2-е Коринфянам 8 глава

Второе послание Коринфянам
Русского Библейского Центра → Толкование Далласской семинарии

Русского Библейского Центра

1 Ставлю вас в известность, братья, о Божьей благодати, данной церквам Македонии.
2 Им выпало суровое испытание. Но велика их радость — перевешивает беду. В условиях крайней нищеты неистощимо их богатство — щедрость.
3 Могу сказать, что добрую волю они проявляют сколько могут и даже сверх того.
4 Они настойчиво просили нас принять их дар — участие в служении святому народу.
5 Это больше того, на что мы надеялись. Они самих себя отдали, во-первых, Господу, а после, по Божьей воле, и нам.
6 Поэтому мы просили Тита, чтобы он довел до конца и это начатое им среди вас благое дело.
7 Всего у вас в изобилии: и веры, и словесного дара, и знания, и усердия. И нашей любви. Хорошо, если так же много составится и от вашей благостыни.
8 Говорю это, не повелевая, а лишь с усердием других соизмеряя подлинность вашей любви.
9 Благодать Господа нашего Иисуса Христа вы знаете: будучи богат, Он ради вас сделался нищ, чтобы вам обогатиться Его нищетой.
10 Сужу о вашем деле так: хорошо и полезно, что вы не просто заняты делом, но и есть у вас к нему желание еще с прошлого года.
11 Завершите же теперь дело, чтобы к желанию и готовности прибавилось и исполнение по вашему достатку.
12 Готовность оценивается исходя из того, что вышло, а не из того, чего нет.
13 При этом нежелательно, чтобы одним было облегчение, а другим отягощение. Нужна равномерность.
14 Сегодня излишек у вас скрадывает нехватку у них, а там и у них излишек — нехватку у вас. Нужна равномерность.
15 Как написано: «У того, кто собрал много, не было лишнего, а кто мало — не было недостатка».
16 Благодарение Богу! Он в сердце Титово вложил подобное усердие к вам.
17 С нашей просьбой он согласился, но еще более по своему исключительному усердию отправился к вам добровольно.
18 С ним послали мы еще одного брата. Ему и его евангелию рады во всех церквах.
19 Церкви и отрядили его сопровождать нас в этом нашем благом деле, которому мы с готовностью отдались во славу Самого Господа.
20 Постараемся, чтобы ни от кого не было нам нареканий по поводу умения распорядиться таким щедрым даром.
21 Доброму делу мы привержены не только перед Богом, но и перед людьми.
22 И еще мы послали с ними другого нашего брата, не раз в трудную минуту доказавшего нам свое усердие. Он сразу же выразил согласие, потому что свято в вас верит.
23 Скажу так: Тит — мой спутник и мой сотрудник в ваших интересах, а прочие братья — посланцы церквей, слава Христова.
24 В оправдание нашего доброго отзыва о вас представьте им доказательство вашей любви. Пусть узнают все церкви.

Толкование Далласской семинарии

Л. Примеры великодушия (8:1−9)

При любой возможности Павел стремился вдохновлять и наставлять верующих не только словами, но и конкретными делами. Он, не колеблясь, призывал коринфян и других следовать в жизни его примеру (1Кор 4:16; 1Кор 11:1а; 1Фес 1:6; 2Фес 3:7−9). Но всегда с готовностью приводил он в пример и других, в частности, Тимофея (1Кор 4:17; Флп 2:19−20), Епафродита (Флп 2:18) и, конечно же, Христа (Флп 2:5; 1Кор 11:16; 1Фес 1:6) и Бога Отца (Еф 5:1). В данном случае в пример великодушия и щедрости он приводит македонские церкви и Самого Христа.

