Деяния 10 глава

Деяния Святых Апостолов
Библейской Лиги ERV → Комментарии Баркли

Библейской Лиги ERV

1 В Кесарии жил человек по имени Корнилий. Он был центурионом Италийского полка.
2 Он сам, как и все домашние его, был богобоязнен и предан Богу. Он щедро жертвовал на помощь бедным и постоянно молился Господу.
3 Однажды, около трёх часов дня, Корнилию было видение, и он ясно увидел Ангела Божьего, который явился ему и сказал:
«Корнилий!»
4 Он же в страхе устремил на него взгляд и спросил:
«Что тебе нужно, господин?»
Ангел ответил ему:
«Бог знает о твоих молитвах и дарах бедным. Он помнит всё, что ты сделал.
5 Теперь же пошли людей в Иоппию за неким Симоном, также прозванным Петром,
6 остановившимся у кожевника Симона, дом которого находится у моря».
7 Когда Ангел, говоривший с ним, удалился, Корнилий призвал двух слуг и благочестивого воина, состоявших при нём,
8 и, объяснив им всё, послал их в Иоппию.
9 На следующий день, когда они были в пути и приближались к городу, около полудня Пётр поднялся на крышу помолиться.
10 Он почувствовал сильный голод и решил поесть. И пока готовили еду, ему было видение.
11 Он увидел, как раскрылись небеса и нечто похожее на широкое полотно, которое держат за четыре угла, стало опускаться на землю.
12 На нём были всякие животные, пресмыкающиеся и птицы.
13 Затем голос сказал ему:
«Встань, Пётр, заколи и ешь!»
14 Пётр ответил:
«Ни за что, Господи! Я никогда не ел ничего скверного и нечистого».
15 Во второй раз голос обратился к нему:
«Что Бог очистил, не называй скверным».
16 Это случилось трижды, и тотчас же всё это опять поднялось на небо.
17 Пока Пётр размышлял о значении увиденного, люди, посланные Корнилием, разузнав, где находится дом Симона, уже стояли у ворот.
18 Они громко спрашивали:
«Не здесь ли остановился Симон, по прозванию Пётр?»
19 Пётр размышлял о видении, когда Дух сказал ему:
«Три человека ищут тебя;
20 встань, спустись вниз и иди с ними без колебаний, так как Я послал их».
21 Тогда Пётр спустился и сказал этим людям:
«Я тот, кого вы ищете. Зачем вы пришли?»
22 Они ответили:
«Центурион Корнилий, человек праведный и богобоязненный, уважаемый всеми иудеями, послал нас. Святой Ангел повелел ему пригласить тебя к себе в дом и послушать твои речи».
23 Тогда Пётр пригласил их войти в дом и попросил остаться на ночь. На другой день, собравшись, он отправился с ними, и с ним пошли некоторые братья из Иоппии.
24 На следующий день он прибыл в Кесарию. Созвав своих родственников и близких друзей, Корнилий ждал их прихода.
25 А когда Пётр входил в дом, Корнилий встретил его и поклонился, упав ему в ноги.
26 Но Пётр поднял его и сказал:
«Встань! Я всего лишь человек, как и ты».
27 И, беседуя с ним, Пётр вошёл в дом и увидел, что там собралось много народа.
28 Пётр обратился к собравшимся с такими словами:
«Вы знаете, что для иудея незаконно общаться с иноплеменниками или навещать их. Но Бог указал мне не называть никого скверным или нечистым.
29 Поэтому, когда я получил приглашение, я пришёл беспрекословно. Итак, я спрашиваю, почему вы послали за мной?»
30 Тогда Корнилий ответил:
«Четыре дня назад, в это самое время, в три часа пополудни, я молился у себя в доме. Внезапно передо мной появился человек в сияющем одеянии
31 и сказал: „Корнилий, твоя молитва услышана, и твои подаяния бедным запомнил Бог.
32 Так пошли же в Иоппию за Симоном по прозванию Пётр; он гостит в доме кожевника Симона, дом которого находится у моря”.
33 И я тотчас же послал за тобой, и ты правильно сделал, что пришёл. Теперь все мы здесь перед Богом, чтобы выслушать всё то, что Господь повелел тебе сказать».
34 Тогда Пётр обратился к ним:
«Сейчас я действительно понимаю, что Бог беспристрастен,
35 и во всяком народе те, кто боятся Его и поступают праведно, — угодны Ему.
36 Он обратился со словом к народу Израиля, проповедуя устами Иисуса Христа Добрую Весть о мире. Он — Господь над всеми.
37 Вы знаете о недавних событиях в Иудее, о том, что началось в Галилее после крещения, провозглашённого Иоанном,
38 об Иисусе из Назарета, Которого Бог сделал Христом, дав Ему Святого Духа и силу. Бог был с ним, и ходил Иисус повсюду, творя добро и исцеляя всех, кто был под властью дьявола.
39 Мы являемся свидетелями всему тому, что Иисус сделал в Иудее и в Иерусалиме. Его убили, пригвоздив к деревянному кресту,
40 но на третий день после смерти Бог воскресил Его. Бог сделал так, что Иисус явился,
41 но не всем, а только тем свидетелям, которых Бог избрал заранее, то есть нам, которые ели и пили с Ним после того, как Он воскрес из мёртвых.
42 Иисус повелел, чтобы мы проповедовали людям и свидетельствовали, что Он Тот, Кого Бог поставил судьёй над живыми и мёртвыми.
43 Все пророки возвещали о Нём, говоря, что каждому, кто уверовал в Него, будут прощены грехи именем Его».
44 Когда Пётр ещё продолжал говорить, Святой Дух снизошёл на всех, кто слушал его слова.
45 И верующие иудеи, пришедшие вместе с Петром, были поражены тем, что Бог излил Свой дар Святого Духа также и на язычников,
46 потому что они слышали, как те говорили на разных языках и превозносили величие Божье. Пётр сказал:
47 «Эти люди получили Духа Святого точно так же, как и мы. Так разве может кто-нибудь помешать им получить крещение водой?»
48 И он приказал им креститься во имя Иисуса Христа. Затем они попросили его побыть с ними ещё несколько дней.

