1 Коринфянам 14 глава

Первое послание к Коринфянам апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Новый Библейский Комментарий

Еврейский Новый Завет

1 При этом продолжайте настойчиво добиваться того, что даётся Духом; а особенно способности пророчествовать.
2 Ибо тот, кто говорит на ином языке, говорит это не людям, а Богу, так как никто не может понять его, поскольку он произносит тайны силой Духа,
3 пророчествующий же говорит людям, наставляя, ободряя и утешая их.
4 Человек, говорящий на ином языке, назидает самого себя, а пророчествующий назидает собрание.
5 Я хотел бы, чтобы все вы говорили на иных языках, но ещё больше я хотел бы, чтобы все вы пророчествовали. Пророчествующий более велик, чем говорящий на иных языках, если только нет истолкования его слова, чтобы собрание получило назидание.
6 Братья, предположим, я приду к вам сейчас и стану говорить на иных языках. Какая вам от этого будет польза, если я не принесу вам никакого откровения, или знания, или пророчества, или учения?
7 Даже если взять неживые музыкальные инструменты, к примеру, флейту или арфу, то как можно узнать мелодию, если одну ноту невозможно отличить от другой?
8 И если сигнальная труба издаёт неясный звук, кто станет готовиться к сражению?
9 так же и с вами: как кто-либо узнает, о чём вы говорите, если вы своим языком произносите нечто нечленораздельное? Вы будете просто говорить в воздух!
10 В мире, несомненно, существует много различных звуков, но нет ни одного, который бы вообще ничего не значил;
11 если же я не понимаю значения звуков, произносимых кем-либо, я буду словно иностранец для этого человека, а он будет иностранцем для меня.
12 Так же и с вами: поскольку вы ревностно ищете того, что даётся Духом, стремитесь в особенности к тому, что способствует назиданию собрания.
13 Итак, тот, кто говорит на ином языке, должен молиться о способности истолковывать.
14 Ибо если я молюсь на ином языке, дух мой молится, но мой разум не приносит плода.
15 Что из того? Буду молиться духом, буду молиться и разумом; буду петь духом, буду петь и разумом.
16 Иначе, если ты благодаришь духом, как же не получивший должного наставления, сможет сказать: "Аминь, да будет так*" после твоего благодарения, ведь он не понимает, что ты говоришь?
17 Ибо, несомненно, ты хорошо благодаришь, но другой человек не получает назидания.
18 Я благодарен Богу за то, что говорю иными языками больше, чем кто-либо из вас,
19 но когда собирается община, я лучше скажу пять слов своим разумом, чтобы дать наставление другим, чем десять тысяч слов на ином языке!
20 Братья, не будьте детьми по уровню мышлении. В злом будьте словно младенцы, но в своём мышлении будьте зрелыми людьми.
21 Написано в Пятикнижии*: "Иными языками, устами чужеземцев буду говорить с народом этим. Но и тогда они не послушают Меня", — говорит Господь*.
22 Таким образом, языки — это знамение не для верующих, а для неверующих, тогда как пророчество не для неверующих, а для верующих.
23 Итак, если сойдётся всё собрание, и каждый будет говорить иными языками, и войдут люди незнающие или неверующие, не скажут ли они, что вы сумасшедшие?
24 Если же все вы пророчествуете, и войдёт какой-либо неверующий или незнающий человек, он всеми будет обличаться в грехе, всеми осуждаться,
25 и тайны его сердца будут раскрыты; так что он падёт ниц и прославит Бога, говоря: "Бог истинно среди вас!"
26 К какому же выводу мы приходим, братья? Всякий раз, как вы собираетесь, пусть каждый подготовит псалом, или учение, или откровение, либо же использует свой дар языков и даст истолкование; и всё это пусть будет для назидания.
27 Если кто-либо говорит иными языками, пусть это делают двое или, самое большее, трое, и все по очереди; а кто-нибудь пусть истолковывает.
28 Если нет никого, кто мог бы истолковать, тогда говорящие иными языками пусть молчат во время собрания — они могут говорить себе и Богу.
29 Пусть говорят пророки, двое или трое, а остальные размышляют над их словами.
30 Если же тому пророку, который сидит, что-то открывается, пусть говоривший первым помолчит.
31 Вы можете пророчествовать по очереди, а в результате все чему-то научатся и все получат утешение.
32 Кроме того, духи пророков подвластны пророкам;
33 поскольку Бог — Бог не беспорядка, но мира*. Как и во всех общинах Божьего народа,
34 пусть жёны молчат во время собрания; им не позволяется громко говорить. Пусть они находятся в подчинении, как и в Пятикнижии* сказано;
35 если же они хотят что-то узнать, пусть спрашивают у своих мужей дома; потому что для женщины непристойно громко разговаривать во время собрания.
36 Разве слово Божье первоначально возникло у вас? Или вы единственные, кого оно достигло?
37 Если кто-то полагает, что он пророк, или наделён Духом, тогда пусть признает, что всё, что я пишу вам, — это повеление Господа.
38 Если же кто-то не признаёт этого, пусть и его не признают.
39 Итак, братья мои, стремитесь к тому, чтобы пророчествовать; и не запрещайте говорение иными языками;
40 только пусть всё делается надлежащим образом и организованно.