2Кор 8:1−2. Церквам македонским, т. е. церквам в городах Филиппы, Фессалоника и Верия, первоначально «Благодать Божия» была явлена через Павла и проповедь им Евангелия (Еф 3:2−12); было это во время его второго миссионерского путешествия. В Филиппах (Деян 16:12−40), в Фессалонике (Деян 17:1−9 и в Верии (Деян 17:10−15) апостол Павел не только проповедовал Евангелие, но и основывал церкви. Верующие в этих городах подвергались гонениям (Флп 1:29−30; 1Фес 1:6), но не отреклись от Христа (Флп 1:5; 1Фес 1:7). В то время они даже оказали апостолу материальную поддержку (Фнл. 4:15).

Тогда как их материальное положение, по-видимому, ухудшалось (сравните Флп 4:10), духовно они возрастали. Причину этому апостол видел в благодати Божией и Его милости. У этих людей были все основания горевать среди великого испытания скорбями — сравните 2Кор 1:4), но они радовались. Будучи в глубокой нищете, они оказались способными «обогащать» других. Не имея ничего, они поистине «всем обладали» (6:10), что действительно представляло ценность. Как и апостол Павел, македонские верующие усвоили, что Бог в благодати Своей в состоянии через их слабость являть Свою силу (4:7−12; 12:9; Флп 4:13).

2Кор 8:3−5. Македоняне были ревностными проводниками Божиих благословений, направленных на других, поскольку жили они по воле Божией (стих 5). Они на деле проявляли свою любовь к Богу и к ближним (сравните Мк 12:28−31; Флп 2:3−8, 20−21; 1Фес 4:9−10). По собственной инициативе они весьма убедительно просили, чтобы им дали участвовать в сборе пожертвований. Павел, возможно, считал, что они сами нуждаются в материальной помощи, и не решался просить их об оказании таковой иерусалимским верующим.

Но, подобно бедной вдове, на которую указал Иисус ученикам (Мк 12:41−44), они, вопреки собственной нищете, не думая о себе, давали другим, полагаясь на то, что их нужды удовлетворит Бог (Флп 4:19). Остается только пожелать, чтобы сегодняшние церкви так же, как македонские, просили о предоставлении им привилегии помогать бедным.

2Кор 8:6−7. В свете этого излияния благодати Божией на македонян (стихи 1−5), могли ли коринфяне, которые по милости Его «изобиловали всем»: верою и словом, познанием и всяким усердием, и любовью (сравните 1Кор 1:4−7) — делать менее их? Павел считал, что нет, потому и просил Тита организовать в Коринфе сбор пожертвований, чтобы предоставить тамошним верующим возможность «изобильно» явить «и сию добродетель». Тит уже имел опыт работы в сборе и раздаче пожертвований в других местах (Деян 11:29−30; Гал 2:1). Но неизвестно, когда он начал эту работу среди коринфян.

В Послании к Римлянам Павел упомянул об этом даре (т. е. о духовной способности, которую дает Бог) — «раздавать» помощь, нуждающимся (Рим 12:8). Правильно использовать этот Божий дар — значит раздавать щедро. Павел и сам «щедро раздавал» самого себя, в частности, тем же коринфянам, и в ответ они прониклись к нему горячим чувством признательности и откликнулись на его призыв о пожертвованиях (2Кор 8:11). Апостол хотел, чтобы в добродетели «даяния» коринфяне «изобиловали», потому что в даянии выражается любовь (1Ин 3:11, 16−18).

2Кор 8:8−9. Павел, весьма чувствительный к обвинениям, будто он стремится доминировать в основанных им церквах (1:24), предпочитал, чтобы побуждением верующим служили не повеления, а их от сердца идущая преданность (искренность вашей любви) к нему и, что более важно, к Господу. Можно ли сравнить коринфян в этом отношении, т. е. в искренности любви, с македонскими верующими? Или с их Господом, выше Которого сравнить не с кем?

Немного из сказанного в Священном Писании превосходит стих 9 с точки зрения лаконичного выражения сущности Евангелия (сравните 5:21). С неба во всем его великолепии сошел Христос на убогую землю. Воплощение означало непостижимое для человеческого ума отречение от материальной и духовной славы. Тот, Кто, будучи богат, владея всем, обнищал, обратил Себя в ничто (Флп 2:7).

