4 Царств 3 глава

Четвертая книга Царств
Cовременный перевод WBTC → Толкование Далласской семинарии

Cовременный перевод WBTC

1 Иорам, сын Ахава, стал царём над Израилем в Самарии. Он начал царствовать на восемнадцатый год царствования Иосафата, царя Иудейского, и царствовал двенадцать лет.
2 Он делал то, что Господь считал злом, но не так, как отец его и мать. Он убрал колонну Ваала, которую сделал его отец.
3 Но он продолжал совершать грехи, какие совершал Иеровоам, сын Навата, и которыми он вводил в грех израильтян. Иорам не положил конец грехам Иеровоама.
4 Меса, царь Моавитский, владел большим количеством скота. Он должен был доставлять израильскому царю по сто тысяч овец и шерсть от ста тысяч баранов.
5 Но после смерти Ахава, моавитский царь восстал против израильского царя.
6 В то время царь Иорам вышел из Самарии и собрал весь народ Израиля.
7 Он также отправил посланников к Иосафату, царю Иудейскому, сказать: "Царь Моавитский восстал против меня. Пойдёшь ли ты со мной на войну против Моава?" Иосафат сказал: "Да, я пойду с тобой. Мы объединимся в одно войско и мои люди будут как твои люди, и мои кони будут как твои кони".
8 Иосафат спросил Иорама: "Какой дорогой мы должны идти?" Иорам ответил: "Мы должны идти через Едомскую пустыню".
9 И вышел царь Израильский с царём Иудейским и с царём Эдомским. Они шли вокруг Мёртвого моря семь дней, и не было у них достаточно воды ни для войска, ни для животных, которые были с ними.
10 Наконец израильский царь сказал: "Ах, Господь созвал нас, трёх царей, вместе, чтобы моавитяне разбили нас!"
11 Но Иосафат сказал: "Здесь должен быть один из пророков Господа. Давайте через него спросим у Господа, что нам делать". Один из слуг израильского царя сказал: "Здесь есть Елисей, сын Сафата. Елисей был слугой Илии".
12 Иосафат сказал: "У Елисея есть слово Господа". И пошли к нему царь Израильский, Иосафат и царь Эдомский.
13 И сказал Елисей израильскому царю: "Чего ты хочешь от меня? Иди к пророкам отца твоего и к пророкам матери твоей!" Израильский царь ответил Елисею: "Нет, потому что Господь собрал сюда трёх царей, чтобы предать нас в руки Моава".
14 И сказал Елисей: "Так же верно, как жив Господь Всемогущий, перед Которым я стою, если бы я не уважал Иосафата, царя Иудейского, я бы даже не взглянул на тебя и не заметил бы тебя!
15 А теперь приведите ко мне человека, который играет на гуслях". И когда этот человек заиграл на гуслях, мощь Господа сошла на Елисея.
16 И он сказал: "Так говорит Господь: Выкопай рвы по всей долине,
17 ибо Господь говорит, что вы не увидите ни ветра, ни дождя. Вся долина наполнится водой, которую будете пить и вы, и ваш скот, и другие животные.
18 Господу это легко сделать. Он также позволит вам разбить моавитян.
19 Вы поразите каждый укреплённый город, каждый главный город. Вы срубите все хорошие деревья. Вы перекроете все источники воды. Все лучшие поля вы уничтожите, забросав их камнями".
20 Утром, во время утреннего жертвоприношения, вода потекла со стороны Эдома, и долина наполнилась водой.
21 Моавитяне услышали, что цари идут воевать против них. Тогда они собрали вместе всех мужчин, достаточно взрослых, чтобы носить доспехи, и встали на границе.
22 Этим утром моавитяне встали рано. Солнце сияло в воде в долине, и моавитянам показалось, что это кровь.
23 Они сказали: "Смотрите, кровь! Наверное, цари сразились между собой и уничтожили друг друга. Давайте пойдём и возьмём всё ценное!"
24 Но когда моавитяне подошли к израильскому лагерю, израильтяне вышли и атаковали их. И побежали моавитяне. А израильтяне шли за ними и били моавитян.
25 Израильтяне разрушали города. На хорошие поля каждый из них бросил по камню, пока полностью их не закидали камнями. Они перекрыли все источники воды и вырубили все хорошие деревья. Только в Кир-Харешете камни оставались на своих местах. Но пращники окружили город и атаковали его.
26 Когда моавитский царь увидел, что битва слишком тяжела для него, он взял семьсот человек, вооружённых мечами, чтобы пробиться к Эдомскому царю. Но сделать это они не смогли.
27 Тогда моавитский царь взял своего старшего сына, который должен был царствовать после него, и принёс его в жертву на городской стене. Это очень огорчило израильтян. И они оставили моавитского царя и возвратились в свою землю.

