4 Царств 21 глава

Четвертая книга Царств
Перевод Десницкого → Толкование Далласской семинарии

Перевод Десницкого

1 Менашше воцарился в возрасте двенадцати лет, он правил в Иерусалиме пятьдесят пять лет. Имя его матери было Хефцивах.
2 Его поступки были злом в очах Господа, он творил те же мерзости, что и народы, изгнанные Господом ради сынов Израилевых.
3 Он заново отстроил святилища на высотах, разрушенные его отцом Хизкией, соорудил жертвенник Ваалу и поставил идольский столб — поступал, как и царь израильский Ахав. Он поклонялся всему воинству небесному и служил им.
4 Даже в Храме Господнем, о котором сказал Господь: «В Иерусалиме Я воздвигну Свое имя» — и там он поставил жертвенники.
5 Эти жертвенники, посвященные всему воинству небесному, он поставил в обоих дворах Господнего Храма.
6 Собственного сына он провел через огонь, занимался гаданиями и волшебствами, вызыванием мертвых и заклинанием духов, творя зло в очах Господа и гневя Его.
7 Еще он поставил изготовленное им изображение Астарты в том самом Храме, о котором Господь говорил Давиду и сыну его Соломону: «в этом Храме и в Иерусалиме, избранном Мной среди всех племен Израилевых, воздвигну Я имя Мое навеки.
8 Не заставлю Я впредь израильтян покидать ту страну, которую даровал их праотцам, если только старательно будут соблюдать все, что Я заповедал им, всё, что заповедано им в Законе слуги Моего Моисея».
9 Но не послушались они, совратил их Менашше, и стали они поступать хуже тех народов, которые уничтожил Господь ради сынов Израилевых.
10 Так говорил Господь через слуг Своих пророков:
11 «За всё, что творил царь иудейский Менашше, за совершенные им мерзости, хуже, чем прежде бывало у амореев, и что идолами своими он ввел в грех Иудею —
12 за это, говорит Господь, Бог Израиля, Я наведу на Иерусалим и Иудею такую беду, что в обоих ушах зазвенит у того, кто о ней услышит.
13 Иерусалиму Я отплачу наравне с Самарией, той же мерой, что и дому Ахава! Сотру Иерусалим, как стирают грязь с чаши — сотрут и перевернут вверх дном.
14 Я отвергну, что осталось от наследия Моего, предам их в руки врагов на грабеж и разбой
15 за то, что творили они зло в очах Моих и гневили Меня со дня, когда вышли праотцы их из Египта и по сей день».

16 К тому же пролил Менашше столько невинной крови, что от края и до края залил ей Иерусалим — мало было ему тех грехов, в которые он ввел Иудею, творя зло в очах Господа.
17 Прочее о делах Менаше, которые от совершил, и о грехах, которыми согрешал, записано в летописном свитке царей иудейских.
18 Менашше приложился к праотцам и был похоронен в дворцовом саду, в саду Уззы. После него воцарился его сын Амон.

19 Амон воцарился в возрасте двадцати двух лет, он правил в Иерусалиме два года. Имя его матери было Мешуллемет, дочь Харуца из Йотвы.
20 Поступки его были злом в очах Господа, как и поступки его отца Менашше.
21 Он следовал по тому же пути, что и его отец, служа тем же идолам, что и отец, и поклоняясь им.
22 Он оставил Господа, Бога своих праотцев, и не шел по Господнему пути.

23 Слуги Амона составили заговор и убили царя в его собственном дворце.
24 Но простой народ перебил всех, кто был в заговоре против Амона, и вместо него сделал царем его сына Йошию.
25 Прочее о делах Амона, которые от совершил, записано в летописном свитке царей иудейских.
26 Его похоронили в собственной гробнице в саду Уззы, а вместо него воцарился его сын Йошия.

Толкование Далласской семинарии

Б. Нечестивое правление Манассии (21:1−18)

Описание царствования Манассии дано вкратце, хотя он и правил дольше чем кто-либо иной из царей Иудеи.

1. О ГРЕХАХ МАНАССИИ (21:1−9)

4Цар 21:1−9. Двенадцати лет Манассия начал править со своим отцом, и в общей сложности правил не пятьдесят (в русский текст по-видимому, вкралась опечатка), а пятьдесят пять лет. Это было время абсолютного политического господства Ассирии над всем ближневосточным регионом (и над Египтом), в которое Иудея оставалась безропотным вассалом ассирийских царей. Политическое порабощение привело (в значительной мере по злой воле Манассии) к глубочайшему духовному падению иудейского народа.

