4 Царств 19 глава

Четвертая книга Царств
Cовременный перевод WBTC → Толкование Далласской семинарии

Cовременный перевод WBTC

1 Когда царь Езекия услышал об этом, он разодрал свои одежды, оделся в траурную одежду и пошёл в храм Господа.
2 Езекия послал начальника царских палат Еликима, секретаря Севну и старших священников к пророку Исайи, сыну Амоса. Они были одеты в траурную одежду.
3 Они сказали ему: "Езекия говорит: "Этот день — день бед, в который мы обнаружим, что не правы. Как будто пришло время родиться младенцам, но нет сил их родить.
4 Господин начальника, царь Ассирийский, послал его ругать Бога живого. Может быть, Господь, твой Бог, услышит эти слова и докажет, что враг не прав! Так помолись за людей, которые ещё живы"".
5 Слуги царя Езекии пришли к Исайе.
6 И Исайя сказал им: "Скажите своему господину, что Господь говорит так: "Не бойся слов, которые слуги царя Ассирийского говорили обо Мне, насмехаясь надо Мной.
7 Я впущу в него дух, и он услышит весть. Тогда он возвратится в свою страну, и Я сделаю так, чтобы он был убит мечом в земле его"".
8 Начальник услышал, что царь Ассирийский ушёл от Лахиса. И нашёл начальник своего царя воюющим против Ливны.
9 Царь Ассирийский услышал весть о Тиргаке, царе Эфиопском. Ему сказали: "Тиргак вышел сразиться с тобой!" Тогда царь Ассирийский снова отправил послов к Езекии сказать:
10 "Скажите Езекии, царю Иудейскому: "Не позволяй Богу, Которому ты доверяешь, обманывать тебя и говорить, что царь Ассирийский не захватит Иерусалим!"
11 Ты слышал о том, что цари Ассирийские сделали с другими странами. Мы уничтожили их полностью. Так спасёшься ли ты? Нет!
12 Боги тех народов, которые были разбиты моими предками, не спасли их. Они уничтожили и Гозан, и Харан, и Рецев, и народ Едена в Фалассаре!
13 Где царь Емафа? Где царь Арпада, царь города Сепарваима, цари Ены и Иввы?"
14 Езекия получил письмо от послов и прочитал его. Затем он пошёл в храм Господа и развернул письмо перед Господом.
15 Езекия молился перед Господом и говорил: "Господи, Бог Израиля, Царь, восседающий на херувимах. Ты один Бог всех царств земли. Ты сотворил небеса и землю!
16 Господи, открой уши и услышь меня. Господи, открой очи и посмотри. Услышь слова Сеннахирима, оскорбляющие Бога живого!
17 Это правда, о Господи, что цари Ассирийские уничтожили все эти народы!
18 Они бросили богов этих народов в огонь. Но это были не боги, а всего лишь дерево и камень — статуи, сделанные руками человека, поэтому цари Ассирийские и смогли их уничтожить.
19 И теперь, Господи, Бог наш, спаси нас от царя Ассирийского. Тогда все царства земли узнают, что Ты, Господи, Бог один".
20 Исаия, сын Амоса, послал к Езекии сказать: "Так говорит Господь, Бог Израиля: "Ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, и Я услышал тебя".
21 Вот что говорит Господь о Сеннахириме: Девственница, дочь Сиона (Иерусалим), думает, что важен ты. Она смеётся над тобой. Дочь Иерусалима вслед тебе качает головой.
22 Кого ты оскорблял? Над кем ты насмехался? Против кого поднял ты голос свой? Против Святого Израилева! Ты вёл себя, как будто ты лучше Его!
23 Ты отправил своих послов, чтобы Господа оскорблять. Ты сказал: "Со своими колесницами я взошёл на высокие горы. Я зашёл в глубь Ливана. Я срубил высочайшие кедры и лучшие кипарисы Ливана. Я пришёл в самую дальнюю часть Ливана, в самый красивый из его лесов.
24 Я откапывал родники и пил воду из новых мест. Я осушил все реки Египта ступнями моих ног".
25 Но разве ты не слышал? Я (Бог) задумал это давно, ещё в древние времена, а теперь Я это осуществил. Я позволил тебе снести укреплённые города, превращая их в груды развалин.
26 У жителей городов не было сил. Они были напуганы и пристыжены. Они — как трава на поле, как нежная зелень, как мох на крышах, погибает, не набрав силы.
27 Я знаю, когда ты садишься, Я знаю, когда ты выходишь и когда возвращаешься. Я знаю, когда ты оборачиваешься против Меня.
28 Ты против Меня пошёл. Я слышал твою гордую дерзость. За это Я вложу кольцо Моё в ноздри твои, и удила Мои в рот твой. А потом Я возвращу тебя назад, той же дорогой, которой ты пришёл".
29 "Езекия, это будет знамением, подтверждающим то, что Я помогу тебе: в этом году вы будете есть то, что вырастет само собой. На второй год вы будете есть то, что вырастет из этого зерна. А на третий год вы будете собирать урожай с тех зёрен, которые посадите. Вы посадите виноградные сады и будете есть их плоды.
30 Люди из рода Иуды, которые спаслись и уцелели, укоренятся и снова будут выращивать фрукты.
31 Те, кто остался, выйдут из Иерусалима. Те, кто спасся, пойдут от горы Сиона. Сильные чувства Господа Всемогущего сделают это.
32 Поэтому так говорит Господь о царе Ассирийском: "Не войдёт он в этот город. Он не пустит туда стрелы. Не принесёт он к городу свои щиты, и не построит он вал земляной, чтобы напасть на этот город.
33 Той же дорогой, которой пришёл, он и вернётся, и в город этот он не войдёт. Так говорит Господь!
34 Я защищу этот город, и спасу его. Я сделаю это ради Себя, и ради раба Моего, Давида"".
35 В ту ночь Ангел Господа пошёл и убил сто восемьдесят тысяч человек в ассирийском лагере. Когда люди встали на следующее утро, то увидели мёртвые тела.
36 Сеннахирим, царь Ассирийский, ушёл, возвратился в Ниневию и остался там.
37 Однажды, когда Сеннахирим поклонялся в храме Нисрожа, своего бога, его сыновья, Адрамелех и Шарецер, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И стал царём, вместо него, Асардан, его сын.

