«Приготовься и возьми в руку этот маленький сосуд с елеем помазания, и пойди в Рамоф Галаадский.
«Командир, у меня есть слово для тебя».
Ииуй спросил:
«Для кого из нас?»
Юноша ответил:
«Для тебя, господин».
«Так говорит Господь, Бог Израиля: „Я помазал тебя быть царём над народом Господа, Израилем.
Затем молодой пророк открыл дверь и убежал.
«Всё ли в порядке? Зачем приходил к тебе этот сумасшедший человек?»
Ииуй ответил:
«Вы знаете этого человека и то, какие безумства он говорит».
«Нет! Скажи нам правду. Что он сказал?»
Тогда Ииуй ответил им:
«Он рассказал мне о некоторых событиях, а затем произнёс: „Так говорит Господь: „Я помазал тебя в цари над Израилем”».
«Ииуй — царь!»
«Если вы согласны с тем, что я царь, то не дайте никому уйти из города, чтобы не рассказали эту весть в Изрееле».
«Я вижу полчище».
Тогда Иорам приказал:
«Пошлите всадника им навстречу. Пусть он спросит их: „С миром ли вы пришли?”»
«Царь Иорам спрашивает: „С миром ли вы пришли?”» Ииуй ответил:
«Какое тебе дело до мира? Поезжай за мной».
Сторож сказал Иораму:
«Посланец подъехал к ним, но не возвращается».
«Так говорит царь: „Мир”».
Ииуй ответил:
«Какое тебе дело до мира! Поезжай за мной».
«Второй посланец подъехал к ним, но тоже не возвращается. Там человек едет в своей колеснице, и он похож на Ииуя, сына Намессии, потому что он едет как безумный».
«Запрягите мою колесницу!» Слуги запрягли его колесницу. Иорам, израильский царь, и Охозия, иудейский царь, выехали навстречу Ииую, каждый в своей колеснице. Они встретились с Ииуем на поле Навуфея изреелитянина.
«С миром ли ты пришёл, Ииуй?»
Ииуй ответил:
«Какой может быть мир, пока мать твоя Иезавель занимается блудом и колдовством?»
«Измена, Охозия!»
«Возьми тело Иорама и брось его на поле Навуфея изреелитянина. Вспомни, когда мы ехали вместе с отцом Ахава, Господь предрёк, что это с ним случится.
«Убейте Охозию!» Они ранили его в колеснице на подъёме в Гур, возле Ивлеама. Охозия бежал в Мегиддон и там умер.
«Здравствуй, Зимврий! Как и он, ты убил своего господина!»
«Кто на моей стороне? Кто?»
К нему выглянули два или три евнуха.
«Сбросьте Иезавель вниз!» И евнухи сбросили её. Немного её крови брызнуло на стену и на коней, которые растоптали её тело.
«Позаботьтесь об этой проклятой женщине и похороните её, так как она царская дочь».
«Вот что говорил Господь через Илию фесвитянина: „В Изрееле псы съедят тело Иезавели.
9:1 одного из сынов пророческих. См. ком. к 3Цар 20:35.
9:3 возьми сосуд с елеем, и вылей на голову его. Так выглядел обряд помазания на царство (11:12; 23:30; 1Цар 2:10; 1Цар 9:16; 1Цар 10:1; 2Цар 2:7).
9:9 как дом Иеровоама... и как дом Ваасы. Речь идет о двух израильских царских династиях, отвергнутых Господом за их вероотступничество (3Цар 14:7−18; 15:27−30).
9:10 никто не похоронит ее. Смерть без погребения являлась знаком немилости Господа (Иер 8:2; Иер 16:4−6; Иер 22:19; Иер 25:33).
9:11 этот неистовый. Из-за необычного образа жизни, странных привычек и речей некоторые люди принимали пророков за невменяемых (ср. Иер 29:26; Ос 9:7).
9:13 затрубили трубою. Звуком трубы народу возвещалось о помазании нового царя (2Цар 15:10; 3Цар 1:34).
9:21 в поле Навуфея Изреелитянина. Развязка событий происходит в том самом месте, которое послужило причиной преступления, совершенного Ахавом и Иеза-велью и приведшего к гибели Навуфея (3Цар 21:1−26).
9:22 какой мир. Вопрос, заданный Ииуем, затрагивает самую суть проблемы. Не может быть истинного мира, пока процветают идолопоклонство и колдовство (ср. 17:17; 21:6; Суд 2:17; Суд 8:33; Иер 2:1−13; Ос 2:1−23; Ос 3:1−5; Наум 3:4).
9:25 Господь изрек на него такое пророчество. См. 3Цар 21:21−24.
9:27 И сказал: и его бейте на колеснице. Ииуй не получал благословения на истребление потомков Давида, которые были связаны родственными узами с домом Ахава через его дочь Гофолию (ст. 8−10). Таким образом, рвение Ииуя представляется чрезмерным. Пророк Осия, например, осуждает Ииуя «за кровь Изрееля» (Ос 1:4).
9:29 В одиннадцатый год. По всей видимости, год восшествия Охозии на престол в расчет не принимается: тогда не возникает противоречия с 8:25.
9:31 мир ли Замврию. Называя Ииуя Замврием, Иезавель саркастически намекает на кровавую бойню, устроенную Замврием почти полвека тому назад (3Цар 16:8−15).
9:32 три евнуха. На Ближнем Востоке евнухов обычно использовали в качестве охраны и прислуги в царских гаремах (20:18; Ис 39:7; Иер 29:2; Иер 34:19; Иер 38:7; Дан 1:3, 7−8).
9:34 царская дочь. Ииуй пожелал отдать Иезавели последние почести не как царице израильской, а как дочери Ефваала, царя сидонского (3Цар 16:31).
9:36 съедят псы тело Иезавели. Пророчество, над которым Иезавель посмеялась при жизни, теперь полностью исполнилось (3Цар 21:23). Псы упоминаются и в описании смерти Ахава (3Цар 22:38).