Апокалипсис 6 глава

Апокалипсис откровение Иоанново
Русского Библейского Центра → Новый Библейский Комментарий

Русского Библейского Центра

1 Я видел, как Агнец снял первую из семи печатей. И я услышал громовой голос одного из четырех животных: «Выходи!».
2 Я посмотрел, и вижу: конь белый и всадник. У всадника лук и на голове венок победителя. Он выехал, чтобы побеждать.
3 Агнец снял вторую печать. И я услышал голос второго животного: «Выходи!».
4 Вышел конь рыжей масти. Его всадник должен убрать с земли мир и развязать кровавую бойню. Ему дан тяжелый меч.
5 Агнец снял третью печать. И я услышал голос третьего животного: «Выходи!». Я посмотрел, и вижу: конь вороной и всадник. В руке у всадника весы.
6 Со стороны четырех животных послышался голос: «Мера пшеницы — динарий, три меры ячменя — динарий. Масла и вина не губи».
7 Агнец снял четвертую печать. И я услышал голос четвертого животного: «Выходи!».
8 Я посмотрел, и вижу: конь пепельный и всадник. Имя всадника — Смерть. За Смертью следует Ад. Им дана власть на четвертой части земли убивать мечом, голодом, повальной смертью, дикими зверями.
9 Агнец снял пятую печать. И я увидел под алтарем души убитых за Слово Божье, за слово свидетельства.
10 Они громко жаловались: «Долго ли, Владыка святой и истинный, не будет Твоего суда и мщения людям за нашу кровь?».
11 Но до тех пор, пока этого нет, их одели в белые одежды и велели потерпеть еще малость: еще не сложилось все число их сотоварищей и братьев, которых тоже убьют, как были убиты они сами.
12 Я видел, как Агнец снял шестую печать. И началось сильное землетрясение. Солнце сделалось как черное вретище, и луна сделалась вся — как кровь.
13 Звезды с неба попадали на землю. Так под порывом сильного ветра со смоковницы падают недозрелые плоды.
14 Небо свернулось, как свиток, и пропало. Горы и острова съехали в сторону.
15 А на земле все ее цари, высокие чины и военачальники, люди богатые и знатные, раб и свободный — все попрятались в пещерах под каменными горами.
16 И говорят этим горам и камням: «Завалите нас, спрячьте от Восседающего на престоле и от гнева Агнца.
17 Пришел великий День Их гнева. Кто может устоять?».

Новый Библейский Комментарий

6:1 — 8:5 Семь печатей

В этом фрагменте переплетается множество сложных элементов, в совокупности составляющих единую панораму, представленную здесь пророком. Убежденность в том, что суды будут предшествовать установлению царства Божьего, коренится в учении ветхозаветных пророков о Дне Господнем (см., напр.: Ис 13, 34; Иер 4−7; Иез 7, 24; Ам 5:18−29; Соф 1−3). Иоанн упорядочил и расположил все составляющие необычным образом; подразделение мессианского горя на ряд групп по семь в каждом, вероятно, навеяно повторяющейся в том или ином варианте фразой в Лев 26: «всемеро увеличу наказание» (Лев 26:18, 21, 24, 28). Высказывания Христа о конце времени, донесенные нам Евангелиями (Мф 24; Мк 13; Лк 21), содержат указания на семь судов, перечисленных в Откр 6. Но процедура открытия четырех судов отражает видение четырех колесниц и коней у Захарии (ср.: Зах 1:7−17), адаптированное Иоанном применительно к его вести. Отметим, что хотя снятие печатей ведет к началу судов, они лишь предшествуют окончательному установлению царства Божьего. Книга (свиток) представляет собой завет Бога даровать человечеству царство спасения.

6:1−2 Первая печать

Повеление иди обращено к всаднику, который появляется с открытием первой печати (как и в ст. 3, 5, 7). Многие комментаторы видят в победоносном всаднике Христа и связывают этот отрывок с видением возвращения Господа в 19:11−12. Однако единственным общим элементом в этих двух картинах является белый конь, символ победы. Ряд комментаторов полагает, что всадник представляет триумфальное шествие Евангелия и цитирует Мк 13:10 (2Фес 2:7 тоже интерпретируется подобным образом). Тем не менее, ввиду очевидного сходства четырех всадников, по-видимому, более естественно толковать их как символизирующих суды. Первый из них, вероятно, указывает на неодолимую военную силу.

