От Луки 18 глава

От Луки, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Новый Библейский Комментарий

Библейской Лиги ERV

1 Затем Иисус рассказал ученикам притчу о том, что следует всегда молиться и не терять надежды.
2 Он сказал:
«В одном городе жил судья: он и Бога не боялся, и людей не уважал.
3 И была в том городе вдова. Много раз она приходила к нему, говоря: „Защити меня от моего противника!”
4 Долгое время судья не хотел этого делать. Но в конце концов сказал себе: „Хотя я и Бога не боюсь, и людей не уважаю,
5 однако эта вдова не оставляет меня в покое. Я помогу ей добиться правосудия, чтобы она больше не приходила и не надоедала мне”».
6 Тогда Господь сказал:
«Слышите, что сказал неправедный судья?
7 Разве Бог не сделает так, чтобы свершилось правосудие для Его избранников, которые взывают к Нему днём и ночью? Разве будет Он медлить с ответом?
8 Я говорю вам: Он поможет Своим избранникам, и скоро! Но когда придёт Сын Человеческий, то найдёт ли Он уверовавших в Него на земле?»
9 Иисус рассказал ещё притчу и тем, кто был уверен в своей праведности и смотрел на всех свысока:
10 «Два человека пошли в храм помолиться. Один из них был фарисей, а другой — сборщик налогов.
11 Фарисей, встав в стороне, молился так: „О Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди: грабители, обманщики, прелюбодеи или даже этот сборщик налогов.
12 Я пощусь дважды в неделю и отдаю десятую часть своих доходов”.
13 А сборщик налогов стоял в стороне и, не осмеливаясь даже глаз поднять к небу, молился со всем смирением перед Богом, говоря: „О Боже, будь милостив ко мне, грешнику!”
14 Я говорю вам, что этот человек, закончив молиться, вернулся домой праведным перед Богом. Фарисей же, считавший себя выше других, был неправеден перед Богом. Потому что каждый, возвышающий себя, будет унижен, а каждый, унижающий себя, будет возвышен».
15 Некоторые люди приносили к Иисусу детей, чтобы Он прикоснулся к ним. Ученики же, увидев это, осуждали их.
16 Но Иисус призвал к Себе детей, а ученикам сказал:
«Пусть дети малые приходят ко Мне, не останавливайте их, потому что таким, как они, принадлежит Царство Божье.
17 Правду вам говорю: кто не принимает Царства Божьего словно малое дитя, не войдёт в него».
18 Один из иудейских предводителей спросил Иисуса:
«Учитель добрый, что я должен сделать, чтобы унаследовать вечную жизнь?»
19 Иисус ответил ему:
«Почему ты называешь Меня добрым? Никто не добр, кроме одного Бога.
20 Ты знаешь заповеди: „Не прелюбодействуй, не убей, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать”».
21 Но предводитель сказал:
«Я выполнял всё это с юности».
22 Когда Иисус услышал это, Он продолжил:
«Одного всё же тебе не хватает: продай всё, что имеешь, и раздай бедным, и будет тебе награда на небесах. Тогда приди и следуй за Мной».
23 Он же, услышав эти слова, опечалился, так как был очень богат.
24 Увидев его печаль, Иисус сказал:
«Как трудно богатым войти в Царство Божье!
25 Ведь легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божье».
26 И люди, слышавшие это, сказали:
«Кто же тогда будет спасён?»
27 Иисус ответил:
«Что невозможно для людей, возможно для Бога».
28 Тогда Пётр сказал:
«Посмотри, мы оставили всё, что у нас было, и последовали за Тобой».
29 Иисус ответил им:
«Правду вам говорю, что нет никого, кто, оставив дом или жену, или брата, или родителей, или детей ради Царства Божьего,
30 не получит во много раз больше в этой жизни, а после своей смерти — вечную жизнь с Богом».
31 Отведя в сторону двенадцать апостолов, Иисус сказал им:
«Слушайте! Мы идём в Иерусалим, и всё, что записано пророками о Сыне Человеческом, исполнится.
32 Да, Он будет предан язычникам, над Ним будут издеваться, оскорблять, унижать и оплёвывать Его.
33 Его будут бить кнутами и убьют, но на третий день Он воскреснет».
34 Однако апостолы ничего не поняли из этого, потому что от них был скрыт смысл сказанного Им.
35 Приближаясь к Иерихону, Иисус увидел слепого, сидевшего у дороги и просящего милостыню.
36 Услышав, что мимо проходит народ, он спросил, что происходит.
37 И ему сказали, что идёт Иисус из Назарета.
38 Тогда он закричал:
«Иисус, Сын Давидов, смилуйся надо мной!»
39 Те, кто шли впереди, заставляли его молчать, но он ещё громче кричал:
«Сын Давидов, смилуйся надо мной!»
40 Иисус остановился и приказал привести слепого к Нему. Когда же тот подошёл, Иисус спросил его:
41 «Что ты хочешь, чтобы Я сделал для тебя?»
Тогда слепой ответил:
«Господи! Я хочу прозреть!»
42 Иисус сказал ему:
«Прозри! Твоя вера исцелила тебя!»
43 И тотчас же зрение вернулось к этому человеку. И он последовал за Иисусом, прославляя Бога. Когда люди увидели это, они воздали хвалу Богу.