Толкование Далласской семинарии

2. ГРЕХОВНОСТЬ И НЕЧЕСТИЕ ИОРАМА (3:1−3)

4Цар 3:1−3. Иорам был вторым сыном Ахава, который стал править Израилем. Произошло это на восемнадцатый год после того, как полноправным правителем Иудеи сделался Иосафат. Иорам царствовал в Израиле 12 лет (852−841 г. до Р. Х.). Он не был столь же нечестив, как его родители. Ахав и Иезавель, но все-таки делал неугодное в очах Господних. Вероятно, он предпринял какие-то попытки отменить культ Ваала (стих 2), но не отказался от грехов Иеровоама (т. е. поддерживал культ тельцов; 3Цар 12:26−33; 13:33).

3. СЛУЖЕНИЕ ЕЛИСЕЯ (3:4 — 8:15)

Дальнейшее служение Елисея описано в этом большом разделе.

а. Сражение против Моава (3:4−27)

4Цар 3:4−8. Очевидно, моавитяне преимущественно разводили овец. Когда израильский царь Амврий сделал Моав своим данником, то обязал его ежегодно поставлять в Израиль по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов, что моавитяне, скрепя сердце, и делали на протяжении многих лет. Но когда царь Ахав погиб на войне, Меса царь Моавитский отложился от царя Израильского (имеется в виду царь Охозия; 1:1).

Преемник же Охозии — Иорам возгорелся желанием снова сделать Месу своим вассалом и для этого произвел смотр всем своим войскам. Очевидно, желая свободно пройти территорией Иудеи, чтобы ударить по моавитянам с юга, Иорам послал к Иосафату, царю Иудейскому, спросить, не пойдет ли вместе с ним на войну против Моава. Иосафат согласился. И тогда Иорам предложил ему ударить по Моаву с юга, от пустыни Едомской (северная граница Моава, по реке Ариои, была сильно укреплена).

4Цар 3:9−12. Едом был в то время вассалом Иудеи и вынужден был присоединиться к союзу еврейских царей (хотя лояльность его оставляла желать лучшего; стих 26). Долгим обходным путем, на протяжении семи дней, шли союзники к южной границе Моава; они шли территорией Иудеи, вниз по юго-западному побережью Мертвого моря, и скоро ощутили нехватку воды. Скорбный возглас Иорама (стих 10), царя израильского, свидетельствует что «виновником» возникшей ситуации он счел Господа.

То обстоятельство, что благочестивый царь Иосафат неоднократно присоединялся к военным кампаниям нечестивых израильских царей (сравните 3Цар 22:2), хотя это никогда не кончалось для него добром, видимо, говорит о какой-то зависимости Иудеи от Израиля в те годы. Но, как и перед войной с сирийцами (3Цар 22:7), Иосафат выразил желание вопросить Господа через пророка Его. Кто-то из израильтян вспомнил, что поблизости находится Елисей, сын Сафатов.

Едва ли пророк по своей воле отправился в военный поход с царями; скорее всего для исполнения предназначенной ему миссии его отправил в Едомскую пустыню Господь. Слуга царя Израильского объяснил своему господину, кто такой Елисей: он же был помощником Илии (может быть, израильтянин полагал, что царь о Елисее не слышал). Иосафат, однако, явно знал об этом пророке (стих 12). Так или иначе, все три царя отправились к Елисею.

4Цар 3:13−19. Слова Елисея: «что мне и тебе?» — надо, очевидно, понимать как «что нам друг до друга: мне, пророку Господню, и тебе, царю, который поклоняется Ваалу?» Следуя этой справедливой логике, он предлагает царю израильскому вопросить пророков родителей своих — Ахава и Иезавели, т. е. искать помощи у того бога, которому он служит. Иорам снова говорит (сравните стих 10), что это Господь созвал сюда трех царей сих, чтобы предать их в руки Моава.

Настойчивое повторение им этой мысли предположительно объясняют тем, что перед походом Иосафат, хранивший верность Иегове, мог обратиться к Нему и расценить полученный ответ как благоприятный для выходивших на войну. Во всяком случае, и Елисей заявляет, что только из уважения к царю иудейскому (Иосафату) говорит он теперь с пришедшими к нему царями (стих 14). (Обратите внимание на идентичность слов Елисея, в которых он говорит Иораму о своей верности Господу (стих 14), и слов Илии в 3Цар 17:1, обращенных к отцу Иорама Ахаву; сравните 4Цар 5:16.)

