2 Паралипоменон 36 глава

Вторая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Толкование Далласской семинарии

Новый русский перевод

1 Народ страны взял сына Иосии Иоахаза и сделал его царем в Иерусалиме вместо его отца.
2 Иоахазу[125] было двадцать три года, когда он стал царем, и правил он в Иерусалиме три месяца.
3 Царь Египта низложил его в Иерусалиме и обложил Иудею данью в 100 талантов[126] серебра и талант[127] золота.
4 Царь Египта сделал царем Иудеи и Иерусалима брата Иоахаза Элиакима и переименовал его в Иоакима. А его брата, Иоахаза, Нехо увел в Египет.
5 Иоакиму было двадцать пять лет, когда он стал царем, и правил он в Иерусалиме одиннадцать лет. Он делал зло в глазах Господа, своего Бога.
6 Навуходоносор, царь Вавилона, напал на него, заковал его в бронзовые кандалы и увел в Вавилон.
7 Ещё Навуходоносор забрал в Вавилон часть утвари из дома Господа и положил её там в своем храме[128].
8 Прочие события правления Иоакима, мерзости, которые он делал, и всё, в чем он был виноват, записаны в «Книге царей Израиля и Иудеи». И царем вместо него стал его сын Иехония.
9 Иехонии было восемнадцать[129] лет, когда он стал царем, и правил он в Иерусалиме три месяца и десять дней. Он делал зло в глазах Господа.
10 Весной царь Навуходоносор послал за ним, и его доставили в Вавилон, а заодно забрали дорогие предметы из дома Господа. А царем Иудеи и Иерусалима вместо него он сделал дядю[130] Иехонии Цедекию.
11 Цедекии был двадцать один год, когда он стал царем, и правил он в Иерусалиме одиннадцать лет.
12 Он делал зло в глазах Господа, своего Бога, и не смирил себя перед пророком Иеремией, который возвещал слово Господа.
13 Ещё он восстал против царя Навуходоносора, который взял с него клятву Божьим именем. Он стал таким упрямым и своевольным, что не обращался к Господу, Богу Израиля.
14 Да и все вожди священников и народ всё больше и больше уклонялись от верности, следуя отвратительным обычаям народов и оскверняя дом Господень, который Он освятил в Иерусалиме.
15 Господь, Бог их отцов, снова и снова предупреждал их через своих посланников, потому что жалел Свой народ и Свое жилище.
16 Но они издевались над Божьими посланниками, презирали Его слова и глумились над Его пророками, пока гнев Господа не вспыхнул на Его народ так, что уже не было ему спасения.
17 Он навел на них царя халдеев[131], который перебил их юношей мечом в святилище и не пожалел ни юноши, ни девушки, ни старца, ни пожилого. Бог отдал их всех во власть Навуходоносора.
18 Он унес в Вавилон все вещи из Божьего дома, и большие, и маленькие, вместе с сокровищами дома Господа и сокровищами царя и его приближенных.
19 Божий дом был сожжен, а стены Иерусалима разрушены. Все его дворцы были сожжены, и всё ценное в нём уничтожено.
20 Навуходоносор угнал в плен в Вавилон всех, кто избежал меча, и они служили ему и его сыновьям, пока не набрало мощь Персидское царство.
21 А страна наслаждалась субботним покоем.[132] [133] Она хранила субботу всё время своего запустения, пока не исполнились семьдесят лет, предреченные словом Господним, которое возвестил пророк Иеремия.
22 В первый год правления Кира[134] [135], царя Персии, чтобы исполнилось слово Господа, которое возвестил Иеремия, Господь побудил Кира, царя Персии, объявить по всему своему царству и записать такой указ:
23 «Так говорит Кир, царь Персии.
Господь, Бог небес, отдал мне все царства земли и поручил мне построить Ему дом в Иерусалиме, в Иудее. Всякий из вас, кто принадлежит к Его народу, — да будет с ним его Бог! — может отправляться в путь».

Толкование Далласской семинарии

С. Иоахаз (36:1−4)

2Пар 36:1−4. У Иосии было, по крайней мере, четыре сына (1Пар 3:15), три из которых занимали в разное время трон Иудеи (таблицу «Пять последних царей Иудеи» в комментариях на 4Цар 23:31−35). Первым из них (хотя и не старшим; 2Пар 36:5) был Иоахаз. посаженный на престол народом после трагической смерти его отца. Но у власти он оставался всего три месяца. По неназванным причинам его… низложил фараон Нехао, обязавший к тому же иудеев уплатить Египту дань в сто талантов серебра (3, 75 тонн) и один талант золота (около 40 кг.).

