«В одном городе жил судья: он и Бога не боялся, и людей не уважал.
«Слышите, что сказал неправедный судья?
«Пусть дети малые приходят ко Мне, не останавливайте их, потому что таким, как они, принадлежит Царство Божье.
«Учитель добрый, что я должен сделать, чтобы унаследовать вечную жизнь?»
«Почему ты называешь Меня добрым? Никто не добр, кроме одного Бога.
«Я выполнял всё это с юности».
«Одного всё же тебе не хватает: продай всё, что имеешь, и раздай бедным, и будет тебе награда на небесах. Тогда приди и следуй за Мной».
«Как трудно богатым войти в Царство Божье!
«Кто же тогда будет спасён?»
«Что невозможно для людей, возможно для Бога».
«Посмотри, мы оставили всё, что у нас было, и последовали за Тобой».
«Правду вам говорю, что нет никого, кто, оставив дом или жену, или брата, или родителей, или детей ради Царства Божьего,
«Слушайте! Мы идём в Иерусалим, и всё, что записано пророками о Сыне Человеческом, исполнится.
«Иисус, Сын Давидов, смилуйся надо мной!»
«Сын Давидов, смилуйся надо мной!»
Тогда слепой ответил:
«Господи! Я хочу прозреть!»
«Прозри! Твоя вера исцелила тебя!»
18:7 Бог ли не защитит..? Если даже неправедный судья может иногда встать на сторону справедливости, какие могут быть сомнения в том, что Бог непременно защитит правого?
избранных Своих. Избранники Божии — это те, кто с постоянством обращаются в молитвах к Нему.
18:8 подаст им защиту вскоре. «Вскоре» — с Божественной, а не человеческой точки зрения (2Пет 3:8).
найдет ли веру на земле? Речь идет не о том, что на земле может вообще не остаться верующих, а о том, что веру будут иметь далеко не все люди.
18:11 став, молился. В храме молились обычно стоя.
18:12 пощусь два раза в неделю. Закон Моисея предписывал израильтянам только один обязательный пост — в день Искупления (Лев 16:29−31; Лев 23:27), однако добровольный пост мог сопровождать молитву (Пс 34:13), раскаяние (3Цар 21:27) и скорбь (2Цар 1:12). Устная традиция, сформировавшаяся в еврейской среде в межзаветный период, требовала от благочестивых людей соблюдения значительного количества постов. Сам по себе пост мог быть полезным религиозным упражнением (5:33−35; Деян 13:2−3), однако Иисус однозначно осуждал практику, когда пост использовался для приобретения благоволения Божия (ст. 11−12) или для выставления на всеобщее обозрение своей показной набожности (Мф 6:16−18; ср. Ис 58:1−6).
18:13 не смел даже поднять глаз на небо. За молитвой евреи обыкновенно обращали взор к небесам, мытарь же, преисполненный сознания собственной греховности и недостойности перед лицом Господа, не смеет этого делать. Он просто исповедует свои грехи и просит Бога быть милосердным к нему.
18:14 сей пошел оправданным в дом свой. Имеется в виду, естественно, не гордый фарисей, а смиренный мытарь. Фарисей надеялся на то, что Бог оценит его заслуги и благочестие, не понимая, что никакое благочестие само по себе не может расположить Бога к человеку, ибо от человека Он требует полного совершенства (Мф 5:48), которого нам никогда не достигнуть. Мытарь же доверился Божией милости и нашел ее. Ср. 15:11−32.
18:16−17 Иисус принял детей и объяснил ученикам, что Царство Божие принадлежит тем, кто детям уподобится. Уподобиться детям означает освободиться от гордыни, не ставить себе в заслугу дела благочестия (как это делает фарисей из притчи), но во всем положиться на Бога, обратиться к Нему с открытой душой и полным доверием.
18:18 некто из начальствующих. Из евангелистов только Лука упоминает о том, что этот человек принадлежал к числу «начальствующих», т.е. занимал высокое положение в обществе.
Учитель благий! Это — не общепринятое обращение к учителю веры, но подчеркнуто почтительное.
что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Человек, задавший этот вопрос, ошибочно полагал, что спасение можно заслужить добрыми делами.
18:19 что ты называешь Меня благим? Иисус призывает человека задуматься над смыслом произнесенных им слов.
никто не благ, как только один Бог. Иисус не говорит, что обращение к Нему начальника было неправильным, но, напротив, дает понять, что тот невольно изрек важную истину о Нем.
18:25 См. ком. к Мк 10:25.
18:31−34 Это место часто называют «третьим пророчеством Иисуса о страстях» (ср. 5:35; 9:22, 43−45; 12:50; 13:32−33; 17:25). Здесь Он впервые говорит о том, что Его предадут в руки язычников.
18:35 один слепой сидел у дороги. См. Мф 20:30; Мк 10:46.
18:38 Сын Давидов. Из этого обращения явствует, что слепой признал в Иисусе Мессию.
18:42 вера твоя спасла тебя. Ср. Мк 5:34 и ком.
Последнее путешествие в Иерусалим.