Новый Библейский Комментарий

14:1−19 Пророчества, языки и церковь

Ст. 1 Любовь должна господствовать в христианском сообществе. Повторяя сказанное в 12:31 и возвращаясь к наставлению о стремлении к получению больших даров, Павел поясняет, что имел в виду дар пророчества.

Ст. 2 Он показывает, почему это так. Языки направлены не к человеку, но к Богу.

Ст. 3 Пророчество, с другой стороны, направлено к народу Божьему и выполняет роль назидания, увещевания и утешения. Уникальность христианской веры — в ее созидательности, она использует слова, которые описывают конструкцию в активном стремлении к укреплению, воодушевлению и утешению составляющих ее элементов.

Ст. 5 Павел хочет, чтобы все говорили языками, но добавляет при этом, что при наличии выбора он предпочел бы пророчество. Пророк важнее, чем говорящий на языках, который не толкует то, что может способствовать укреплению церкви. Он еще раз подчеркивает созидательную роль христианского сообщества.

Ст. 6 Павел, вероятно, возражает здесь тем, кто подчеркивает важность говорения на языках, на собственном примере. Если он не приносит пользы, открывая что-то новое (знания или наставления), то в чем преимущество его служения? Он приводит два примера.

Ст. 7 Мелодия, чистый звук, издаваемый музыкальными инструментами (свирелью или гуслями, точнее арфой), — самое главное для музыканта. В I в. особенно большой популярностью пользовалась арфа, она звучала повсюду в переполненных театральных залах.

Ст. 8 Труба должна издавать четкий звук, призывая войска к боевой готовности.

Ст. 9 Павел сравнивает их служение со звучанием трубы. Никто не сможет различить, о чем они говорят, если их речь невразумительна и непонятна.

Ст. 10−12 Со времен Вавилонского столпотворения в мире существует несчетное количество языков, и если, как говорит Павел, он слышит и не понимает значения слов того, кто говорит, то они друг для друга — чужестранцы. Так и вы, — повторяет Павел (12). Павел призывает всех обогатиться духовными дарами к назиданию церкви.

В ст. 1−19 Павел задается вопросом, почему пророчество — наиболее важный дар, к которому нужно стремиться в большей степени, чем к дару владения языками? Созидание или укрепление, ободрение и утешение церкви — самые важные аспекты в жизни христианского сообщества, а это происходит под действием дара пророчества.

