2 хр. в Коринфе 8 глава

Второе послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1 Теперь хотим мы, братья, поведать вам о благодати Божией, данной церквам македонским,
2 о том именно, что, проходя через все тяжкие испытания, они и в избытке радости своей, и в крайней своей нищете изобиловали своей великой щедростью.
3 Я сам тому свидетель, что они посильно и даже сверх сил жертвовали от всей души.1
4 Они умоляли нас позволить им участвовать2 в служении народу Божьему в Иерусалиме.
5 И делали они это не только так, как мы надеялись. Они и самих себя целиком отдали, во-первых, Господу, а затем, как то было угодно Богу, и нам.
6 Мы попросили поэтому Тита, чтобы он, как начал, так и довел у вас уже до конца это дело милосердия.3
7 Во всем, что касается веры, и слова, и знания, и всякого усердия, и любви, нами в вас4 пробужденной, во всем у вас изобилие. Так проявите же щедрость5 и в этом деле милосердия.
8 Говоря так, не повелеваю я, нет, показывая вам усердие других, я проверяю искренность вашей любви.
9 Вы ведь знаете милосердие Господа нашего Иисуса Христа: будучи богат, Он обнищал ради вас,6 чтобы вы обогатились Его нищетою.
10 Вот мой вам совет для вашей же пользы, для тех из вас, кто уже с прошлого года положил хорошее начало и в том, что вы сделали, и в своей готовности делать это.
11 Доведите же теперь это дело до конца по достатку вашему и завершите его с той же готовностью, с какой брались за него.7
12 Ибо если есть такая готовность, принимается дар сообразно тому, что у него есть, а не тому, чего у него нет.
13 Речь ведь не о том, чтобы другим облегчение принести, а для вас тем самым создать трудности, дело ведь в равенстве и взаимности:
14 сегодня ваш избыток может восполнить их скудость, а завтра их избыток восполнит недостаток у вас. Так и будет всё равномерно,
15 как о том и в Писании сказано:

«Кто собрал много, у того не было лишнего,
и кто — мало, у того не было недостатка».8

16 Благодарю Бога, даровавшего Титу такую же, как и у нас, сердечную заботу о вас.
17 Он, конечно, и нашей просьбе внял, но еще большим в нем было его собственное рвение, так что отправляется он к вам совершенно добровольно.
18 С ним посылаем мы и еще брата, которого очень хвалят по всем церквам за проповедь Благой Вести.
19 Кроме того, и церкви избрали его, как положено, чтобы сопровождал он нас в нашей миссии милосердия, в том деле, которому мы служим во славу [Самого] Господа и в подтверждение нашей доброй воли.9
20 Мы хотим, чтобы никто не мог обвинить нас в том, будто мы плохо распорядились столь обильными дарами,10
21 ведь мы заботимся обо всем добром не только пред Господом, но и перед людьми.
22 Вместе с ними посылаем мы и еще одного нашего брата, усердие которого испытали не однажды в самых разных делах. А теперь он готов усердствовать еще более, чем прежде, потому что он очень уверен в вас.
23 Итак, что до Тита, то он мой товарищ и соработник у вас, а братья наши — они посланцы11 церквей, слава Христова.
24 Так явите же им любовь свою и покажите перед всеми церквами, что мы справедливо хвалимся вами.

Новый Библейский Комментарий

8:1 — 9:15 О сборе пожертвований

Рассказав о своей радости и облегчении, которое он испытал по получении новостей от Тита, доставившего ему ответ коринфян на его послание, Павел продолжил разговор, который ранее затрагивался в общинах, состоящих из бывших язычников, о сборе пожертвований в помощь бедным христианам еврейского происхождения в Иудее, где они испытывали большую нужду в связи с голодом в период правления императора Клавдия (41−54 гг.). Помощь собратьям оказала и церковь в Антиохии (Сирия), где преобладали христиане из язычников; они послали собранные средства через Варнаву и Павла (Деян 11:27−30). В Гал 2:10 Павел говорит, что руководители иерусалимской церкви, признав его апостольство, просили его продолжить сборы для бедных, что он с радостью и стремился исполнить. Ко времени написания 1 Кор. (ок. 56 г.) он уже собрал средства в церквах Галатии, и коринфяне, услышав об этом, тоже захотели принять участие в этом служении (1Кор 16:1−4), а ко времени написания 2 Кор. (ок. 56 г.) Павел посетил церкви в Македонии, которые весьма убедительно просили... принять дар и участие их в служении святым (8:1−5).

8:1−6 Пример жителей Македонии

Ст. 1, 2 Павел приводит в пример македонских христиан, которые щедро откликнулись на призыв о помощи собратьям, чтобы побудить коринфян совершить то, что ранее они уже были готовы сделать (ср.: 9:1, 2). Македонские верующие, несмотря на то что сами подвергались серьезным испытаниям и крайне нуждались, радостно, в богатстве... радушия откликнулись на нужды других.

Ст. 3−5 Они были доброхотны по силам и сверх сил, отдавая не только просимое, но себя... Господу.

Ст. 6 Воодушевленный откликом македонских верующих, Павел посылает Тита вновь поднять вопрос о сборе пожертвований среди коринфян.

