Proverbs 18 глава

Proverbs
New International Version → Толкование Далласской семинарии

New International Version

1 An unfriendly person pursues selfish ends
and against all sound judgment starts quarrels.
2 Fools find no pleasure in understanding
but delight in airing their own opinions.
3 When wickedness comes, so does contempt,
and with shame comes reproach.
4 The words of the mouth are deep waters,
but the fountain of wisdom is a rushing stream.
5 It is not good to be partial to the wicked
and so deprive the innocent of justice.
6 The lips of fools bring them strife,
and their mouths invite a beating.
7 The mouths of fools are their undoing,
and their lips are a snare to their very lives.
8 The words of a gossip are like choice morsels;
they go down to the inmost parts.
9 One who is slack in his work
is brother to one who destroys.
10 The name of the Lord is a fortified tower;
the righteous run to it and are safe.
11 The wealth of the rich is their fortified city;
they imagine it a wall too high to scale.
12 Before a downfall the heart is haughty,
but humility comes before honor.
13 To answer before listening —
that is folly and shame.
14 The human spirit can endure in sickness,
but a crushed spirit who can bear?
15 The heart of the discerning acquires knowledge,
for the ears of the wise seek it out.
16 A gift opens the way
and ushers the giver into the presence of the great.
17 In a lawsuit the first to speak seems right,
until someone comes forward and cross-examines.
18 Casting the lot settles disputes
and keeps strong opponents apart.
19 A brother wronged is more unyielding than a fortified city;
disputes are like the barred gates of a citadel.
20 From the fruit of their mouth a person’s stomach is filled;
with the harvest of their lips they are satisfied.
21 The tongue has the power of life and death,
and those who love it will eat its fruit.
22 He who finds a wife finds what is good
and receives favor from the Lord.
23 The poor plead for mercy,
but the rich answer harshly.
24 One who has unreliable friends soon comes to ruin,
but there is a friend who sticks closer than a brother.

Толкование Далласской семинарии

Притч 18:1−2. Эгоизм, присущий человеку своенравному, побуждает его лишь к исполнению собственных прихотей, порой глупых (стих 1); «все умное» здесь может быть понято в значении «здравого суждения» «полезного совета» таковые «своенравным» насмешливо отвергаются (евр. лааг, переведенное в стихе 1 как восстает, в других местах передано в значении «насмехаться», «ругаться», 1:26; 17:5; 30:17). Стих 2 как бы продолжает по смыслу предыдущий. «Восстающий» против умных советов глуп, а у глупого человека две беды: ум, закрытый для познания, и рот напротив, закрывающийся редко, ибо уж очень хочется глупому выказать свой ум.

Притч 18:3. Нечестие всякого рода вызывает презрение у окружающих, человеку нечестивому не избежать бесславия, а с ним и поношения.

Притч 18:4. Проблема «слов, сходящих с уст человеческих», трактуется в стихах 4, 6−8, 20−21. в стихе 4 они сравниваются с «глубокими водами» — потому, вероятно, что возникают в глубинах человеческой души, что не всегда однозначны и могут нести в себе некий тайный, глубинный смысл. Во второй части стиха подразумевается, что сказанные человеком мудрым, слова сами становятся источником мудрости; Соломон сравнивает их с животворным струящимся потоком.

Притч 18:5. О вреде лжесвидетельства на суде в пользу нечестивого. На необходимость устранения этого зла обращал внимание еще Моисей (Лев 19:15; сравните Притч 17:15; 23:26; 24:23; 28:21).

Притч 18:6−8. Необдуманные слова, произнесенные глупым человеком, приводят к ссорам и могут обернуться бедой (здесь «побоями») для него самого (стих 6). Вариация той же мысли в стихе 7. Гибель может означать тут беду несчастье; уста глупца расставляют ловушку ему самому. Слова переносчика сплетен (стих 8) сравниваются с «лакомством» в том смысле, что любители их получают удовольствие, слушая сплетни, которые запоминают и смакуют, подобно вкусной еде, приятной их «чреву».