Толкование Далласской семинарии

в. Обещание Господа Езекии (19:1−7)

4Цар 19:1−2. Услышав то, что сановники сообщили ему, царь Езекия тоже разодрал одежды свои, и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень. Там он молился Богу с надеждой получить от Него ответ. Тем же временем послал Езекия двух из трех своих приближенных (сравните 18:18), участвовавших в переговорах с представителями Сеннахирима, и с ними старшин священников, покрытых в знак скорби вретищами, за жившим в Иерусалиме пророком Исаией. Он и Езекия знали и чтили один другого.

4Цар 19:3−4. Посланцы царя передали пророку то, что им было поручено. День скорби и наказание пришел в Иудею, говорили они. За грехи их Бог отрекся от них и отдал врагам на посрамление. Бедствие достигло высшей точки, но нет у них сил дать отпор захватчикам — ассирийцам. Они подобны рожающей женщине, у которой иссякли силы, чтобы дать младенцу выйти на свет. И вот последнее упование царя Езекии на то, что Господь, слышавший, как хулил Его Рабсак, захочет посредством народа Своего явить ассирийцам силу Бога живого. Принеси же Ему молитву, просил царь пророка, о тех, которые еще в живых.

4Цар 19:5−7. Исаия отвечает пришедшим к нему словами надежды, исходящими от Господа: пусть не смущают иудеев слова поношения в Его адрес, которые произносили ассирийцы. Вот, Сеннахирим, волей Господа, получит некую весть, которая заставит его возвратиться в землю свою, и там настигнет его гибель от меча.

г. Господь действует (19:8−13)

4Цар 19:8. Между тем, Рабсак возвратился к своему господину не в Лахис, откуда, как ему стало известно, Сеннахирим ушел, а в Ливну.