Комментарии Баркли

БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ВОИН (Деян 10:1−8)

В Деян 10 рассказано событие, явившееся одним из значительных моментов в истории христианской церкви. Впервые в ее члены допущен язычник. Поскольку Корнилий имеет такое важное значение в истории христианской церкви, обсудим, что мы знаем о нем.

1) Корнилий — сотник римского войска, находившегося в Кесарии, штаб-квартире римской администрации в Палестине. Слову батальон соответствует в греческом оригинале слово когорта. Основным соединением в Римской армии был легион. Это воинское соединение насчитывало шесть тысяч человек и, поэтому, его можно, грубо говоря, приравнять к дивизии. Дивизия состояла из десяти когорт. Когорта, следовательно, насчитывала 600 человек и по составу приближается к батальону. Когорта состояла из сотен, которые можно грубо приравнять к роте. Сотник, который командовал ей, соответствует нашему лейтенанту. Эти сотники — центурионы — представляли собой основу командования в римской армии. Древний историк следующим образом описывает качества, присущие сотнику: «Сотники не должны быть отчаянно храбрыми, но хорошими командирами, твердого расчетливого ума, не готовыми всегда бросаться в атаку ради безрассудной битвы, но, в случае подавляющего превосходства противника и непрерывных атак, готовые умереть на своем посту». Следовательно, Корнилий был из тех людей, которые всегда и прежде всего понимали, что такое мужество и верность.

2) Корнилий был богобоязненным человеком. В новозаветные времена это слово стало почти постоянным эпитетом для язычников, уставших от служения множеству идолов и веры предков и принимавших в той или иной степени иудейскую веру. Они не приняли обрезание, но законно они посещали синагоги и верили в единого Бога и в чистую этику иудейской религии. Корнилий, следовательно, был богоискателем, и поэтому Бог открылся ему.

3) Корнилий творил много милостыни: доброта являлась его характерным свойством. Его богоискательство привело к тому, что он полюбил людей, а тот, кто любит своих собратьев, недалек от Царства Божия.

4) Корнилий был богомольцем. Может быть, тогда он не знал еще хорошо Бога, Которому он молился; но, согласно данному ему свету, он жил близко к Его заповедям.

ВИДЕНИЕ ПЕТРА (Деян 10:9−16)

Прежде чем можно было принять Корнилия в общину верующих, Петр должен был усвоить урок. Правоверные иудеи считали, что Бог равнодушен к язычникам, и что Его благорасположение направлено только к ним. Иногда иудеи шли дальше и говорили, что не надо оказывать медицинской помощи рожающей язычнице, ибо от этого только прибавится еще один язычник. Петр должен был быть убежден в неверности подобной мысли, прежде чем Корнилий мог быть принят как верующий христианин.

Следует отметить, что Петр уже несколько отступил от тех жестоких правил и норм иудейского образа мышления, в которых он был воспитан. Он проживал у кожевника, по имени Симон (9:43; 10:5). Кожевник работает с забитыми животными и, поэтому, он всегда нечист (Чис 19:7−13). Ни один правоверный иудей не помышлял бы о том, чтобы воспользоваться гостеприимством кожевника. Именно потому, что Симон кожевник считался нечистым, он был вынужден жить на окраине города у моря. Вне всякого сомнения Симон кожевник был христианином и Петр начинал видеть, что Христос упраздняет все эти мелочные законы и запреты.

