2 хр. в Коринфе 8 глава

Второе послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Теперь хотим мы, братья, поведать вам о благодати Божией, данной церквам македонским,
2 о том именно, что, проходя через все тяжкие испытания, они и в избытке радости своей, и в крайней своей нищете изобиловали своей великой щедростью.
3 Я сам тому свидетель, что они посильно и даже сверх сил жертвовали от всей души.1
4 Они умоляли нас позволить им участвовать2 в служении народу Божьему в Иерусалиме.
5 И делали они это не только так, как мы надеялись. Они и самих себя целиком отдали, во-первых, Господу, а затем, как то было угодно Богу, и нам.
6 Мы попросили поэтому Тита, чтобы он, как начал, так и довел у вас уже до конца это дело милосердия.3
7 Во всем, что касается веры, и слова, и знания, и всякого усердия, и любви, нами в вас4 пробужденной, во всем у вас изобилие. Так проявите же щедрость5 и в этом деле милосердия.
8 Говоря так, не повелеваю я, нет, показывая вам усердие других, я проверяю искренность вашей любви.
9 Вы ведь знаете милосердие Господа нашего Иисуса Христа: будучи богат, Он обнищал ради вас,6 чтобы вы обогатились Его нищетою.
10 Вот мой вам совет для вашей же пользы, для тех из вас, кто уже с прошлого года положил хорошее начало и в том, что вы сделали, и в своей готовности делать это.
11 Доведите же теперь это дело до конца по достатку вашему и завершите его с той же готовностью, с какой брались за него.7
12 Ибо если есть такая готовность, принимается дар сообразно тому, что у него есть, а не тому, чего у него нет.
13 Речь ведь не о том, чтобы другим облегчение принести, а для вас тем самым создать трудности, дело ведь в равенстве и взаимности:
14 сегодня ваш избыток может восполнить их скудость, а завтра их избыток восполнит недостаток у вас. Так и будет всё равномерно,
15 как о том и в Писании сказано:

«Кто собрал много, у того не было лишнего,
и кто — мало, у того не было недостатка».8

16 Благодарю Бога, даровавшего Титу такую же, как и у нас, сердечную заботу о вас.
17 Он, конечно, и нашей просьбе внял, но еще большим в нем было его собственное рвение, так что отправляется он к вам совершенно добровольно.
18 С ним посылаем мы и еще брата, которого очень хвалят по всем церквам за проповедь Благой Вести.
19 Кроме того, и церкви избрали его, как положено, чтобы сопровождал он нас в нашей миссии милосердия, в том деле, которому мы служим во славу [Самого] Господа и в подтверждение нашей доброй воли.9
20 Мы хотим, чтобы никто не мог обвинить нас в том, будто мы плохо распорядились столь обильными дарами,10
21 ведь мы заботимся обо всем добром не только пред Господом, но и перед людьми.
22 Вместе с ними посылаем мы и еще одного нашего брата, усердие которого испытали не однажды в самых разных делах. А теперь он готов усердствовать еще более, чем прежде, потому что он очень уверен в вас.
23 Итак, что до Тита, то он мой товарищ и соработник у вас, а братья наши — они посланцы11 церквей, слава Христова.
24 Так явите же им любовь свою и покажите перед всеми церквами, что мы справедливо хвалимся вами.

Толкование Далласской семинарии

Л. Примеры великодушия (8:1−9)

При любой возможности Павел стремился вдохновлять и наставлять верующих не только словами, но и конкретными делами. Он, не колеблясь, призывал коринфян и других следовать в жизни его примеру (1Кор 4:16; 1Кор 11:1а; 1Фес 1:6; 2Фес 3:7−9). Но всегда с готовностью приводил он в пример и других, в частности, Тимофея (1Кор 4:17; Флп 2:19−20), Епафродита (Флп 2:18) и, конечно же, Христа (Флп 2:5; 1Кор 11:16; 1Фес 1:6) и Бога Отца (Еф 5:1). В данном случае в пример великодушия и щедрости он приводит македонские церкви и Самого Христа.