14:20−25 Пророчества, языки и неверующие

Ст. 20−22 Павел призывает коринфян оставить свое детское мышление (ср.: 13:11). Несомненно, по отношению к злу необходимо сохранять младенческую невинность, но настала пора проявить зрелость ума. Это означает, что они должны задуматься над тем, что записано в законе (Ис 28:11, 12; Втор 28:49), и, полагает Павел, понять, что говорение на языках является знаком для неверующих (но негативным знаком, потому что подтверждает их неверие!), а пророчество предназначено для христиан.

Ст. 23 Если неверующие или любопытствующие приходят в церковь, а все говорят там на языках, то пришедшие сочтут их ненормальными.

Ст. 24 Если же все в церкви пророчествуют, то на пришедших это произведет должное впечатление. Они услышат обличение и суждения со стороны, ст. 25 сердца их могут раскрыться, и они падут ниц и признают присутствие Божье.

14:26−36 Соблюдение благопристойности и чинности

Ст. 26 У каждого есть псалом, поучение, откровение, язык или его истолкование. Все это должно идти на пользу церкви.

Ст. 32 Все должно проходить благопристойно, ибо Бог является Богом мира.

Ст. 33−36 В этом фрагменте рассматривается роль женщин в церкви. Некоторые комментаторы, исследовавшие данную проблему, считают эти строки более поздней вставкой, причем другого автора. Но подобные тексты присутствуют во всех рукописях. Необходимо отметить три момента, которые помогают понять отрывок:

1) Жены молились и пророчествовали в христианском собрании (см.: 11:5), что было обычной практикой во всех апостольских церквах (33б). Здесь очень важен контекст, позволяющий оценить пророчество (35).

2) Закон требует признания разной роли мужчины и женщины (34), с ссылкой на Быт 2:20−24 или 3:16. Павел уже приводил последнюю цитату ранее, в 11:8, 9.

3) Жена должна пополнять свои знания через мужа, находясь дома, а это подразумевает, что именно ее муж должен произносить пророчества (35).

Хотя тексты не позволяют с абсолютной уверенностью утверждать, автор настоящей статьи полагает, что в общественном собрании жены не должны были обсуждать содержание пророчества, которое требовало разъяснения через вопросы.

14:37−40 Предостережения и выводы

Ст. 37 Апостольское разъяснение, которого ожидали коринфяне относительно духовных людей или даров, завершается ясным заявлением о том, что все, что им написано, исходит из заповедей Господа. Пророк и духовный человек знают: «...то, что говорит Павел, исходит от Бога» (Августин). Нет никаких оснований полагать, что эти или другие главы следует отнести к какому-то особому месту или времени.

Ст. 38 Того, кто этого не знает, в том числе пророков и обладающих духовными дарами, нужно игнорировать.

Ст. 39 Пророчество приветствуется ввиду его пользы для церкви. Языки не запрещаются, но при этом все должно происходить благопристойно.

Ст. 40 Разъяснения Павла направлены на поддержание порядка в собраниях. В свете того, что Бог является Богом порядка (ср.: 33), все должно совершаться надлежащим образом при проведении богослужения в Его церкви. Здесь речь идет не только о темах, затронутых в этих главах, но и о тех, которые рассматриваются в гл. 11.

Примечание. Гл. 11−14 отражают следующую богословскую позицию: это не «моя» или «наша» церковь, но собрание народа Божьего, и крестная жертва Христа должна получить надлежащее отражение во взаимоотношениях людей и обеспечении их потребностей; недопустимо разделение мужчин и женщин; и первостепенной задачей является созидание церкви. Эти главы не следует рассматривать как порицание других церковных традиций. Легко пропустить в них персональную направленность, заботу о других. Павел призывает собратьев проявлять больший интерес к физическим и духовным нуждам на еженедельных христианских собраниях, чем это имеет место в большинстве современных церковных собраний. Христиане должны с воодушевлением принимать приходящих в собрание. В апостольской церкви не было общин, закрытых для неверующих. Этот призыв Павла актуален и ныне: христианское собрание должно быть таким, чтобы любой, посетивший его, знал: Бог действительно присутствует среди Своего народа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.