивайте вновь виноградники и плоды с них ешьте.
30 Снова пустит тогда уцелевший остаток рода Иуды глубоко свои корни — и крона его принесет плоды обильные.
31 Ведь из Иерусалима выйдет остаток, с горы Сион — уцелевшие. Безраздельной любовью к народу Своему 7 ГОСПОДЬ Воинств свершит это.
32 Потому говорит ГОСПОДЬ о царе ассирийском: „Не войти ему в город сей, стрелами не достать, со щитами не приблизиться, вала у стен его не насыпать.
33 Какой дорогой пришел он, той и возвратится, а в город этот ему не войти, — так говорит ГОСПОДЬ, —
34 ибо Я сохраню этот город, сберегу его ради Себя и ради слуги Моего Давида“».
35 В ту же ночь всё и произошло: выступил ангел ГОСПОДЕНЬ и сразил в ассирийском стане сто восемьдесят пять тысяч человек — к рассвету всюду лежали трупы!
36 Тогда Синаххериб, ассирийский царь, отступил и возвратился в Ниневию, где и остался.
37 Однажды, когда он совершал поклонение в капище своего бога Нисроха, его сыновья Адраммелех и Сарэцер сразили его мечом,8 а сами бежали в страну Урарту. После него воцарился его сын Асархаддон.

Толкование Далласской семинарии

в. Обещание Господа Езекии (19:1−7)

4Цар 19:1−2. Услышав то, что сановники сообщили ему, царь Езекия тоже разодрал одежды свои, и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень. Там он молился Богу с надеждой получить от Него ответ. Тем же временем послал Езекия двух из трех своих приближенных (сравните 18:18), участвовавших в переговорах с представителями Сеннахирима, и с ними старшин священников, покрытых в знак скорби вретищами, за жившим в Иерусалиме пророком Исаией. Он и Езекия знали и чтили один другого.

4Цар 19:3−4. Посланцы царя передали пророку то, что им было поручено. День скорби и наказание пришел в Иудею, говорили они. За грехи их Бог отрекся от них и отдал врагам на посрамление. Бедствие достигло высшей точки, но нет у них сил дать отпор захватчикам — ассирийцам. Они подобны рожающей женщине, у которой иссякли силы, чтобы дать младенцу выйти на свет. И вот последнее упование царя Езекии на то, что Господь, слышавший, как хулил Его Рабсак, захочет посредством народа Своего явить ассирийцам силу Бога живого. Принеси же Ему молитву, просил царь пророка, о тех, которые еще в живых.

4Цар 19:5−7. Исаия отвечает пришедшим к нему словами надежды, исходящими от Господа: пусть не смущают иудеев слова поношения в Его адрес, которые произносили ассирийцы. Вот, Сеннахирим, волей Господа, получит некую весть, которая заставит его возвратиться в землю свою, и там настигнет его гибель от меча.

г. Господь действует (19:8−13)

4Цар 19:8. Между тем, Рабсак возвратился к своему господину не в Лахис, откуда, как ему стало известно, Сеннахирим ушел, а в Ливну.

4Цар 19:9−13. Пока шли переговоры под стенами иудейской столицы, Сеннахириму доложили, что против него выступил Тиргак, царь Ефиопский (иногда называемый царем Египетским), и Сеннахирим вышел из Лахиса (Ливна, против которой он вступил по дороге в сражение, находилась юго-западнее Иерусалима, на полпути между ним и Лахисом). (Под «Ефиопией» (евр. Куш) здесь подразумевается территория, сегодня соответствующая южной части Египта, Судану и северной Эфиопии. Тиргак был союзником Езекии. Напомним, что события, о которых тут речь, по всей вероятности, имели место в 701 г. до Р. Х.)

Итак, Рабсак доложил своему царю о переговорах с сановниками Езекии, и Сеннахирим снова послал к иудейскому царю своих послов сказать, чтобы не рассчитывал на помощь своего Бога и не обнадеживал себя тем, что ассирийцы ушли теперь из-под стен Иерусалима. Аргументы Сеннахирима те же, что и прежде, только хвастая своими победами, он называет большее число покоренных им городов (сравните 18:11, 34), которые не спасли их боги. В Харане (находился в северо-западной части Месопотамии, между реками Евфрат и Хавор) жил какое-то время Авраам; Рецев находился северо-восточнее сирийской Пальмиры и южнее Харрана; Еден представлял собой маленькое государство в бассейне р. Евфрат, и там же находился Фалассар.

