Апокалипсис 14 глава

Апокалипсис откровение Иоанново
Русского Библейского Центра → Новый Библейский Комментарий

Русского Библейского Центра

1 Я посмотрел, и вижу: на горе Сион стоит Агнец и с Ним сто сорок четыре тысячи искупленных. У них на лбу написано имя Агнца и имя Его Отца.
2 И я услышал голос с неба, как шум большого прибоя, как могучий раскат грома. Я услышал голос, похожий на звучание кифар, будто играли на кифарах музыканты.
3 Новая песнь пелась перед престолом, перед четырьмя животными и перед старцами. И никто, кроме ста сорока четырех тысяч искупленных с земли, не знал этой песни.
4 Эти с женщиной себя не осквернили: они девственники. Эти идут за Агнцем, куда бы Он ни шел. Эти искуплены. Они среди людей — первенцы Богу и Агнцу.
5 В их устах нет лукавства. Они непорочны.
6 Я увидел другого ангела, он летел посреди неба с вечной евангельской вестью и возвещал ее на земле людям всех племен и кровей, наречий и народов.
7 И гремел его голос: «Бойтесь Бога! Воздайте Ему славу! Пришел час Божьего суда. Поклонитесь Творцу, создавшему и небо, и землю, и море, и источники вод!».
8 За ним летел еще один ангел и говорил: «Пал Вавилон! Пала великая столица! Бешеным вином распутства напоила она все народы».
9 За ними летел третий ангел и кричал: «Все, кто поклоняется зверю и его изваянию и согласился носить метку на лбу или на руке, —
10 Будут пить вино ярости Божьей, вино неразбавленное, кипящее в чаше Божьего гнева. Их ждут муки в огне и сере перед святыми ангелами и перед Агнцем.
11 Дым, сопровождающий их мучения, курится во веки веков. Ни днем ни ночью нет передышки тем, кто поклоняется зверю и его изваянию и согласился носить его именную метку».
12 На все сила воли святого народа, умеющего беречь Божьи заповеди и веру в Иисуса.
13 И я услышал голос с неба: «Напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие с верой в Господа». «Да! — говорит Дух. — От их трудов будет им отдых, потому что вслед за ними идут их дела».
14 Я посмотрел, и вижу: белое облако, а на облаке сидит похоже как Сын человеческий. На голове у Него золотой венец, а в руке — острый серп.
15 Вышел из Храма еще один ангел и громко крикнул Сидящему на облаке: «Употреби серп и пожни. Созрел урожай на земле, пришло время жатвы».
16 Сидящий на облаке метнул серп на землю, и на земле совершилась жатва.
17 Вышел из Храма на небе другой ангел, тоже с острым серпом.
18 И еще один ангел, имеющий власть над огнем, вышел из алтаря и громко крикнул ангелу с острым серпом: «Употреби острый серп. Срежь с лозы земной гроздья. Поспел на лозе виноград».
19 Ангел метнул серп на землю и срезал гроздья с земной виноградной лозы и бросил в великую давильню Божьего гнева.
20 Из давильни за городом, где давили виноград, натекло крови по конские узды на тысячу шестьсот стадий вокруг.

Новый Библейский Комментарий

14:1−2 Пророчества о царстве и суде

В NIV и NEB данная глава подразделяется из 7 коротких пророчеств: видение верующих в царство Христа (1−5); проповедь Евангелия в период испытаний (6−7); возвещение судьбы Вавилона (8); предостережение о начертании зверя (9−12); блаженство пребывающих в Господе (13); два видения о суде (14−20) с использованием в одном из них (14−16) метафоры жатвы, в другом (17−20) — сбора урожая винограда.

14:1−5 Сто сорок четыре тысячи на горе Сионе. Назначение этого видения — вселить бодрость в христиан перед грядущими испытаниями в период правления антихриста (12−13).

Ст. 1 Кто составляет эти «сто сорок тысяч», мы знаем из 7:1−8 и 5:9−10. Это не две разные группы, особенно если учитывать, что в обоих случаях о них говорится, что они несут на своем челе печать Бога (7:3−4). Они — искупленные от земли (3). Здесь явная перекличка с описанием Церкви в 5:9. Они стоят на горе Сионе, то есть в небесном Иерусалиме (21:9−27). Это созвучно и песни благодарения в 5:9−10, но представляет собой определенный прогресс по сравнению с предыдущей картиной (7:1−8), где эти «сто сорок четыре тысячи» все еще на земле. Им уже открываются небесные горизонты, но они еще не получили свои царские привилегии (7:9−17). Имя, написанное на челе каждого из них, объясняет природу «печати», о которой говорится в 7:1−8; это имя Агнца, Сына Божьего (в противовес имени или числу зверя на челе его приверженцев).

