Proverbs 18 глава

Proverbs
New Living Translation → Толкование Далласской семинарии

New Living Translation

1 Unfriendly people care only about themselves;
they lash out at common sense.
2 Fools have no interest in understanding;
they only want to air their own opinions.
3 Doing wrong leads to disgrace,
and scandalous behavior brings contempt.
4 Wise words are like deep waters;
wisdom flows from the wise like a bubbling brook.
5 It is not right to acquit the guilty
or deny justice to the innocent.
6 Fools’ words get them into constant quarrels;
they are asking for a beating.
7 The mouths of fools are their ruin;
they trap themselves with their lips.
8 Rumors are dainty morsels
that sink deep into one’s heart.
9 A lazy person is as bad as
someone who destroys things.
10 The name of the LORD is a strong fortress;
the godly run to him and are safe.
11 The rich think of their wealth as a strong defense;
they imagine it to be a high wall of safety.
12 Haughtiness goes before destruction;
humility precedes honor.
13 Spouting off before listening to the facts
is both shameful and foolish.
14 The human spirit can endure a sick body,
but who can bear a crushed spirit?
15 Intelligent people are always ready to learn.
Their ears are open for knowledge.
16 Giving a gift can open doors;
it gives access to important people!
17 The first to speak in court sounds right —
until the cross-examination begins.
18 Flipping a coina can end arguments;
it settles disputes between powerful opponents.
19 An offended friend is harder to win back than a fortified city.
Arguments separate friends like a gate locked with bars.
20 Wise words satisfy like a good meal;
the right words bring satisfaction.
21 The tongue can bring death or life;
those who love to talk will reap the consequences.
22 The man who finds a wife finds a treasure,
and he receives favor from the LORD.
23 The poor plead for mercy;
the rich answer with insults.
24 There are “friends” who destroy each other,
but a real friend sticks closer than a brother.

Толкование Далласской семинарии

Притч 18:1−2. Эгоизм, присущий человеку своенравному, побуждает его лишь к исполнению собственных прихотей, порой глупых (стих 1); «все умное» здесь может быть понято в значении «здравого суждения» «полезного совета» таковые «своенравным» насмешливо отвергаются (евр. лааг, переведенное в стихе 1 как восстает, в других местах передано в значении «насмехаться», «ругаться», 1:26; 17:5; 30:17). Стих 2 как бы продолжает по смыслу предыдущий. «Восстающий» против умных советов глуп, а у глупого человека две беды: ум, закрытый для познания, и рот напротив, закрывающийся редко, ибо уж очень хочется глупому выказать свой ум.

Притч 18:3. Нечестие всякого рода вызывает презрение у окружающих, человеку нечестивому не избежать бесславия, а с ним и поношения.

Притч 18:4. Проблема «слов, сходящих с уст человеческих», трактуется в стихах 4, 6−8, 20−21. в стихе 4 они сравниваются с «глубокими водами» — потому, вероятно, что возникают в глубинах человеческой души, что не всегда однозначны и могут нести в себе некий тайный, глубинный смысл. Во второй части стиха подразумевается, что сказанные человеком мудрым, слова сами становятся источником мудрости; Соломон сравнивает их с животворным струящимся потоком.

Притч 18:5. О вреде лжесвидетельства на суде в пользу нечестивого. На необходимость устранения этого зла обращал внимание еще Моисей (Лев 19:15; сравните Притч 17:15; 23:26; 24:23; 28:21).

Притч 18:6−8. Необдуманные слова, произнесенные глупым человеком, приводят к ссорам и могут обернуться бедой (здесь «побоями») для него самого (стих 6). Вариация той же мысли в стихе 7. Гибель может означать тут беду несчастье; уста глупца расставляют ловушку ему самому. Слова переносчика сплетен (стих 8) сравниваются с «лакомством» в том смысле, что любители их получают удовольствие, слушая сплетни, которые запоминают и смакуют, подобно вкусной еде, приятной их «чреву».

