«Аминь! Аминь!» Затем все израильтяне склонились лицом до самой земли и поклонились Господу.
«Сегодня — особенный день для Господа, Бога вашего. Не печальтесь и не плачьте».
Они сказали так, потому что все люди начали плакать, слушая слова Закона, данного Богом.
«Идите и наслаждайтесь хорошей пищей и сладкими напитками. И дайте немного еды и напитков людям, которые ничего не приготовили. Сегодня особый день Господа. Не печальтесь! Пусть радость Господа укрепит вас!»
«Тихо, успокойтесь, это особый день. Не печальтесь».
«В седьмой месяц года народ Израиля должен пойти в Иерусалим отметить особый праздник. Все должны жить во временных укрытиях.
Е. Религиозное пробуждение в Иерусалиме (Гл. 8−10)
8:1−8 В этой важной главе рассказывается о духовном пробуждении среди Божьего народа, которое произошло благодаря публичному чтению Писания. Обратите внимание, что теперь о Неемии говорится в третьем лице (до 12:31). Главный герой нескольких следующих глав — Ездра.
В первый день седьмого месяца собрался весь народ на священный праздник труб (Лев 23:24−25), символизировавший возвращение Израиля из стран языческих народов. Ездра, став на специальном возвышении в окружении тринадцати левитов, несколько часов читал книгу закона Моисеева. Народ демонстрировал глубокое уважение к Божьему Слову, в то время как левиты, упомянутые в стихе 7, разъясняли его толкование (ст. 8). Так как после плена арамейский язык вытеснил еврейский, многие слова в Еврейском Писании требовали объяснения.
Сегодня, много веков спустя, в условиях совершенно другой культуры и языка, проповедникам и учителям Библии приходится объяснять гораздо больше моментов. Доктор Дональд Кемпбелл подчеркивает важность этого служения:
«Ездра и его помощники были первыми в длинной череде проповедников, разъясняющих Библию. Этот метод проповеди был благословлен Богом на протяжении столетий и продолжает быть эффективным орудием приведения христиан к духовной зрелости. Тематические и текстуальные проповеди тоже могут быть вдохновляющими и полезными, но их духовное влияние не сравнить с духовной пользой таких проповедей, которые читал Ездра. Воистину благословенны верующие, которые слушают разъяснительные проповеди Писания».
8:9−12 Слезы народа показывают, что они всерьез восприняли послание (ст. 9). Они были правы в том, что серьезно восприняли Слово Божье, но они зря печалились. Праздник был задуман не для слез, а для радости. Единственным печальным праздником Израиля был День искупления. Остальные праздники должны были сопровождаться радостью и ликованием. Народ должен был демонстрировать плод Духа: любовь, проявляющуюся в помощи обделенным; радость — в пире перед Господом; мир — в освобождении от страхов и сердечном покое. Их печаль должна была смениться радостью, и радость пред Господом была для них подкреплением.
8:13−15 На следующий день были проведены специальные библейские занятия для вождей, священников и левитов. Они изучали постановления по поводу праздника кущей, который отмечался позже, в том же месяце.
8:16−18 Этот праздник предвещал то время, когда Израиль будет в безопасности жить в земле обетованной. Они спешно позаботились о соблюдении праздника, в котором впервые от дней Иисуса Навина принимал участие весь народ. (По крайней мере частично, этот праздник уже отмечали вернувшиеся в Иерусалим при Зоровавеле — Ездры 3:4). Кущи строили на крышах, во дворах и на улицах. Люди радовались, потому что Слово Божье снова было доступно изголодавшимся по нему сердцам. Праздник продолжался с пятнадцатого по двадцать второе число месяца.