Sprüche 18 глава

Sprüche
Schlachter Bibel 1951 → Толкование Далласской семинарии

Schlachter Bibel 1951

1 Wer sich absondert, pflegt seine Liebhaberei und wehrt sich gegen alles, was heilsam ist.
2 Einem Toren ist es nicht ums Lernen zu tun, sondern um kundzumachen, was er weiß.
3 Wo der Gottlose hinkommt, da stellt sich auch Verachtung ein und mit der Schande die Schmach.
4 Die Worte eines Mannes sind tiefe Wasser, ein sprudelnder Bach, eine Quelle der Weisheit.
5 Es ist nicht gut, wenn man die Person des Gottlosen ansieht und den Gerechten im Gericht unterdrückt.
6 Die Reden des Toren stiften Streit, und er schimpft, bis er Schläge kriegt.
7 Des Toren Mund wird ihm zum Verderben, und seine Lippen sind der Fallstrick seiner Seele.
8 Die Worte des Verleumders sind wie Leckerbissen; man verschlingt sie mit großem Appetit.
9 Wer nachlässig ist in seinem Geschäft, der ist ein Bruder des Zerstörers.
10 Der Name des HERRN ist ein festes Schloß; der Gerechte läuft dahin und wird beschirmt.
11 Das Gut des Reichen ist seine feste Burg und wie eine hohe Mauer in seiner Einbildung.
12 Vor dem Zusammenbruch erhebt sich des Menschen Herz; aber der Ehre geht Demut voraus.
13 Wer antwortet, bevor er gehört hat, dem ist es Torheit und Schande.
14 Ein männlicher Mut erträgt sein Leiden; wer aber kann einen niedergeschlagenen Geist aufrichten?
15 Ein verständiges Herz erwirbt Kenntnisse, und das Ohr der Weisen lauscht dem Wissen.
16 Das Geschenk macht dem Menschen Raum und geleitet ihn vor die Großen.
17 Wer sich in seinem Prozeß zuerst verteidigen darf, hat Recht; dann kommt der andere und forscht ihn aus.
18 Das Los schlichtet den Hader und entscheidet zwischen den Starken.
19 Ein Bruder, mit dem man sich entzweit hat, ist schwerer zu gewinnen als eine Burg, und Zwistigkeiten sind wie der Riegel an einem Schloß.
20 An der Frucht seines Mundes sättigt sich der Mensch, am Ertrag seiner Lippen ißt er sich satt.
21 Tod und Leben steht in der Zunge Gewalt; wer sie liebt, ißt ihre Frucht.
22 Wer eine Frau gefunden, der hat etwas Gutes gefunden und Gunst von dem HERRN erlangt.
23 Der Arme redet bittend; aber der Reiche antwortet grob.
24 Wer viele Gefährten hat, gefährdet sich selbst; aber es gibt einen Freund, der anhänglicher ist als ein Bruder.

Толкование Далласской семинарии

Притч 18:1−2. Эгоизм, присущий человеку своенравному, побуждает его лишь к исполнению собственных прихотей, порой глупых (стих 1); «все умное» здесь может быть понято в значении «здравого суждения» «полезного совета» таковые «своенравным» насмешливо отвергаются (евр. лааг, переведенное в стихе 1 как восстает, в других местах передано в значении «насмехаться», «ругаться», 1:26; 17:5; 30:17). Стих 2 как бы продолжает по смыслу предыдущий. «Восстающий» против умных советов глуп, а у глупого человека две беды: ум, закрытый для познания, и рот напротив, закрывающийся редко, ибо уж очень хочется глупому выказать свой ум.

Притч 18:3. Нечестие всякого рода вызывает презрение у окружающих, человеку нечестивому не избежать бесславия, а с ним и поношения.

Притч 18:4. Проблема «слов, сходящих с уст человеческих», трактуется в стихах 4, 6−8, 20−21. в стихе 4 они сравниваются с «глубокими водами» — потому, вероятно, что возникают в глубинах человеческой души, что не всегда однозначны и могут нести в себе некий тайный, глубинный смысл. Во второй части стиха подразумевается, что сказанные человеком мудрым, слова сами становятся источником мудрости; Соломон сравнивает их с животворным струящимся потоком.

Притч 18:5. О вреде лжесвидетельства на суде в пользу нечестивого. На необходимость устранения этого зла обращал внимание еще Моисей (Лев 19:15; сравните Притч 17:15; 23:26; 24:23; 28:21).