Новый Библейский Комментарий

18:1−8 Неправедный судья. На самом деле эта притча завершает часть учения о будущем в 17:20−37. Как и очень похожая на нее притча в 11:5−8, эта притча поясняет основную идею не путем сравнения Господа и неправедного судьи, но подчеркивая контраст между ними. Скорее всего, женщина пришла к судье, чтобы разобрать дело финансового характера, но он отказался слушать ее, потому что хотел получить взятку, а она была слишком бедна, чтобы заплатить ему, и единственным ее оружием оказалась настойчивость. Если даже судья, непочитающий законы Божьи и человеческие, был вынужден действовать из-за неотступности требований вдовы, то насколько больше желание Господа поддержать Свой народ, воззвавший к Нему.

В стихе 7 избранные Бога — это те люди, которые услышали Его призыв и ответили на него. Здесь показано, что их преследуют, и они ждут, что Господь поможет их оправданию. Они молятся: «Да приидет Царствие Твое». Бог ли не защитит избранных Своих — эта фраза означает, что людям может показаться, будто Он бездействует и не отвечает на молитвы, но на самом деле Он безусловно ответит на все молитвы, и для этого не надо Его торопить. Вскоре Он подаст им Свою защиту. Действительно важный вопрос не в том, ответит ли Господь на молитву, но в том, найдутся ли истинно верующие люди, которые будут достаточно настойчивы в молитвах и не утратят надежды на пришествие Сына Человеческого. В притче содержится особое ободрение для людей, чтобы они продолжали возносить молитвы, не теряя духа в тяжелые времена ожидания перед пришествием Сына Человеческого. Интересную параллель см.: Сир. 35:14−19.

18:9 — 19:10 Кому возможно спастись?

Общая тема данного отрывка Евангелия посвящена предложению спасения тем людям, для которых обычно спасение считалось невозможным.

18:9−14 Фарисей и мытарь. Подобно предыдущей притче, эта также посвящена молитве, но здесь та же тема рассматривается в другом аспекте. Две различных молитвы отражают два разных типа характера. Фарисей был человеком благочестивым, ведущим честную и справедливую жизнь. Он делал более того, что требовалось от него по закону. Он постился дважды в неделю, по понедельникам и четвергам, хотя закон предписывал людям поститься всего лишь раз в году — в День искупления. Он отдавал десятину со всего, что зарабатывал, а не только с того, что требовалось по закону. Но он встал на молитву в храме и говорил о себе как о человеке праведном (вся его молитва посвящена собственному «я»), он выказывал презрение к ближним и из его слов предполагалось, что ему ничего от Бога не нужно. В отличие от него, мытарь стоял далеко от святого места в храме. Он не осмеливался даже поднять глаз, не то что воздеть руки с молитвой к Господу, но просто изливал перед Ним признание в собственных грехах и умолял Его о милосердии. Приговор Иисуса был таков: мытарь вернулся домой оправданным, то есть принятым Господом, фарисея же Бог не принял. Более, нежели тот (14), сказано слишком слабо, правильней сказать «не тот».

Таким образом, притча еще раз выражает заботу об «отверженных». Господь всегда готов принять грешников, если те воззовут к Нему, но Он не станет слушать тех, чья гордость своей религиозностью и добрыми делами делает их самодостаточными.