Он взял на Себя грех человечества и заплатил за него собственной жизнью (Флп 2:8). И коринфяне лично обогатились от Его щедрости. Он сделался тем, чем были они (нищим), чтобы они стали такими, каким был и всегда остается Он (богатыми). Можно ли после этого расценивать материальное даяние во имя Его (сравните Мф 25:34−40) как нечто чрезмерное? (1Кор 9:11).

Б. Совет относительно сбора пожертвований (8:10 — 9:5)

Придя к выводу, что коринфяне не откажутся от сделанного им предложения, Павел дает им краткие практические советы, как собирать пожертвования.

2Кор 8:10−12. Совет Павла (стих 8) состоял в том, чтобы коринфяне закончили начатое ими дело (стих 6). Ибо и самыми добрыми намерениями чего усердно желали) нельзя заменить добрых дел (сравните Иак 2:15−16). Даяние каждого должно соразмеряться с его возможностями (зависеть от того, кто что имеет; сравните 1Кор 16:2). Если следовать этому принципу, то нетрудно дать столько же, сколько дали македоняне или бедная вдова (Мк 12:41−44), но, с другой стороны, и превзойти их в даянии непросто.

2Кор 8:13−15. Равенство (равномерность) было главным принципом, которым руководствовались церкви в материальном вспомоществовании друг другу. Павел не хотел, чтобы одним из них было облегчение, а другим — тяжесть. Чтобы, выражаясь фигурально, для уплаты Павлу ограбили бы Петра!

Апостол несомненно с одобрением относился к обобществлению имущества, установленному раннехристианской церковью в Иерусалиме (Деян 2:44) с целью помогать друг другу. В этом выразилась взаимная забота членов тела Христова о нуждах каждого из них (сравните 1Кор 12:25). Принцип этот был сформулирован в согласии с Божиим подходом к людям. Давая израильтянам пищу в пустыне, Бог давал ее именно «равномерно» — в соответствии с их нуждами (Исх 16:16−18). А потому и Церковь должна поступать так же.

2Кор 8:16−17. Как и Тимофей (Флп 2:19−20), Тит искренне заботился о благополучии тех, кому он служил. В нашем эгоистическом мире эта способность иметь такое усердие к другим не часто встречается, и Павел высоко ценил ее в своих помощниках. Апостол не приказывал Титу (сравните стихи 8, 23), но просил его помочь в деле, к которому, как представляется, Тит и сам был горячо расположен (он, будучи очень усерден) и готов был взяться за его исполнение (он… пошел к вам добровольно).

2Кор 8:18−21. Вместе с Титом пошел не названный по имени брат, пользовавшийся большим уважением (во всех церквах похваляемый); возможно, это был македонянин. Ему предстояло доставить собранное в Иерусалим. Занимаясь этим сбором, Павел руководствовался желанием прославить Господа (3 и 4 строки 19 стиха правильнее читать так: «сего благотворения, которым мы служим во славу Самого Господа»; сравните Мф 25:40; Гал 2:10). Ради этого он тщательно избегал всего, что могло бы послужить поводом к обвинению их в неправильном ведении дела или в корыстолюбии, дабы не бросить тень на имя Господне (2Кор 8:20; 2Кор 12:17−18).

2Кор 8:22−24. Кроме брата, о котором было сказано выше (стих 18), и Тита, «товарища и сотрудника» апостола, входил в эту группу и некто третий, названный здесь «нашим братом». По всей видимости, и он был представителем македонских церквей. «Усердие его» было многократно испытано Павлом, и вместе с другим не названным по имени братом (стих 18) они были, по словам апостола, «славою Христовою». Посылая с Титом еще и третьего человека, Павел преследовал две цели: отвести от себя возможные обвинения в корыстных намерениях и, кроме того, побудить коринфян к большей щедрости. Свою любовь (сравните 8:8) они могли бы явить (сравните 9:13) именно через усердие своего даяния.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.