д. Молитвы Езекии (19:14−19)

4Цар 19:14−16. Новые послы Сеннахирима доставили иудейскому царю письмо (содержание которого изложено выше). Прочитав его, Езекия опять пошел в дом Господень, и развернул письмо ассирийского царя пред лицом Господним, и молился... Его молитва — образец глубокого богопочитания и искреннего обращения к Творцу и Владыке всего сущего (включая и могущественную Ассирию).

В сознании Езекии нет места другим богам, он уповает лишь на Бога Израилева, сидящего на херувимах, т.е. невидимо пребывающего в храме на троне Своем над крышкой ковчега завета, между херувимами (сравните 1Цар 4:4; 2Пар 6:2; 1Пар 13:6). Езекия молит, чтобы Иегова прислушался к его словам, чтобы он «увидел» Сеннахирима и услышал, как дерзко он богохульствует.

4Цар 19:17−19. Езекия легко мог понять, почему до сих пор ассирийцы столь успешно покоряли города и страны: те народы полагались на защиту своих богов, которые не боги, а дерево и камень, не Творец, но творение рук человеческих, подлежащее истреблению огнем. Но вот он, Езекия, обращается к Богу живому, Который в силах спасти народ Свой от руки царя ассирийского. Это была молитва веры, одна из прекраснейших молитв, записанных на страницах Священного Писания. И целью ее было не только получить избавление от грозящей гибели; Езекия искренне хотел, чтобы все царства земли узнали: их Бог — не бессильный идол, но единственный и истинный Господь.

е. Ответ Господа (19:20−34)

4Цар 19:20. Господь услышал молитву Езекии, и ответ на нее он получил через Исаию. Пророчество его, изложенное в следующих стихах, есть предвестие кары, которая настигнет дерзкого язычника Сеннахирима.

4Цар 19:21−24. В первой части (стихи 20−28) пророческого ответа, который слышит Езекия от Исаии, излагаются причины близкого осуждения Сеннахирима. Иносказательностью и поэтичностью речи подчеркиваются как непреложность этого ответа, так и божественный источник его.

Образ «девствующей дочери Сиона», возможно, выражает неприступность Иерусалима, который с тех пор, как стал «городом Давидовом», ни разу не был покорен врагами. Не против города, однако, выступил Сеннахирим, «дерзя и возвышая голос», а против Бога, Святого Израилева (на этот титул Иеговы толкование во Вступлении к книге Исаии, в разделе «Внутренние свидетельства»). И это было непростительным грехом его и залогом гибели, которая настигнет его.

Образ «одоления» Ливана (здесь имеется в виду не только страна, но и высочайшая в этих местах гора) и уничтожения «рослых кедров его и отличных кипарисов» есть образ хвастливой гордости того, кто приписывает себе эти «подвиги». Однако это же может быть и символом в действительности произведенного Сеннахиримом опустошения городов и стран ближневосточного региона, уничтожения им лучших их граждан (в частности, граждан покоренного Израиля). В конце стиха 23 Сеннахирим как бы говорит о том, что прошел «Ливан» из конца в конец, и наилучшие места его (роща сада его) принадлежат теперь ему.

«Пить воду чужую» (из чужих колодцев) — образ покорения чужой земли. До сих пор хвастливая речь Сеннахирима (в пересказе Исаии) относилась к Палестине; в стихе 24 он говорит о Египте, который тоже намеревался завоевать.

4Цар 19:25−26. Обращаясь к Сеннахириму, Бог говорит через Исаию, что победы Ассирии — отнюдь не заслуга ее царя, ибо во всем происходящем — воля Его, Он предначертал это, а ныне выполнил руками Сеннахирима (сравните Ис 10:5). Потому и лежат в развалинах укрепленные города и жители их — бессильны и посрамлены.

