1 Коринфянам 4 глава

Первое послание к Коринфянам апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Новый Библейский Комментарий

Еврейский Новый Завет

1 Итак, вы должны относиться к нам, как к слугам Мессии, как к попечителям Божьих сокрытых истин.
2 От попечителя же требуется, чтобы он оказался верен.
3 Для меня очень мало значит то, как судите обо мне вы или любой другой человеческий суд; да я и сам не сужу о себе.
4 Я не знаю за собой ничего такого, что говорило бы против меня, но это не делает меня невиновным. Судит меня Господь.
5 Потому не выносите преждевременных суждений, пока не придёт Господь, так как Он сделает явным сокрытое ныне во тьме. Он покажет истинные намерения человеческих сердец; и тогда каждый получит от Бога ту похвалу, которую заслужил.
6 В том же, что я говорил здесь, я взял в качестве примера себя самого и Аполлоса, чтобы научить вас не домысливать сверх того, что сказано в Еврейских Писаниях*, надменно принимая сторону одного из противостоящих друг другу руководителей.
7 В конце концов, что в вас особенного? Что у вас есть помимо того, что вы получили в качестве дара? А если это, в самом деле, дар, почему вы хвалитесь, как будто это не так?
8 Вы уже пресытились? Вы уже богаты? Вы стали царями, а мы нет? Что ж, я хотел бы, чтобы вы на самом деле были царями, а мы могли разделить с вами царствование!
9 Так как я полагаю, что Бог на этом «параде» поместил нас, посланников, в хвосте шествия, подобно людям, приговорённым к смерти на арене: мы стали зрелищем для всей вселенной, как для ангелов, так и для людей.
10 Ибо ради Мессии мы глупцы, но, будучи едины с Мессией, вы мудры! Мы слабы, но вы сильны; вы в чести, а мы в бесчестии.
11 До сих пор мы испытываем голод и жажду, одеваемся в тряпьё, с нами дурно обходятся, мы скитаемся,
12 тяжёлым трудом зарабатываем себе на существование. Когда нас проклинают, мы благословляем; когда нас преследуют, мы миримся с этим;
13 когда на нас клевещут, мы продолжаем взывать. Мы словно сор этого мира, отбросы земли — да, до сих пор это так!
14 Я пишу это не для того, чтобы пристыдить вас, но обращаюсь к вам, как к своим любимым детям, чтобы вы изменились.
15 Ибо, если у вас даже десять тысяч наставников в том, что относится к Мессии, у вас не так много отцов; так как посредством Доброй Вести я стал вам отцом в том, что относится к Мессии Иисусу*.
16 Потому я настоятельно советую вам подражать мне.
17 Вот почему я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного сына в Господе. Он напомнит вам о пути жизни, по которому я следую в единстве с Мессией Иисусом* и которому учу повсюду, в каждом собрании.
18 Когда я не пришёл навестить вас, некоторые из вас стали превозноситься.
19 Но я вскоре приду к вам, если на то будет воля Господа, и буду обращать внимание не на слова этих надменных людей, но на их силу.
20 Ибо Божье Царство не в словах, но в силе.
21 Что вам больше по душе — чтобы я пришёл с дубинкой? или с любовью, в духе кротости?

Новый Библейский Комментарий

4:1−5 Служение и дух критицизма

Ст. 1 Павел использует два очень емких термина для описания роли учителей в церкви — служители (букв. наемные работники) и домостроители. Первый подразумевает личную ответственность перед Христом в служении Ему. Второй включает высокую ответственность лица, исполняющего роль домоправителя, задача которого — управлять и распоряжаться вверенными ему хозяином дома ресурсами, обеспечивая при этом неотложные нужды домочадцев. Павел был удостоен стать хранителем тайн Божиих, т. е. премудрости Божьей, о которой шла речь в предыдущей главе. Он был призван передать другим эту истину.

Ст. 2 Некоторые качества управителей были свойственны и мирским домоправителям. В христианском контексте это верность, которая требуется от них, — слишком много явных свидетельств неверности в миру. За Павла мало заботит мнение других о нем, независимо от того, судят ли о нем христиане, или мирские люди (ср.: 2:1−5 и Деян 17:19−34, где его дело рассматривалось в ареопаге).

Ст. 3б-5 Хотя он знает, что ничего предосудительного в его христианском служении нет, Павел все же утверждает, что только Господь может быть его судьей, подчеркивая, что нельзя судить раньше времени, т. е. до Дня Господня. Только Христос выявит злые дела и будет судить не просто по поступкам, но учитывая побуждения человека. Именно тогда каждый получит свое воздаяние, т. е. заслуженную хвалу от Бога. Как явствует из 2Кор 10:10−13, коринфяне с трудом воспринимали этот урок; и церковь впоследствии совершила много недопустимого.

4:6−13 Служение и социальный статус служителя

Здесь видна отчетливая связь с 4:1−5. Отношение членов церкви к Павлу и Аполлосу (преждевременное суждение) имеет прямое отношение к будущему служению обоих проповедников в Коринфе (см.: обсуждение 16:12, которое показывает, что община обратилась с письменной просьбой о возвращении Аполлоса в Коринф).