Ст. 3 Хор ангелов в 5:9 поет новую песнь, но только те «сто сорок четыре тысячи» могут услышать ее; она отражает опыт искупления, о котором могут знать только спасенные.

Ст. 4−5 Это описание спасенного «множества» столь же живописно, как интересно его число. Они представлены как не осквернившиеся с женами, скорее всего, потому, что были воинами Агнца, находившимися у Него на службе (ср.: ветхозаветные установления для священной войны, которые включали в себя воздержание от сексуальных отношений: Втор 20:1−9; 23:9−14; 1Цар 21:4−5; 2Цар 11:6−13). Можно понимать это и в иносказательном смысле как воздержание от блуда с вавилонской блудницей (ср.: 8).

14:6−20 День гнева. Эти короткие прорицания объединены присутствием шести ангелов, которые объявляют наступление суда и осуществляют его. Подобно тому, как главное назначение ст. 1−5 воодушевить христиан, видения говорят нам о воздаянии за добро (первое видение) и возмездии за злые деяния (второе видение).

Ст. 6−7 Последнее предупреждение дается неверующим. Все народы призываются к покаянию и поклонению Богу. Само послание называется вечным Евангелием, поскольку вечное благословение радостной вести все еще ожидает тех, кто откликнется. Обращает на себя внимание благовествующий ангел, который является символической фигурой в этих пророчествах; слово «ангел» означает посланник, вестник, и эти посланники из плоти и крови.

Ст. 8 Падение Вавилона более развернуто изображено в гл. 17−18. «Вавилоном» в 1Пет 5:13, а также во внебиблейских источниках называли Рим.

Ст. 9−13 Это предостережение служит дополнением к проповеди вечного Евангелия в ст. 6−7. Поклоняющиеся зверю будут пить вино ярости Божией... вино цельное. Греческий текст описывает это вино как крепкую смесь, неразбавленное водой вино (символизм см. в Пс 74:9; Ис 51:17−23). Метафора в огне и сере как образ суда восходит к ветхозаветным текстам, в частности к Быт 19:24−25 — рассказу о гибели Содома (ср.: Ис 34:8−10).

Ст. 12 Призыв к терпению святых получает свое развитие в рассказе о судьбе поклоняющихся зверю, а также в осмыслении того, что многих христиан ожидают тюрьмы и смерть (см.: 13:10).

Ст. 13 Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Это блаженство имеет то же назначение, что и призыв к терпению. Если выражение отныне отмечает некий временной момент, то он связан с искуплением Христовым (ср.: 12:10). Вариант перевода «несомненно» вместо отныне придает этому обетованию просто усилительный оттенок: «Несомненно, блаженны мертвые, умирающие в Господе».

Ст. 14−20 Обычно ст. 14−16 интерпретируются как изображение Церкви Христа, которая составит единое целое при Его пришествии, а ст. 18−20 как собирание безбожного мира для суда, особенно ввиду появления подобного Сыну Человеческому в ст. 14 (ср.: 1:13). Вместе с тем довольно странно, что ангелы должны повелевать Христу явиться во славе и совершить Его работу по спасению. Более вероятно, что некто, подобный по облику человеку, может быть небесным созданием, сопричастным к славе Христа, наподобие Ангела сильного из 10:1. В таком случае, жатва и обрезание виноградных гроздьев представляют собой акт правосудия, как в Иоиль 3:13, откуда и взяты образы этих двух пророчеств. Жатва на земле, которая совершается ангелами, описывается в Мф 13:41−42.

Шестой ангел, имеющий власть над огнем, выходит от жертвенника; здесь явная параллель с 6:9−11; 8:1−5; 9:13; 16:7. Снова проявляется связь между жертвой и молитвой святых и пришествием Царства Божьего. Метафора Божественного суда, описанного как процесс изготовления виноградного вина, восходит к Ис 63:1−6. Кровь сравнивается с виноградным соком, истекающим из виноградного пресса (точила): и потекла кровь из точила даже до узд конских (20). Очевидна гиперболизация образа.

В 1 Енох. 100 говорится о войне в конце истории земли, когда отцы и сыновья будут сражаться друг с другом, а братья убивать своих братьев так, что «потоки крови хлынут... а кони будут по грудь погружаться в кровь нечестивых, а колесница потонет в ней». Подобным же образом иудеи описывали кровавые деяния римлян в эпоху Адриана: «Они убивали людей [из Бефера] не останавливаясь, так что кони по ноздри погружались в потоки крови, а кровь вливалась в море и обагряла его на протяжении четырех миль. Если вы думаете, что Бефер находился на берегу моря, то ошибаетесь, так как он лежал в сорока милях от него». Пророчество Иоанна — типичная апокалиптическая картина суда в день второго пришествия Христа и должно истолковываться в свете апокалипсиса.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.