8:7−15 Слово похвалы коринфянам

Ст. 7−8 Отдавая должное коринфянам в их добродетелях и познании, Павел призывает их также испытать себя и на ниве жертвенности. Вместе с тем он не принуждает их к этому (щедрость не может быть навязана!), скорее, он пользуется возможностью проверить истинность их любви путем участия в деле пожертвования.

Ст. 9 Свой призыв к благодати и щедрости он подкрепляет ссылкой на пример Господа Иисуса Христа, Который, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. Речь здесь идет, конечно, не о вопросах благосостояния, но о той цене, которую Господь заплатил, участвуя во вселенской драме нашего искупления. Не подразумеваются и весьма скромные материальные обстоятельства Его земной жизни, ибо это было лишь началом. Потом пришли отречение, насмешки, преследование, предательство и страдания, которые достигли своей кульминации в Гефсимании и на кресте. Все это в своей совокупности составляет истинную цену нашего спасения. Точно так же, как бедность Иисуса невозможно описать в экономических терминах, богатство, которое Он дарует верующим, нельзя рассматривать просто с позиций материального благополучия. Спасение от греха и благословение грядущего века лежат в основе богатства, которое Христос Своей бедностью дарует на радость всем верующим.

Ст. 10−12 Павел советует своим читателям завершить то, что они начали ранее и чего усердно желали, т. е. сбор средств в пользу нуждающихся. Он объясняет, что при желании (если есть усердие) они должны жертвовать соответственно достатку, и совершенное ими будет благоугодно Богу; они не должны жертвовать сверх своих материальных возможностей.

Ст. 13−15 Павел стремится предотвратить возможное недопонимание вопроса о сборах пожертвований. Коринфяне не должны отягощать себя, отрывая от себя слишком много, чтобы другим было облегчение за их счет. Относительный достаток коринфян ныне может быть направлен частично на удовлетворение нужд бедных иудейских верующих. В будущем ситуация может измениться, и их избыток послужит тогда в восполнение недостатка коринфян. Он находит подходящую иллюстрацию этого принципа «равномерности»: опыт исхода евреев. Когда Бог даровал им манну небесную, то «у того, кто собрал много, не было лишнего, а у того, кто мало, не было недостатка» (Исх 16:18). Нужды всех были удовлетворены, никто не пострадал от недостатка, никто не получил в избытке. Тот факт, что Павел ожидал, что сравнительный достаток коринфян может обеспечить нужды сравнительно бедных верующих в Иерусалиме, следует с осторожностью применять к современной ситуации, когда речь идет о пожертвованиях. Мы не должны применять эти тексты в одинаковой мере по отношению к состоятельным людям и к тем, кто не обладает достатком.

8:16−24 Добрые слова в адрес тех, кто занимается пожертвованиями

Павел здесь хвалит трех человек, которые должны прибыть в Коринф, чтобы заняться вопросом сбора пожертвований.

Ст. 16, 17 Во-первых, он с похвалой отзывается о Тите, который проявляет серьезную заботу о коринфянах, и о его готовности идти в Коринф.

Ст. 18, 19 Во-вторых, он хвалит брата, во всех церквах похваляемого за благовествование и избранного церквами в качестве своего представителя, которому поручено передать собранные средства в Иерусалим.

Ст. 20, 21 Прежде чем сказать добрые слова в адрес третьего брата, Павел делает небольшое отступление, высказывая свои опасения, связанные с возможными упреками по поводу даров: чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений. Необходимо действовать справедливо и честно и перед Богом, и перед людьми.

Ст. 22 Наконец, он рекомендует брата, которого усердие много раз испытывали во многом, и который ныне еще усерднее по великой уверенности в коринфянах.

Ст. 23, 24 Этот отрывок завершается похвалой всех трех братьев и призывом к коринфянам проявить свою любовь (к Павлу) и подтвердить своими делами, то, за что Павел хвалил их (македонянам), когда эти три человека прибыли туда. Следует отметить, как важно было для апостола ревностное отношение к делу, когда он хвалил христианских служителей и когда ободрял верующих в целом. У нас может быть свой список приоритетов. Но Павел ставил рвение, ревностное отношение к делу на одно из первых мест (ср., напр.: 7:11, 12; 8:7, 8, 16, 17; Рим 12:11; 2Тим 1:16, 17).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: добровольно.
4  [2] — Или: прося о преимуществе участия; букв.: прося нас об этой милости и этом участии.
6  [3] — Букв.: благодать; то же в ст. 7, 9 и 19.
7  [4] — Друг. возм. пер.: нашей к вам любви; в некот. рукописях: вашей к нам любви.
7  [5] — Букв.: изобилуйте.
9  [6] — В некот. рукописях: нас.
11  [7] — Букв.: чтобы какой была готовность (вашей) воли, (таким могло быть) и исполнение.
15  [8] — Исх 16:18.
19  [9] — Букв.: готовности.
20  [10] — Букв.: остерегаясь, как бы не обвинил нас кто из-за этого обильного/щедрого дара, о котором мы заботимся.
23  [11] — Букв.: апостолы.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.