Притч 18:6−8. Необдуманные слова, произнесенные глупым человеком, приводят к ссорам и могут обернуться бедой (здесь «побоями») для него самого (стих 6). Вариация той же мысли в стихе 7. Гибель может означать тут беду несчастье; уста глупца расставляют ловушку ему самому. Слова переносчика сплетен (стих 8) сравниваются с «лакомством» в том смысле, что любители их получают удовольствие, слушая сплетни, которые запоминают и смакуют, подобно вкусной еде, приятной их «чреву».

Притч 18:9. Если ленивый и небрежный в работе мало чего достигает трудом своим, то расточитель недолго радуется плодам своего труда, ибо недолго владеет ими.

Притч 18:10−11. Тема этих притчей — убежище истинное и воображаемое. Истинное имеет праведник, прибегающий к имени Иеговы, т. е. вверяющий себя Господу (стих 10). Это убежище сравнивается с крепкой башней: укрывшийся в ней безопасен. Не то богатый, который полагается на крепкий город, которым владеет (сравните 10:15).

Хотя богатство предпочтительней бедности, служить столь же твердым залогом безопасности, как Господь, оно не может. Потому-то высокая ограда вокруг города — лишь воображаемая защита на случай несчастья. Как и имение (имущество, деньги) отнюдь не являются ключом к решению всех проблем, возникающих в жизни.

Притч 18:12−14. Высокое мнение о самом себе, гордость, в конечном счете ведут человека к падению, тогда как смирение нередко есть залог его последующего возвышения (стих 12). Тот, у кого готов ответ на все (стих 13), даже на вопрос или мнение собеседника, не выслушанные до конца, глуп, замечает Соломон.

Древнееврейские мудрецы, знатоки Торы, видели в подобном поведении свидетельство небольшого ума и необразованности. Сами они всегда внимательно выслушивали собеседника и ответ давали, тщательно его обдумав. Обстоятельство, о котором говорится в стихе 14, давно подтверждено и врачами: человек сильный духом может побороть и физическую болезнь; напротив, павшему духом не всегда помогут и врачи.

Притч 18:15. Разумный сердцем стремится к приобретению знания. Вторая фраза этого стиха содержит в себе указание на устное преподавание мудрости (Торы в первую очередь) в древнееврейских школах (сравните 15:31). Мера мудрости, приобретаемой учеником, зависела от того, насколько внимательно слушал он учителя.

Притч 18:16. То, о чем здесь говорится, являлось характерной чертой древневосточной жизни: предстать (по той или иной нужде) перед вельможей без подарка было нельзя. Подарок этот сродни был взятке, хотя, возможно, и не носил столь явного характера. Предложение подарка, или взятки, тут не одобряется, а лишь констатируется как то, что было принято.

Притч 18:17−19. Эти притчи на тему споров и тяжб, которые решаются в суде. Стих 17 звучит как совет судье выслушать обе конфликтующие стороны прежде чем вынести решение по их спору. В стих 18 ссылка на один из известных в Библии способов решения тяжб: бросался жребий, который и прекращал споры (сравните 6:33; толкование на Есф 3:7; Деян 1:26), в стихе 19 обоснование необходимости так или иначе положить конец конфликту как можно скорее: восстановить отношения между двумя братьями (родственниками ли по крови или соплеменниками), один из которых озлоблен, полагая себя стороной обиженной, не менее трудно чем овладеть неприступным городом.

Притч 18:20−21. Плодом уст человека и произведением их названы его слова (сравните 12:14; 13:2). Будучи позитивными и ободряющими, они могут служить и его собственному благу. И в их же власти (во власти языка) — смерть и жизнь. К примеру, ложное показание в суде могло грозить кому-то смертью. «Любящими язык» названы в стихе 21 люди на язык невоздержанные (сравните 10:19; 18:2; 20:19); Соломон предупреждает их, что они сами же от своего языка пострадают (вкусят от плодов его).

Притч 18:22. Обретение доброй жены рассматривается как благодать от Господа.

Притч 18:23. Милосердие к нуждающимся почиталось у древних евреев обязанностью и высоким нравственным достоинством. Здесь осуждается отсутствие его.

Притч 18:24. Эта притча очень созвучна правилу, соблюдение которого представлялось древним евреям весьма важным: «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Выражается мысль, что бывает друг, который ближе человеку, чем брат его по крови.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.