В полдень Петр поднялся на крышу для молитвы. Дома были маленькими и переполненными людьми. Желающие уединиться, часто поднимались на плоскую крышу. И здесь Петру открылось видение: опускающаяся с неба большая простынь. Она явилась его взору с животными и, голос повелел ему заколоть и съесть. Опять же у иудеев были строгие законы, касающиеся пищи, записанные в Лев 11. Иудеи могли есть только мясо жвачных животных с раздвоенными копытами. Все прочие животные были нечистыми и запрещены для пищи. Видение потрясло Петра и он возразил, что никогда не ел нечистого. Голос же указал ему, чтобы он не называл нечистым то, что очищено было Богом. Все это было трижды, чтобы не оставалось места сомнению или ошибке. Когда-то Петр называл бы язычника нечистым, теперь же Бог подготовил его к приходу Своих посланцев, и Он заставил Петра расстаться с традициями.

ВСТРЕЧА ПЕТРА С КОРНИЛИЕМ (Деян 10:17−33)

Этот отрывок полон самых удивительных событий. Вспомним, что иудеи считали, что все другие народы исключены от милосердия Божия. Правоверный иудей никогда не стал бы общаться с язычником, или даже с иудеем, который не соблюдает закона. Как же поступает Петр? Когда посланцы Корнилия, по иудейским обычаям, не пошли дальше ворот, Петр пригласил их в дом и угостил (стих 23). Когда же Петр прибыл в Кесарию, Корнилий встретил его у дверей дома, сомневаясь в том, переступит ли Петр его порог, но Петр вошел в дом (стих 27). Барьер, отделяющий иудеев от язычников, удивительным образом начинает рушиться.

Это типичное воздействие Христа. Один миссионер вспоминает, как он однажды во время богослужения совершал хлебопреломление в одной церкви в Африке. Рядом с ним как старейшина сидел вождь племени нгони по имени Отважное Сердце. Старый вождь еще помнил те дни, когда молодые воины его племени возвращались домой, оставляя за собой выжженную землю и опустошенные города, с запекшейся на копьях кровью врагов и с их женами как с добычей. А на какие племена совершали они в те дни опустошительные набеги? На племена сенга и тумбука. А теперь нгони, сенга и тумбука сидели рядом, забыв в любви Христа свою вражду. Отличительной чертой раннего христианства было разрушение барьеров, разделявших людей; и ныне христианство продолжает ломать разделяющие людей барьеры.

СУЩНОСТЬ ЕВАНГЕЛИЯ (Деян 10:34−43)

Ясно, что в этом отрывке приведено лишь краткое содержание речи Петра к Корнилию, что еще усиливает его важность, потому что в нем изложена самая сущность первой проповеди об Иисусе язычникам.

1) Иисус был послан Богом и Им был помазан Духом Святым и Силою свыше. Иисус, поэтому, есть дар Божий людям. Мы часто делаем ошибку, думая о гневе Божием, Которого нужно умиротворить тем, что делал кроткий Иисус.

Но проповедники первохристианской Церкви никогда не проповедовали такого Бога. Для них и явление Христа объясняется исключительно любовью Божией.

2) Иисус явился, благотворя и исцеляя. Он страстно желал искоренить на земле горе и страдание.

3) Он был распят. Тем, кто может читать между строк, ощущается выраженный в его словах ужас распятия. Вот до чего может довести людей грех.

4) Он воскрес. Сила, которой был помазан Иисус, не могла быть побеждена. Она же могла преодолеть самое ужасное из того, что могут совершить люди, и, в конце концов, она победила и смерть.

5) Христианский проповедник и учитель является свидетелем воскресения Христова. Для него Иисус не легендарный герой. Он пребывает с Ним и встречается с Ним лично.

6) Все это дает людям прощение грехов и новые отношения с Богом. С Иисусом взошла для человечества заря мира с Богом, которая должна была быть испокон веков, но которую разрушил грех.

ПРИНЯТИЕ В ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАН ИЗ ЯЗЫЧНИКОВ (Деян 10:44−48)

Петр еще не закончил свою речь, как совершались чудеса, которые не могли оспаривать даже бывшие вместе с Петром христиане. Дух Святой сошел на Корнилия и его друзей. Они прославляли Бога и начали говорить языками. Это явилось для иудеев окончательным доказательством того поразительного факта, что Бог и язычникам тоже даровал Святого Духа.

Но здесь поданы и важные последствия:

1) Как и другие новообращенные, упоминаемые в Деяниях, Корнилий и его родственники были крещены тут и тотчас же. В книге Деяний нет и речи о том, чтобы крещение совершала какая-то особая группа людей. Очень важно, что эти новообращенные вступали в христианскую Церковь. Надобно помнить, что и сегодня при крещении не священнослужитель, а церковь от имени Иисуса Христа принимает на себя ответственность за крещеных.

2) Большое значение имеет самая последняя фраза разбираемого отрывка. Они просили Петра пробыть у них несколько дней. Почему? Несомненно, для того, чтобы он несколько углубил их познания. Когда мы принимаем в нашу церковь новых членов, то это не завершение процесса, а только его начало.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.