To the Chief Musician. Set to [a]“Do Not Destroy.” A Michtam of David.
1 Do you indeed speak righteousness, you silent ones?
Do you judge uprightly, you sons of men?
You weigh out the violence of your hands in the earth.
They go astray as soon as they are born, speaking lies.
They are like the deaf cobra that stops its ear,
Charming ever so skillfully.
Break out the fangs of the young lions, O Lord!
When he bends his bow,
Let his arrows be as if cut in pieces.
Like a stillborn child of a woman, that they may not see the sun.
He shall take them away as with a whirlwind,
As in His living and burning wrath.
He shall wash his feet in the blood of the wicked,
“Surely there is a reward for the righteous;
Surely He is God who judges in the earth.”
Толкование Далласской семинарии
Толкование Псалма 58
Давид молится о защите его от кровожадных врагов (стих 3). Как и во многих других псалмах, здесь звучит — на фоне грозных, безрадостных обстоятельств — мотив непоколебимой веры в Бога. Да избавит Он Давида от «восстающих на него», да лишит их силы и ввергнет в ничтожество, чтобы познали они всемогущество Его.
В историческом плане обстоятельством, послужившим написанию Пс 58, явилась попытка царя Саула «осадить» и убить Давида в доме его (1Цар 19:8−11а). Известно, однако, что Мелхола, жена Давида, помогла ему бежать, тайно спустившись из окна (1Цар 19:11б−14).
Первому стиху соответствует надпись, предваряющая псалом.
А. Заговор против невиновного (58:2−6)
Пс 58:2−6. Давид молит Бога, чтобы защитил его от делающих беззаконие, т. е. от Саула и его приближенных, устроивших на него настоящую охоту, хотя и нет на нем вины (стихи 2−5). Под «народами» в стихе 6 подразумеваются именно они, а не языческие племена, составлявшие враждебное окружение Израиля. Этим, ненавидевшим Израиль язычникам, Давид как бы уподобляет своих кровожадных преследователей.
Б. Вероломство не останется неотомщенным (58:7−11)
Пс 58:7−8. Множество бездомных полудиких псов бродило поодиночке и стаями вокруг древних восточных городов и по их улицам. Для людей они представляли известную опасность. В бездомных собаках, или псах, древние евреи видели символ злобы, жадности, нечистоты. И с этими-то презренными животными сравнивает Давид своих врагов (стих 7, 15). Языки, которыми они изрыгают хулу, режут, как мечи; в дерзости своей они полагают, однако, что никто, могущий спросить с них за это, не узнает, что они клевещут на Давида («ибо», думают они, «кто слышит?» стих 8). Другими словами, они полагают, что и Бог «не слышит» их.
Пс 58:9−11. Давид, однако, уверен, что Бог посрамит их (народы в стихе 9 употреблено в том же смысле, что и в стихе 6). Ибо, хотя, по-человечески рассуждая, сила на их стороне, заступником Давида является Сам Бог (стих 9). Он предварит Давида, т. е. предупредит гибельное нападение на него (возможно, это осуществилось в хитроумном замысле Мелхолы, спасшей мужа).
Бог даст мне смотреть на врагов моих (стих 11). Здесь возможны два значения. Или Давид будет без страха «смотреть» на своих врагов, сознавая себя под защитой Всевышнего, или Бог даст ему видеть их поражение и унижение.
В. Справедливость восторжествует (58:12−14)
Пс 58:12. Давид не хочет немедленной гибели своих врагов, но — ради того, чтобы народ мог извлечь урок из незавидной участи тех, которые не повинуются Богу, — он просит Его подвергнуть тех карам продолжительным, очевидным, запоминающимся (чтобы не забыл народ мой); стих 12.
Пс 58:13−14. «Клятва» в стихе 13 — в значении «проклятия». Очевидно, расточи… чтоб их не было, в стихе 14 не означает просьбы о быстром и полном уничтожении врагов (сравните со стихом 12); фраза эта скорее подразумевает полное обезвреживание их и лишение всякой силы. Да познают и они сами и свидетели участи их, что, кроме Бога, нет другого Владыки над Израилем (стих 14).
Г. Обет хвалы (58:15−18)
Пс 58:15−18. В стихе 15 (сравните со стихом 7) и в стихе 16 — образ «обезвреженных» и «воющих в бессилии» своем врагов, лишенных крова и пищи (речь идет, напомним, о людях знатных и богатых), возможно, здесь «расшифровывается» стих 12.
В стихах 17−18 — обет хвалы и славословий Богу, Который был и будет, уверен Давид, защитою и убежищем ему в день бедствия.