4Цар 19:9−13. Пока шли переговоры под стенами иудейской столицы, Сеннахириму доложили, что против него выступил Тиргак, царь Ефиопский (иногда называемый царем Египетским), и Сеннахирим вышел из Лахиса (Ливна, против которой он вступил по дороге в сражение, находилась юго-западнее Иерусалима, на полпути между ним и Лахисом). (Под «Ефиопией» (евр. Куш) здесь подразумевается территория, сегодня соответствующая южной части Египта, Судану и северной Эфиопии. Тиргак был союзником Езекии. Напомним, что события, о которых тут речь, по всей вероятности, имели место в 701 г. до Р. Х.)

Итак, Рабсак доложил своему царю о переговорах с сановниками Езекии, и Сеннахирим снова послал к иудейскому царю своих послов сказать, чтобы не рассчитывал на помощь своего Бога и не обнадеживал себя тем, что ассирийцы ушли теперь из-под стен Иерусалима. Аргументы Сеннахирима те же, что и прежде, только хвастая своими победами, он называет большее число покоренных им городов (сравните 18:11, 34), которые не спасли их боги. В Харане (находился в северо-западной части Месопотамии, между реками Евфрат и Хавор) жил какое-то время Авраам; Рецев находился северо-восточнее сирийской Пальмиры и южнее Харрана; Еден представлял собой маленькое государство в бассейне р. Евфрат, и там же находился Фалассар.

д. Молитвы Езекии (19:14−19)

4Цар 19:14−16. Новые послы Сеннахирима доставили иудейскому царю письмо (содержание которого изложено выше). Прочитав его, Езекия опять пошел в дом Господень, и развернул письмо ассирийского царя пред лицом Господним, и молился... Его молитва — образец глубокого богопочитания и искреннего обращения к Творцу и Владыке всего сущего (включая и могущественную Ассирию).

В сознании Езекии нет места другим богам, он уповает лишь на Бога Израилева, сидящего на херувимах, т.е. невидимо пребывающего в храме на троне Своем над крышкой ковчега завета, между херувимами (сравните 1Цар 4:4; 2Пар 6:2; 1Пар 13:6). Езекия молит, чтобы Иегова прислушался к его словам, чтобы он «увидел» Сеннахирима и услышал, как дерзко он богохульствует.

4Цар 19:17−19. Езекия легко мог понять, почему до сих пор ассирийцы столь успешно покоряли города и страны: те народы полагались на защиту своих богов, которые не боги, а дерево и камень, не Творец, но творение рук человеческих, подлежащее истреблению огнем. Но вот он, Езекия, обращается к Богу живому, Который в силах спасти народ Свой от руки царя ассирийского. Это была молитва веры, одна из прекраснейших молитв, записанных на страницах Священного Писания. И целью ее было не только получить избавление от грозящей гибели; Езекия искренне хотел, чтобы все царства земли узнали: их Бог — не бессильный идол, но единственный и истинный Господь.

е. Ответ Господа (19:20−34)

4Цар 19:20. Господь услышал молитву Езекии, и ответ на нее он получил через Исаию. Пророчество его, изложенное в следующих стихах, есть предвестие кары, которая настигнет дерзкого язычника Сеннахирима.

4Цар 19:21−24. В первой части (стихи 20−28) пророческого ответа, который слышит Езекия от Исаии, излагаются причины близкого осуждения Сеннахирима. Иносказательностью и поэтичностью речи подчеркиваются как непреложность этого ответа, так и божественный источник его.

Образ «девствующей дочери Сиона», возможно, выражает неприступность Иерусалима, который с тех пор, как стал «городом Давидовом», ни разу не был покорен врагами. Не против города, однако, выступил Сеннахирим, «дерзя и возвышая голос», а против Бога, Святого Израилева (на этот титул Иеговы толкование во Вступлении к книге Исаии, в разделе «Внутренние свидетельства»). И это было непростительным грехом его и залогом гибели, которая настигнет его.

Образ «одоления» Ливана (здесь имеется в виду не только страна, но и высочайшая в этих местах гора) и уничтожения «рослых кедров его и отличных кипарисов» есть образ хвастливой гордости того, кто приписывает себе эти «подвиги». Однако это же может быть и символом в действительности произведенного Сеннахиримом опустошения городов и стран ближневосточного региона, уничтожения им лучших их граждан (в частности, граждан покоренного Израиля). В конце стиха 23 Сеннахирим как бы говорит о том, что прошел «Ливан» из конца в конец, и наилучшие места его (роща сада его) принадлежат теперь ему.