Игра на гуслях (арфе) помогла улечься гневу Елисея, вызванному Иорамом; ему надо было настроить разум и душу на возвышенный лад, чтобы верить указанию Господню (сравните с тем, как игрой на гуслях успокаивал Давид царя Саула; 1Цар 16:23).

И тогда рука Господня коснулась Елисея, т. е., он получил от Господа откровение относительно предстоявших событий. Полагают, что долина, упоминаемая в стихе 16, это долина Заред на южной границе Моава. Господь обещал, что долина сия наполнится водою. Более того: Моав будет предан в руки трех царей (стих 18). Далее говорится о том, какие разрушения произведут победители в Моаве.

Это не следует принимать за повеление Господне, ибо бессмысленные разрушения не были угодны Ему (Втор 20:19−20); пророку лишь открывается, что совершат три царя в Моаве: И вы поразите все города и все лучшие деревья срубите, и все источники водные запрудите, и испортите поля, разбросав по ним камни.

4Цар 3:20−25. По всей видимости, вода, которая наполнила вышеупомянутую долину, была водой от дождя, пролившегося над Едомом; она стекла в долину и «остановилась» во рвах, вырытых по указанию Елисея. Поскольку непосредственно над долиной дождь не пролился, моавитяне, не ожидавшие увидеть в ней воду, приняли ее — в лучах зари — за кровь.

Утреннее приношение включало в себя не только «хлеб», но и ягненка, а также возлияние (Исх 29:38−43).

Моавитяне собраны были на границе. Речь идет о границе между Моавом и Едомом — на восток и на юг от Мертвого моря. Приняв воду за кровь, моавитяне решили, что выступившие против них цари сразились между собою, и истребили друг друга. И они, торжествуя, бросились к долине, предвкушая богатую добычу. Но наткнулись на поджидавших их в полной боевой готовности израильтян и их союзников.

Последовал полный разгром Моава, как и предсказано было Господом через Елисея (стих 19). Союзники окружили и столицу моавитян Кир-Харешет, и, видимо, частично разрушили ее (окончание стих 25 сравните со стихом 27, где сказано: и вознес его во всесожжение на стене; подразумевается, «на городской стене»).

4Цар 3:26−27. На какое-то время царь Меса укрылся в Кир-Харешете, куда взял с собою семьсот воинов. Очевидно, оттуда, из города, он предпринял вылазку, пытаясь пробиться к царю Едомскому (он либо считал его самым «слабым звеном» в рядах союзников, либо надеялся склонить его на свою сторону). Попытка Месы не увенчалась успехом и тогда он вернулся под защиту городских стен. Язычники на древнем Востоке рассматривали поражение в битве как признак гнева своих богов. В моавитском пантеоне богом войны почитался Хамос (3Цар 11:7, 33; 4Цар 23:13), и, вот, желая умилостивить этого бога, Меса принес ему в жертву (на городской стене) сына своего первенца, который должен был наследовать трон после него.

Зрелище это вызвало сильное волнение и негодование в стане израильтян, которым принесение человеческих жертв было категорически запрещено (Лев 18:21; 20:3). Чувства эти усугублялись тем, что уничтожить моавитян как народ в их намерение не входило; они лишь хотели подавить в них мятежный дух и сохранить их в качестве своих данников. Вследствие всего этого они и отступили от Кир-Харешета и возвратились в свою землю.

Нельзя в этой связи не упомянуть о замечательном открытии археологов; они обнаружили так называемый Моавитский камень, на котором имеется выбитая по приказанию Месы запись о битве между ним и тремя союзными царями. Из этой записи следует, что Меса считал, что в тот день он был спасен от израильтян Хамосом. Он и в самом деле не был взят в плен своими врагами, которые отошли от стен его столицы. Однако в битве победу одержали они. И все-таки в каком-то смысле союзники потерпели неудачу.

Причину ее, как и других неудач, постигавших совместные предприятия благочестивого Иосафата и нечестивых царей Израиля, следует видеть в негодности этого союза в очах Иеговы, а не в помощи Хамоса своим почитателям. Именно о могуществе Иеговы и бессилии языческих богов свидетельствовала (с самого начала) битва израильтян с моавитянами. Однако Израиль, при всех доказательствах, которые получал, продолжал пренебрегать своим Господом и поклоняться, в крайнем неразумии своем, языческим божествам.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.