2Кор 8:1−2. Церквам македонским, т. е. церквам в городах Филиппы, Фессалоника и Верия, первоначально «Благодать Божия» была явлена через Павла и проповедь им Евангелия (Еф 3:2−12); было это во время его второго миссионерского путешествия. В Филиппах (Деян 16:12−40), в Фессалонике (Деян 17:1−9 и в Верии (Деян 17:10−15) апостол Павел не только проповедовал Евангелие, но и основывал церкви. Верующие в этих городах подвергались гонениям (Флп 1:29−30; 1Фес 1:6), но не отреклись от Христа (Флп 1:5; 1Фес 1:7). В то время они даже оказали апостолу материальную поддержку (Фнл. 4:15).

Тогда как их материальное положение, по-видимому, ухудшалось (сравните Флп 4:10), духовно они возрастали. Причину этому апостол видел в благодати Божией и Его милости. У этих людей были все основания горевать среди великого испытания скорбями — сравните 2Кор 1:4), но они радовались. Будучи в глубокой нищете, они оказались способными «обогащать» других. Не имея ничего, они поистине «всем обладали» (6:10), что действительно представляло ценность. Как и апостол Павел, македонские верующие усвоили, что Бог в благодати Своей в состоянии через их слабость являть Свою силу (4:7−12; 12:9; Флп 4:13).

2Кор 8:3−5. Македоняне были ревностными проводниками Божиих благословений, направленных на других, поскольку жили они по воле Божией (стих 5). Они на деле проявляли свою любовь к Богу и к ближним (сравните Мк 12:28−31; Флп 2:3−8, 20−21; 1Фес 4:9−10). По собственной инициативе они весьма убедительно просили, чтобы им дали участвовать в сборе пожертвований. Павел, возможно, считал, что они сами нуждаются в материальной помощи, и не решался просить их об оказании таковой иерусалимским верующим.

Но, подобно бедной вдове, на которую указал Иисус ученикам (Мк 12:41−44), они, вопреки собственной нищете, не думая о себе, давали другим, полагаясь на то, что их нужды удовлетворит Бог (Флп 4:19). Остается только пожелать, чтобы сегодняшние церкви так же, как македонские, просили о предоставлении им привилегии помогать бедным.

2Кор 8:6−7. В свете этого излияния благодати Божией на македонян (стихи 1−5), могли ли коринфяне, которые по милости Его «изобиловали всем»: верою и словом, познанием и всяким усердием, и любовью (сравните 1Кор 1:4−7) — делать менее их? Павел считал, что нет, потому и просил Тита организовать в Коринфе сбор пожертвований, чтобы предоставить тамошним верующим возможность «изобильно» явить «и сию добродетель». Тит уже имел опыт работы в сборе и раздаче пожертвований в других местах (Деян 11:29−30; Гал 2:1). Но неизвестно, когда он начал эту работу среди коринфян.

В Послании к Римлянам Павел упомянул об этом даре (т. е. о духовной способности, которую дает Бог) — «раздавать» помощь, нуждающимся (Рим 12:8). Правильно использовать этот Божий дар — значит раздавать щедро. Павел и сам «щедро раздавал» самого себя, в частности, тем же коринфянам, и в ответ они прониклись к нему горячим чувством признательности и откликнулись на его призыв о пожертвованиях (2Кор 8:11). Апостол хотел, чтобы в добродетели «даяния» коринфяне «изобиловали», потому что в даянии выражается любовь (1Ин 3:11, 16−18).

2Кор 8:8−9. Павел, весьма чувствительный к обвинениям, будто он стремится доминировать в основанных им церквах (1:24), предпочитал, чтобы побуждением верующим служили не повеления, а их от сердца идущая преданность (искренность вашей любви) к нему и, что более важно, к Господу. Можно ли сравнить коринфян в этом отношении, т. е. в искренности любви, с македонскими верующими? Или с их Господом, выше Которого сравнить не с кем?

Немного из сказанного в Священном Писании превосходит стих 9 с точки зрения лаконичного выражения сущности Евангелия (сравните 5:21). С неба во всем его великолепии сошел Христос на убогую землю. Воплощение означало непостижимое для человеческого ума отречение от материальной и духовной славы. Тот, Кто, будучи богат, владея всем, обнищал, обратил Себя в ничто (Флп 2:7).

Он взял на Себя грех человечества и заплатил за него собственной жизнью (Флп 2:8). И коринфяне лично обогатились от Его щедрости. Он сделался тем, чем были они (нищим), чтобы они стали такими, каким был и всегда остается Он (богатыми). Можно ли после этого расценивать материальное даяние во имя Его (сравните Мф 25:34−40) как нечто чрезмерное? (1Кор 9:11).