Сын благочестивого отца, Манассия стал самым нечестивым из иудейских царей. «Обратившись на пути» деда своего Ахаза, он подражал мерзостям ханаанских народов. Высоты, уничтоженные Езекией, он опять восстановил и снова поставил жертвенники Ваалу, и по примеру Ахава, царствовавшего в Самарии сделал дубраву Астарты (21:7; сравните 3Цар 16:33). Он насаждал в стране откровенно языческие культы и всячески поощрял их, к примеру, принятое у ассирийцев и вавилонян поклонение всему воинству небесному, т. е. солнцу, луне и звездам (сравните 4Цар 17:16; 23:4−5).

Жертвенники языческим богам были установлены Манассией в храме Иеговы и во дворах храма, и даже истукан Астарты поставил он в доме, о котором Господь сказал, что это место имени Его в Иерусалиме навек (сравните стих 4 и 7). И человеческие жертвоприношения практиковались при Манассии, он и сам провел сына своего чрез огонь, т. е. принес его в жертву аммонитскому богу Молоху, по-видимому, в долине Гинном (3Цар 11:7, 33; 4Цар 23:10, 13).

И гадал Манассия и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников, хотя все это было запрещено законом Моисея (толкование на (17:17), и у Господа вызывало гнев. Царь словно демонстрировал свое неуважение к обетованиям, которые Бог клялся его предкам исполнить — при условии повиновения народа Ему и заповедям Моисеевым (стих 8). В царствование Манассии иудеи поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых (21:15−16).

2. СУДЬБА ИЕРУСАЛИМА (21:10−16)

4Цар 21:10−16. Все это время Господь не молчал, но говорил к царю и народу чрез Своих пророков (включая, возможно, Исаию), обличая и предупреждая. Но Манассия жестоко преследовал пророков Иеговы, и многие их них погибли мученической смертью за своего Господа (в ветхозаветной истории такое было впервые; согласно еврейскому преданию, одним из мучеников стал при Манассии пророк Исаия, которого перепилили надвое деревянной пилой, — в Евр 11:37, возможно, содержится косвенное упоминание об этом). (в стихе 16) о пролитии Манассией невинной крови, которою он наполнил Иерусалим от края до края.

Аморреи (стих 11) в дни Иисуса Навина были самым нечестивым в Палестине народом.

За крайне злые дела Манассии, в которые царь вовлек и весь народ Иудеи, Господь обещал навести на Иерусалим страшные бедствия (стих 12). В стихе 13 в иносказательной форме выражена та мысль, что Иуду постигнет такая же судьба, какая постигла Израиль (Самарию и династию Ахава). Иерусалим, который будет очищен Им от присущих этому городу мерзостей, Бог уподобляет вытертой досуха и опрокинутой чаше.

Остаток Своего удела Господь отвергнет — в том смысле, что, отдав его на поругание и разграбление всем неприятелям его, лишит его Своей зашиты.

3. СМЕРТЬ МАНАССИИ (21:17−18)

4Цар 21:17. Из второй книги Паралипоменон (33:11) мы узнаем, что Манассия был за грехи свои уведен ассирийским царем, вероятно, Ассурбанипалом (669−626 г. до Р. Х.) в плен в Вавилон; в этом городе, покоренном ассирийцами, царь их находился в то время. В Вавилоне Манассия покаялся, и Господь, после некоторого времени пребывания его в плену, позволил ему возвратиться в Иерусалим (сравните 2Пар 33:12−13 и 2Пар 33:18−19). Там Манассия много сделал по искоренению идолопоклонства (2Пар 33:15−17). Однако духовное зло, причиненное им прежде, принесло в Иудее такие ядовитые плоды, что, несмотря и на реформы, проведенные еще позднее царем Иосией, Божий суд не мог быть отвращен от Иудеи (4Цар 23:26).

4Цар 21:18. Примечательно, что по смерти своей Манассия был погребен не в царских гробницах, где в основном покоились благочестивые цари Иудеи, но в дворцовом саду. После него воцарился Аммон, сын его.

В. Нечестивое правление Аммона (21:19−26)

4Цар 21:19−22. Недолгим (всего два года — с 642 по 640 г. до Р. Х.) было правление Аммона, который во всем следовал путями отца своего Манассии (до покаяния того); он возвратился к служению идолам и оставил Господа.

4Цар 21:23−26. Погиб Аммон в результате заговора своих придворных, но духовно развращенный народ, вероятно, симпатизировал Аммону, вернувшему ему «высоты» и идолов; убийцы царя были перебиты, и на трон возведен Иосия, сын Аммона. Похоронен Аммон был вместе со своим отцом во дворцовом саду.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.