4 Царств 25 глава

Четвертая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Навуходоносор, вавилонский царь, пришёл со всем своим войском сразиться против Иерусалима. Это произошло десятого числа десятого месяца в девятый год царствования Седекии. Он расположил своё войско вокруг Иерусалима и построил земляной вал вокруг города.
2 Войско Навуходоносора стояло вокруг Иерусалима до одиннадцатого года царствования Седекии.
3 Голод в городе свирепствовал сильнее и сильнее, и на девятый день четвёртого месяца в городе не осталось еды.
4 Навуходоносор и его войско наконец прорвались через городскую стену. Царь Седекия и все его воины бежали в ту ночь через тайные ворота в двойных стенах, находившихся возле царского сада. Им удалось бежать в пустыню, несмотря на то что город был окружен.
5 Но вавилонская армия преследовала царя Седекию, и солдаты настигли его на Иерихонской равнине; воины же Седекии оставили его и разбежались.
6 Вавилоняне отвели Седекию к вавилонскому царю в Ривлу, где Навуходоносор вынес приговор Седекии.
7 Они убили сыновей Седекии у него на глазах, а затем, выколов Седекии глаза, заковали его в бронзовые кандалы и отвели в Вавилон.
8 Навузардан был слугой и начальником лучших воинов Навуходоносора. Он пришёл в Иерусалим седьмого числа пятого месяца в девятнадцатый год царствования Навуходоносора в Вавилоне
9 и сжёг дотла храм Господа, царский дворец и все дома в Иерусалиме. Он разрушил даже самые большие дома.
10 Затем вавилонское войско, которое было с Навузарданом, разрушило стены вокруг Иерусалима.
11 Навузардан захватил всех людей, которые ещё оставались в городе. Он взял весь народ в плен, и даже тех, кто пытался сдаться.
12 Навузардан оставил там только самых бедных из простого народа, чтобы они ухаживали за виноградниками и полями.
13 Вавилонские воины разбили на кусочки бронзовые колонны в храме Господа. Они разбили медные подставы и большой медный резервуар, а затем отвезли всю эту бронзу в Вавилон.
14 Вавилоняне также забрали тазы, лопатки, инструменты для подрезания светильников, ложки и всю бронзовую посуду, которой пользовались в храме Господа.
15 Навузардан забрал все кадильницы и чаши, а также все вещи, сделанные из чистого золота и серебра.
16 Он взял две колонны, резервуар и подставы, которые Соломон сделал для храма Господа; и бронзы в них было слишком много, чтобы её взвесить.
17 Каждая из этих колонн была высотой в 18 локтей. Венцы на колоннах были бронзовые, высотой в 3 локтя, украшенные сеткой и плодами гранатового дерева; обе колонны были одинаковые.
18 Из храма Навузардан взял в плен главного священника Сераию, второго священника Софонию и трёх мужчин, стоявших на страже у входа.
19 А из города Навузардан взял одного военачальника, командовавшего войском, пять царских советников, которые ещё находились в городе, шестьдесят человек из простого народа, которые были в городе, и одного секретаря, служившего при командующем войском. В обязанности секретаря входило: пересчитывать простой народ и выбирать некоторых из них в солдаты.
20 Затем Навузардан привёл всех этих людей к царю Вавилона в Ривлу, находившуюся в земле Емаф,
21 где Навуходоносор убил их. Так народ Иудеи был выселен из своей земли.
22 Навуходоносор, вавилонский царь, оставил некоторых людей из народа в Иудейской земле. Там был человек по имени Годолия, сын Ахикама, сына Шафана. Навуходоносор сделал его начальником над людьми, оставшимися в Иудее.
23 Военачальниками были Измаил, сын Нефании, Иоханан, сын Карея, Сераия, сын Фанасмефа из Нетофафа и Иазания, сын маахитянина. Когда эти военачальники и их люди услышали, что вавилонский царь назначил Годолию начальником, они пошли в Мицфу, чтобы встретиться с Годолией.
24 Годолия дал обещание этим военачальникам и их людям, сказав:
«Не бойтесь вавилонян. Оставайтесь здесь и служите вавилонскому царю. Тогда с вами ничего не случится».
25 Измаил, сын Нефании, сын Елишамы, был родом из царской семьи. В седьмой месяц Измаил и десять человек с ним напали на Годолию и убили его, а также всех иудеев и вавилонян, которые находились с Годолией в Мицфе.
26 Затем все военачальники и весь народ бежали в Египет, от самого незначительного до самого важного, из-за страха перед вавилонянами.
27 Позже Евилмеродах стал царём Вавилона. Он выпустил иудейского царя из тюрьмы на тридцать седьмой год после того, как был захвачен Иехония. Это произошло на двадцать седьмой день двенадцатого месяца с начала правления Евилмеродаха.
28 Евилмеродах был милостив к Иехонии. Он посадил его на более важное место, чем других царей, которые были с ним в Вавилоне.
29 Евилмеродах позволил Иехонии снять тюремную одежду, и Иехония до конца своей жизни ел за одним столом с Евилмеродахом.
30 До конца жизни царь Евилмеродах обеспечивал Иехонию деньгами и всем необходимым.