18:15−17 Иисус и дети (см.: Мф 19:13−15; Мк 10:13−16). Лука единственный из евангелистов говорит о детях как о младенцах. Прикоснулся означает, что Иисус возлагал на детей руки и молил Бога ниспослать на них Свое благословение. У Марка суть истории в том, что Царство Божье принадлежит таким, как они. И об этом говорил Иисус, когда брал детей на руки. Лука опустил этот момент, но не потому, что считал его недостаточно важным, но потому, что, вероятней всего, хотел сконцентрировать внимание на уроке о том, что Царство Божье принадлежит только тем, кто готов принять его смиренно, как дитя (ср.: 18:14).

Примечания. Ст. 15 После длинного отрывка (9:51 — 18:14), для которого не существует параллельных мест у Марка, Лука вновь начинает придерживаться версии первого Евангелия.

Ст. 16 Царство Божье одновременно предназначено для детей и для тех, кто уподобился им.

18:18−34 Богатый начальник (см.: Мф 19:16−30; 20:17−19; Мк 10:17−34). Продолжается та же тема об отношениях, которые приемлемы для Бога. Наследовать, то есть приобрести жизнь вечную, — это то же самое, что войти в Царство Божье (24), или же спастись (26). Иисус спросил человека, который называл Его благим, знает ли тот, что на самом деле означает это слово. Это слово следует оставить исключительно для Бога. Иисус вовсе не отрицал, что Сам являлся Сыном Божьим, хотя это было не вполне очевидно для того человека; однако Он пытался избегнуть проявлений пустой лести. Он ответил на его вопрос в традиционном для иудеев стиле, сказав о необходимости исполнять заповеди, выделив те из второй половины Десятисловия, исполнение которых может быть проверено (в большей или меньшей степени) по внешнему поведению человека. Когда человек заявил, что все их соблюдает, Иисус стал испытывать его на более глубоком уровне. Пусть молодой человек обратит все свое имущество в наличность, деньги раздаст бедным и станет Его учеником. Отказ человека поступить таким образом свидетельствовал о том, что на самом деле он не любил своего ближнего как самого себя, что большую привязанность он испытывал не к Богу, а к себе и к своему богатству (ср.: 10:27). Хотя внешне он и соблюдал закон, его сердце не было полностью с Богом. Здесь содержится наглядное доказательство того, как предельно сложно войти в Царство Божье людям, чьи сердца привязаны к богатству. Фактически, это сравнимо с тем, как если бы верблюд попытался пройти сквозь игольное ушко! На самом деле, для людей невозможно спастись без благодатной помощи Божьей.

Но хотя люди не способны превозмочь свою греховную натуру самостоятельно, Бог может вмешаться и спасти тех, кто ответил на Его призыв. Тогда Петр предположил, что Двенадцать ответили на призвание Господа и отказались от всего на свете ради Иисуса. Иисус обещал, что те, кто приготовились принести в жертву все, что должно быть оставлено учениками Христа, получат гораздо большее благословение одновременно и сейчас, в братстве Божьих людей, и в век будущий.

Гонения (см.: Мк 10:30) здесь не упоминаются, но в пророчестве несомненно подразумевается, что Иисусу предстоит быть судимым и понести поругание, которое Ему, как Сыну Человеческому, должно было принять от язычников. Но Двенадцать не смогли понять этого (ср.: 9:45).

Примечания. Ст. 20 Заповеди приведены в необычном порядке, который также можно найти в греческом переводе Ветхого Завета. Заповедь об алчности опущена либо из-за того, что этот грех проявляется не так очевидно, как остальные, либо потому, что эта заповедь фактически оказалась единственной, про которую молодой человек не мог сказать, что он ее исполняет.

Ст. 25 Существует похожая еврейская пословица про слона.

Ст. 31 См.: Ис 49:7; 50:5, 6; 52:13 — 53:12; а также Пс 21; 68. Некоторые из этих отрывков, скорее, не конкретные пророчества, но просто утверждения в целом о будущей судьбе праведных людей, которым предстоит пострадать за веру в Господа.

18:35−43 Исцеление слепца (см.: Мф 20:29−34; Мк 10:46−52). Последние две истории из этого раздела посвящены людям, которые ответили на призвание Господа, обращенное к ним через Иисуса Христа. Сын Давидов было определением для Мессии (см.: Ис 11:1−10; Иер 23:5, 6; Иез 34:23, 24; Лк 20:41−44). Слепой проявил настойчивость (ср.: 18:1), взывая о помощи, несмотря на попытки людей заставить его замолчать, и Иисус ответил на его веру.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.