4Цар 19:27−28. Бог дает понять Сеннахириму, что не только дерзость его против Него знает, но и все подробности жизни его (стих 27). Он укротит ассирийского царя, как укрощают необузданных животных (стих 28). Примечателен образ кольца, «вложенного» в ноздри; на некоторых древних каменных плитах обнаружены высеченные ассирийцами «победоносные изображения»: длинной чередой ведут они своих пленных, скованных цепью, которая пропущена через кольца в их ноздрях. Бог обещает Сеннахириму, что и с ассирийцами поступят так, как они поступают теперь с другими. Его же самого Бог, стреножив, возвратит назад туда, откуда он пришел.

4Цар 19:29−31. Исаия говорит Езекии о знамении, посылаемом ему свыше, — в подтверждение того, что возвещенное ему исполнится: на протяжении двух лет жители Иерусалима будут питаться от того, что земля произведет сама. Даже если бы ассирийцы возобновили осаду и стали бы поедать то, что посеяно иерусалимлянами, не оставляя им ничего, то и тогда голод иудеям не угрожает. Да, они не смогли бы в этом случае сеять за городскими стенами, но тому, что упало на землю в пределах их, Бог повелит разростись так, что хватит на всех. А на третий год нормальный цикл сеяния — жатвы будет возобновлен.

Это чудо сверхъестественного «умножения» пищи явится предвестием другого — в дальнем плане: Бог намерен «умножить» и народ Иудеи, сильно сократившийся в числе по причине войн и вражеских нашествий. (Сеннахирим уверял, что увел из Иудеи в плен 200 тысяч 150 человек.) Подобно «упавшим зернам», которые два года будут кормить город, уцелевшее в доме Иудином пустит опять корень и принесет обильный плод. И все это сделает ревность Господа Саваофа (Всемогущего).

4Цар 19:32−34. Пророчество заканчивается обещанием, что Сеннахирим не войдет в Иерусалим и вынужден будет снять осаду с него, и возвратится в свою страну; Господь же будет охранять город сей, потому что Он избрал его, и ради Давида, которому Он обещал, что сохранит царство его (3Цар 11:13).

ж. Уход Сеннахирима (19:35−36)

4Цар 19:35−36. Той же ночью Ангел Господень (толкование на Быт 16:9) нанес массовое поражение ассирийскому воинству. На утро насчитали в стане сто восемьдесят пять тысяч мертвых. (Иосиф Флавий полагает, что это был внезапный взрыв эпидемии чумы; высказывались и другие предположения.) Несомненен сверхъестественный характер происшедшего, возможно, это осознал и Сеннахирим. Так или иначе, ему ничего не оставалось, как возвратиться в свою столицу — Ниневию.

з. Смерть Сеннахирима (19:37)

4Цар 19:37. Двадцать лет спустя (в 681 г. до Р. Х.). Сеннахирим пал жертвой заговора. Он был убит своими двумя сыновьями, когда поклонялся в доме Нисроха, бога своего (которого ассирийцы изображали в виде полу-орла полу-человека). Скорее всего, храм Нисроха находился в Ниневии. Так или иначе, защитить поклонявшегося ему этот бог не сумел и в святилище своем... Убийцы бежали в Армению, которую отделяли от Ниневии примерно 500 километров. На ассирийский престол сел третий сын Сеннахирима — Асардан (681−669 гг. до Р. Х.) Так исполнилось слово Господа (19:7).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Эта глава с небольшими изменениями повторяется в Ис 37.
7  [2] — Или (ближе к букв.): там Я устрою так, чтобы он пал от меча.
8  [3] — Или: Рав-Шаке.
21  [4] — Дева, дочь Сиона — поэтическое обозначение Иерусалима (см. также Плач 2:13).
24  [5] — Здесь ассирийский царь воображает себя божеством и приписывает себе сверхъестественную силу и способность осушать реки, проходя по их руслу.
26  [6] — В друг. рукописях: как трава на земляных террасах.
31  [7] — Или: ревностью.
37  [8] — Вероятная дата убийства Синаххериба — 681 г. до Р.Х.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.