«Пить воду чужую» (из чужих колодцев) — образ покорения чужой земли. До сих пор хвастливая речь Сеннахирима (в пересказе Исаии) относилась к Палестине; в стихе 24 он говорит о Египте, который тоже намеревался завоевать.

4Цар 19:25−26. Обращаясь к Сеннахириму, Бог говорит через Исаию, что победы Ассирии — отнюдь не заслуга ее царя, ибо во всем происходящем — воля Его, Он предначертал это, а ныне выполнил руками Сеннахирима (сравните Ис 10:5). Потому и лежат в развалинах укрепленные города и жители их — бессильны и посрамлены.

4Цар 19:27−28. Бог дает понять Сеннахириму, что не только дерзость его против Него знает, но и все подробности жизни его (стих 27). Он укротит ассирийского царя, как укрощают необузданных животных (стих 28). Примечателен образ кольца, «вложенного» в ноздри; на некоторых древних каменных плитах обнаружены высеченные ассирийцами «победоносные изображения»: длинной чередой ведут они своих пленных, скованных цепью, которая пропущена через кольца в их ноздрях. Бог обещает Сеннахириму, что и с ассирийцами поступят так, как они поступают теперь с другими. Его же самого Бог, стреножив, возвратит назад туда, откуда он пришел.

4Цар 19:29−31. Исаия говорит Езекии о знамении, посылаемом ему свыше, — в подтверждение того, что возвещенное ему исполнится: на протяжении двух лет жители Иерусалима будут питаться от того, что земля произведет сама. Даже если бы ассирийцы возобновили осаду и стали бы поедать то, что посеяно иерусалимлянами, не оставляя им ничего, то и тогда голод иудеям не угрожает. Да, они не смогли бы в этом случае сеять за городскими стенами, но тому, что упало на землю в пределах их, Бог повелит разростись так, что хватит на всех. А на третий год нормальный цикл сеяния — жатвы будет возобновлен.

Это чудо сверхъестественного «умножения» пищи явится предвестием другого — в дальнем плане: Бог намерен «умножить» и народ Иудеи, сильно сократившийся в числе по причине войн и вражеских нашествий. (Сеннахирим уверял, что увел из Иудеи в плен 200 тысяч 150 человек.) Подобно «упавшим зернам», которые два года будут кормить город, уцелевшее в доме Иудином пустит опять корень и принесет обильный плод. И все это сделает ревность Господа Саваофа (Всемогущего).

4Цар 19:32−34. Пророчество заканчивается обещанием, что Сеннахирим не войдет в Иерусалим и вынужден будет снять осаду с него, и возвратится в свою страну; Господь же будет охранять город сей, потому что Он избрал его, и ради Давида, которому Он обещал, что сохранит царство его (3Цар 11:13).

ж. Уход Сеннахирима (19:35−36)

4Цар 19:35−36. Той же ночью Ангел Господень (толкование на Быт 16:9) нанес массовое поражение ассирийскому воинству. На утро насчитали в стане сто восемьдесят пять тысяч мертвых. (Иосиф Флавий полагает, что это был внезапный взрыв эпидемии чумы; высказывались и другие предположения.) Несомненен сверхъестественный характер происшедшего, возможно, это осознал и Сеннахирим. Так или иначе, ему ничего не оставалось, как возвратиться в свою столицу — Ниневию.

з. Смерть Сеннахирима (19:37)

4Цар 19:37. Двадцать лет спустя (в 681 г. до Р. Х.). Сеннахирим пал жертвой заговора. Он был убит своими двумя сыновьями, когда поклонялся в доме Нисроха, бога своего (которого ассирийцы изображали в виде полу-орла полу-человека). Скорее всего, храм Нисроха находился в Ниневии. Так или иначе, защитить поклонявшегося ему этот бог не сумел и в святилище своем... Убийцы бежали в Армению, которую отделяли от Ниневии примерно 500 километров. На ассирийский престол сел третий сын Сеннахирима — Асардан (681−669 гг. до Р. Х.) Так исполнилось слово Господа (19:7).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.