Притч 18:9. Если ленивый и небрежный в работе мало чего достигает трудом своим, то расточитель недолго радуется плодам своего труда, ибо недолго владеет ими.

Притч 18:10−11. Тема этих притчей — убежище истинное и воображаемое. Истинное имеет праведник, прибегающий к имени Иеговы, т. е. вверяющий себя Господу (стих 10). Это убежище сравнивается с крепкой башней: укрывшийся в ней безопасен. Не то богатый, который полагается на крепкий город, которым владеет (сравните 10:15).

Хотя богатство предпочтительней бедности, служить столь же твердым залогом безопасности, как Господь, оно не может. Потому-то высокая ограда вокруг города — лишь воображаемая защита на случай несчастья. Как и имение (имущество, деньги) отнюдь не являются ключом к решению всех проблем, возникающих в жизни.

Притч 18:12−14. Высокое мнение о самом себе, гордость, в конечном счете ведут человека к падению, тогда как смирение нередко есть залог его последующего возвышения (стих 12). Тот, у кого готов ответ на все (стих 13), даже на вопрос или мнение собеседника, не выслушанные до конца, глуп, замечает Соломон.

Древнееврейские мудрецы, знатоки Торы, видели в подобном поведении свидетельство небольшого ума и необразованности. Сами они всегда внимательно выслушивали собеседника и ответ давали, тщательно его обдумав. Обстоятельство, о котором говорится в стихе 14, давно подтверждено и врачами: человек сильный духом может побороть и физическую болезнь; напротив, павшему духом не всегда помогут и врачи.

Притч 18:15. Разумный сердцем стремится к приобретению знания. Вторая фраза этого стиха содержит в себе указание на устное преподавание мудрости (Торы в первую очередь) в древнееврейских школах (сравните 15:31). Мера мудрости, приобретаемой учеником, зависела от того, насколько внимательно слушал он учителя.

Притч 18:16. То, о чем здесь говорится, являлось характерной чертой древневосточной жизни: предстать (по той или иной нужде) перед вельможей без подарка было нельзя. Подарок этот сродни был взятке, хотя, возможно, и не носил столь явного характера. Предложение подарка, или взятки, тут не одобряется, а лишь констатируется как то, что было принято.

Притч 18:17−19. Эти притчи на тему споров и тяжб, которые решаются в суде. Стих 17 звучит как совет судье выслушать обе конфликтующие стороны прежде чем вынести решение по их спору. В стих 18 ссылка на один из известных в Библии способов решения тяжб: бросался жребий, который и прекращал споры (сравните 6:33; толкование на Есф 3:7; Деян 1:26), в стихе 19 обоснование необходимости так или иначе положить конец конфликту как можно скорее: восстановить отношения между двумя братьями (родственниками ли по крови или соплеменниками), один из которых озлоблен, полагая себя стороной обиженной, не менее трудно чем овладеть неприступным городом.

Притч 18:20−21. Плодом уст человека и произведением их названы его слова (сравните 12:14; 13:2). Будучи позитивными и ободряющими, они могут служить и его собственному благу. И в их же власти (во власти языка) — смерть и жизнь. К примеру, ложное показание в суде могло грозить кому-то смертью. «Любящими язык» названы в стихе 21 люди на язык невоздержанные (сравните 10:19; 18:2; 20:19); Соломон предупреждает их, что они сами же от своего языка пострадают (вкусят от плодов его).

Притч 18:22. Обретение доброй жены рассматривается как благодать от Господа.

Притч 18:23. Милосердие к нуждающимся почиталось у древних евреев обязанностью и высоким нравственным достоинством. Здесь осуждается отсутствие его.

Притч 18:24. Эта притча очень созвучна правилу, соблюдение которого представлялось древним евреям весьма важным: «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Выражается мысль, что бывает друг, который ближе человеку, чем брат его по крови.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.