Б. Совет относительно сбора пожертвований (8:10 — 9:5)

Придя к выводу, что коринфяне не откажутся от сделанного им предложения, Павел дает им краткие практические советы, как собирать пожертвования.

2Кор 8:10−12. Совет Павла (стих 8) состоял в том, чтобы коринфяне закончили начатое ими дело (стих 6). Ибо и самыми добрыми намерениями чего усердно желали) нельзя заменить добрых дел (сравните Иак 2:15−16). Даяние каждого должно соразмеряться с его возможностями (зависеть от того, кто что имеет; сравните 1Кор 16:2). Если следовать этому принципу, то нетрудно дать столько же, сколько дали македоняне или бедная вдова (Мк 12:41−44), но, с другой стороны, и превзойти их в даянии непросто.

2Кор 8:13−15. Равенство (равномерность) было главным принципом, которым руководствовались церкви в материальном вспомоществовании друг другу. Павел не хотел, чтобы одним из них было облегчение, а другим — тяжесть. Чтобы, выражаясь фигурально, для уплаты Павлу ограбили бы Петра!

Апостол несомненно с одобрением относился к обобществлению имущества, установленному раннехристианской церковью в Иерусалиме (Деян 2:44) с целью помогать друг другу. В этом выразилась взаимная забота членов тела Христова о нуждах каждого из них (сравните 1Кор 12:25). Принцип этот был сформулирован в согласии с Божиим подходом к людям. Давая израильтянам пищу в пустыне, Бог давал ее именно «равномерно» — в соответствии с их нуждами (Исх 16:16−18). А потому и Церковь должна поступать так же.

2Кор 8:16−17. Как и Тимофей (Флп 2:19−20), Тит искренне заботился о благополучии тех, кому он служил. В нашем эгоистическом мире эта способность иметь такое усердие к другим не часто встречается, и Павел высоко ценил ее в своих помощниках. Апостол не приказывал Титу (сравните стихи 8, 23), но просил его помочь в деле, к которому, как представляется, Тит и сам был горячо расположен (он, будучи очень усерден) и готов был взяться за его исполнение (он… пошел к вам добровольно).

2Кор 8:18−21. Вместе с Титом пошел не названный по имени брат, пользовавшийся большим уважением (во всех церквах похваляемый); возможно, это был македонянин. Ему предстояло доставить собранное в Иерусалим. Занимаясь этим сбором, Павел руководствовался желанием прославить Господа (3 и 4 строки 19 стиха правильнее читать так: «сего благотворения, которым мы служим во славу Самого Господа»; сравните Мф 25:40; Гал 2:10). Ради этого он тщательно избегал всего, что могло бы послужить поводом к обвинению их в неправильном ведении дела или в корыстолюбии, дабы не бросить тень на имя Господне (2Кор 8:20; 2Кор 12:17−18).

2Кор 8:22−24. Кроме брата, о котором было сказано выше (стих 18), и Тита, «товарища и сотрудника» апостола, входил в эту группу и некто третий, названный здесь «нашим братом». По всей видимости, и он был представителем македонских церквей. «Усердие его» было многократно испытано Павлом, и вместе с другим не названным по имени братом (стих 18) они были, по словам апостола, «славою Христовою». Посылая с Титом еще и третьего человека, Павел преследовал две цели: отвести от себя возможные обвинения в корыстных намерениях и, кроме того, побудить коринфян к большей щедрости. Свою любовь (сравните 8:8) они могли бы явить (сравните 9:13) именно через усердие своего даяния.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: добровольно.
4  [2] — Или: прося о преимуществе участия; букв.: прося нас об этой милости и этом участии.
6  [3] — Букв.: благодать; то же в ст. 7, 9 и 19.
7  [4] — Друг. возм. пер.: нашей к вам любви; в некот. рукописях: вашей к нам любви.
7  [5] — Букв.: изобилуйте.
9  [6] — В некот. рукописях: нас.
11  [7] — Букв.: чтобы какой была готовность (вашей) воли, (таким могло быть) и исполнение.
15  [8] — Исх 16:18.
19  [9] — Букв.: готовности.
20  [10] — Букв.: остерегаясь, как бы не обвинил нас кто из-за этого обильного/щедрого дара, о котором мы заботимся.
23  [11] — Букв.: апостолы.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.