Новой Женевской Библии

25:1 В девятый год... в десятый месяц. Т.е. в январе 588 г. до Р.Х.

25:2 до одиннадцатого года. До июля 586 г. до Р.Х. (Иер 39:2; Иер 52:5−7). Некоторые исследователи датируют падение Иерусалима 587 г. до Р.Х.

25:3 усилился голод. Во время осады жители Иерусалима терпели тяжкие лишения (Иер 38:2−3; Плач 4:10).

25:4 к воротам, между двумя стенами. Имеются в виду ворота в стене, окружавшей «город Давида»; возможно, это были ворота Источника (Неем 3:15).

25:6 к царю Вавилонскому в Ривлу. См. ком. к 23:33.

25:7 самому Седекии ослепили глаза. На Ближнем Востоке ослепление было распространенным наказанием для бунтовщиков.

отвели его в Вавилон. Седекия поплатился за то, что не внял советам Иеремии (Иер 38:14−28) и Иезекииля (Иез 12:13). Так, Иеремия уговаривал его сдать Иерусалим без боя, поскольку Божия кара все равно неотвратима, а мирная сдача спасла бы город от страшных разрушений. Упорство Седекии обернулось тяжкими последствиями как для него, так и для всего народа. Седекия вскоре умер в вавилонском плену (Иер 52:11).

25:8 В пятый месяц, в седьмой день. Т.е. в августе 586 г. до Р.Х.

25:9 все домы... большие сожег огнем. Навуходоносор причинил городу страшные разрушения, стремясь исключить возможность возрождения Иудеи, отныне вавилонской провинции, центром которой мог стать Иерусалим. В отличие от ассирийцев, заселивших территорию северного царства представителями покоренных ими народов (17:24−31; Езд 4:2), царь вавилонский оставляет Иудею почти обезлюдевшей.

25:10 стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское. Разрушив городские стены, Навуходоносор мог быть уверен, что Иерусалим уже никогда не станет центром восстания против вавилонского владычества.

25:11 переметчиков, которые передались царю Вавилонскому. Следует полагать, что некоторые из иудеев перешли на сторону Навуходоносора еще до последней осады Иерусалима. Переселение этих людей могло быть продиктовано либо желанием наградить их за службу, либо опасением за их личную безопасность.

прочий простой народ выселил. Вавилоняне произвели вторичную депортацию населения Иудеи (24:10−17), оставив на родине лишь небольшое количество бедняков, чтобы было кому возделывать поля и виноградники (ст. 12).

25:13 столбы медные. См. 3Цар 7:15−22.

подставы. См. 3Цар 7:27−39.

море медное. См. 3Цар 7:23−26.

25:14 тазы, и лопатки... сосуды медные. См. 3Цар 7:40, 45, 50.

25:15 кадильницы, и чаши. См. 24:13; 3Цар 7:50; Иер 15:13; 20:5; 27:16−22.

25:17 в одном столбе... на другом столбе. См. 3Цар 7:15−22.

25:18 Сераию первосвященника. Сераия был правнуком Хелкии (22:4, 8; 1Пар 6:13−14) и предком Ездры (Езд 7:1).

25:21 поразил их царь Вавилонский. Вавилоняне жестоко расправились с остававшимися в Иерусалиме сановниками, из которых далеко не все были людьми военными.

в Ривле. См. ком. к 23:33.

выселены Иудеи из земли своей. Из всех предусмотренных заветом кар изгнание — самая тяжкая (Лев 26:33; Втор 28:36).

Военные действия Навуходоносора против Иудеи (605−586 гг.до Р.Х.).

25:22 Над народом же, остававшимся в земле Иудейской... поставил начальником Годолию. Упразднив в Иудее царское правление, Навуходоносор назначает туда своего наместника. Годолия был другом пророка Иеремии (Иер 26:24) и хоро-шо известным в Иудее человеком. Выбор Навуходоносора пал на него, поскольку царь полагал, что его кандидатура не вызовет недовольства у населения, остававшегося в Иудее (см. Иер 40:10−12).