Притч 18:9. Если ленивый и небрежный в работе мало чего достигает трудом своим, то расточитель недолго радуется плодам своего труда, ибо недолго владеет ими.

Притч 18:10−11. Тема этих притчей — убежище истинное и воображаемое. Истинное имеет праведник, прибегающий к имени Иеговы, т. е. вверяющий себя Господу (стих 10). Это убежище сравнивается с крепкой башней: укрывшийся в ней безопасен. Не то богатый, который полагается на крепкий город, которым владеет (сравните 10:15).

Хотя богатство предпочтительней бедности, служить столь же твердым залогом безопасности, как Господь, оно не может. Потому-то высокая ограда вокруг города — лишь воображаемая защита на случай несчастья. Как и имение (имущество, деньги) отнюдь не являются ключом к решению всех проблем, возникающих в жизни.

Притч 18:12−14. Высокое мнение о самом себе, гордость, в конечном счете ведут человека к падению, тогда как смирение нередко есть залог его последующего возвышения (стих 12). Тот, у кого готов ответ на все (стих 13), даже на вопрос или мнение собеседника, не выслушанные до конца, глуп, замечает Соломон.

Древнееврейские мудрецы, знатоки Торы, видели в подобном поведении свидетельство небольшого ума и необразованности. Сами они всегда внимательно выслушивали собеседника и ответ давали, тщательно его обдумав. Обстоятельство, о котором говорится в стихе 14, давно подтверждено и врачами: человек сильный духом может побороть и физическую болезнь; напротив, павшему духом не всегда помогут и врачи.

Притч 18:15. Разумный сердцем стремится к приобретению знания. Вторая фраза этого стиха содержит в себе указание на устное преподавание мудрости (Торы в первую очередь) в древнееврейских школах (сравните 15:31). Мера мудрости, приобретаемой учеником, зависела от того, насколько внимательно слушал он учителя.

Притч 18:16. То, о чем здесь говорится, являлось характерной чертой древневосточной жизни: предстать (по той или иной нужде) перед вельможей без подарка было нельзя. Подарок этот сродни был взятке, хотя, возможно, и не носил столь явного характера. Предложение подарка, или взятки, тут не одобряется, а лишь констатируется как то, что было принято.

Притч 18:17−19. Эти притчи на тему споров и тяжб, которые решаются в суде. Стих 17 звучит как совет судье выслушать обе конфликтующие стороны прежде чем вынести решение по их спору. В стих 18 ссылка на один из известных в Библии способов решения тяжб: бросался жребий, который и прекращал споры (сравните 6:33; толкование на Есф 3:7; Деян 1:26), в стихе 19 обоснование необходимости так или иначе положить конец конфликту как можно скорее: восстановить отношения между двумя братьями (родственниками ли по крови или соплеменниками), один из которых озлоблен, полагая себя стороной обиженной, не менее трудно чем овладеть неприступным городом.

Притч 18:20−21. Плодом уст человека и произведением их названы его слова (сравните 12:14; 13:2). Будучи позитивными и ободряющими, они могут служить и его собственному благу. И в их же власти (во власти языка) — смерть и жизнь. К примеру, ложное показание в суде могло грозить кому-то смертью. «Любящими язык» названы в стихе 21 люди на язык невоздержанные (сравните 10:19; 18:2; 20:19); Соломон предупреждает их, что они сами же от своего языка пострадают (вкусят от плодов его).

Притч 18:22. Обретение доброй жены рассматривается как благодать от Господа.

Притч 18:23. Милосердие к нуждающимся почиталось у древних евреев обязанностью и высоким нравственным достоинством. Здесь осуждается отсутствие его.

Притч 18:24. Эта притча очень созвучна правилу, соблюдение которого представлялось древним евреям весьма важным: «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Выражается мысль, что бывает друг, который ближе человеку, чем брат его по крови.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.