Ст. 6а Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу — своеобразный прием, косвенный намек на определенную ситуацию или личность, своего рода форма иронии. Павел использует здесь этот прием для пущего эффекта, хотя, как показывает обсуждение, он фактически не скрывал своих намерений. Он стремится показать членам церкви, что им не следует обманываться и мудрствовать сверх того, что написано. Это относится к ветхозаветным Писаниям, на которые Павел часто ссылается в гл. 1−4. Поведение членов общины было обусловлено их отношением к Писаниям. Конечно, в данном случае Павел обвиняет коринфян, поскольку Писания играли определяющую роль в его оценке христиан, для которых мирская мудрость и красноречие стали идолами. Павел стремится разоблачить поведение коринфян, будоража их совесть, побуждая их переменить свои мысли и поведение.

Ст. 6б Теперь дается ясная оценка их поведения, поскольку каждый из них гордился своим учителем, порицая других.

Ст. 7 Задавая эти три нелицеприятных вопроса, Павел учит их избегать поступков, противоречащих Писанию. Первый вопрос относится к 1:30, где описываются деяния Бога во Христе, которые создали их такими, какие они есть сейчас. Второй относится к разделу 1:4−9, где апостол напоминает, какие обильные дары они получили во Христе по благодати Божьей. Третий вопрос объясняет, что то, чем они хвалились, совершенно неприемлемо, поскольку их дары не возникают ни сами по себе, ни являются следствием особых привилегий или социального статуса, даже при том, что их хвастовство связано с их свершениями.

После этих вопросов, которые должны свести на нет всякое бахвальство христиан, Павел использует иронию в ст. 8−13. Здесь Павел проводит сопоставление коринфских христиан и апостолов.

Ст. 8 Ораторы и представители высших слоев общества хвастались своей самодостаточностью, которая определялась их богатством и политическим влиянием, делая их свободными и независимыми людьми (см.: Philo, The Worse overcomes the Better 32−34). Павел иронически восклицает, что христиане уподобились этим избранным и стали царствовать, и добавляет: ...чтобы и нам с вами царствовать!

Ст. 9 Но это не так, ибо Бог поместил апостолов в позорную ситуацию — наподобие рабов, приговоренных к смерти, которые шли в конце триумфальной процессии на военных парадах в Риме. Апостолы стали не только зрелищем для людей, но и для всего невидимого мира.

Ст. 10 Теперь Павел сравнивает социальный статус тех, о ком говорилось в 1:26, с коринфскими христианами, и социальный статус тех, кого выбрал Бог (1:27, 28), с положением апостолов.

Ст. 11 Даже сейчас с ними обращаются, как с военнопленными.

Ст. 12, 13 В то время как представители этих социальных слоев гордятся, что никогда не занимались физическим трудом, Павел говорит, что трудится своими руками (ср.: 9:6). Апостолы смиренно воспринимают то, что их выставили на позор, и даже отвечают молитвой о благословении своих гонителей.

4:14−17 Апостол Павел как духовный отец коринфян

Наподобие того как светские власти римской колонии Коринфа оставили записи о том, что отцом-основателем города был Юлий Цезарь, признавая юрисдикцию современного императора присвоением ему того же титула, так и Павел использует образ отца-основателя христианского сообщества, воздавая в этом смысле себе хвалу.

Ст. 14 Быть объектом критики для культуры, к которой принадлежали коринфяне, считалось весьма постыдным. Павел уверяет коринфян, что не преследует цели унизить их, но — предостеречь, как своих возлюбленных детей.

Ст. 15 Богатые коринфяне имели множество слуг, в том числе наставников, которые провожали детей до школы и присматривали за ними. Павел уверяет христиан, что у них тоже немало наставников, но это не говорит о том, что у них много отцов. Павел заявляет, что относится к ним, как отец, потому что родил [их] во Христе благовествованием.

Ст. 16 На этом основании он призывает их подражать ему. Это подражание не должно быть подобно обожанию своего учителя, стремлением одеваться, как он, ходить и учить, как он, но претерпевать страдания и позор во имя торжества креста Христова.

Ст. 17 Тимофей, верный сотрудник и возлюбленный и верный в Господе сын Павла, собирается прибыть в Коринф, чтобы напомнить им о жизненном пути Павла во Христе Иисусе, Которого он проповедует везде во всякой церкви. Павел не просто учит, как стать истинным учеником, но способен воплотить в жизни это учение и ожидает, что все христиане в этом отношении будут следовать его примеру.

4:18−21 Выбор, который предстоит коринфянам

Царство Божье нельзя узреть, восседая в кресле философа, но оно являет собой силу, способную произвести перемены в жизни человека (ср.: 6:9−11). Выбор за ними (21). Либо они раскаются в своем поведении, что позволит Павлу прийти к ним в духе любви и кротости, либо он придет, как светский правитель со своими ликторами, которые несут его жезл — символ власти, облеченной полномочиями вершить суд и наказание.

В этом большом разделе (1:4 — 4:21) Павел рассуждает о правильной позиции коринфян по отношению к служению. Это можно воспринять как ориентированное на Евангелие служение, а не как форму христианского руководства, которое просто копирует светские модели и восхваляет само себя перед восприимчивыми к такой культуре коринфянами. Павел не использует термина «руководитель», «вождь» или «лидер», поскольку этот термин несет на себе печать элитарности и связан с политикой, что абсолютно несовместимо с христианским служением. У него не было последователей или приверженцев, как у светских патронов. Церковь не смогла осознать и извлечь пользу из служения, которое поручил ей Христос во имя церкви и мира, и в результате их христианская жизнь ухудшалась. Эта проблема стояла на повестке дня, и Павел должен был приступить к ее разрешению. Многое зависело от их духовного возрастания и более углубленного проникновения в эту проблему, но они не торопились разрешить ее. Такие проблемы постоянно возникали на протяжении всей истории Церкви.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.