Вместо Иоахаза, Нехао сделал иудейским царем его старшего брата — Елиакима, дав тому новое имя — Иоаким. Самый акт присвоения ему нового имени должен был свидетельствовать о превосходстве фараона над новым царем Иудеи и о том, что Иоаким является его вассалом. Иоахаза же Нехао… отвел как пленника своего в Египет. Судя по всему, Иудея оставалась под контролем Египта примерно с 609 по 605 гг. до Р. Х.

Т. Иоаким (36:5−8)

2Пар 36:5−8. Иоаким, один из нечестивых царей Иудеи, царствовал в Иерусалиме… одиннадцать лет (609−598 гг. до Р. Х.), все это время находясь в подчинении у царей чужеземных — вначале у фараона Нехао, а затем у вавилонского царя Навуходоносора. По нечестию Иоакима Господь не защитил его от Навуходоносора, который прежде того (примерно к 605 г. до Р. Х.) изгнал из Палестины египтян. (В это как раз время были уведены в Вавилон пророк Даниил и его друзья; Дан 1:1.)

Поначалу Иоаким держался, вероятно, лояльно по отношению к Навуходоносору, но года через три (в 602 г. до Р. Х.) восстал против него (4Цар 24:1). Летописец сообщает (автор 4-й Царств об этом умалчивает), что Навуходоносор… оковал иудейского царя оковами и отвел его в Вавилон, куда заодно была унесена и часть священных сосудов из храма.

Это было первое из трех вторжений Навуходоносора в Иерусалим (605, 597 и 586 гг. до Р. Х.). По-видимому, какое-то время спустя Иоаким был освобожден или бежал из Вавилона, судя по тому, что по смерти предан был позорному погребению — за воротами Иерусалима (Иер 22:18−19). О нечестивом царствовании Иоакима тоже было записано в книге царей Израильских и Иудейских.

У. Иехония (36:9−10)

2Пар 36:9−10. Сыи Иоакима — Иехония… был восемнадцати лет, когда наследовал иудейский престол, но царствовал он всего три месяца и десять дней (598−597 гг. до Р. Х.). Однако и за этот короткий срок успел себя явить нечестивым царем. Очевидно, следующей после воцарения Иехонии весной Навуходоносор, предприняв второе вторжение в Иерусалим, велел взять молодого царя вместе с его семьей (и еще 10 тысячами иудеев; 4Цар 24:13−14) в Вавилон, а, вместо него, посадил на иудейский трон Седекию, брата его.

В 4Цар 25:27−30 имеется дополнительная информация о том, что из своего заточения в Вавилоне Иехоиия был освобожден на 37-ом году его пребывания там (в 560 г. до Р. Х.); до конца жизни ему «положили» царское содержание в этой стране. (Факт этот подтвержден сравнительно недавно благодаря открытию так называемых ново-вавилонских текстов.) Произошло это через два года после смерти Навуходоносора и, возможно, по причине того влияния, каким пользовался в Вавилоне Даниил.

Ф. Седекия (36:11−16)

2Пар 36:11−16. Итак, вместо Иехонии, Навуходоносор «воцарил над Иудеей и Иерусалимом Седекию», не брата, а дядю его. Седекия стал последним иудейским царем в ветхозаветное время. Его одиннадцатилетнее правление (597−586 гг. до Р. Х.) было на редкость нечестивым, о чем красноречиво свидетельствует и пророк Иеремия (21:3−7; 32:1−5). На девятом году своего правления (в 588 году; 4Цар 25:1) Седекия поднял мятеж против царя Навуходоносора, но, несмотря на то, что положение его становилось все более угрожающим, он ни разу не обратился к Господу, Богу Израилеву.

Высшие сановники Седекии во всем следовали примеру этого царя (стих 14). Однако, жалея Свой народ… Господь не переставал посылать к ним с призывом одуматься посланников Своих. Но иудеи лишь издевались… над пророками Его. И тогда сошел гнев Господа на народ… так что негде было ему искать спасения (сравните Иер 5:10−13; 7:12−15).