сына Ахикама. Отец Годолии, Ахикам, был советником Иосии (22:12).

25:23 в Массифу. Получив назначение на пост наместника в Иудее, Годолия обосновался в Массифе, городе, находившемся приблизительно в двенадцати километрах к северу от Иерусалима (см. Иер 40:1−6).

25:24 поклялся. См. ком. к 3Цар 1:17.

25:25 в седьмой месяц. Т.е. в октябре 586 г. до Р.Х.

Исмаил... из племени царского. Дед Исмаила, Елисам, был царским писцом в царствование Иоакима (Иер 36:12; Иер 41:1). Сам он принадлежал к партии, представители которой считали Годолию недостойным пособником врагов Иудеи и выступали за активное сопротивление вавилонскому владычеству (об этом подробнее см. в Иер 40:13 — 41:18). Возможно, что в планы Исмаила входило восстановление в стране монархии, причем себя он, скорее всего, рассматривал в роли претендента на престол.

поразил Годолию. Этот поступок Исмаила сделал положение Иудеи еще более тяжелым (Иер 44:1−14). Для выселенных в Вавилон иудеев смерть Годолии стала тяжкой потерей — в воспоминание о ней они учредили пост, подобный тем, что были установлены в память о поражении Иудеи и разрушении Иерусалима (Зах 7:5; Зах 8:19).

25:26 пошли в Египет. Опасаясь вавилонян, причастные к убийству Годолии иудейские лидеры вместе со своими сторонниками из простого народа спасаются бегством в Египет, правитель которого был врагом Вавилона (см. ком. к 24:20). Предписания закона (Втор 17:14−20) строго воспрещают израильским вождям уводить народ обратно в Египет (Втор 17:16). В своем стремлении к власти предводители антивавилонского заговора, сами того не осознавая, навлекают на себя одно из проклятий завета: возвращение в Египет, страну унижения и рабства (Втор 28:68).

25:27−30 Автор Третьей и Четвертой книг Царств завершает свое повествование на оптимистической ноте, сообщая о милости, оказанной пленному Иехонии царю иудейскому, вавилонским царем Евилмеродахом.

25:27 В тридцать седьмой год переселения Иехонии... в двенадцатый месяц. Т.е. в марте 561г. до Р.Х.

Евилмеродах, царь Вавилонский, в год своего воцарения. Евилмеродах был сыном и наследником Навуходоносора (см. ком. к 24:1).

вывел Иехонию, царя Иудейского, из дома темничного. В вавилонских хозяйственных записях того периода говорится о том, что продовольственное содержание в виде масла и ячменя, помимо прочих, выдавалось также Яукину (Иехонии), царю Иауды (Иудеи), и его пяти сыновьям. Милостью к пленным иудеям Евилмеродах, по-видимому, ознаменовал свое восхождение на престол.

25:28 поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне. Во Втор 4:25−31; Втор 30:1−10 и в молитве Соломона на освящение храма (3Цар 8:46−53) упоминается о возможном пребывании народа Божиего в иноземном плену как о Божией каре за грехи. Во всех этих текстах подчеркивается необходимость для плененных покаяния (Втор 4:30; Втор 30:2; 3Цар 8:47). Соломон в своей молитве просит Господа сделать так, чтобы победители проявили сострадание к пленникам (3Цар 8:50); милость вавилонского царя к Иехонии можно, таким образом, рассматривать в качестве исполнения Господом этой просьбы. Втор 30:3−5 обещает последующее возрождение народа Божиего, начало которому было положено в 538 г. до Р.Х., когда евреям было позволено возвратиться на родину (Езд 1:1−4; Ис 44:24−28; Ис 45:1−6). Содержащееся же во Втор 30:6 обещание, что Господь «обрежет... сердце» Своего народа, чтобы тот действительно от всей души полюбил Его, исполнилось только при нисхождении Святого Духа (Деян 2:14−21; 2Кор 3:1−6).

25:29 всегда имел пищу у него. См. ком. к 3Цар 2:7. Выделение вавилонянами Иехонии из числа прочих пленников оживило надежду евреев на то, что обетование Господа о доме Давидовом, несмотря ни на что, сбудется (2Цар 7:8−16). Автор Третьей и Четвертой книг Царств, не уставая повторять о свершившемся над Иудеей суде Божием (21:10−15; 23:26−27; 24:3−4, 20; 25:21), дает, однако, понять, что падение Иудеи и разрушение Иерусалима отнюдь не означали конца правления Давидовой династии. Для тех, кто верит Божиему слову, есть основания с надеждой смотреть в будущее.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.