6:3−4 Вторая печать

Всадник на рыжем коне тоже символизирует военную силу. Если попытаться найти различие между ними, то с лингвистической точки зрения первого всадника можно сопоставить с армией, которая оккупирует другие страны, а второго — с силами, которые разрешают конфликты, в том числе между странами, а возможно, и внутри страны путем гражданской войны (чтобы убивать друг друга). Двойное упоминание войны отмечается в Мк 13:7−8 и параллельных текстах.

6:5−6 Третья печать

Всадник на вороном коне символизирует голод. Мера (весы) в его руке указывают на нехватку, дефицит продовольствия, а приводимые цены — чрезмерно высокие, недоступные. Динарий составлял дневной заработок поденщика (ср.: Мф 20:1−2). Хиникс пшеницы — хлебная мера, необходимый ежедневный рацион человека. Три хиникса ячменя — небольшое дополнение к питанию, но в целом недостаточное. С другой стороны, повеление не повреждать елея и вина отражает заботу о тех, кто может позволить себе их употребление. В 92 г. острый дефицит зерна наряду с обилием вина в империи побудил императора Домициана издать указ о сокращении площадей виноградников и расширении площадей посева зерновых; этот указ вызвал такую бурю негодования, что его вынуждены были отменить. В данном тексте, возможно, имеется в виду эта ситуация.

6:7−8 Четвертая печать

Четвертый всадник означает смерть, но, вероятно, особую смерть — от язвы (букв. бубонная чума). Иезекииль говорит о четырех карах Божьих: мече (5:12), голоде, лютых зверях и язве (5:17); в греческом последнее слово (язва) переводится как смерть (возможно, используемое Иоанном в 2:23 и в 18:8 слово «смерть» — это перевод «язвы»). Ад следовал за ним — это напоминание, что смерть — это не конец; грешников ожидает суд (ср.: Евр 9:27−28).

6:9−11 Пятая печать

Души убиенных были под жертвенником, потому что они как бы принесены в жертву (ср.:Флп 2:17; 2Тим 4:6). Это излюбленная идея еврейского сознания. Рабби Акиба учил: «Тот, кто похоронен в земле израильской, как бы похоронен под жертвенником, поскольку вся земля израильская уподоблена жертвеннику; тот, кто покоится под жертвенником, пребывает как бы под престолом славы». В свете 12:17 свидетельство, которое они имели, есть свидетельство Иисуса (см. также: 1:2 и 19:10).

Ст. 10−11 Белые одежды, которые даны им, вероятно, представляют их оправдание через Христа перед лицом обвинения мира, и как таковые эти одежды есть знак и залог славы, которая ожидает их при первом воскресении (20:4−6). Это видение мучеников составляет неотъемлемый элемент судов Господних, поскольку получен ответ на молитву о справедливости (10) и конец приблизился.

6:12−17 Шестая печать

Описание космических знамений конца света дается в целом ряде ветхозаветных текстов, где говорится о Дне Господнем (напр., великое землетрясение есть признак конца времени, ср.: Иез 38:19−20; солнце стало мрачно как власяница, а луна сделалась как бы кровь, см.: Ис 13:10; Иез 32:7−8; Иоиль 2:10; 3:15; о падающих звездах и небе, которое сворачивается, как свиток, см.: Ис 34:4; о людях, скрывшихся в ущельях скал, см.: Ис 2:10; о молитве к горам см.: Ос 10:8). Эти знамения указывают не на приближение конца, но на то, что он уже наступил (так и в ст. 17: пришел великий день гнева Его). Первоначально эти признаки образным языком выражали тот ужас, который охватит всю вселенную перед величием Творца, Который грядет судить и спасать (см., в частности: Авв 3:6−11). Таким образом, они были призваны усилить чувство благоговейного трепета перед Господом в момент Его явления во славе.

Ст. 15−17 В этих стихах приводится семичастное деление человечества в диапазоне от царей до рабов: цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный. Их мольба в ст. 16−17 созвучна с воплем свидетелей под жертвенником (10). Последний день раскрывает тождество Того, Кто имеет неограниченную власть над Вселенной, с непреклонным Судией Агнцем; но конец испытания власти и суда оборачивается триумфом царства благодати и славы (см.: 21:1 — 22:5).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.