X. Победа вавилонян и пленение Иудеи (36:17−21)

2Пар 36:17−20. В историческом плане это выразилось в последнем вторжении вавилонской (халдейской) армии в Иудею, которое, несомненно, направлялось Божией волей. Чаша терпения Господа переполнилась, и существованию Иудеи как царства был положен конец. И стар и млад, как говорится, были умерщвлены в Иерусалиме мечем. В Вавилон были уведены все оставшиеся в живых (стих 20); храм был разграблен и сожжен, как и чертоги царские, стена Иерусалима — разрушена. Уведенные в Вавилон иудеи жили там на положении рабов до 539 года, когда сам Вавилон пал под ударами персов.

2Пар 36:21. Летописец замечает, что, наконец, земля сполна «отпраздновала субботы свои». (Имеются в виду «субботние годы», которые по закону (Лев 25:1−7) должны были соблюдаться. Землю не полагалось в эти годы засевать, но давать ей отдых каждые семь лет.) Пребывание иудеев в Вавилоне продолжалось 70 лет, как и предсказывал пророк Иеремия (Иер 29:10). Общей мыслью этого стиха (36:21) является то, что вавилонское пленение было послано евреям в наказание за систематическое нарушение ими теократических установлений (закона Моисеева), в частности, закона о субботнем годе.

Длительность этого наказания — 70 лет — объясняют тем, что от царствования Саула (первого еврейского царя) до вавилонского пленения прошло 490 лет, и, следовательно, «субботних годов», которых евреи, вопреки закону, не соблюдали, набралось 70. Исторически это семидесятилетие (в которое «земля отдыхала»; Лев 26:34−35), отсчитывается от первой депортации евреев Навуходоносором в 605 г. до Р. Х. до начала восстановления храма теми, кто вернулся из плена в 536 г. (Дан 9:2; Езд 1:1).

Ц. Повеление Кира (36:22−23)

2Пар 36:22−23. Свое историческое повествование летописец завершает на оптимистической ноте. Бог совершил суд над Своим народом, но, в конечном счете, Он готовил ему — понесшему кару и покаявшемуся — освобождение, с тем, чтобы народ этот, вернувшись в свою землю, не дал пресечься династии Давида. В осуществление этого Господь «воцарил» Кира, царя Персидского (559−530 гг. до Р. Х.), наделив его силой и могуществом.

А в первый год Кира… имеется в виду первый год после начала его господства над Вавилоном (538 г. до Р. Х.). Именно тогда выпустил царь Персии манифест в котором повелевал иудеям вернуться в свою землю и вновь построить там храм. Слова этого манифеста читаем и в Езд 1:2−3а (толкование на эти стихи); подлинность соответствующего текста подтверждена и обнаруженными на территории Вавилона надписями. Сказано, что это Господь… возбудил… дух Кира (и подвигнул его на соответствующие решение и действия — во исполнение пророческого слова…

Иеремии (Иер 25:12; 29:10; также Ис 44:28; 45:1; сравните с молитвой Даниила в Дан 9:4−19)). Большинство царей Израиля и Иудеи пренебрегали словом Господним и способствовали все большему духовному падению еврейского народа. И тогда Господь «возбудил дух» языческого царя, чтобы могли совершиться те исторические события, которым в конечном счете предстояло обусловить второе пришествие на землю Иисуса Христа, Бога во плоти и Царя Израиля.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [125] — Вариант имени Иегоахаз.
3 [126] — Около 3,4 т.
3 [127] — Около 34 кг.
7 [128] — Или: в своем дворце.
9 [129] — Так в одном из евр. рукописей и в одном из древн. переводов (см. также 2Цар 24:8); в нормативном евр. тексте: восемь.
10 [130] — То есть родственника.
17 [131] — В знач.: «вавилонян»; евр. касди́м.
21 [132] — Закон говорил, что каждые семь лет земля должна отдыхать и не обрабатываться (см. Лев 25:1-7).
21 [133] — См. Лев 25:1-7.
22 [134] — Кир II Великий. Основатель Персидского государства Ахменидов, правил в 558-530 гг. до н. э. В 539 г. покорил Вавилон и Месопотамию. Кир погиб во время похода в Центральную Азию от руки сакской царицы Томирис.
22 [135] — Кир II Великий. Основатель Персидского государства Ахменидов, правил в 558-530 гг. до н. э. В 539 г. покорил Вавилон и Месопотамию.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.